ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Онтогенез становления звуков речи и развития фонематического
слуха у детей 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией легкой степени 11
1.3. Характеристика нарушений фонематического слуха и устной речи у
старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией легкой степени 13
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 17
2.1. Теоретическое обоснование, организация и принципы изучения
моторики, звукопроизношения, просодики, фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 18
2.2. Методика изучения моторики, звукопроизношения, просодики,
фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и анализ полученных результатов 21
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений моторики, звукопроизношения,
просодики, фонематических процессов у обследованных
детей 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ ЛЁГКОЙ
СТЕПЕНИ 38
3.1. Теоретическое обоснование, организация, принципы логопедической
работы по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии 38
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений моторики, звукопроизношения, просодики у старших дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 40
3.3. Содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с дизартрией 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
Достижение определенного уровня развития фонематического слуха и восприятия, является важным критерием для освоения школьной программы детьми.
Для усвоения звуковой стороны языка имеет значение фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать фонемы в словах. При поступлении в школу, дети должны уметь дифференцировать фонемы родного языка.
Псевдобульбарная дизартрия, как сложная речевая патология рассматривается в работах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф Архиповой, Э.К. Макаровой и других. Значительное внимание отдается в данных работах развитию фонематических процессов, которое включает в себя фонематический слух.
Л.В Лопатина поясняет, что данная патология проявляется в расстройствах фонетико-фонематической и просодической части речевой функциональной системы и появляющаяся в результате невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Данное поражение редко замечают родители самостоятельно, поэтому бдительность лежит именно на педагогах, окружающих ребёнка и медицинских работников.
Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б. Филичева говорят, что для подготовки ребёнка к школе больше внимания стоит уделить фонематическим процессам. При всесторонней работе по улучшению фонематического слуха отмечается усвоения состава слова, что помогает при обучении навыков чтения и письма.
Актуальность исследования определила выбор темы исследования «Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии».
Объект исследования: фонематический слух, методы его изучения и формирования у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: процесс формирования фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Цель исследования: изучить особенности фонематического слуха и определить методы работы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
• изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
• провести констатирующий эксперимент и сделать анализ его результатов;
• на основании анализа методической литературы по формированию фонематического слуха у детей с дизартрией и анализа констатирующего эксперимента определить направления и приемы коррекционной работы по предупреждению нарушений фонематического слуха у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Данная работа значима в практической деятельности в том, что в ней описана теоретическая последовательность коррекционной работы по формирование фонематического слуха у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией, которой могут воспользоваться воспитатели и логопеды в детском дошкольном учреждении, а также родителя для проведения занятий со своими детьми. Ведь правильное формирование фонематического слуха у ребёнка во многом определяет его дальнейший жизненный путь и социальную адаптацию.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрыта актуальность выбранной темы исследования, определены его целевые установки, теоретическая практическая значимость. В первой главе представлено теоретическое обоснование проблемы исследования, раскрыты основные понятия темы исследования, вопросы формирования фонематического слуха у дошкольников в онтогенезе, психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Во второй главе дано описание исследования детей дошкольного возраста и проведен анализ его результатов. В третьей главе описана логопедическая работа по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В заключении содержатся выводы по проделанной работе.
Данное исследование актуально в настоящее время, так-как нарушение фонематического слуха по-прежнему находится на высоком уровне. Данное нарушения редко замечают родители детей, поэтому именно педагоги могут заметить нарушение в развитии и начать коррекцию как можно раньше. Из-за нарушения фонематического слуха перед логопедом появляются другие задачи, которые необходимо достигнуть до окончания ребёнком ДОУ для его дальнейшего развития. Так как развитый фонематический слух и восприятия напрямую влияет на усвоение ребёнком письменной речи родного языка.
Анализ литературы по теме показал, что слуховая сфера обеспечивает нормальное психическое и речевое развитие ребенка, всех видов его деятельности. Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, с помощью которого осуществляются операции по узнаванию и различению фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Л.С. Волкова).
Фонематические элементы ребенок различает благодаря фонематическому слуху. Такое различение способствует формированию правильного звукопроизношения. Недостаточная сформированность фонематического слуха приводит к нарушениям в звукопроизношении, и в дальнейшем - к трудностям проведения звукового анализа и синтеза слов, овладения чтением, письмом при обучении в школе. Дети дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и недоразвитием фонетико-фонематических процессов необходима помощь логопеда в формировании фонематического слуха.
Имеют место различные нарушения у детей с псевдобульбарной дизартрией, к примеру, неврологические (в виде микросимптомов); вегетососудистые; мелкая моторика нарушается, нарушения мимической моторики из-за чего речь становится скудной и не выразительной, появляются проблемы со звукопроизношением.
Отклонения на фоне неверного восприятия собственной речи наблюдаются в формировании фонематического восприятия.
При нарушении фонематического слуха с псевдобульбарной дизартрией детям нужна совместная работа многих специалистов для всестороннего воздействия на развития. При подключении к занятиям музыкального работника и педагога физического воспитания занятия буду проходить интереснее, а также повторение ранее материала на чувство ритма, ориентацию в собственном теле и в пространстве, развитие силы воздушной струи и слухового внимания на основе музыкальных инструментов.
Строгую степень развития в онтогенезе имеет формирование фонематического слуха, начинающееся ещё до двенадцати месяцев жизни ребёнка. Поэтому окружающим необходимо начинать ранее воздействие на его развитие. Несформированность фонематического слуха приводит к неверному звукопроизношению, анализу и синтезу слов, чтению и письму.
