Формирование просодических компонентов речи у старших дошкольников с дизартрией
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Закономерности развития просодических компонентов речи в онтогенез 8
1.2. Исследование дизартрии в России и зарубежом 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрие . 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 24
2.1.Организация исследования просодических компонентов речи у
дошкольников с дизартрией 24
2.2. Методики исследования просодических компонентов речи 26
2.3. Анализ и результаты констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 41
3.1. Теоретическое обоснование программы 41
3.2. Логопедическая работа по формированию просодических компонентов
речи у детей дошкольников с дизартрией 43
3.3. Анализ эффективности работы по формированию просодических
компонентов речи у детей дошкольников с дизартрией 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
1.1. Закономерности развития просодических компонентов речи в онтогенез 8
1.2. Исследование дизартрии в России и зарубежом 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрие . 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 24
2.1.Организация исследования просодических компонентов речи у
дошкольников с дизартрией 24
2.2. Методики исследования просодических компонентов речи 26
2.3. Анализ и результаты констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 41
3.1. Теоретическое обоснование программы 41
3.2. Логопедическая работа по формированию просодических компонентов
речи у детей дошкольников с дизартрией 43
3.3. Анализ эффективности работы по формированию просодических
компонентов речи у детей дошкольников с дизартрией 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность исследования. В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Так по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что более 55% дошкольников Российской Федерации с нарушения речи, из них 14,5% имеют различные формы дизартрии.
Согласно МКБ-10, дизартрия - это речевое расстройство, которое возникает у лиц с пораженными функциями речевого аппарата при нарушении связи клеток с нервными окончаниями, вследствие чего ограничиваются движения органов речи, и затрудняется артикуляция.
Дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. При этом в специальной логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата [18].
При дизартрии происходит нарушение просодической стороны речи, а она является неотъемлемой частью речевой деятельности человека. Просодическая сторона речи представляет собой сложный комплекс элементов, включающий: ритм, интонацию, высоту и силу голоса, темп, тембр и логическое ударение [21].
Одними из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и обеспечение возможностей для полноценного развития каждого ребёнка.
Развитием просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые, современные лингвисты Н. В. Черемисина и Н. Д. Светозарова, которые рассматривают просодическую сторону речи как совокупность ритмико-интонационных свойств, которые обеспечивают интонационную выразительность речи и играют немаловажную роль, так как именно с помощью них можно передать своё эмоциональное состояние.
Г. Н. Иванова-Лукьянова говорит о том, что просодия - это совокупность ритмико-интонационных свойств, которые обеспечивают интонационную выразительность речи и играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью, человек наряду с информацией передаёт и своё эмоциональное состояние. Н. И. Жинкин определял просодию как наивысший уровень развития языка [18].
На данный момент, интерес к проблеме нарушений просодики при дизартрии вызван тем, что она играет важную роль в осуществлении коммуникативной функции речи. Соответственно, в случае нарушения просодической стороны речи у дошкольников могут возникнуть трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого общения, что в будущем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.
В отечественной литературе отмечается недостаток детально проработанной, последовательной системы коррекции, направленной на формирование просодической стороны речи у детей дошкольников с дизартрией, в результате у дефектологов, логопедов, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с дизартрией, возникают проблемы с подбором содержания и методов обучения просодической стороны речи.
Проблема исследования заключается в том, что на современном этапе касательно формирования просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией отдельной систематизированной методики исправления и формирования компонентов просодики не существует.
Объект исследования: нарушение просодических компонентов речи у детей дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию просодических компонентов у детей дошкольников с дизартрией.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация программы логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза:
Можно предположить, что у детей с дизартрией нарушена просодическая сторона речи, если в процессе логопедической коррекции формировать предпосылки интонационной выразительности, представления об интонационной выразительности в импрессивной речи, интонационную выразительность в экспрессивной речи, то у дошкольников с дизартрией будут сформированы просодические компоненты речи.
На основании выдвинутой гипотезы, мы определили задачи исследования:
1. Проанализировать зарубежные и отечественные источники по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольников с дизартрией.
2. Изучить сформированность просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.
3. Разработать и апробировать логопедическую программу по коррекции нарушения просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.
4. Оценить эффективность проведения коррекционной программы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.
