Педагогические условия развития орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Лингвистические основы обучения орфографии в инклюзивной
практике образования 7
1.2. Психолого-педагогические основы обучения орфографии в
инклюзивной практике образования 12
1.3. Трудности в освоении орфографии у обучающихся с задержкой
психического развития в условиях инклюзивной практике их
образования 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 21
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на развитие
орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования 25
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования 29
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 38
3.1. Составление коррекционно-развивающей программы,
направленной на развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования 38
3.2. Анализ результатов реализации коррекционно-развивающей
программы, направленной на развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования 46
3.3. Работа родителей и педагогов как педагогические условия развития
орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Лингвистические основы обучения орфографии в инклюзивной
практике образования 7
1.2. Психолого-педагогические основы обучения орфографии в
инклюзивной практике образования 12
1.3. Трудности в освоении орфографии у обучающихся с задержкой
психического развития в условиях инклюзивной практике их
образования 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 21
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на развитие
орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования 25
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования 29
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 38
3.1. Составление коррекционно-развивающей программы,
направленной на развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования 38
3.2. Анализ результатов реализации коррекционно-развивающей
программы, направленной на развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования 46
3.3. Работа родителей и педагогов как педагогические условия развития
орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Проблема исследования. Развития орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования является важной. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования является несформированность их орфографической зоркости, то есть, неумение «видеть» опасные места.
Актуальность темы. Развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования - актуальная проблема, так как степень сформированности орфографической зоркости влияет не только на результат обучения обучающихся, но и в социальной жизни занимает важный этап, так как грамотность народа - это его культура. Поэтому достижение высокого качества развития орфографической зоркости - одна из наиболее сложных задач в условиях инклюзивного образования.
Исследования в области педагогики показали, что несформированность орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития влияет на дальнейшую успеваемость. Это в большей степени обусловлено неумением, видеть опасные места в словах. Данное обстоятельство определяет практическую значимость работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в инклюзивной практике их образования.
Инклюзивное образование основано на следующих главных признаках: признак социальной адаптации обучающегося на каждом возрастном этапе; непрерывности инклюзивного процесса на всех возрастных ступенях; природосообразности образовательных (в широком смысле) задач и методов как к возможностям обучающегося, так и к общей логике развития; приоритетного развития коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми [2].
В основе самой идеи инклюзии лежит право каждого гражданина России на получение образования. Оно закреплено ст. 43 Конституции нашей страны [13]. Об этом же гласит и 28 статья Конвенции ООН о правах ребенка [12]. В нашей стране инклюзивное обучение опирается на закон «Об образовании» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 [10] и на статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ [27]. Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, в своей работе опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и в соответствии с ним разрабатывают собственную адаптированную основную общеобразовательную программу, которая включает в себя программу коррекционной работы.
Адаптированная образовательная программа обучения составляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Объект исследования - орфографическая зоркость у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования.
Предмет исследования - процесс реализации педагогических условий развития орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития инклюзивной практике их образования.
Цель исследования - изучить педагогические условия развития орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в условиях инклюзивной практике.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме усвоения обучающимися с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования принципов русской графики и орфографии.
2. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение педагогических условий формирования орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в инклюзивной практике их образования.
4. Написать и апробировать коррекционно- развивающую программу, направленную на повышение уровня сформированности орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в инклюзивной практике их образования.
Методы исследования:
1. Анализ научной, методической литературы.
2. Эмпирические методы исследования.
Структура дипломной работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, основной части: главы 1, главы 2, главы 3, заключения, имеется список источников и литературы, включающий тридцать девять источников и шесть приложений.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов №61. В исследование приняли участие пять обучающихся с задержкой психического развития 2 - Г класса, далее 3 - Г класса.
Актуальность темы. Развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования - актуальная проблема, так как степень сформированности орфографической зоркости влияет не только на результат обучения обучающихся, но и в социальной жизни занимает важный этап, так как грамотность народа - это его культура. Поэтому достижение высокого качества развития орфографической зоркости - одна из наиболее сложных задач в условиях инклюзивного образования.
Исследования в области педагогики показали, что несформированность орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития влияет на дальнейшую успеваемость. Это в большей степени обусловлено неумением, видеть опасные места в словах. Данное обстоятельство определяет практическую значимость работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в инклюзивной практике их образования.
Инклюзивное образование основано на следующих главных признаках: признак социальной адаптации обучающегося на каждом возрастном этапе; непрерывности инклюзивного процесса на всех возрастных ступенях; природосообразности образовательных (в широком смысле) задач и методов как к возможностям обучающегося, так и к общей логике развития; приоритетного развития коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми [2].
