Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию словарного запаса у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №93436

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 8
1.1. Развитие словарного запаса у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 19
1.3. Характеристика словарного запаса у старших дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 32
2.1. Основные принципы, цели, задачи и организация логопедического
обследования старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 32
2.2. Методика логопедического обследования старших дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 35
2.3. Анализ результатов логопедического обследования старших
дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 42
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 51
3.1. Основные принципы, цели, задачи, этапы и направления
логопедической работы по формированию словарного запаса у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 51
3.2. Содержание логопедической работы по формированию словарного запаса у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии 56
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76

Среди дошкольников псевдобульбарная дизартрия - это достаточно распространенное речевое нарушение. Многими учеными отмечена тенденция к увеличению количества детей с данным диагнозом. В настоящее время это речевое расстройство рассматривается как синдром, имеющий центрально-органическую природу и проявляющий себя в виде неврологической, речевой и психологической симптоматики.
Теоретические и практические вопросы по проблеме дизартрии освещены в исследованиях ряда авторов: Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, Е. М. Мастюковой, И. И. Панченко, Е. Н. Правдиной-Винарской, Г. В Чиркиной, М. Б. Эйдиновой и др. По их мнению, псевдобульбарная дизартрия - сложная речевая патология, характеризующаяся сочетанием множественных нарушений механизма моторной реализации речевой деятельности. Нарушения фонетической стороны речи в структуре речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии являются ведущим симптомом. Коррекция данной стороны речи достаточно трудоемкий процесс. Фонетические нарушения негативно влияют на формирование всех составляющих речевой системы: фонематической, лексической, грамматической и могут повлечь за собой формирование вторичных отклонений в их развитии. Все это в совокупности может привести к недоразвитию лексики, в частности.
Изучением словарного запаса, в частности, у детей, имеющих псевдобульбарную дизартрию, занимались Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Г. В. Чиркина и др. Данной группой ученых были выявлены разнообразные особенности лексики такие, как несоответствие объемов активного и пассивного словарей, семантически неверное употребление слов, несформированность семантических полей, словесные парафазии, трудности процессов актуализации словаря.
Перечисленные ранее речевые нарушения, имеющиеся при дизартрии, а также недостатки лексической стороны в дальнейшем негативным образом влияют на процесс обучения в школе, так как необходимый уровень сформированности словаря это обязательное условие успешного обучения в школе. Развитие словарного запаса как системы играет важную роль в становлении всей психической деятельности ребенка (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия и др.). Вовремя составленная и реализованная коррекционная работа по формированию и развитию лексической системы у изучаемой категории детей существенно повышает успешность дальнейшего обучения в школе. Таким образом, тема нашего исследования актуальна.
Объект исследования - словарный запас у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - процесс формирования словарного запаса у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию словарного запаса у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросам изучения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией; изучить клинические и психолого-педагогические особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
2. Подобрать методики, провести констатирующий эксперимент, направлений на определение сформированности словарного запаса у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Осуществить планирование и разработать содержание коррекционной работы с учетом результатов констатирующего эксперимента, направленной на формирование словарного запаса у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
4. Апробировать разработанную коррекционную программу, направленную на формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
5. Провести оценку эффективности содержания коррекционной работы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• анализ литературы по теме исследования;
• анализ педагогической документации;
• констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;
• адаптация диагностических и формирующих методик;
• количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.
Гипотеза. У детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии наблюдается несформированность различных аспектов лексической системы языка (объём словаря, структуры лексического значения, точности понимания и употребления слов и др.). Возможно, что специально организованная логопедическая работа по формированию словарного запаса путем целенаправленной работы по уточнению значения слова, его семантической структуры, пониманию слова как единицы языка и речи, как сочетание лексического и грамматического, с применением инновационных форм работы, повысит уровень развития языковой способности старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Научно-методологической основой исследования являлись: работы по изучению процесса формирования начального детского словаря (М. М. Алексеева, Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, А. Н. Гвоздев, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, М. М. Кольцова, Е. М. Мастюкова, С. Л. Рубинштейн, Т. Н. Ушакова, Т. Б. Филичева, С. Н. Цейтлин), труды, посвященные дизартрии, как сложному речевому дефекту (Е. Ф. Архипова, О. В. Правдина, О. Г. Приходько, Т. Б. Филичева и др.), а также результаты исследований по формированию лексики детей с дизартрией (Е. Ф. Архипова, М. В. Ипполитова, Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Н. В. Серебрякова и др.).
