Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения жизненных
перспектив женщин с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет 11
1.1 Теоретические подходы к изучению жизненных перспектив личности ... 11 1.2 Психологические особенности женщин с разным семейным статусом .... 20
1.3. Психологическая характеристика периода кризиса тридцати лет 26
Глава 2. Эмпирическое исследование жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет 33
2.1 Программа исследования 33
2.2. Содержание жизненных перспектив женщин с разным семейным
статусом в период кризиса тридцати лет 37
2.3. Особенности жизненных перспектив женщин с разным семейным
статусом в период кризиса тридцати лет 59
2.4. Взаимосвязь содержания жизненных перспектив и кризисного состояния
у женщин с разным семейным статусом 70
Заключение 79
Библиографический список: 83
Приложения 93
Актуальность проблемы исследования. Современная социальная ситуация, время перемен и кризисов, сложные условия общественной жизни требуют от индивида постоянного выбора адекватной жизненной стратегии, способствующей сохранению целостности внутреннего состояния и успешной самореализации в будущем времени. В связи с этим в современных психологических научных исследованиях актуальным является изучение развития жизненного пути личности и феномена жизненных перспектив.
Критические периоды в структуре жизненного пути обычно описываются, как периоды повышенной уязвимости, переоценки ценностей, внутреннего нестабильного состояния. Но именно после успешного разрешения кризисов у личности повышается мотивация к достижению, меняются цели и ценности, выстраивается перспектива планирования будущего и др.
В исследованиях жизненного пути обнаружены фазы, связанные с возникновением кризисов. Одной из них является нормативный кризис молодости 27-33 лет (Слободчиков В.И.). Феноменология кризиса молодости связана с рефлексивной оценкой уже пройденного пути и осознанием будущих возможностей и перспектив развития.
Решение многих проблем практической психологии невозможно без осмысления жизненных перспектив и психологических особенностей кризисов личности, своеобразия их содержания, а также взаимосвязи.
В настоящее время имеется чрезвычайно мало как теоретических, так и практических разработок, посвященных жизненным перспективам женщин в период кризиса тридцати лет с учётом их социального статуса, а именно незамужних, замужних без детей, замужних с детьми и разведенных.
Около 30 лет возникает необходимость пересмотра своих жизненных схем, причем, если обнаруживается их неправильность, возникает возможность изменения.
Переоценка ценностей, перемены в эмоциональном состоянии и специфика планирования будущего личности в период кризиса 30 лет влечет за собой и изменение характеристик жизненной перспективы, которые до сих пор остаются малоизученными.
Поэтому представляется актуальной проблема содержания жизненных перспектив, особенностей протекания кризисного состояния, поиска способов успешного прохождения критических периодов жизненного пути посредством сознательного выстраивания личностью содержательной, гибкой, реалистичной картины будущего, позволяющей управлять временем собственной жизни.
В частности, необходимо системно исследовать содержание жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет.
Степень изученности проблемы исследования. Исследованию жизненных перспектив личности посвящены работы К.А. Абульхановой- Славской, Е.И. Головахи, А.А. Кроника, К. Левина, Л. Франкла, Ж. Нюттена, Т. Коттле, С.Л. Рубинштейна Е.А., Г.С. Шляхтина, Е.А. Ипполитовой, И. А. Ральниковой и других авторов, которые раскрывают закономерности восприятия будущего, предвидения предстоящих событий, выдвижения целей и выбора путей их достижения, детерминирующее влияние жизненных планов на организацию деятельности и поведение человека в настоящем. Установлено, что жизненные перспективы связаны с особенностями ценностно-смыслового содержания, глубиной планирования будущего и другими сферами личности, являются динамическим образованием, которое трансформируется в критические моменты жизненного пути человека. Одним из таких моментов и является - нормативный кризис 30 лет.
