ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8
1.1. Понятие «познавательный интерес» как научный феномен 8
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 11
1.3 Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся начального образования с умственной отсталостью 16
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 23
2.1 Характеристика базы исследования и обучающихся с
интеллектуальными нарушениями 23
2.2 Методы и методики, направленные на выявление сформированности
познавательного интереса у обучающихся начального образования с умственной отсталостью 32
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на изучение познавательного интереса к предмету «Русский язык» 37
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 43
3.1. Педагогическая работа по формированию познавательного интереса у
обучающихся с умственной отсталостью 43
3.2. Оценка эффективности педагогической работы и ее анализ 46
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на формирование познавательного интереса обучающихся
с легкой умственной отсталостью 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
В нынешнем образовании можно выделить одну из самых актуальных проблем - это реализация государственного образовательного стандарта в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. В свою очередь, чтобы обеспечить подходящие условия для образования лиц, имеющих отклонения в своем развитии, необходимо использовать специально созданные для их обучения методики и образовательные программы. Они направлены на повышение усвоения программ данными обучающимися.
Стоит рассмотреть определение, кто такой умственно-отсталый обучающийся. В данном определении подразумевает под собой различных обучающихся, у которых имеются различные изменения, которые оказывают влияние на большинство отделов головного мозга и искажают работу его функций. Отмечается, что поражения бывает более яркими локальными нарушениями, в том числе в подкорковой системе, что в дальнейшем выражается в разных отклонениях в развитии у обучающихся разного уровня образования, особенно отмечаются большинство видов психической деятельности, оказывающих огромное влияние на образовательную деятельность. Умственная отсталость, также имеющая термин «олигофрения» - это так называемая группа заболеваний имеющая различные определения и понятия, которые в себе и объединяет понятие умственная отсталость. [6].
Для правильного формирования познавательного интереса у обучающихся с умственной отсталостью стоит рассматривать задачи, которые прописаны в документах, таких как Основное ядро содержания общего образования и ФГОС начального общего образования. (ФГОС НОО). [26]. Это в свою очередь позволяет более результативно организовать обучение обучающихся с умственной отсталостью и оказывать влияние на побуждение у обучающихся желания для самостоятельного получения знаний.
Изучением проблем и воздействия познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью, отмечающих, что у обучающиеся имевших отклонения развития, прослеживались пониженный интерес и малая заинтересованность в обучении и получении знаний на уроках, изучали большинство ученых, как Петрова В. Г., Шиф Ж.И., Пинский Б.И., Соловьев И.М., Корсаков С.С., Сухарева Г.Е., Блюмина М.Г., Рубинштейн С.Я. и др.
Стоит подчеркнуть, что отсутствие недостаточного уровня сформированности познавательного интереса у обучающихся с умственной отсталостью оказывает сильное влияние не только на познавательную деятельность, но и на их психику, выражающееся в искаженном восприятии и запоминании.
Отмечается, что ведущей деятельностью обучающихся школьного возраста является учебная, которая в свою очередь у обучающихся умственной отсталостью очень плохо сформированный словарь, о чем говорили такие ученые как: (Данилкина Г. И., Петрова В. Г.), следующие ученые (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я., Петрова В.Г., Шиф Ж.И., Матасов Ю.Т.), отмечали нарушения и отклонения в мышлении, а также нарушения грамматического строя речи (Гнездилов М. Ф., Лалаева Р. И., Петрова В. Г.), кроме того, связная речь у данных обучающихся развита на недостаточном уровне, о чем говорили (Аксенова А. К., Данилкина Г. И., Лалаева Р. И.), Романенко О. В., Стадненко Н.М. и др.). Обучающиеся не могут перенести свои знания в новые условия. Когда учащиеся выполняют задания, им часто бывает трудно переключиться с одного задания на другое. У обучающихся нарушены волевые процессы. Для них характерны прямые импульсивные реакции на влияющие на их впечатление внешние факторы, необдуманные действия и поступки, а также неспособность противостоять воле другого человека. Особенности интеллектуального развития учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями, кроме того, происходили возрастные изменения, которые оказывали на развитие организма большое влияние, в том числе восприятие и обработку нравственных представлений и отношений.
Учитывая все эти особенности, появилась необходимость использования специальных методов и приемов работы для обучения обучающихся с ограниченными интеллектуальными возможностями, которые позволили бы им развивать познавательную деятельность и познавательные процессы, что делает процесс обучения привлекательным и значимым в глазах обучающихся. Познавательная деятельность учащихся напрямую связана с уровнем развития познавательных процессов, поскольку по мере их развития их кругозор расширяется, а интересы учащихся начальных классов с ограниченными интеллектуальными возможностями и интеллектуальными нарушениями становятся более разнообразными. Современные ученые трактовали значимость игры следующим образом, что это вид деятельность, которая помогает производить эффективные изменения в развитии ребенка, как на психологическом, так и психическом уровне, формируя его личность с нескольких сторон. Эти ученые работали в разных областях медицины, психологии, педагогики: (Покровский Е.А., Лесгафт П.Ф., Макаренко А.С., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. и многие другие).