Методологическая основа:
- концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин);
- положения концепции И. А. Зимней о языке как знаковой системе;
- исследования, посвященные изучению формирования просодической стороны речи в онтогенезе (Р. В. Тонкова-Ямпольская, С. Н. Цейтлин);
- современные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, Е. Ф. Архипова).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической литературы по проблеме исследования); организационные (сравнительный); эмпирические (наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, контроль за эффективностью эксперимента, оценка результатов, обработка информации), качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: Общественная организация «Ассоциация логопедов Тюменской области» города Тюмени.
Этапы исследования: первый этап - изучение и анализ литературы по теме исследования, изучение и подбор диагностических методик констатирующего эксперимента; второй этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций; третий этап - реализация формирующего эксперимента по формированию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией; четвертый этап - проведение контрольного эксперимента, анализ результативности логопедической работы и разработка практических рекомендаций для педагогов.
Теоретическая значимость: в исследовании описаны особенности формирования просодической стороны речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии; рассмотрено содержание логопедической работы по данной проблеме и описана значимость дидактических игр в работе логопеда.
Практическая значимость: проанализированы результаты обследования восприятия и воспроизведения: ритма, логического ударения, тембра, интонации, модуляции голоса по высоте и силе у дошкольников с дизартрии. Составлен комплекс приемов, предложенных А. В. Лопатиной, Л. А. Позняковой, Р. И. Лалаевой, И. А. Смирновой, направленных на преодоление нарушений просодических компонентов у этих детей.
Работа имеет традиционную структуру, состоит из введения, трёх глав, содержащие в себе 9 параграфов; выводы по каждой главе, заключение, список литературы, 4 приложений. Работа иллюстрирована таблицами. Список литературы состоит из 50 наименований. Общий объем работы - 56 страницы печатного текста.
Согласно МКБ-10, дизартрия - это речевое расстройство, которое возникает у лиц с пораженными функциями речевого аппарата при нарушении связи клеток с нервными окончаниями, вследствие чего ограничиваются движения органов речи, и затрудняется артикуляция.
Дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. При этом в специальной логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата [18].
При дизартрии происходит нарушение просодической стороны речи, а она является неотъемлемой частью речевой деятельности человека. Просодическая сторона речи представляет собой сложный комплекс элементов, включающий: ритм, интонацию, высоту и силу голоса, темп, тембр и логическое ударение [21].
Одними из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и обеспечение возможностей для полноценного развития каждого ребёнка.
Развитием просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые, современные лингвисты Н. В. Черемисина и Н. Д. Светозарова, которые рассматривают просодическую сторону речи как совокупность ритмико-интонационных свойств, которые обеспечивают интонационную выразительность речи и играют немаловажную роль, так как именно с помощью них можно передать своё эмоциональное состояние.
Г. Н. Иванова-Лукьянова говорит о том, что просодия - это совокупность ритмико-интонационных свойств, которые обеспечивают интонационную выразительность речи и играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью, человек наряду с информацией передаёт и своё эмоциональное состояние. Н. И. Жинкин определял просодию как наивысший уровень развития языка [18].
На данный момент, интерес к проблеме нарушений просодики при дизартрии вызван тем, что она играет важную роль в осуществлении коммуникативной функции речи. Соответственно, в случае нарушения просодической стороны речи у дошкольников могут возникнуть трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого общения, что в будущем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.
В отечественной литературе отмечается недостаток детально проработанной, последовательной системы коррекции, направленной на формирование просодической стороны речи у детей дошкольников с дизартрией, в результате у дефектологов, логопедов, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с дизартрией, возникают проблемы с подбором содержания и методов обучения просодической стороны речи.
Проблема исследования заключается в том, что на современном этапе касательно формирования просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией отдельной систематизированной методики исправления и формирования компонентов просодики не существует.
Объект исследования: нарушение просодических компонентов речи у детей дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию просодических компонентов у детей дошкольников с дизартрией.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация программы логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза:
Можно предположить, что у детей с дизартрией нарушена просодическая сторона речи, если в процессе логопедической коррекции формировать предпосылки интонационной выразительности, представления об интонационной выразительности в импрессивной речи, интонационную выразительность в экспрессивной речи, то у дошкольников с дизартрией будут сформированы просодические компоненты речи.