Среди авторов, изучающих проблематику нормативных кризисов взрослости можно назвать таких ученых, как Б.С. Братусь, В.А. Ганзен, Л.А. Головей, Э.Ф. Зеер, Б.В. Ливенхуд, Г. Шихи, Н. Коуэн, В.Ф. Моргун, Е.Л. Солдатова, Е.И. Степанова, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 4
Н.Ю. Ткачева, Г. Томе, и др. Большинство авторов указывают на сложность изучения кризисов в жизни взрослого человека, так как нормативные кризисы развития взрослого человека не имеют жесткой привязанности к хронологическому возрасту, их наступление и протекание в большой степени индивидуально и связано с конкретными обстоятельствами жизни человека, в том числе с семейным статусом (незамужем, замужем, разведена и др.), наличием или отсутствием детей. Поэтому в настоящее время является важным дальнейшее продолжение исследований нормативных кризисов взрослого человека, выявления их специфики.
В данной работе мы придерживаемся классификации ступеней развития субъектности человека В.И. Слободчикова. Он выделяет кризис молодости, как становление субъекта собственной жизнедеятельности и выделяет временной интервал в 27 - 33 года.
Цель выпускной квалификационной работы - особенности содержания жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет.
Объект выпускной квалификационной работы - жизненные перспективы личности.
Предмет выпускной квалификационной работы - жизненные перспективы женщин с разным семейным статусом .
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач исследования:
1. Сформулировать теоретико-методологические основания
изучения особенностей жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет.
2. Разработать и апробировать программу исследования жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет.
3. Проанализировать особенности ценностно-смыслового,
эмоционально-оценочного и когнитивного измерений жизненных перспектив женщин, с разным семейным статусом в период кризиса 30 лет.
4. Охарактеризовать взаимосвязь показателей жизненных перспектив и кризисного состояния женщин, с разным семейным статусом в период кризиса 30 лет.
5. Разработать программу психологического тренинга,
направленного на коррекцию жизненных перспектив женщин 30 лет с разным семейным статусом с целью снижения выраженности кризисного состояния.
Гипотезы исследования:
1. Предположительно, жизненные перспективы незамужних женщин в период кризиса 30 лет характеризуются конфликтностью в сфере семейных ценностей, наполнением в основном ближайшего будущего целями, связанными с личностным и профессиональным развитием, противоречивым эмоциональным отношением к будущему периоду собственной жизни.
2. Вероятно, жизненные перспективы замужних женщин, не имеющих детей, в период кризиса 30 лет отличаются ориентацией на семейные ценности, наполнением в основном ближайшего будущего целями, связанными с материальным благополучием, позитивным отношением к собственному будущему.
3. Скорее всего, жизненные перспективы замужних женщин, имеющих детей, в период кризиса 30 лет специфичны в наличии конфликтности ценностей, связанных с материальным благополучием, выраженностью планирования в ближайшем будущем целей, связанных с материальным достатком, личностным и профессиональным развитием, противоречивым отношением к собственному будущему.
4. Вероятно, жизненные перспективы разведенных женщин в период кризиса 30 лет характеризуются выраженной конфликтностью ценности семейного благополучия, планирования целей по личностному и профессиональному развитию как на ближайшее, так и на среднеудаленное будущее, позитивным отношением к будущему.
5. Скорее всего, существует специфика взаимосвязи содержания ценностно-смыслового, когнитивного, эмоционально-оценочного измерений жизненных перспектив и показателей кризисного состояния у женщин с разным семейным статусом в период кризиса 30 лет.
Теоретико-методологической основой исследования выступили работы И.А Ральниковой., О.С. Гуровой, Е.А. Ипполитовой по рассмотрению жизненных перспектив как системного феномена с выделением измерений, периодизация кризисов развития В.И. Слободчикова, изучение периода нормативного кризиса личности перехода к взрослости Е.Л.Солдатовой.