Проблема исследования в учебной литературе не рассматривается в полной мере влияние дидактических игр на развитие познавательного интереса у обучающихся с умственной отсталостью на уроках
Актуальность при изучении литературы, основывается на обновлении содержания образования, чтобы сформировать познавательный интерес у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования на должном уровне.
Объект исследования - познавательный интерес обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Предмет - процесс развития и формирования познавательного интереса обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования при помощи дидактических игр на уроках русского языка.
Целью изучение особенностей формирования познавательного интереса у обучающихся с умственной отсталостью начального образования, носящее теоретический и практический характер исследования
Задачи исследования:
1. Изучить по данной проблеме литературу, включающую в себя психологическое, учебное и методическое направления
2. Провести анализ особенностей формирования познавательного интереса у обучающихся с умственной отсталостью
3. Подобрать различные дидактические игры и практические упражнения в качестве варианта проведения коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для формирования познавательного интереса у умственно отсталых обучающихся.
4. Сделать анализ полученных результатов проделанной работы.
Методы исследования.
- теоретические (анализ, синтез, обобщение);
- эмпирические (наблюдение, беседа, изучение документации и продуктов деятельности);
- эксперимент
База исследования: МАОУ СШ № 1 им. И. И. Марьина г. Красноуфимска.
Структура работы основана на следующих критериях: задачи исследования, логика раскрытия темы, включающая в себя введения, три глав, заключение, список использованной литературы, приложений
Поставленные цели работы были достигнуты. Рассмотрены теоретические и психолого-педагогические основы формирования универсальной учебной деятельности, выбран и проанализирован методический материал для изучения основной учебной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (умственной отсталостью). С целью изучения образовательного уровня основной учебной деятельности у данной категории обучающихся был проведен эксперимент. Коррекционно-развивающие упражнения призваны сформировать основную учебную деятельность человека. По результатам проведен анализ и установлена эффективность проделанной работы.
Резюмируя, можно констатировать следующее: в настоящее время школе необходима такая организация своей деятельности, которая обеспечивала бы развитие индивидуальных навыков и творческий подход к жизни каждого обучающийся, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и т. Д. Другими словами, в школе крайне интересно знать особенности интеллектуального развития каждого отдельного ребенка. И не случайно возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров. Уровень образования и воспитания в школе во многом определяется степенью ориентации образовательного процесса на психологию возраста и индивидуальное развитие ребенка. Сюда входит психологическое и педагогическое исследование школьников на протяжении всего периода обучения с целью поиска вариантов индивидуального развития, творческих способностей каждого ребенка, повышения их собственной позитивной активности, выявления уникальности их личности, оказания своевременной помощи при проблемах с обучением или неудовлетворительном поведении. идентифицировать. Это особенно важно на уровне начального образования, когда целевое обучение только начинается, когда обучение становится основным видом деятельности, в котором формируются психические качества и качества человека. ребенка, особенности познавательных процессов и отношения к себе как к объекту познания (познавательные мотивы, чувство собственного достоинства, способность к сотрудничеству и др.).
В результате работы изучено понятие «познавательный интерес» в психологической и учебной литературе, определены особенности развития познавательного интереса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, а также выявлено развитие познавательного интереса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
В результате работы рассмотрено понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе, выявлены особенности развития познавательного интереса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, выявлено развитие познавательного интереса у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Проведено исследование, в котором проанализирована методика изучения мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями при обучении русскому языку и разработана методика исследовательского эксперимента, использующая особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями. умственная отсталость
• игровой мотив;
• внешний (подчинение требованиям взрослых) мотив;
• мотив получения отметки.
Самая большая движущая сила учащихся начальной школы с ограниченными интеллектуальными возможностями - это их интерес к игре. Поэтому при обучении русскому языку учитель должен включать занимательный и занимательный материал. Главный стимул к обучению - внешнее влияние учителей, воспитателей, родителей и бессознательная привычка следовать указаниям школы. Тема оценки - признание, похвала, поощрение и эмоциональная поддержка со стороны учителя. Учитель - фигура значимая и авторитетная для младших школьников.
