Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение компьютерных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией

Работа №93438

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Онтогенез звукопроизношения у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 13
1.3. Характеристика нарушения звукопроизношения у старших
дошкольников с дизартрией 18
1.4. Обзор логопедических компьютерных технологий, направленных
на коррекцию нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Организация и принципы логопедического обследования 28
2.2. Методика проведения констатирующего эксперимента 30
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ 50
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы
по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 50
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с
применением компьютерных технологий 52
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента, проведенного в
формате offline и online 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68

Актуальность исследования. Современная образовательная концепция, согласно ФГОС ДО [67], предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей. Это актуализирует необходимость поиска путей усовершенствования коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Общеизвестно, что вовремя сформированная речь ребенка является важным условием его гармоничного развития. Это связано в первую очередь с выполнением языка и речи ведущей функции в развитии речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка в формировании социальных связей. Для того, чтобы ребенок в полной мере мог овладеть речью, необходимо формировать правильное произношение звуков.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день большую значимость приобретаю вопросы моторного развития дошкольников, у которых имеется речевые патологии, в том числе дети с дизартрией (Е. Ф. Архипова [5], Е. М. Мастюкова [43], Л. И. Белякова [7], Е. Н. Винарская [12], Л. В. Лопатина [38] и др.).
Трудности в артикуляции у детей при дизартрии возникают из-за нарушений иннервации, которые специалисты могут определить при углубленном изучении нарушений речи ребенка, в связи, с чем можно отметить сложность диагностики дизартрических расстройств у детей. На сегодняшний день стоит важная задача нахождения современных методов работы по формированию и коррекции речевой сферы дошкольников с дизартрией во взаимосвязи с коррекцией нарушений у них звукопроизношения, эти нарушения будут вести к трудностям в овладении грамотой ребенком.
Важнейшую роль в становлении звукопроизношения играет координированная, отчетливая деятельность системы артикуляционного аппарата, умение быстро и правильно переключаться с одного движения на иное, а также фиксировать необходимую артикуляционную позу. Следовательно, первостепенное значение в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеют исправление сбоев в деятельности артикуляционного аппарата, его подготовка к постановке звуков, выработке адекватных, полноценных артикуляционных движений, интеграции обычных двигательных процессов в сложные смешанные артикуляционные позиции (О. В. Правдина) [54].
Исследованием нарушений произношения звуков, вопросами коррекции занимались многие российские ученые в области теории и практики логопедии. Достаточно полно изучен и описан процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения в работах А. Н. Гвоздева [16], В. И. Бельтюкова [6], Д. Б. Эльконина [77] и др.
Вопросы формирования произношения звуков полно изучены и освещены в работах А. Н. Гвоздева [16], Н. И. Жинкиным [20], Г. А. Каше [24], Р. Е. Левиной [32], О. В. Правдиной [54], Т. Б. Филичивой [68], М. Ф. Фомичевой [70], Г. В. Чиркиной [72].
В специальной литературе в наибольшей степени является разработанным вопросы диагностики и коррекции звукопроизношения речи. А также методики и схемы выявления рассматриваемого нарушения описаны в трудах М. Е. Хватцева [71], М. Ф. Фомичевой [70], Г. В. Чиркиной [72], Т. Б. Филичевой [68], Е. Ф. Архиповой [5], О. Б. Иншаковой [23], Е. М. Мастюковой [43], Л. В. Лопатиной [38] и др.
В специальной педагогике разработан методологический подход к применению компьютерных технологий в процессе обучения детей с речевыми нарушениями (О. И. Кукушкина) [31]. В связи с усовершенствованием технических средств, расширяются возможности компьютерных технологий в логопедической работе (М. И. Лынская [40], Л. Р. Лизунова [34], З. А. Репина [57]).
Ввиду вышесказанного, темой нашей работы была выбрана «Применение компьютерных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией».
Объект исследования - состояние звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, включающий применение компьютерных технологий.
Предмет исследования - процесс использования компьютерных технологий при коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что коррекция звукопроизношения у старших дошкольников, имеющих дизартрию будет результативной, если в ходе общего коррекционного воздействия, будут целенаправленно и системно применяться логопедические компьютерные технологии.