В основе самой идеи инклюзии лежит право каждого гражданина России на получение образования. Оно закреплено ст. 43 Конституции нашей страны [13]. Об этом же гласит и 28 статья Конвенции ООН о правах ребенка [12]. В нашей стране инклюзивное обучение опирается на закон «Об образовании» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 [10] и на статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ [27]. Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, в своей работе опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и в соответствии с ним разрабатывают собственную адаптированную основную общеобразовательную программу, которая включает в себя программу коррекционной работы.
Адаптированная образовательная программа обучения составляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Объект исследования - орфографическая зоркость у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования.
Предмет исследования - процесс реализации педагогических условий развития орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития инклюзивной практике их образования.
Цель исследования - изучить педагогические условия развития орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в условиях инклюзивной практике.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме усвоения обучающимися с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования принципов русской графики и орфографии.
2. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение педагогических условий формирования орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в инклюзивной практике их образования.
4. Написать и апробировать коррекционно- развивающую программу, направленную на повышение уровня сформированности орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в инклюзивной практике их образования.
Методы исследования:
1. Анализ научной, методической литературы.
2. Эмпирические методы исследования.
Структура дипломной работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, основной части: главы 1, главы 2, главы 3, заключения, имеется список источников и литературы, включающий тридцать девять источников и шесть приложений.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов №61. В исследование приняли участие пять обучающихся с задержкой психического развития 2 - Г класса, далее 3 - Г класса.
В рамках данной работы нами были решены как теоретические, так и практические задачи эксперимента. Прежде всего, нами были рассмотрены лингвистические основы преподавания орфографии и выработки орфографического навыка, психолого - педагогические основы развития орфографической зоркости, выявлены особенности речевого и познавательного развития обучающихся с задержкой психического развития, также были рассмотрены особенности овладения навыками письма обучающимися с задержкой психического развития.
Орфографическая зоркость является базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию.
Орфографическая зоркость - это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Формирование умения обнаруживать орфограммы происходит постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Проведенная диагностика 2 «Г» показала, что обучающиеся усвоили, что такое опасное сочетание звуков и букв, но затрудняются найти его в тексте, видят в тексте следующие орфограммы: безударная гласная в корне слова, разделительный мягкий знак.
В нахождении и выделении орфограмм: парная согласная в корне и на конце слова, заглавная буква в именах собственных у обучающихся возникают затруднения. Большинство диагностируемых не умеет различать тип орфограммы по присущим ей признакам. Сравнивая уровни орфографических умений, обучающихся с задержкой психического развития на этапе констатирующего эксперимента мы видим, что обучающиеся показали разный результат, то есть группы с разным уровнем развития.
Обучающихся с задержкой психического развития на высоком уровне нет. На среднем уровне находятся обучающиеся с задержкой психического развития - 40%. На низком уровне находятся 60% обучающихся с задержкой психического развития.
На основании данных результатов исследования, обучающихся с задержкой психического развития можно утверждать о необходимости систематического и целенаправленного применения методической системы заданий и упражнений, направленной на формирование орфографической зоркости.
Результат контрольного эксперимента показал нам, что выполняемый комплекс упражнений способствовал тому, улучшению уровня развития орфографической зоркости. 40 % обучающихся улучшили свой результат от низкого уровня до высокого. 40 % обучающихся остались на среднем уровне, только 20 % обучающихся находятся на низком уровне усвоения
орфографической зоркости.
Определены педагогические условия формирования орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития:
1. Учет концептуальных принципов формирования орфографической зоркости (непрерывность, систематичность, усложнение содержания, форм и методов от класса к классу в течение четырехлетнего начального обучения; связь теоретических знаний с практическими умениями и навыками; творческий характер процесса формирования орфографической зоркости; использование информационных технологий в организации процесса формирования орфографической зоркости);
2. Интеграция предметов гуманитарного, естественнонаучного и художественно-эстетического циклов, ориентированная на синтетичную природу орфографических навыков, а также интеграция содержания учебной и внеучебной деятельности;
3. Организация систематического консультирования семьи с целью комплексного психолого-педагогического воздействия на личность ребенка и единства педагогических требований семьи и школы;
4. Обеспечение положительного воздействия культуры личности педагога, грамотной речи и письма на освоение родного языка в личностно ориентированном взаимодействии учителя и обучающегося;
5. Дифференциация и индивидуализация содержания и организации процесса формирования орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития.