В образовательной деятельности достаточно сильны и другие мотивы. Их умелое применение и использование может дать хорошие результаты. Наивысший уровень учебной мотивации достигается у обучающихся, посещающих общеобразовательную школу, потому что находящиеся там школьники с умственными отклонениями обречены на хроническую неуспеваемость, даже если изначально положительно относятся к учебной деятельности, если они хорошо учатся и успевают. Хотите получать оценки. В результате у них развивается неверие в свои сильные стороны, негативное отношение к учебной деятельности и школе в целом, они перестают проявлять к ним интерес, равнодушны к плохим оценкам и игнорируют обязанности учителя. После перехода в спецшколу такие обучающиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями становятся успешными обучающийся, занимают подходящее место в классе и обнаруживают иное отношение к себе, чем одноклассники и учителя. Все это способствует утрате негативного отношения к обучению и формированию мотивации к обучению.
Отношение родителей также влияет на отношение учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями в начальной школе. Когда поведение родителей поддерживает, а не контролирует, обучающиеся относятся к школе более позитивно. Жесткое и авторитарное поведение родителей подавляет инициативу обучающийся.
На основе теоретических определений и данных опыта проведения следственных и контрольных экспериментов разработаны психолого-педагогические рекомендации по формированию познавательной мотивации учебной деятельности.
Формирование познавательной мотивации учебной деятельности осуществлялось нами по трём направлениям:
• формирование положительного отношения к учению, школе;
• формирование позиции школьника;
• развитие познавательного интереса к процессу и содержанию учебной деятельности.
Предлагаемая система работы ориентирована на учащихся начальной школы с ограниченными интеллектуальными возможностями. Игры и развлекательные материалы - один из способов повысить мотивацию к учебной деятельности в начальной школе. Учитывается мотивация к учебной деятельности школьника младших классов с ограниченными интеллектуальными возможностями и преобладание игровой мотивации к учебной деятельности. В подростковом возрасте меняется структура мотивации к учебной деятельности. В результате меняется и содержание работ по повышению мотивации к учебной деятельности.
1. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4
классах вспомогательной школы : кн. для учителя. - 2-е изд., доп. /
А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
2. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Коррекционная педагогика, 1999. - 320 с.
3. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие / В. М. Астапов. - М. : ПЕРСЕ, 2006. - 176 с.
4. Бадмаева, Д. Д. Активизация учебной деятельности школьников при использовании дидактических игр: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Д. Д. Бадмаева; Общая педагогика, история педагогики и образования - Улан-Удэ, 2004. - 187с.
5. Баев, П. М. Играем на уроках русского языка / П. М. Баев. - М. : Рус. яз., 1989. - 86 с.
6. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у обучающихся начального образования с умственной отсталостью и дошкольников / Э. А. Баранова. - М. : Речь, 2005. - 128 с.
7. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника / И. М. Бгажнокова. - М. : Просвещение, 1987. - 94 с.
8. Бетенькова, Н. М. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по русс. яз. для учащихся нач. шк. : кн. для учителя /
Н. М. Бетенкова, Д. С. Фомин. - М. : Просвещение : АО «Учеб. лит.», 1995. - 208 с.
9. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии /
Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1967. - 230 с.
10. Возрастная и педагогическая психология : Часть 1. Сборник студенческих работ / Г. Ф. Ушамирская. - М. : Студенческая наука, 2012. - 1654 с.
11. Воронкова, В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: Подготовительный, 1-4 классы /
B. В. Воронкова. - 4 изд. - М. : Просвещение, 2006. - 192 с.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т.5 : Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - М., 1983. - 368 с.
13. Словарь практического психолога / авт.-сост. Головин,
C. Ю.. — М. : АСТ, Харвест., 1998.
14. Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология : Хрестоматия /
Н. Л. Белопольская. - 4-е изд., стереотип. - М. : Когито-Центр, 2010. - 351 с.
15. Екжанова, Е. А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно-развивающего обучения обучающихся с нарушениями интеллекта : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений /
Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. - 1999. - № 6. - С. 102-110.
16.Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика: учеб. для студентов вузов / И. А. Зайцева, В. С. Кукушкин, Г. Г. Ларин, Н. А. Румега, В. И. Шатохина. - М., 2008. - 352 с.
17.Земский А.М., Синтаксис : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Земский А.М., Крючков С.Е. Под ред. В. В. Виноградова. — 13-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 224 с.
18.Земский А.М., Русский язык: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Земский А.М., Крючков С.Е. Под ред. В. В. Виноградова. — 13-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 224 с
19.Зикеев, А. Г. З-0 и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи : кн. для учителя-дефектолога / А. Г. Зикеев. - М. : Гуманитарный изд. Центр «ВЛАДОС», 2013. - 424 с.