Цель исследования - обоснование, разработка, апробация и определение результативности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научную, психологическую, педагогическую и
методическую литературу.
2. Подобрать логопедические методики констатирующего исследования.
3. Провести изучение состояния звукопроизношения у детей 5-6 лет и проанализировать полученные результаты.
4. Определить этапы, содержание, методы и приемы логопедической работы, направленные на коррекцию звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией при применении логопедических компьютерных технологий.
5. Провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Методы исследования определялись в соответствие с целью и задачами исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов, наблюдение).
3. Количественный и качественный анализы полученных результатов.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение - детский сад №34, г. Екатеринбург, ул. Педагогическая, 26.
Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование правильного произношения является основной задачей при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Важным фактором для становления произношения ребенка является сформированное звукопроизношение и фонематическое восприятие. Благодаря фонематическому восприятию, ребенок учится узнавать фонемы, понимать смысл звучащего слова, дифференцировать слова - паронимы, соотносить слова с конкретными, предметами, действиями, явлениями, выделять и понимать фразы в речи других людей, и, что самое главное, слышать нарушения в собственной и чужой речи.
Установлено, что несформированность фонематического восприятия отрицательно влияет на качество произношения дошкольников, что приводит к неустойчивой артикуляции, многочисленными заменами и смешениями звуков и требует своевременной коррекции данных нарушений.
При работе над произношением происходит опора на такие важные фонематические процессы, как фонематические представления и более сложный - фонематический анализ и синтез.
При изучении и анализе научно-методической литературы можно прийти к выводу, что при дизартрии присутствует дефекты речи, вызываемый нарушениям центральной нервной системы, сочетающий в себе комбинацию расстройств всего процесса речевой деятельности, а это артикуляция, дыхание, голос, мимику и просодика.
Одним из ведущих признаков дизартрии является нарушение произношения звуков, сложно поддающиеся коррекции, а также отрицательно влияет на формирование других сторон речи и коммуникации ребенка в целом.
Для детей дошкольного возраста, у которых имеется псевдобульбарная дизартрия свойственно полиморфное нарушение произношение звуков, недостаток формирования интонационной выразительности. Нечеткость артикуляции и парез мышц гортани, ведут к голосовым нарушениям и в последствие чего происходит нарушение всей функциональности речи. Следовательно, что вторичными нарушениями являются недостаток в развитии лексики и грамматического строя речи, а также овладениям навыками чтения и письма.
По результатам логопедического обследования, можно сделать вывод, что в основе нарушения звукопроизносительной стороны речи при дизартрии лежат органические нарушения ЦНС, которые выражаются в недостаточности моторной сферы, изменениях мышечного тонуса, в форме парезов, гиперкинезов и патологических рефлексов.
Результаты исследования экспериментальной работы показали, что логопедическая работа по коррекции нарушений звуковой стороны речи должна иметь системный, комплексный и дифференцированный характер.
Содержание программы логопедической работы должна затрагивать не только психофизиологические механизмы и симптоматику нарушения, но и индивидуальные особенности проявления дефекта: акустических характеристик нарушенного произношения и степени их близости к правильному произношению, а также учета парезов и диспраксий в моторной сфере.
Для каждого логопедического занятия определяется комплекс задач и заданий, которые будут направлены на развитие психофизиологических механизмов, создающие нормальную реализацию звуковой стороны речи и закрепление правильных речевых навыков.
Применение компьютерных технологий при коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией является актуальным, хотя на сегодняшний день недостаточно разработанными в логопедические практики. В современной логопедии компьютерные технологии делают работу логопеда разнообразной, эмоциональной.
Таким образом, поставленные задачи для достижения выполнены, цель, определенная в начале исследования, достигнута.



1. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 110 с.
2. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 104 с.
3. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании : специализир. учеб. курс / Б. Андерсен, В. Д. Бриик. - Москва : Дрофа, 2017. - 213 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2012. - 256 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2012. - 319 с.