Процесс формирования орфографической зоркости у обучающихся выполняет ряд функций: обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Обучающая функция заключается в том, что происходит усвоение целого комплекса научных знаний по орфографии, знаний основ фонетики, морфологии, грамматики, словообразования, лексикологии, синтаксиса и т.д. Обучающиеся овладевают практическими (графическими, каллиграфическими, орфографическими и др.) умениями и навыками, а также способами творческой деятельности. Воспитывающая функция состоит в формировании мировоззрения и нравственно-эстетической культуры детей. Процесс формирования орфографической зоркости сопровождается развитием внимания, памяти, речи, мышления, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. В этом сущность развивающей функции. Диагностическая функция также является одной из важнейших. На основании диагностических срезов определяются индивидуальные особенности развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; уровни развития речи и сформированной орфографической зоркости, а также планируется дальнейшая индивидуальная работа с каждым конкретным обучающимся.
Коррекционно - развивающая программа, направлена на развитие орфографической зоркости у обучающихся в условиях инклюзивного образования может оказать помощь педагогам на уроках русского языка.
Орфографическая зоркость является базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию.
Орфографическая зоркость - это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Формирование умения обнаруживать орфограммы происходит постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Проведенная диагностика 2 «Г» показала, что обучающиеся усвоили, что такое опасное сочетание звуков и букв, но затрудняются найти его в тексте, видят в тексте следующие орфограммы: безударная гласная в корне слова, разделительный мягкий знак.
В нахождении и выделении орфограмм: парная согласная в корне и на конце слова, заглавная буква в именах собственных у обучающихся возникают затруднения. Большинство диагностируемых не умеет различать тип орфограммы по присущим ей признакам. Сравнивая уровни орфографических умений, обучающихся с задержкой психического развития на этапе констатирующего эксперимента мы видим, что обучающиеся показали разный результат, то есть группы с разным уровнем развития.
Обучающихся с задержкой психического развития на высоком уровне нет. На среднем уровне находятся обучающиеся с задержкой психического развития - 40%. На низком уровне находятся 60% обучающихся с задержкой психического развития.
На основании данных результатов исследования, обучающихся с задержкой психического развития можно утверждать о необходимости систематического и целенаправленного применения методической системы заданий и упражнений, направленной на формирование орфографической зоркости.
Результат контрольного эксперимента показал нам, что выполняемый комплекс упражнений способствовал тому, улучшению уровня развития орфографической зоркости. 40 % обучающихся улучшили свой результат от низкого уровня до высокого. 40 % обучающихся остались на среднем уровне, только 20 % обучающихся находятся на низком уровне усвоения
орфографической зоркости.
Определены педагогические условия формирования орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития:
1. Учет концептуальных принципов формирования орфографической зоркости (непрерывность, систематичность, усложнение содержания, форм и методов от класса к классу в течение четырехлетнего начального обучения; связь теоретических знаний с практическими умениями и навыками; творческий характер процесса формирования орфографической зоркости; использование информационных технологий в организации процесса формирования орфографической зоркости);
2. Интеграция предметов гуманитарного, естественнонаучного и художественно-эстетического циклов, ориентированная на синтетичную природу орфографических навыков, а также интеграция содержания учебной и внеучебной деятельности;
3. Организация систематического консультирования семьи с целью комплексного психолого-педагогического воздействия на личность ребенка и единства педагогических требований семьи и школы;
4. Обеспечение положительного воздействия культуры личности педагога, грамотной речи и письма на освоение родного языка в личностно ориентированном взаимодействии учителя и обучающегося;
5. Дифференциация и индивидуализация содержания и организации процесса формирования орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития.
Процесс формирования орфографической зоркости у обучающихся выполняет ряд функций: обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Обучающая функция заключается в том, что происходит усвоение целого комплекса научных знаний по орфографии, знаний основ фонетики, морфологии, грамматики, словообразования, лексикологии, синтаксиса и т.д. Обучающиеся овладевают практическими (графическими, каллиграфическими, орфографическими и др.) умениями и навыками, а также способами творческой деятельности. Воспитывающая функция состоит в формировании мировоззрения и нравственно-эстетической культуры детей. Процесс формирования орфографической зоркости сопровождается развитием внимания, памяти, речи, мышления, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. В этом сущность развивающей функции. Диагностическая функция также является одной из важнейших. На основании диагностических срезов определяются индивидуальные особенности развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; уровни развития речи и сформированной орфографической зоркости, а также планируется дальнейшая индивидуальная работа с каждым конкретным обучающимся.
Коррекционно - развивающая программа, направлена на развитие орфографической зоркости у обучающихся в условиях инклюзивного образования может оказать помощь педагогам на уроках русского языка.
Подобные работы
- Педагогические условия развития орфографической зоркости у
обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой
психического развития в младших классах
в условиях инклюзивного образования
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2010 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024



