ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ИХ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СВЕРСТНИКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 8
1.1. Коммуникативные навыки как научный феномен: определения,
ключевые понятия 8
1.2. Особенности коммуникативных навыков у нормально
развивающихся обучающихся 12
1.3. Специфические особенности коммуникативных навыков
у обучающихся с умственной отсталостью 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
принявших участие в экспериментальном исследовании 24
2.2. Описание процедуры психолого-педагогической диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков обучающихся
с умственной отсталостью в старших классах школы 28
2.3. Анализ экспериментальных данных уровня сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
на констатирующем этапе 33
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И ЧАСТИЧНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ. 51
3.1. Описание программы по развитию и формированию
коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в старших классах школы 51
3.2. Анализ частичной апробации программы по развитию
и формированию коммуникативных навыков у обучающихся
с умственной отсталостью в старших классах школы 60
3.3. Методические рекомендации учителям по реализации программы 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
Проблема исследования. Проблема общения человека является центральной в системе наук о человеке - философии, социологии, педагогики, психологии. Согласно исследованиям отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, С. Я. Рубинштейн)общение - основное условие развития и формирования личности [13; 35; 36; 37; 52].
Общение - это разноплановый процесс развития контактов между людьми, которое вызвано потребностями их совместного сосуществования. Человек является существом социальным, потому общение является потребностью и необходимостью его жизнедеятельности, важным условием его включенности в общественные и межличностные отношения. Общаясь, человек познает и оценивает самого себя, приобретает индивидуальность, находит связь и признание окружающих.
Цель общения - поддержание социальных контактов и обмен информацией. Первоначальной функцией общения является коммуникативная, а средством коммуникации является речь, то есть назначение речи - быть средством речевой коммуникации в общении. Таким образом, в общении активно усваиваются все аспекты речевой коммуникации. Одна из первых социальных потребностей подростка - это потребность в общении или коммуникации. Но коммуникация - это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация -общение, когда вербальная речь дополняется либо заменяется невербальной речью - знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.
Актуальность изучения данной темы. Низкий уровень коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью приводит к трудностям общения, нарушению социальных связей, одиночеству и чувству отверженности.
У подростков с задержкой умственного развития значительно больше проблем, чем у подростков с нормальным психофизическим развитием. Их психическому развитию препятствуют внешние и внутренние неблагоприятные условия. Основными неблагоприятными факторами для подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями являются их слабое любопытство и медленные трудности в обучении, а также их низкая восприимчивость к новому. Поэтому коммуникативные навыки развиваются у них очень медленно, одновременно неравномерно и неполноценно. Специфика развития умственно отсталых подростков сильно ограничивает их коммуникативные способности, коммуникативный процесс является для них сложной задачей, а некоторые неуклюжие попытки общения вызывают недопонимание со стороны окружающих, что в конечном итоге приводит к нежеланию общаться и, как следствие, препятствует развитию коммуникативной способности. В результате ограничения общения тормозят общее развитие личности учащихся с задержкой умственного развития. И только развитые коммуникативные навыки являются необходимым условием развития личности и позволяют старшему школьнику с умственной отсталостью эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
Таким образом, перед специалистами в специальной педагогике стоит задача создать для коррекционно-образовательного процесса данной категории обучающихся соответствующие условия и обеспечить учебно-методическими материалами. Таким образом, изучаемая тема исследования является актуальной на современном этапе. Формы, приемы и методы обучения обучающихся с умственной отсталостью в старших классах, которые непосредственно реализуются именно через процессы общения, являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. При этом можно выделить ряд противоречий:
- между уровнем развития речи обучающихся с умственной отсталостью (как правило, очень низким) и достаточно высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
- между низкой мотивацией обучающихся данной категории к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
- между отсутствием осознания некоторыми обучающимися с умственной отсталостью своих ограниченных возможностей и слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких обучающихся.
Объект исследования - коммуникативные навыки у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс составления и тестирования программы по формированию коммуникативных навыков у учащихся с задержкой умственного развития в старшей школе.
Цель исследования -составление и апробация программы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в старших классах школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методы и методики, направленные на изучение коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Провести педагогическую диагностику по выявлению уровня сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в старших классах на констатирующем этапе изучения.
4. Осуществить анализ полученных экспериментальным путем данных.
5. Составить и частично апробировать программу по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в старших классах школы.
6. Составить методические рекомендации учителям по реализации программы.
Методы обследования:
1. Анализ психологической, педагогической литературы.
2. Педагогический эксперимент: изучение документации; методика «Социометрия» Дж. Морено, тест «Уровень коммуникативных навыков и умений Л. Михельсона» (адаптация Ю. З. Гильбуха), опросник Басса-Дарки.
3. Обработка полученных результатов.
База исследования: ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат», д. Озерки Красноуфимского района.
В исследовании приняли участие 6 обучающихся в возрасте 16 лет.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы (59 наименований), приложения № 1, № 2.
Работа посвящена изучению сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью старших классах школы.