На основании выдвинутой гипотезы, мы определили задачи исследования:
1. Проанализировать зарубежные и отечественные источники по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольников с дизартрией.
2. Изучить сформированность просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.
3. Разработать и апробировать логопедическую программу по коррекции нарушения просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.
4. Оценить эффективность проведения коррекционной программы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.
Методологическая основа:
- концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин);
- положения концепции И. А. Зимней о языке как знаковой системе;
- исследования, посвященные изучению формирования просодической стороны речи в онтогенезе (Р. В. Тонкова-Ямпольская, С. Н. Цейтлин);
- современные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, Е. Ф. Архипова).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической литературы по проблеме исследования); организационные (сравнительный); эмпирические (наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, контроль за эффективностью эксперимента, оценка результатов, обработка информации), качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: Общественная организация «Ассоциация логопедов Тюменской области» города Тюмени.
Этапы исследования: первый этап - изучение и анализ литературы по теме исследования, изучение и подбор диагностических методик констатирующего эксперимента; второй этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций; третий этап - реализация формирующего эксперимента по формированию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией; четвертый этап - проведение контрольного эксперимента, анализ результативности логопедической работы и разработка практических рекомендаций для педагогов.
Теоретическая значимость: в исследовании описаны особенности формирования просодической стороны речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии; рассмотрено содержание логопедической работы по данной проблеме и описана значимость дидактических игр в работе логопеда.
Практическая значимость: проанализированы результаты обследования восприятия и воспроизведения: ритма, логического ударения, тембра, интонации, модуляции голоса по высоте и силе у дошкольников с дизартрии. Составлен комплекс приемов, предложенных А. В. Лопатиной, Л. А. Позняковой, Р. И. Лалаевой, И. А. Смирновой, направленных на преодоление нарушений просодических компонентов у этих детей.
Работа имеет традиционную структуру, состоит из введения, трёх глав, содержащие в себе 9 параграфов; выводы по каждой главе, заключение, список литературы, 4 приложений. Работа иллюстрирована таблицами. Список литературы состоит из 50 наименований. Общий объем работы - 56 страницы печатного текста.
Просодические компоненты речи выполняют важную роль в общении: они позволяют не только точно и выразительно передавать мысли, чувства говорящего, но и помогают правильно понимать смысл высказывания собеседника, его чувства и отношение к партнеру по коммуникации. С помощью просодических компонентов мысль приобретает законченный характер. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.
У детей с дизартрией в старшем дошкольном возрасте просодические компоненты являются нарушенными, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности. Именно поэтому стоит обратить особое внимание на развитие просодических компонентов речи.
В данной работе было проведено теоретическое и методологическое исследование литературы, в которой изучались просодические компоненты речи у детей с дизартрией. Просодические компоненты при патологии речи необходимо изучать, так как они не только теснейшим образом связаны со всеми компонентами языка, но и являются существенным, относительно независимыми элементами речевого поведения.
В настоящее время отдельной методики работы по формированию просодических компонентов не существует, поэтому в логопедической работе можно использовать приемы, предложенные А. В. Лопатиной, Л. А. Позняковой, Р. И. Лалаевой, И. А. Смирновой. В процессе построения логопедической работы важно знать не только научно-теоретические основы нарушения просодической стороны речи, но и принципы, на которых основывается вся логопедическая работа. При этом знание об особенностях формирования просодических компонентов речи и принцип онтогенетического развития позволяет построить программу логопедической работы последовательно, поэтапно, от простого к сложному, что делает коррекционно-развивающую работу эффективной, а включение разнообразных методов и приемов повышает результативность у детей с дизартрией.
Выше изложенная работа проходила в три этапа: Первый этап был посвящен исследованию литературы, в которой подробно излагалась проблема просодики у детей с дизартрией и ее коррекция. Так же были исследованы методы, с помощью которых можно достичь наилучшего результата в коррекции. Второй этап представлял собой констатирующий эксперимент, в котором использовалась методика Е. Ф. Архиповой. Третий этап представлен как контрольный эксперимент, в котором был представлен ряд упражнений, которые необходимы для достижения наилучшего результата в коррекции просодических компонентов речи.
