Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование просодических компонентов речи у старших дошкольников с дизартрией

Работа №93427

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Закономерности развития просодических компонентов речи в онтогенез 8
1.2. Исследование дизартрии в России и зарубежом 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрие . 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 24
2.1.Организация исследования просодических компонентов речи у
дошкольников с дизартрией 24
2.2. Методики исследования просодических компонентов речи 26
2.3. Анализ и результаты констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 41
3.1. Теоретическое обоснование программы 41
3.2. Логопедическая работа по формированию просодических компонентов
речи у детей дошкольников с дизартрией 43
3.3. Анализ эффективности работы по формированию просодических
компонентов речи у детей дошкольников с дизартрией 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58

Актуальность исследования. В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Так по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что более 55% дошкольников Российской Федерации с нарушения речи, из них 14,5% имеют различные формы дизартрии.
Согласно МКБ-10, дизартрия - это речевое расстройство, которое возникает у лиц с пораженными функциями речевого аппарата при нарушении связи клеток с нервными окончаниями, вследствие чего ограничиваются движения органов речи, и затрудняется артикуляция.
Дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. При этом в специальной логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата [18].
При дизартрии происходит нарушение просодической стороны речи, а она является неотъемлемой частью речевой деятельности человека. Просодическая сторона речи представляет собой сложный комплекс элементов, включающий: ритм, интонацию, высоту и силу голоса, темп, тембр и логическое ударение [21].
Одними из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и обеспечение возможностей для полноценного развития каждого ребёнка.
Развитием просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые, современные лингвисты Н. В. Черемисина и Н. Д. Светозарова, которые рассматривают просодическую сторону речи как совокупность ритмико-интонационных свойств, которые обеспечивают интонационную выразительность речи и играют немаловажную роль, так как именно с помощью них можно передать своё эмоциональное состояние.
Г. Н. Иванова-Лукьянова говорит о том, что просодия - это совокупность ритмико-интонационных свойств, которые обеспечивают интонационную выразительность речи и играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью, человек наряду с информацией передаёт и своё эмоциональное состояние. Н. И. Жинкин определял просодию как наивысший уровень развития языка [18].
На данный момент, интерес к проблеме нарушений просодики при дизартрии вызван тем, что она играет важную роль в осуществлении коммуникативной функции речи. Соответственно, в случае нарушения просодической стороны речи у дошкольников могут возникнуть трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого общения, что в будущем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.
В отечественной литературе отмечается недостаток детально проработанной, последовательной системы коррекции, направленной на формирование просодической стороны речи у детей дошкольников с дизартрией, в результате у дефектологов, логопедов, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с дизартрией, возникают проблемы с подбором содержания и методов обучения просодической стороны речи.
Проблема исследования заключается в том, что на современном этапе касательно формирования просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией отдельной систематизированной методики исправления и формирования компонентов просодики не существует.
Объект исследования: нарушение просодических компонентов речи у детей дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию просодических компонентов у детей дошкольников с дизартрией.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация программы логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза:
Можно предположить, что у детей с дизартрией нарушена просодическая сторона речи, если в процессе логопедической коррекции формировать предпосылки интонационной выразительности, представления об интонационной выразительности в импрессивной речи, интонационную выразительность в экспрессивной речи, то у дошкольников с дизартрией будут сформированы просодические компоненты речи.
На основании выдвинутой гипотезы, мы определили задачи исследования:
1. Проанализировать зарубежные и отечественные источники по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольников с дизартрией.
2. Изучить сформированность просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.
3. Разработать и апробировать логопедическую программу по коррекции нарушения просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.
4. Оценить эффективность проведения коррекционной программы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией.
Методологическая основа:
- концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин);
- положения концепции И. А. Зимней о языке как знаковой системе;
- исследования, посвященные изучению формирования просодической стороны речи в онтогенезе (Р. В. Тонкова-Ямпольская, С. Н. Цейтлин);
- современные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, Е. Ф. Архипова).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической литературы по проблеме исследования); организационные (сравнительный); эмпирические (наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, контроль за эффективностью эксперимента, оценка результатов, обработка информации), качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: Общественная организация «Ассоциация логопедов Тюменской области» города Тюмени.
Этапы исследования: первый этап - изучение и анализ литературы по теме исследования, изучение и подбор диагностических методик констатирующего эксперимента; второй этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций; третий этап - реализация формирующего эксперимента по формированию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией; четвертый этап - проведение контрольного эксперимента, анализ результативности логопедической работы и разработка практических рекомендаций для педагогов.
Теоретическая значимость: в исследовании описаны особенности формирования просодической стороны речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии; рассмотрено содержание логопедической работы по данной проблеме и описана значимость дидактических игр в работе логопеда.
Практическая значимость: проанализированы результаты обследования восприятия и воспроизведения: ритма, логического ударения, тембра, интонации, модуляции голоса по высоте и силе у дошкольников с дизартрии. Составлен комплекс приемов, предложенных А. В. Лопатиной, Л. А. Позняковой, Р. И. Лалаевой, И. А. Смирновой, направленных на преодоление нарушений просодических компонентов у этих детей.
Работа имеет традиционную структуру, состоит из введения, трёх глав, содержащие в себе 9 параграфов; выводы по каждой главе, заключение, список литературы, 4 приложений. Работа иллюстрирована таблицами. Список литературы состоит из 50 наименований. Общий объем работы - 56 страницы печатного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Просодические компоненты речи выполняют важную роль в общении: они позволяют не только точно и выразительно передавать мысли, чувства говорящего, но и помогают правильно понимать смысл высказывания собеседника, его чувства и отношение к партнеру по коммуникации. С помощью просодических компонентов мысль приобретает законченный характер. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.
У детей с дизартрией в старшем дошкольном возрасте просодические компоненты являются нарушенными, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности. Именно поэтому стоит обратить особое внимание на развитие просодических компонентов речи.
В данной работе было проведено теоретическое и методологическое исследование литературы, в которой изучались просодические компоненты речи у детей с дизартрией. Просодические компоненты при патологии речи необходимо изучать, так как они не только теснейшим образом связаны со всеми компонентами языка, но и являются существенным, относительно независимыми элементами речевого поведения.
В настоящее время отдельной методики работы по формированию просодических компонентов не существует, поэтому в логопедической работе можно использовать приемы, предложенные А. В. Лопатиной, Л. А. Позняковой, Р. И. Лалаевой, И. А. Смирновой. В процессе построения логопедической работы важно знать не только научно-теоретические основы нарушения просодической стороны речи, но и принципы, на которых основывается вся логопедическая работа. При этом знание об особенностях формирования просодических компонентов речи и принцип онтогенетического развития позволяет построить программу логопедической работы последовательно, поэтапно, от простого к сложному, что делает коррекционно-развивающую работу эффективной, а включение разнообразных методов и приемов повышает результативность у детей с дизартрией.
Выше изложенная работа проходила в три этапа: Первый этап был посвящен исследованию литературы, в которой подробно излагалась проблема просодики у детей с дизартрией и ее коррекция. Так же были исследованы методы, с помощью которых можно достичь наилучшего результата в коррекции. Второй этап представлял собой констатирующий эксперимент, в котором использовалась методика Е. Ф. Архиповой. Третий этап представлен как контрольный эксперимент, в котором был представлен ряд упражнений, которые необходимы для достижения наилучшего результата в коррекции просодических компонентов речи.
В процессе исследования были сделаны следующие наблюдения. При восприятии и воспроизведении ритма детям требовалась активная помощь логопеда. Дети не могли запомнить ритмический рисунок и повторить его самостоятельно. При обследовании были выявлены нарушения интонационных процессов. Сложность вызвали выявления интонационных процессов и определения их в предложении. Вопросительные и восклицательные предложения вызывали трудности. Исследование показало, что дети имеют большие трудности в выделении и понимании выделенного слова в предложении, а так же о трудностях в расположении логических ударений и в разделении слов на слоги. Дыхание так же было нарушено. Наблюдалась аритмичность вдоха и выдоха, низкий объем и слабая сила выдоха. Сложность вызвало задание, где требовалось сказать на одном выдохе предложения с последующим увеличением количества слов. Важной составляющей является темп речи, в котором тоже наблюдались трудности. Детям было сложно переходить от быстрого темпа к медленному и наоборот. Исследуя и анализируя результаты первого и повторного исследования можно наблюдать положительную динамику в коррекции просодической стороны речи за очень небольшой срок.