Актуальность изучения обусловлена устойчивым ростом количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране, и следовательно, увеличением их числа, нуждающихся в психолого-педагогической помощи для развития у обучающихся коммуникативных навыков. Низкий уровень коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью, обучающихся в старших классах, приводит к трудностям в общении, разрыву социальных связей, одиночеству и чувству отверженности. Общение выступает как одно из основных условий развития и становления личности, это длительный процесс развития контактов между людьми, это потребность и необходимость жизнедеятельности человека, условие включенности его в социум, в общественные и межличностные отношения. В общении человек обретает свою индивидуальность, находит признание окружающих, в общении рождаются дружба и неприязнь, одиночество и привязанность, семья и коллектив.
В рамках выпускной квалификационной работы были решены как теоретические, так и практические задачи исследования:
- изучены и проанализированы теоретические аспекты понятия «коммуникативные навыки»;
- рассмотрены особенности развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью, обучающихся в старших классах, на материале специальной литературы;
- проведено диагностическое обследование коммуникативных навыков обучающихся в старших классах с умственной отсталостью на констатирующем и контрольном этапах изучения;
- обработаны и кратко проанализированы результаты диагностики.
Изучение особенностей коммуникативных навыков у обучающихся в старших классах с умственной отсталостью проводилось в период учебной практики на базе ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» д. Озерки Красноуфимского района. В выборку вошли 6 обучающихся в возрасте 16 лет.
Проведенная диагностика показала уровень коммуникативных навыков обучающихся старших классов с умственной отсталостью:
- на констатирующем этапе уровень коммуникативных навыков был низким у 5-х чел. (83%), средним - у 1 чел. (17%), высоким - нет (0%);
- на контрольном этапе уровень коммуникативных навыков: низкий - у 1 чел. (17%), средний - у 3 чел. (50%), высокий - у 2-х чел. (33%).
Изменение уровня коммуникативных навыков после реализации коррекционно-развивающей программы на контрольном этапе, свидетельствует об эффективности проведенной с обучающимися коррекционно-развивающей работы.
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в старших классах школы будет проходить более успешно, если будет применяться диагностическое обследование, проведенное с помощью методик, адаптированных для данных обучающихся, а также полная реализация составленной программы, учитывающей исходный уровень сформированности коммуникативных умений и содержащей упражнения прежде всего игрового характера.
1. Адамьянц, Т. З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека / Т. З. Адамьянц // Мир психологии. - М. : Академия, 2018. - 139 с.
2. Анастази, А.Психологическое тестирование: пер. с англ.
/А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982.- 295 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева.- М. : Аспект пресс, 2014. - 368 с.
4. Аюпова, Э. И. Формирование коммуникативных навыков у акцентуированных подростков / Э. И. Аюпова // Преподаватель XXI век. - М. : Издательство «Прометей», 2017. - 137с.
5. Беляускайте, Р. Ф.Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р. Ф. Беляускайте //Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: тексты и методические материалы / ред.-сост.Г. В. Бурменская. - М. : УМК «Психология»,2013. - 231 с.
6. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие /Д. И. Бойков. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 288 с.
7. Вачков, И. В.Основы технологии группового тренинга.
Психотехники : учеб. пособие / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2010. - 224 с.
8. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты:
Иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : Изд-во «Владос-
Пресс», 2013. - 160 с.: ил.
9. Вердербер, Р. Психология общения: Тайны эффективного
взаимодействия / Р. Вердербер, К. Вердербер. - 11-е междунар. изд. - СПб.
:Прайм-ЕВРОЗНАК ; М.: Нева, 2013. - 318 с.: ил.
10. Витгенштейн, Л. Философские работы : пер. с нем. Часть II / Л. Витгенштейн ; вступ. статья М. С. Козловой ;перевод М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. - М. : Издательство «Гнозис», 1994.-252 с.
11. Википедия. - URL: Ь11рз://ги.’№1к1реб1а.огд(датаобращения:
10.12.2020).
12. Волков, Б. С. Методы исследования в психологии / Б. С. Волков,Н. В. Волкова.- М.:КНОРУС,2017. - 270 с.
13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский ; гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
14. Грегг, М. Ф. Тайный мир рисунка : пер. с англ. / М. Ф. Грегг.- СПб. :Деметра, 2013. - 176 с.
15. Григорьева, М. Н.Использование социально-психологического
тренинга в учебно-вспомогательной работе со старшеклассниками / М. Н. Григорьева, А. Парктал // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 100-107.
16. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. - Новосибирск, 1997. - 196 с.
17. Дмитриев, А. А.Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /
А. А. Дмитриев // Коррекционная педагогика.- 2019.-№ 5.-С. 52-56.
18. Дридзе, Т. М. Организация и методы лингвопсихо¬
социологического исследования массовой коммуникации : методическое пособие-практикум по спецкурсу «Введение в лингвосоцио-психологию»/ Т. М. Дридзе. - М., 1991. - 231с.
19. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа
с детьми/И. В. Дубровина.- М.: Академия, 1999. -160 с.
20. Дульнев, Г. М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых
детей в процессе обучения. Коррекционная роль обучения
во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. - М.: Педагогика,1971.-79 с.
21. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С. В. Духновский.- СПб. : Речь, 2010. - 141 с.
22. Егоров, Б. Е. Прогностические рисуночные методики в клиническом психоанализе и психотерапии / Б. Е. Егоров. - М., 2013.- 251 с.
23. Емельянов, Ю. Н Теория формирования и практика
совершенствования коммуникативной компетентности: дис. д-ра психол. наук/Ю. Н. Емельянов. - СПб. : СПб. ун-т, 1992. - 403 с.
24. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2011. - 432 с.
25. Игры - обучение, тренинг, досуг/ под ред. В. В. Петрусинского. - М. : Новая школа, 1994. - 368 с.
26. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /О. М. Казарцева.- М., 2011. - 496 с.
27. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений: учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалов. -2-е изд., исправ. и доп.- М. :ИНФРА-М, 2018. - 378 с.
28. Коломинский, Н. Л. Осознание умственно отсталыми подростками своего положения в коллективе сверстников / Н. Л. Коломинский // Дефектология. - 1971. - № 6. -С. 45-50.
29. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.:
Просвещение, 1999. - 212с.
30. Кронфельд, А. С. Психагогика, или психотерапевтическое учение о воспитании / А. С. Кронфельд ;перевод Б. Г. Кравцова.- М. : НПЖ, 2011.¬103 с.
31. Куницына, В. Н. Межличностное общение :учебник для вузов /
В. Н. Куницына, И. В. Казаринова, В. М. Погольша.- СПб.: ПИТЕР, 2012. - 544 с. : ил.
32. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша.- СПб. : Питер, 2011. - 544 с.
33. Кэдьюсон, X. Практикум по игровой психотерапии / Х. Кэдьюсон. - СПб. : Питер,2011. - 416 с.
34. Лабутова, И. В.Развитие общих коммуникативных умений у студентов-педагогов в условиях интенсивного обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. В. Ла.бутова.- М., 1990. - 82 с.
35. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды / Р. Е. Левина. - М.: Аркти, 2015.- 222 с.
36. Леонтьев, А. А. Язык, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М. :Просвещение, 1969. - 214 с.
37. Лисина, М. И.Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым / М. И. Лисина. - М., 2010. - 52 с.
38. Маллаев, Д. М. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника / Д. М. Маллаев, П. О. Омарова, О. А. Бажукова.- Санкт-Петербург: Речь, 2019. - 160 с.
39. Мудрик, A. B. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. - М. : Педагогическое общество России, 2011. - 320 с.
40. Мудрик, А. В. Общение школьников / А. В. Мудрик. - М.:
Просвещение, 1987. - 77 с.
41. Об образовании : федеральный закон / под ред. В. Усанова. - М. : Эксмо-Пресс, 2020. - 224 с.
42. Педагогические игры. - М.: Изд-во авт.коллектива, 1994. - 138c.
43. Петровская, Л. А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. - М. : Издательство МГУ, 2019. - 216 с.
44. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков -
патопсихология/ Л. Пожар. - М.;Воронеж,1996.- 210 с.
45. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия/ сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - СПб, 2011. - 621 с.
46. Психолого-педагогическая диагностика / И. Ю. Левченко,
С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская [и др.]. -М.,Издательский центр
«Академия», 2003. - 320 с.
47. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. № 35850).-URL: https://www.garant.ru/products/ipo/рпшеМос/7076(дата обращения: 10.12.2020).
48. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / под ред. И. М. Бгажноковой. - М. : Просвещение, 2011. - 225 с.
49. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл.: в 2 сб. Сб. 1 / под ред. В. В. Воронковой. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2011. - 224 с.
50. Рассел, Б. Проблемы философии / Б. Рассел // Избранные труды / пер. с англ. В. В. Целищева.- Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2019.-С. 33-120.
51. Ратанова, Т. А.Психодиагностические методы изучения
личности/Т. А. Ратанова, Н. В. Шляхта.- М.: МПСИ ; Флинта, 1998. - 264 с.
52. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2010. -713 с.
53. Рубинштейн, С. ЯПсихология умственно отсталого школьника: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.
54. Сайт ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». - URL:https://krufshi.uralschool.ru/search?query(дата обращения: 10.12.2020).
55. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической
и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.- М., 2011. - 520 с.
56. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич.-
Минск : Современное слово, 2011.- 928 с.
57. Усанова, О. Н. Специальная психология: система психологического изучения аномальных детей/ О. Н. Усанова.- М.:Б. и., 1990. - 200 с.
58. Чиркина, Г. В. Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи / Г. В. Чиркина // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция / под ред. Г. В. Чиркиной, Л. Г. Соловьёвой. - Архангельск: Поморский университет, 2019. -С. 6-43.
59. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова.- 6-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2017. - 160 с.