ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Лингвистические основы обучения орфографии в инклюзивной
практике образования 7
1.2. Психолого-педагогические основы обучения орфографии в
инклюзивной практике образования 12
1.3. Трудности в освоении орфографии у обучающихся с задержкой
психического развития в условиях инклюзивной практике их
образования 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 21
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на развитие
орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования 25
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования 29
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 38
3.1. Составление коррекционно-развивающей программы,
направленной на развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования 38
3.2. Анализ результатов реализации коррекционно-развивающей
программы, направленной на развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования 46
3.3. Работа родителей и педагогов как педагогические условия развития
орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Проблема исследования. Развития орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования является важной. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования является несформированность их орфографической зоркости, то есть, неумение «видеть» опасные места.
Актуальность темы. Развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования - актуальная проблема, так как степень сформированности орфографической зоркости влияет не только на результат обучения обучающихся, но и в социальной жизни занимает важный этап, так как грамотность народа - это его культура. Поэтому достижение высокого качества развития орфографической зоркости - одна из наиболее сложных задач в условиях инклюзивного образования.
Исследования в области педагогики показали, что несформированность орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития влияет на дальнейшую успеваемость. Это в большей степени обусловлено неумением, видеть опасные места в словах. Данное обстоятельство определяет практическую значимость работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в инклюзивной практике их образования.
Инклюзивное образование основано на следующих главных признаках: признак социальной адаптации обучающегося на каждом возрастном этапе; непрерывности инклюзивного процесса на всех возрастных ступенях; природосообразности образовательных (в широком смысле) задач и методов как к возможностям обучающегося, так и к общей логике развития; приоритетного развития коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми [2].
В основе самой идеи инклюзии лежит право каждого гражданина России на получение образования. Оно закреплено ст. 43 Конституции нашей страны [13]. Об этом же гласит и 28 статья Конвенции ООН о правах ребенка [12]. В нашей стране инклюзивное обучение опирается на закон «Об образовании» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 [10] и на статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ [27]. Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, в своей работе опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и в соответствии с ним разрабатывают собственную адаптированную основную общеобразовательную программу, которая включает в себя программу коррекционной работы.
Адаптированная образовательная программа обучения составляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Объект исследования - орфографическая зоркость у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования.
Предмет исследования - процесс реализации педагогических условий развития орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития инклюзивной практике их образования.
Цель исследования - изучить педагогические условия развития орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в условиях инклюзивной практике.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме усвоения обучающимися с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования принципов русской графики и орфографии.
2. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение педагогических условий формирования орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на развитие орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в инклюзивной практике их образования.
4. Написать и апробировать коррекционно- развивающую программу, направленную на повышение уровня сформированности орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального образования в инклюзивной практике их образования.
Методы исследования:
1. Анализ научной, методической литературы.
2. Эмпирические методы исследования.
Структура дипломной работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, основной части: главы 1, главы 2, главы 3, заключения, имеется список источников и литературы, включающий тридцать девять источников и шесть приложений.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов №61. В исследование приняли участие пять обучающихся с задержкой психического развития 2 - Г класса, далее 3 - Г класса.
В рамках данной работы нами были решены как теоретические, так и практические задачи эксперимента. Прежде всего, нами были рассмотрены лингвистические основы преподавания орфографии и выработки орфографического навыка, психолого - педагогические основы развития орфографической зоркости, выявлены особенности речевого и познавательного развития обучающихся с задержкой психического развития, также были рассмотрены особенности овладения навыками письма обучающимися с задержкой психического развития.
Орфографическая зоркость является базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию.
Орфографическая зоркость - это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Формирование умения обнаруживать орфограммы происходит постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Проведенная диагностика 2 «Г» показала, что обучающиеся усвоили, что такое опасное сочетание звуков и букв, но затрудняются найти его в тексте, видят в тексте следующие орфограммы: безударная гласная в корне слова, разделительный мягкий знак.
В нахождении и выделении орфограмм: парная согласная в корне и на конце слова, заглавная буква в именах собственных у обучающихся возникают затруднения. Большинство диагностируемых не умеет различать тип орфограммы по присущим ей признакам. Сравнивая уровни орфографических умений, обучающихся с задержкой психического развития на этапе констатирующего эксперимента мы видим, что обучающиеся показали разный результат, то есть группы с разным уровнем развития.
Обучающихся с задержкой психического развития на высоком уровне нет. На среднем уровне находятся обучающиеся с задержкой психического развития - 40%. На низком уровне находятся 60% обучающихся с задержкой психического развития.
На основании данных результатов исследования, обучающихся с задержкой психического развития можно утверждать о необходимости систематического и целенаправленного применения методической системы заданий и упражнений, направленной на формирование орфографической зоркости.
Результат контрольного эксперимента показал нам, что выполняемый комплекс упражнений способствовал тому, улучшению уровня развития орфографической зоркости. 40 % обучающихся улучшили свой результат от низкого уровня до высокого. 40 % обучающихся остались на среднем уровне, только 20 % обучающихся находятся на низком уровне усвоения
орфографической зоркости.
Определены педагогические условия формирования орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития:
1. Учет концептуальных принципов формирования орфографической зоркости (непрерывность, систематичность, усложнение содержания, форм и методов от класса к классу в течение четырехлетнего начального обучения; связь теоретических знаний с практическими умениями и навыками; творческий характер процесса формирования орфографической зоркости; использование информационных технологий в организации процесса формирования орфографической зоркости);
2. Интеграция предметов гуманитарного, естественнонаучного и художественно-эстетического циклов, ориентированная на синтетичную природу орфографических навыков, а также интеграция содержания учебной и внеучебной деятельности;
3. Организация систематического консультирования семьи с целью комплексного психолого-педагогического воздействия на личность ребенка и единства педагогических требований семьи и школы;
4. Обеспечение положительного воздействия культуры личности педагога, грамотной речи и письма на освоение родного языка в личностно ориентированном взаимодействии учителя и обучающегося;
5. Дифференциация и индивидуализация содержания и организации процесса формирования орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития.