Изученное нами показало, что у обследуемых детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией имеется недоразвитие фонематических процессов. Несомненно, дефекты звукопроизношения отрицательно действуют на развитие фонематического восприятия.
Стоит отметить, выраженность отклонений в звукопроизношении и просодике также отмечаются у всех обследуемых детей.
На основании изученной литературы, коррекционные работы были рассмотрены для формирования фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Для успешного развития детей с дефектом речи коррекционную работу необходимо направить на развитие артикуляции ребенка и фонетического восприятия.
В исследовании учувствовало пять детей дошкольного возраста. В ходе обследования были использованы многие методики и содержало разделы:
• состояние моторного праксиса;
• состояние произносительной стороны речи;
• степень развития фонематических процессов.
Наше обследование выявило у детей нарушения в иннервации артикуляционного аппарата, скудность эмоций, нарушения в развитии общей и мелкой моторики, звукопроизношения и как следствие нарушение фонематического слуха и восприятия.
При обследования артикуляционного аппарата замечены трудности в подъёме верхней губы вверх и нижней губы вниз, а также одновременное поднятие верхней губы вверх и опущение нижней, чтобы были видны зубы. Наблюдались гиперкинезы, саливация, синкинезия, снижение объёма движений при удержании артикуляционных поз. При выполнении проб «чашечка» и «лопаточка» язык был напряжен, отмечался тремор языка, появление саливации. Дети недостаточно ощущали положение языка при произнесении звуков. Так как иннервации лицевых нервов нарушена, то у детей возникали трудности с мимикой.
При соотнесении данных звукопроизношения и ошибок в заданиях на сфорсированность фонематического слух, то можно заметить неправильное восприятие шипящих и соноров. Именно эта группа звуков нарушена чаще всего у детей в исследуемой группе.
У всех исследуемых детей наблюдаемость несформированность фонематического слуха и восприятия, что вызывается трудности в выполнении заданий, нацеленных на развитие фонематического слуха. Такие задания вызывают у детей раздражительность, быструю утомляемость, беспокойство и неуверенность.
У 100% исследуемых детей в результате изучения фонематических процессов имеются нарушения фонематического слуха. С заданиями на опознание фонем справилось только 20%. С повторением слогового ряда справилось 0% испытуемых, поэтому понадобилась помощь экспериментатора. Чаще дети на справлялись с заданиями на сформированность фонематических процессов там, где есть шипящие и сонорные звуки. Так удалось отследить взаимосвязь нарушений в звукопроизношений и развитие фонематического слуха. Определить место звука в слове было трудно выполнить 60% исследуемых.
Дети путают, когда необходимо определить количество звуков в слове, а когда последовательность звуков. Стоит отметить, что никто из исследуемых не смог набрать наивысшее количество баллов ни в обследовании фонематического слуха, ни в звуковом анализе слова.
Данное обследование подтвердило заключение логопеда в ДОУ и результаты ПМПК.
Задачи и функции логопеда и воспитателя в работе над формированием фонематического слуха детей с псевдобульбарной дизартрией разграничены и направлены на достижение наилучшего результата. С детьми проводят занятия в игровой форме для поддержания интереса к новым знаниям. Используется пять ступеней развития фонематического слуха, направленных на развитие речевого внимания, сопостановление одинаковых звукокомпелексов, близких по звучанию слов, слогов и отдельных сохраненных звуков речи.
С помощью специальных упражнений у детей формируются артикуляционные навыки и формирование фонетического слуха и восприятия. С этим умыслом внимание детей привлекается к отличию между твердыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Перед детьми довольно часто устанавливаются задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.
В это же время происходит формирование анализа и синтеза звукового состава речи. Для дальнейшего успешного развития детей, их необходимо учить звукобуквенному анализу и фонематическому восприятию. Детям необходимо различать звуки речи родного языка, узнавать гласные и согласные, уметь выделять звуки из состава слова; разделять слова на слоги, а слоги на звуки; синтезировать слоги и звуки в слова; устанавливать поочередность звуков в слове; разбивать предложения на слова. Для сохранения интереса к занятиям, детям предлагаются различные игры и игровые приёмы во время обучения.
Стоит отметить, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для коррекционной работы над дефектами речевого развития. В данный период детства в особенности развита внимательность и чувствительность к проявлениям языка. Своевременное развитие фонематического слуха позволят избежать трудности в усвоении детьми навыков чтения и письма родного языка.
1. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2015. 207 с.
2. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии. М., 2012. 228 с.
3. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2015. 254 с.
4. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2007. 320 с.
5. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Логопедия». М., 1998. 304 с.
6. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов пед. вузов. М., 2005. 352 с.
7. Горбенко Е. Л. Формирование фонематического слуха у
дошкольников, имеющих речевые нарушения // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. СПб., 2012. Т. 2. С. 262-264. URL: https://moluch.ru/conf7ped/
archive/21/1552/ (дата обращения: 01.12.2021).
8. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М., 1983. 136 с.
9. Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 1998. 680 с.
10. Лопатина Л. С., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : коррекция стертой дизартрии : учеб. пособие. СПб., 2010. 191 с.
11. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997. 399 с.
12. Соботович Е. Ф. Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1970. 26 с.
13. Ткаченко Т. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Ростов н/Д., 2021. 54 с.
14. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 2001. 336 с.
15. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)». М., 1989. 223 с.