В работе использовался комплекс методов исследования:
> анализ литературных источников по проблеме исследования,
> анкетный опрос,
> психологическое тестирование:
1. Личностный профиль кризиса А.Е.Тарас,
2. Модифицированный вариант методики диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б.Фанталовой,
3. Опросник смысложизненного кризиса К.В. Карпинского,
4. Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н.В. Паниной.
5. Многомерная шкала отношения к будущему Ван Кластера.
6. Модифицированный вариант психотехнического инструмента жизненного выбора А.Г. Шмелева «Персоплан»
> Методы математико-статистической обработки данных: однофакторный дисперсионный анализ , факторный анализ, корреляционный анализ.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 27 до 33 лет, из них 15 «не замужем без детей», 15 «замужем без детей», 15 «замужем с детьми», 15 «разведены с детьми».
Научная новизна:
- выделены особенности содержания ценностно-смыслового, когнитивного, эмоционально-оценочного измерений жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом (незамужних без детей, замужних с детьми, замужних без детей, разведенных с детьми) в период кризиса тридцати лет;
- выявлена взаимосвязь содержания ценностно-смыслового, когнитивного и эмоционально-оценочного измерений жизненных перспектив и выраженности показателей кризисного состояния у женщин с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет.
Теоретическая значимость:
- дополнены научные представления о жизненных перспективах личности, посредством выделения специфики содержания ценностно - смыслового, когнитивного, эмоционально-оценочного измерений жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом (незамужних без детей, замужних с детьми, замужних без детей, разведенных с детьми) в период кризиса тридцати лет;
- обогащен подход к изучению особенностей переживания периода кризиса 30-ти лет через выделение взаимосвязи параметров содержания ценностно-смыслового, когнитивного, эмоционально-оценочного измерений жизненных перспектив и показателей кризисного состояния у женщин с разным семейным статусом (незамужних без детей, замужних с детьми, замужних без детей, разведенных с детьми).
Практическая значимость. На основе выделенных в проведенном эмпирическом исследовании особенностях жизненных перспектив, характерных для женщин с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет, возможна разработка психокоррекционных, консультативных и тренинговых программ для женщин с разным семейным статусом, путем нахождения способов реализации важных жизненных сфер и пересмотра их ценности, корректирования глубины и содержания планирования будущего, формированием позитивного эмоционального отношения к будущему.
Положения, выносимые на защиту:
1. Специфика в содержании ценностно-смыслового и эмоционально-оценочного измерений жизненных перспектив у женщин в период кризиса тридцати лет в зависимости от семейного статуса проявляется в том, что для незамужних и разведенных женщин более доступны ценности, связанные с работой и активностью, и выражен внутренний конфликт относительно семейных ценностей, также они эмоционально переживают свое будущее, как исходящее от них самих. В свою очередь, замужние женщины, как с детьми, так и без них больше ориентированы на семейные ценности, которые для них являются и более доступными, эмоционально оценивают собственное будущее, как исходящее извне. В когнитивном измерении жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом отсутствует ярко выраженная специфика, они осуществляют планирование на ближайшее и среднеудаленное будущее, ставя перед собой цели по личностному и профессиональному развитию.
2. Выраженность различных показателей кризисного состояния взаимосвязана с содержанием жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом. Так, у незамужних женщин с кризисным состоянием более выражена связь ценностно-смыслового, а также эмоционально-оценочного измерений жизненных перспектив; у замужних женщин, не имеющих детей - когнитивного измерения; у разведенных женщин с детьми - эмоционально-оценочного, а также когнитивного измерений. У замужних женщин с детьми выражена взаимосвязь кризисного состояния и эмоциональным отношением к будущему, как к темному времени жизни.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждены на Межвузовском научном конгрессе: «Высшая школа: научные исследования» (31 декабря 2019 год) с работой «Ценностно-смысловое измерение жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет», материалы включены в сборник работ научного конгресса.