Процесс формирования орфографической зоркости у обучающихся выполняет ряд функций: обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Обучающая функция заключается в том, что происходит усвоение целого комплекса научных знаний по орфографии, знаний основ фонетики, морфологии, грамматики, словообразования, лексикологии, синтаксиса и т.д. Обучающиеся овладевают практическими (графическими, каллиграфическими, орфографическими и др.) умениями и навыками, а также способами творческой деятельности. Воспитывающая функция состоит в формировании мировоззрения и нравственно-эстетической культуры детей. Процесс формирования орфографической зоркости сопровождается развитием внимания, памяти, речи, мышления, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. В этом сущность развивающей функции. Диагностическая функция также является одной из важнейших. На основании диагностических срезов определяются индивидуальные особенности развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; уровни развития речи и сформированной орфографической зоркости, а также планируется дальнейшая индивидуальная работа с каждым конкретным обучающимся.
Коррекционно - развивающая программа, направлена на развитие орфографической зоркости у обучающихся в условиях инклюзивного образования может оказать помощь педагогам на уроках русского языка.
1. Агавелян, O. K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития: монография / О. К. Агавелян. - М. ; Челябинск, 2003. - 154 с.
2. Андреева, К. А. Коммуникативные способности школьников с задержкой развития / К. А. Андреева // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - 846 с.
3. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /
А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - URL :
http://eduportal44.ru/Sharya/shool21/ZZZ/DocLib2/.pdf (дата обращения:
12.11.2018).
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для бакалавров / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова ; под ред. С. П. Баранова. - М. : Академия, 2013. - 619 с.
6. Буковцова, Н. И. Овладение системой фонем языка учащимися с задержкой психического развития на подготовительном этапе коррекционнологопедической работы при дисграфии / Н. И. Буковцова, И. Н. Макарова // Логопедия. - 2004. - № 1. - С. 32-36.
7. Бюлер, К. Духовное развитие ребенка / К. Бюлер. - М. : Новая Москва, 1924. - 556 с.
8. Вартапетова, Г. М. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Программа коррекционной работы : методическое пособие / Г. М. Вартапетова. - НИПКиПРО, 2011. - 130 с.
9. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, А. Л. Цукерман. — Москва. : ВЛАДОС, 2007. — 160 с.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1983. - 368 с.
11. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) / И. А. Гришанова; Институт компьютерных исследований - Ижевск :, 2006. - 136 с.
12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
13. Екатеринбургская школа №61 [Электронный ресурс] - URL : http://ekb61.uralschool.ru/(дата обращения: 16.12.2020).
14. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. - 486 с.
15. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2-х т. /
А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986 Т. 1 : Психическое развитие
ребенка. - 1986. - 275 с.
16. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Феникс, 1997. - 480 с.
17. Злобина, Е. Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г.Злобина. - Киев : Наукова Думка, 1981. - 116 с.
18. Ильясова, И. А. Культура общения (Опыт философского методологического анализа) / И. А. Ильясова. - М. : Воронеж ун-та, 1989. - 189 с.
19. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 116-119.
20. Каган, М. С. Мир обшения: Проблема межсубъектных отношений М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1988. - 319 с.
21. Конституция Российской Федерации : принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г. - М. : Астрель, 2009. - 191 с.
22. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - Спб. : Питер, 2000. - 992 с.
23. Кушнер, Ю. З. Методология и методы педагогического исследования : учебно-методическое пособие / Ю. З. Кушер. - Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
24. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. - М. : Просвещение, 1989. - 143 с.
25. Лурия, А. Р. Речь и сознание [Электронный ресурс]. - URL : http:ZZpedlib.ru/Books/1Z0170(дата обращения: 15.02.2019).
26. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. - М. : Академия педагогических наук, 1950. - 352 с.
27. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ10) [Электронный ресурс] - URL : http://mkb-10.com/(дата обращения: 18.03.2018).
28. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения [Электронный ресурс]. - URL : http://dogmon.org/parigin-b-d-anatomiya-obsheniya-ucheb-posobie--spb- izd-vo-v-a.html(дата обращения: 16.04.2019).
29. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Электронный ресурс] / Ж. Пиаже. - URL : https://e-libra.ru/read/232396-rech-i-myshlenie-rebenka.html(дата обращения: 03.02.2019).
30. Праведникова, И. И. Развитие орфографической зоркости / И.И. Праведникова - Ростов - на - Дону : «Феникс», 2018 17 с.
31. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с задержкой психического развития (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. URL : http://fgosreestr.ru/wpcontent/uploads/2016/08/Primernayaadaptirovannayaosnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-obrazovaniya-obuchayushhihsyas- umstvennoj-otstalostyu-intellektualnymi-narusheniyami.pdf (дата обращения: 18.03.2018).
32. Разумовская, Л. И. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / Л. И. Разумовская. - М. : Просвещение, 1996. - 251 с
33. . Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/
С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
34. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. - М. : Владос, 1997. - 269 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) [Электронный ресурс]. - URL :
http://fgosovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/01/-22.12.14.pdf (дата обращения: 15.11.2018).
36. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL : http://docs.cntd.ru/document/902389617(дата обращения: 17.02.2019).
37. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов // Высшая школа. - 1990. - С. 165-166.
38. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма/ А.В. Ястребова, Т. П. Бессонова. - М. : АРКТИ, 2007. - 360 с.
39. Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника [Текст] / О. А. Яшнова. - М. : Академический проект, 2003. - 144 с.