База исследования: МБДОУ - детский сад комбинированного вида №510 г. Екатеринбурга.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, заключение, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время наиболее часто встречающимся речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является псевдобульбарная дизартрия. Вопросам изучения дизартрии у детей посвящено немало работ. Вопросами изучения клинико-психологической характеристики данной категории детей занимались Р. И. Мартынова. Е. М. Мастюкова, Л. Т. Журба, Л. О. Бадалян и другие. Они указывают на то, что у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии страдает не только речевая функция, но и отмечается ослабление отдельных компонентов психологической базы речи: внимания, памяти, пространственного гнозиса, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Также немало работ посвящено изучению лексико-грамматического строя речи у детей с дизартрией. Так, изучением лексики у детей с дизартрией занимались Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. Согласно их исследованиям, для детей с дизартрией характерны следующие особенности формирования, развития, наращивания объёма и содержания словаря: ограниченность объёма словаря, несформированность
семантических полей, расхождение объёма активного и пассивного словаря, трудности актуализации словаря.
Вся совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием полноценному общению и общему развитию ребенка. Исследования развития речи в онтогенезе показывают иерархическое строение речевой функции. Развивая одновременно словарь, процессы словообразования и словоизменения, мы готовим базу, на основе которой идет формирование фонематической стороны речи. Это подтверждает необходимость развития активного словарного запаса у дошкольников с дизартрией. Все это подчеркивает актуальность нашего исследования.
Основываясь на данных изученной литературы, была дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а также рассмотрен онтогенез словарного запаса и особенности лексики детей с дизартрией.
Одной из задач данной работы было определение сформированности словарного запаса у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Посредством выполнения ряда диагностических проб нами были выявлены особенности словаря детей с дизартрией. Расхождение в объемах пассивного и активного словарей. Пассивный словарь у всех обследуемых детей более сохранен по отношению к активному. Активный словарь обследуемых детей имеет следующие особенности: ограниченность словарного запаса, неточное употребление многих общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы или части предметов (высокий - длинный, чинит - делает), неправильное использование синонимических и антонимических средств языка (подбор антонимов с приставкой не: широкий - неширокий), присутствие большого количества вербальных парафазий.
Полученные данные о состоянии словаря определили основные направления, которые учитывались при составлении комплекса коррекционно-развивающих упражнений, проводимых на подгрупповых занятиях.
Обучающий эксперимент проводился в течении 5 месяцев. Всего было организовано и проведено 25 занятий. В обучающем эксперименте приняли участие 10 детей. На экспериментальной базе логопедическая помощь детям с нарушениями речи, обусловленными разными речевыми патологиями, осуществляется в условиях логопедического пункта. В связи с этим занятия по формированию словарного запаса проводились в подгруппах, в первой половине дня в соответствии с разработанным календарно-тематическим планированием. В ходе организации обучающего эксперимента использовались такие формы работы с дошкольниками, которые позволяют параллельно с работой над словарем, формировать основные грамматические категории как основу дальнейшего развития связной речи.
Помимо активной работы на логопедических занятиях по развитию словарного запаса детям предлагалось закрепление полученных знаний и умений путем выполнения домашних заданий. Задания на дом выдавались 1 раз в неделю по пятницам в индивидуальных тетрадях для домашних заданий. Для домашних заданий использовались логопедические игры и упражнения, с целью уточнения, расширения, а также активизации словарного запаса детей. также в домашние задания включались игры, тренирующие ребенка в способах словообразования и словоизменения с целью коррекции грамматического строя речи.
Логопедическое воздействие в целом осуществлялось в рамках методической системы, предложенной Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой и проводилось по следующим направлениям: расширение объёма словаря, уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, их актуализация в экспрессивной речи, овладение новыми словами, прежде всего прилагательными, глаголами, наречиями, а также существительными с учетом программы развития и воспитания детей в детском саду.
По итогам обучающего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, целью которого было определение эффективности коррекционно-развивающей работы по формированию словарного запаса у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что проведенная нами специально-организованная работа была эффективна: у всех детей отмечается расширение и увеличение словарного запаса. На данном этапе работа еще не окончена. Необходимо продолжить работу с детьми по формированию словаря.



1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы : в 2 ч. / под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. М.,1968. 342 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие для студентов вузов. М., 2008. 319 с.
3. Бадалян Л. О. Детская неврология : учебное пособие. М., 2016. 608 с.
4. Васильева Т. В. Формирование речевой функции у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи : Образовательная программа «Страна слов» и методические рекомендации. Екатеринбург, 2006. 120 с.
5. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2006. 141 с.
6. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987. 159 с.
7. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебн. - метод. пособие. СПб., 2003. 144 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2008. 508 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1968. 176 с.
10. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : учебно-методическое пособие. М., 2007. 96 с.
11. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1978. С. 69 - 73.
12. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения : сб. метод. рек. СПб., 2000. 232 с.
13. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей. М., 2011. 220 с.
14. Жукова Н. С. Учимся говорить правильно. М., 2002. 72 с.
15. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Минимальные мозговые дисфункции. М., 1978. 32 с.
16. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. Новосибирск, 1975. 115 с.
17. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2014. 280 с.
18. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 2002. 224 с.
19. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург, 2004. 224 с.
20. Лаврентьева А. И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе: усвоение ребенком родного (русского) язык // Межвузовский сборник работ молодых авторов. СПб., 1996. С.57-60.
21. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб., 1999. 160 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