20. Букатова, В. М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру / Букатова В. М..- М. : Сфера, 2009. - 189 с.
21. Кустарова, В. А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура: кн. для учителя: / Кустарова В. А. Начальная школа. - 1993.
22. Кутявина, С.Е. «Играем в слова» кн. для учителя / Кутявина, Е. С. Топоркова Н. Г., Щербинина И. Т.. - Ярославль. : Издательство «Академия развития», 1997. -159 с
23. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении : учебно-методическое пособие / Н. Г. Лусканова. - М. : ФОЛИУМ, 1999. - 30 с.
24. Светлаев М. В.; учеб.-метод. пособие / Светлаев М. В., под ред. Виноградова. В. В. - М. : Академия, 2000. - 224 с.
25. Ладыженская Т.А., Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Т.А. Ладынежской. - М., 1991.- 135с.
26. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособ. для студ.
сред. учеб. заведений / B. М. Мозговой, И. М Яковлева,. А. А
Еремина.. - М.: Издат. центр «Академия», 2006. - 224 с.
27. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе: учеб.-метод. пособие / Н. Г. Морозова- М : Знание, 1979. - 48 с.
28. Морозова, Н. Г. Формирование познавательного интересов у аномальных обучающихся : монография / Н. Г. Морозова. - М. : Просвещение ; Академия пед. наук СССР, 1969. - 280 с.
29. Немов, Р. С. Психология : словарь-справочник. - М. : Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 304 с.
30. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М: Академия, 2002. - 160 с.
31. Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): учеб.-метод. пособие./
Под ред. Б. П. Пузанова. М:. Академия, 2001. с. 256.
32. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы : учеб.-метод. пособие / . И. П. Подласый- М. : ВЛАДОС, 2000. - 399 с.
33. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии / под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.- СПб. : Речь, 2004. - 694 с.
34. Шпицина Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития обучающихся младшего школьного возраста : методическое пособие / под науч. ред. Л. М.. Шипицыной- СПб.: Речь, 2004. - 48 с.
35. Психология : Часть 2.2. Сборник студенческих работ / отв. редактор. д¬р социол. наук, проф. Г. Ф. Ушамирская. - М. : Студенческая наука, 2012. - 1612 с.
36. Психология обучающихся с нарушением интеллектуального развития : учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования / Л. М. Шипицына,
B. М. Сорокин, Д. Н. Исаев и др. - Изд. Центр «Академия», 2012. - 224 с.
37. Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями / А. А. Позднякова // Психологическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. - 2013. - № 1. - С. 75-82.
38. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» /
C. Я. Рубинштейн. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. -192 с.
39. Пишчек М. С. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью / под ред. М. С. Пишчек. - Спб.: Речь, 2006. - 236 с.
40. Слепович, Е. С. Специальная психология : учебное пособие / Е. С. Слепович, Т. И. Гаврилко. - М. : Высшая школа, 2012. - 512 с.
41. Спатаева, М. Х. Специальная психология : учебное пособие / М. Х. Спатаева. - Ч.1.: Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза. - М.: Омский государственный университет, 2013. - 188 с.
42. Специальная педагогика : Часть 1. Сборник студенческих работ / отв. редактор, доктор соц. наук, проф. Г. Ф. Ушамирская. - М. : Студенческая наука, 2012. - 2282 с.
43. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение обучающихся в процессе: дидактич. игр, пособие для учителя / Е. А. Стребелева. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 256 с.
44. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : / В. А. Сухомлинский. - М., 1981. Т. 3: Педагогика, 1981. - 648 с.
45. Титов, В. А. Дошкольная педагогика : Конспект лекций / В. А.
Титов. - М.: А-Приор, 2002. - 192 с.
46. Титов, В. А. Специальная педагогика : Конспект лекций / В. А.
Титов. - М.: «Приор-издат.», 2004. - 224 с.
47. Трубинова, К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 9-14. — URL: https://moluch.ru/conf7ped/archive/270/12881/(дата обращения: 12.01.2021).
48. Ушаков, И. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах : учеб.-метод. пособие / И. Н. Ушаков. - М. : Издательство «Просвещение», 1971. - 192 с.
49. ФГОС обучающихся с умственной отсталостью: электронный дан./ Методист. - 2015. - № 9. - С.26-30.
50.Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ / Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. — М. : Просвещение, 2010.
51. Хилько, М. Е. Возрастная психология : краткий курс лекций / М. Е. Хилько. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 194 с.
52. Шутова, Н. Н. Секреты эффективных игр для развития ребенка / Н. Н. Шутова. - СПб. : Речь ; Образовательные проекты ; М. : Сфера, 2010. - 180 с.
53. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.