По результатам исследования разработана и внедрена в работу КГБУСО «Краевой кризисный центр для женщин» программа психологического тренинга для женщин на тему «Авторство своей жизни». Также результаты исследования используются в индивидуальной и групповой психологической работе с клиентами.
В данной выпускной квалификационной работе было изучено содержание жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет. Рассмотрены подходы к изучению жизненных перспектив личности в психологии, психологические особенности женщин с разным семейным статусом, психологические характеристики периода тридцати лет, описано содержание и особенности жизненных перспектив женщин в период кризиса тридцати лет и взаимосвязь содержания жизненных перспектив и показателей кризисного состояния женщин с разным семейным статусом.
Проведённый анализ литературных научных источников послужил основанием для формулировки проблематики исследования. Разработана программа и проанализированы результаты эмпирического исследования жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет. Были рассмотрены ценностно-смысловой, эмоционально-оценочный и когнитивный измерения жизненных перспектив женщин с разным семейными статусом, а именно не замужем без детей, замужем без детей, замужем с детьми, разведены с детьми, описана взаимосвязь жизненных перспектив с переживаемым ими кризисным состоянием.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Проведенный анализ теоретических источников по изучению жизненных перспектив, психологических особенностей женщин с разным семейным статусом, психологических характеристик периода кризиса тридцати лет позволил нам определить и изучить особенности и специфику жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет, а также выявить взаимосвязи содержания жизненных перспектив и кризисным состоянием женщин.
2. Было выявлено, что содержание ценностно-смыслового и эмоционально-оценочного измерений жизненных перспектив у женщин в период кризиса тридцати лет в зависимости от семейного статуса имеет свои особенности. Так для незамужних и разведенных женщин более доступными оказались ценности, связанные с работой и жизненной активностью, обнаружен внутренний конфликт семейных ценностей, также они эмоционально переживают свое будущее, как исходящее от них самих. В группе замужних женщин, как с детьми, так и без них больше ориентированы на семейные ценности, которые для них являются и более доступными, эмоционально оценивают собственное будущее, как исходящее извне. В когнитивном измерении жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом отсутствует ярко выраженная специфика, они осуществляют планирование на ближайшее и среднеудаленное будущее, ставя перед собой цели по личностному и профессиональному развитию.
3. В ходе проведения исследования нам удалось доказать, что выраженность различных показателей кризисного состояния взаимосвязана с содержанием жизненных перспектив женщин с разным семейным статусом. Так, у незамужних женщин с кризисным состоянием более выражена связь ценностно-смыслового, а также эмоционально-оценочного измерений жизненных перспектив; у замужних женщин, не имеющих детей - когнитивного измерения; у разведенных женщин с детьми - эмоционально-оценочного, а также когнитивного измерений. У замужних женщин с детьми выражена взаимосвязь кризисного состояния и эмоциональным отношением к будущему, как к темному времени жизни.
4. По результатам исследования разработана и внедрена в работу КГБУСО «Краевой кризисный центр для женщин» программа психологического тренинга для женщин на тему «Автор собственной жизни» (приложение...). Также результаты исследования используются в индивидуальной и групповой психологической работе с клиентами.
Таким образом, гипотезы подтверждены, положения, выносимые на защиту доказаны, задачи решены, цель достигнута.
Данная работа может восполнить пробел в изучении специфики изменения жизненных перспектив женщин, с разным семейным статусом в период кризиса тридцати лет их жизненного пути. Результаты исследования могут быть использованы психологами, психотерапевтами, социальными работниками для организации и оказания психологической помощи женщинам с разным семейным статусом, испытывающим трудности в построении своего жизненного пути.
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - С. 149-151.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - Спб.: Питер, 2001. - С. 279-297.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - 302 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. - М.: Изд- во МГУ, 1999. - 200 с.
5. Балтес Б.П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб.: Питер, 2001. - С. 436-458.