1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011. 109 с.
2. Александрова Л. Ю., Спирина Н. П. Гармонизация просодических возможностей детей как педагогическая проблема. Великий Новгород, 2006. 24 с.
3. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и
обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие. М., 2000. 400 с. URL: https://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-391.shtml (дата обращения:
19.08.2021).
4. Артемова Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. М., 2008. 123 с.
5. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по
преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2008. 254 с.
6. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие. М., 2007. 340 с.
7. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. СПб., 2010. 90 с.
8. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2004. 56 с.
9. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка : учеб. пособие. М., 1977. 168 с.
10. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. М., 1990. 448 с.
11. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2016. 141 с.
12. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. М., 1983. Т. 3. 368 с.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
14. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие. М., 2005.
350 с.
15. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика. 1954. № 6. С. 50-64.
16. Иванова-Лукьянова Т. Н. Культура устной речи : интонация, паузирование, логич. ударение, темп, ритм. М., 2014. 200 с.
17. Козырева О. А. Логопедические технологии. Ростов н/Д, 2017. 192 с.
18. Коррекция нарушений речи : программы дошкол. образоват. учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева [и др.]. М., 2017. 204 с.
19. Лепская Н. И. Язык ребенка : онтогенез речевой коммуникации. М., 1997. 151 с.
20. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников : учеб. пособие. СПб., 2006. 151 с.
21. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями : учеб.-метод. пособие. СПб., 2014. 143 с.
22. Лопатина Л. В., Позднякова Л. Н. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией // Логопедия. 2004. № 1. С. 36-43.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