6. Бельтюков, В. И. Об усвоении звуков речи детьми / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров: (педагогика третьего тысячелетия) : учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько. - Москва : МПСИ : Воронеж : МОДЭК, 2002. - 352 с.
9. Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей : метод. пособие / С. Е. Большакова. - Москва : Сфера, 2013. - 154 с.
10. Брюховских, Л. А. Дизартрия : учеб.-метод. пособие / Л. А. Брюховских, В. П. Астафьева ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск : [б. и.]: 2015. - 143 с.
11. Варенцова, Н. С., Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. - Москва : ,ГНОМ- ПРЕСС, 2012. - 154 с.
12. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 141 с.
13. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактив. методы / О. Б. Воронкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 320 с.
14. Вренева, Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи / Е. П. Вренева // Логопед. - 2010. - № 5. - С. 46-52.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2016. - 414 с.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 470 с.
17. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. метод. рекомендаций / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; сост. В. П. Балобанова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 238 с.
18. Дурова, Н. В. Фонематика : как научить детей слышать и правильно произносить звуки : кн. для родителей и воспитателей / Н. В. Дурова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 316 с.
19. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (дети с общ. недоразвитием речи) : пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1981. - 112 с.
20. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 328 с.
21. Игры в логопедической работе с детьми : кн. для логопедов / под ред. В. И. Селиверстова. - Москва : Просвещение, 1974. - 142 с.
22. Интерактивные игры для проведения занятий детскими специалистами «Мерсибо» : [сайт]. - URL: https://mersibo.ru/mersiteka(дата обращения: 09.02.2019).
23. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2015. - 279 с.
24. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с.
25. Кнепман, Н. В. Фонематическое восприятие - узловое образование в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников / Н. В. Кнепман // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 25. - С. 54-75. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/- fonematicheskoe-vospriyatie-uzlovoe-obrazovanie-v-korrektsii-obschego- nedorazvitiya-rechi-u-doshkolnikov(дата обращения: 26.04.2020).
26. Ковригина, Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста / Л. В. Ковригина // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 3. - С. 57-59. - URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=9938633 (дата обращения: 12.04.2020).
27. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет : учеб.-метод. пособие / Е. В. Колесникова. - Москва : Ювента, 2016. - 78 с.
28. Коноваленко, В. В., Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей : пособие для логопедов и воспитателей логогрупп / В. В. Коноваленко. - Москва : ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 127 с.
29. Копичева, А. А. Возможности применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе / А. А. Копичева, В. П. Крючков // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза : сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 29 сент. 2017 г., Саратов / Саратов гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского ; науч. ред. В. П. Крючков. -
Саратов : Саратов. источник, 2017.- С. 152-159.- URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=30615702(дата обращения: 24.01.2020).
30. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : В. Секачев, 2001. - 157 с.
31. Кукушкина, О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // О. И. Кукушкина / Специальное образование: состояние, перспективы развития : темат. прил. к журн. «Вестник образования. - 2003. - № 3. - С. 34-41.
32. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии : учеб. пособие / Р. Е. Левина. - М. : Альянс, 2013. - 368 с.
33. Леонтьев, А. А. Психологическая структура значения / А. А. Леонтьев // Семантическая структура слова : психолингвист. исслед. / отв. ред. А. А. Леонтьев. - Москва : Наука, 1971. - С. 7-18.
34. Лизунова, Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» : метод. пособие / Л. Р. Лизунова. - Пермь : [б. и.], 2013. - 60 с.
35. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 677 с.
36. Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л. В. Лопатина // Реабилитация пациентов с расстройствами речи : материалы конф. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2000. - С. 177-182.
37. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие / Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2005. - 138 с.
38. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у школьников: (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : РГПУ : СОЮЗ, 2001. - 100 с.
39. Лопатина, Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения / Л. В. Лопатина // Дефектология. - 2006. - № 2. - С. 64-70.
40. Лынская, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ : из опыта работы логопеда дет. сада / М. И. Лынская // Логопед в детском саду. - 2006. - № 6 (15). - C. 54-56.
41. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека : монография /
A. Р. Лурия. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 621 с.
42. Мартынова, Р. И., Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией / Р. И. Мартынова // Хрестоматия по логопедии : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений : в 2 т. Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой,
B. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - С. 214-218.
43. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом : кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - Москва : Просвещение, 1985. - 192 с.
44. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - Москва : АРКТИ,2003. - 239 с
45. Никитина, М. Ребенок за компьютером / М. Никитина. - Москва : Эксмо, 2016. - 420 с.
46. Никишина, Н. А. Формирование речи детей при ее недоразвитии / Н. А. Никишина // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / под ред. Л. С. Волковой. - Мрсква : ВЛАДОС, 2003.. - С. 153-157.
47. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР / Н. В. Нищева. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 704 с.
48. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. - Москва : Академия, 2009. - 268 с.
49. Огнева, М. А. Развивающие игры как средство коррекции речи у детей младшего школьного возраста, обучающихся в специальных коррекционных классах / М. А. Огнева // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI междунар. науч. конф., 20-23 дек. 2014 г. - Санкт-Петербург: Сатис, 2014. - С. 215-218.
50. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г. В. Чиркина, Т. В. Филичева, А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова ; под общ. ред. Т. В. Чиркиной. - Москва : АРКТИ, 2014, - 240 с.
51. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1968. - 367 с.
52. Панченко, И. И. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия / И. И. Панченко, Л. А. Щербакова // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. Кн.1. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи : в 2 ч. Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия / под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - С. 119-130.
53. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 445 с.
54. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
55. Приходько, О. Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии / О. Г. Приходько // Специальное образование. - 2010. - № 4. - С. 57-79.
56. Pay, Е. Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е. Ф. Pay. - Москва : Медгиз, 1961. - 430 с.
57. Репина, 3. А. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения / З. А. Репина, Л. Р Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. - 2004. - № 5 (14). - С. 283-285.
58. Репина, 3. А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З. А. Репина, Л. Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. -
2004. - № 5 (14). - C. 285-287.
59. Розенкарт-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г. Л. Розенкарт-Пупко. - Москва : АПН РСФСР, 1963. - 96 с.
60. Свириденко, С. С. Современные информационные технологии в науке и образовании / С. С. Свириденко. - Москва : Школа-Пресс, 2015. - 200 с.
61. Соботович, Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. - 2014. - № 4. - С. 44-50.
62. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно : система коррекции общ. недоразвития речи у детей 5 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. - Москва : ГНОМ и Д, 2001. - 107 с.
63. Токарева, С. А. Дизартрия / С. А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. - Москва : Медицина, 1969. - С. 234-251.
64. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1998. - 51 с.
65. Туманова, Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Туманова. - Москва : ГНОМ-ПРЕСС, 1999. - 60 с.
66. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва : ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka- natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html(дата обращения: 18.10.2019).
68. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкол. учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Проф. образование, 2012. - 232 с.
69. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, 2008. - 224 с.
70. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произно¬шения : пособие для воспитателя дет. сада / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1981. - 240 с.
71. Хватцев, М. Е. Логопедия : работа с дошкольниками / М. Е. Хватцев. - Москва : АСТ, 2006. - 266 с.
72. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г. В. Чиркина. - Москва : Педагогика, 1969. - 120 с.
73. Чупрова, Е. С. Использование информационных технологий в
коррекционной работе / Е. С. Чупрова // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV междунар. науч. конф., декабрь 2013 г., г. Челябинск - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 75-78. - URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4610/(дата обращения: 26.03.2020).
74. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для учреждений высш. проф. образования / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - Москва : Академия, 2014. - 253 с.
75. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / И. Х. Швачкин // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999. - С. 312-318.
76. Швецова, И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи / И. Швецова //Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5, - С. 71-77.
77. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2013. - 416 с.
78. Bobath, В. Motor development in the Different Types of Cerebral Palsy / В. Bobath, К. Bobath. - London : Tngland, 2015. - 215 p.
79. Cardwell, W. Cerebral palsy: Advances in understanding and care / W. Cardwell. - New York : Association for the Aid of Crippled, 2016. - 121 p.
80. Cardwell, W. The cerebral palsied child and his care in the Home / W. Cardwell. - New York : Association for the Aid of Crippled , 2017. - 251 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