6. Белановская О.В. Жизненные планы и жизненные ценности у женщин возраста ранней и средней взрослости / О. В. Белановская //Актуальные научные исследования в современном мире. - 2017. - № 10-3 (30). - С. 108-113.
7. Богатырева Л.Г. Новые социальные условия и их реализация в жизни женщины / Л. Г. Богатырева // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации . Сборник статей VII Междунар. науч.-практ. конфер. - 2017. - С. 210-212.
8. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1998. - 301 с.
9. Васильев В.Я. Целевая направленность и временная перспектива личности / В.Я.Васильев // Психология личности и время: тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-теоретической конференции, г.Черновцы, 23-25 апр.1991г. Т.2.Черновцы, 1991г.
10. Вильтовская Е.Г. Отношение женщин с разным семейным статусом к самореализации // Е. Г. Вильтовская, Е. В. Самаль . - Минск, Беларусь, 2013г.
11. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие. / Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. - М.: Издательский дом «Ноосфера», 2007. - 272 с.
12. Волков А.А. Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин с разным уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет / А. А. Волков // Молодой ученый. - 2015. - № 12 (92). - С. 570-573.
13. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени //
Категория материалистической диалектики в психологии. - М.:
Педагогика. - 1988. - С. 199-215.
14. Гаулд Р., Левинсон Д., Вейлант Д. Ступени жизни // Наука и жизнь. - 1977. - № 2. - С. 135-136.
15. Гвоздецкая В.К. Психологические особенности мужчин и женщин в различные периоды возрастных кризисов / В. К. Гвоздецкая // Sciences of Europe. - 2016. - № 9-4 (9). - С. 12-24.
16. Гвоздецкая В.К. Психологические особенности мужчин и женщин в ситуациях нормативных жизненных кризисов в период взрослости : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.13 / В. К. Гвоздецкая. - Ростов- на-Дону, 2017. - 19 с.
17. Гвоздецкая В.К. Теоретическое изучение психологической проблемы проживания нормативного кризиса взрослости / В. К. Гвоздецкая // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 11. - С. 53-58.
18. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодёжи. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.
19. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - Спб.: Питер, 2001. - С. 256-269.
20. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени //
Категория материалистической диалектики в психологии. - М.:
Педагогика. - 1988. - С. 199-215.
21. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологический возраст личности. // Психологический журнал. - 1983. - № 5. - С. 57-65.
22. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. - 201 с.
23. Головей Л.А. Соотношение возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого человека / Л. А. Головей, В. Р. Манукян, М. Д. Петраш // Акмеология. - 2009. - № 4 (32). - С. 31-39.
24. Гурова О.С. Психологические особенности субъективных представлений о жизненных перспективахучастников локальных войн: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / О. С. Гурова - Барнаул: АГУ, 2004. - 18 с.И
25. Грицкевич Н.К. Психологическая характеристика системы ценностей женщины-матери / Н. К. Грицкевич, Н. К. А. А. Долгих, Н. Я. Большунова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3 (156). - С. 14-18.
26. Даренских С.С. Ценностно-смысловое содержание жизненных перспектив женщин с разным социальным статусом / С. С. Даренских, Е. А. Ипполитова, О. С. Гурова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. Т. 7. - № 2 (23). - С. 363-366.
27. Дёмина И.А. Жизненные перспективы личности и психологические возможности её жизненных сил. // Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление виталистской социологической парадигмы) / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Дёминой. М.: «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. - С. 139-143.
28. Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы зрелых женщин, не состоящих в браке / Е. А. Ипполитова // Бюллетень науки и практики. - 2018. Т. 4. - № 10. - С. 476-482.
29. Ипполитова Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Е. А. Ипполитова. - Барнаул: АГУ, 2005. - 23 с. период к
30. Ипполитова Е.А. Психология личности: учебное пособие / Е. А. Ипполитова, И. А. Ральникова. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016. - 100 с.