В процессе исследования были сделаны следующие наблюдения. При восприятии и воспроизведении ритма детям требовалась активная помощь логопеда. Дети не могли запомнить ритмический рисунок и повторить его самостоятельно. При обследовании были выявлены нарушения интонационных процессов. Сложность вызвали выявления интонационных процессов и определения их в предложении. Вопросительные и восклицательные предложения вызывали трудности. Исследование показало, что дети имеют большие трудности в выделении и понимании выделенного слова в предложении, а так же о трудностях в расположении логических ударений и в разделении слов на слоги. Дыхание так же было нарушено. Наблюдалась аритмичность вдоха и выдоха, низкий объем и слабая сила выдоха. Сложность вызвало задание, где требовалось сказать на одном выдохе предложения с последующим увеличением количества слов. Важной составляющей является темп речи, в котором тоже наблюдались трудности. Детям было сложно переходить от быстрого темпа к медленному и наоборот. Исследуя и анализируя результаты первого и повторного исследования можно наблюдать положительную динамику в коррекции просодической стороны речи за очень небольшой срок.
У детей с дизартрией в старшем дошкольном возрасте просодические компоненты являются нарушенными, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности. Именно поэтому стоит обратить особое внимание на развитие просодических компонентов речи.
В данной работе было проведено теоретическое и методологическое исследование литературы, в которой изучались просодические компоненты речи у детей с дизартрией. Просодические компоненты при патологии речи необходимо изучать, так как они не только теснейшим образом связаны со всеми компонентами языка, но и являются существенным, относительно независимыми элементами речевого поведения.
В настоящее время отдельной методики работы по формированию просодических компонентов не существует, поэтому в логопедической работе можно использовать приемы, предложенные А. В. Лопатиной, Л. А. Позняковой, Р. И. Лалаевой, И. А. Смирновой. В процессе построения логопедической работы важно знать не только научно-теоретические основы нарушения просодической стороны речи, но и принципы, на которых основывается вся логопедическая работа. При этом знание об особенностях формирования просодических компонентов речи и принцип онтогенетического развития позволяет построить программу логопедической работы последовательно, поэтапно, от простого к сложному, что делает коррекционно-развивающую работу эффективной, а включение разнообразных методов и приемов повышает результативность у детей с дизартрией.
Выше изложенная работа проходила в три этапа: Первый этап был посвящен исследованию литературы, в которой подробно излагалась проблема просодики у детей с дизартрией и ее коррекция. Так же были исследованы методы, с помощью которых можно достичь наилучшего результата в коррекции. Второй этап представлял собой констатирующий эксперимент, в котором использовалась методика Е. Ф. Архиповой. Третий этап представлен как контрольный эксперимент, в котором был представлен ряд упражнений, которые необходимы для достижения наилучшего результата в коррекции просодических компонентов речи.
В процессе исследования были сделаны следующие наблюдения. При восприятии и воспроизведении ритма детям требовалась активная помощь логопеда. Дети не могли запомнить ритмический рисунок и повторить его самостоятельно. При обследовании были выявлены нарушения интонационных процессов. Сложность вызвали выявления интонационных процессов и определения их в предложении. Вопросительные и восклицательные предложения вызывали трудности. Исследование показало, что дети имеют большие трудности в выделении и понимании выделенного слова в предложении, а так же о трудностях в расположении логических ударений и в разделении слов на слоги. Дыхание так же было нарушено. Наблюдалась аритмичность вдоха и выдоха, низкий объем и слабая сила выдоха. Сложность вызвало задание, где требовалось сказать на одном выдохе предложения с последующим увеличением количества слов. Важной составляющей является темп речи, в котором тоже наблюдались трудности. Детям было сложно переходить от быстрого темпа к медленному и наоборот. Исследуя и анализируя результаты первого и повторного исследования можно наблюдать положительную динамику в коррекции просодической стороны речи за очень небольшой срок.
Подобные работы
- Формирование просодических компонентов речи у старших дошкольников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя при формировании просодических компонентов речи у старших дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя при
формировании просодических компонентов речи у старших
дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСОДИЧЕСКИХ
КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ДИЗАРТРИЕЙ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция просодической стороны речи у старших дошкольников с амблиопией и косоглазием с использованием комплекса логоритмических упражнений
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019