31. Ипполитова Е.А. Представления о жизненных перспективах одиноких женщин в период кризиса 30 лет / Известия Алтайского государственного университета, 2009. - С.65-68.
32. Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: учеб. пособие / Е. А. Ипполитова. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун¬та, 2014. - 113 с.
33. Карпинский К.В. Опросник смысложизненного кризиса: монография. - Гродно: ГрГУ, 2008. - 108 с.
34. Картавщикова Е. В. Смысложизненные стратегии совладания в контексте кризиса 30 лет / Е. В. Картавщикова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №22. - С. 310-315.
35. Картавщикова Е.В. Совладающее поведение как компонент смысложизненной стратегии в контексте кризиса тридцати лет / Е. В. Картавщикова // Аспирант. - 2014. - № 2. - С. 35-38.
36. Кельметова О. Особенности нервно-психической устойчивости женщин, переживающих кризис 30-ти лет / О. Кельметова, С. В. Дубровина // Актуальные проблемы права, экономики и управления. - 2014. - № 10. - С. 160-162.
37. Киржацкая К.В. Психологическая сущность нормативных кризисов
развития личности во взрослом возрасте / А. В. Киржацкая // Актуальные психолого-педагогические исследования: сб. материалов научных
исследований. - Магнитогорск, 2017. - С. 44-47.
38. Клименко А.И. Исследование ценностных ориентаций у "деловых" женщин и женщин "домохозяек" // Проблемы научной мысли. - 2016. - Т. 12. - № 8. - С. 29-35.
39. Ковалёва Н.А. Феноменология кризиса молодости у лиц с разными ценностными ориентациями / Н. А. Ковалёва, М. С. Ионова // Paradigmata poznani. - 2014. - № 1. - С. 100-102.
40. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - Спб.: Питер, 2001. - С. 269-278.
41. Корнакова Е.М. Ценностно-смысловой компонент психологической стркутуры личности женщин-матерей, воспитывающих детей раннего возраста / Е.М. Корнакова // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 41-48.
42. Кошемлюк И.А. Семейные ценности женщин разных возрастных групп / И. А. Кошемлюк // Социосфера: сб. конфер. НИЦ. - 2016. - № 44. - С. 13-15.
43. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск: Изд-во томск. ун-ту, 1999. - 295 с.
44. Кроник А.А. Картина жизни: возможности прогноза // Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально -психологического исследования) / Под ред. Л. В. Сохань. - Киев: Наукова думка, 1987. - С. 247-258.
45. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - С. 148-157.
46. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики, и психотерапии в психологии жизненного пути. - М.: Смысл, 2003. - 306 с.
47. Левин К. Динамическая психология. - М.: «Прогресс». - 2001. - 572 с.
48. Левин К. Теория поля в социальных науках. - М.: Мысль. - 2000. - 365
с.
49. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - СПб.: Питер, 2001. - 245 с.
50. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы : справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М., 2004
51. Мудрак В.И., Павлова Т.А. Процессы целеполагания в организации времени // Психология личности и время. Тезисы Всесоюзной конференции. - Черновцы, 1991. - Т. 2. - С. 37-39.
52. Некрасова Е.В. Исследование проблемы времени в психологии. - Барнаул, Изд-во БГПУ, 2000. - 124 с.
53. Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенност и // БЛеМпе и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. - М.: «Прогресс»-«Культура», 1993. - С. 39-48.
54. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000. - 184 с.
55. Ральникова И. А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст. Монография. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. - 2002. - 152 с.
56. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания. / Известия Алтайского государственного университета . - 2011. - С.53- 60.
57. Ральникова И.А. Психология жизненного пути человека: учеб. пособие/ И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова; М-во образования и науки РФ, Алт. гос. ун-т. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. - 218 с
58. Ральникова И.А. Трансформация субъективной картины жизненного пути человека на этапе переломных событий: монография / И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2015. - 152 с.