Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования особенностей самоотношения преподавателей вуза в контексте корпоративной культуры 8
1.1 Корпоративная культура организации 8
1.2 Самоотношение как социокультурный феномен 21
1.3 Анализ эмпирических исследований социокультурной
обусловленности самоотношения 32
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей самоотношения преподавателей вуза в контексте корпоративной культуры 42
2.1 Программа исследования 42
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей
самоотношения преподавателей вуза в контексте корпоративной культуры 45
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Самоотношение в концепции В.В. Столина, С.Р. Пантилеева связывается и обуславливается социальной средой по двум параметрам. Первым параметром социальная среда задает тезаурус, через который описывается самоотношение и презентуется в самосознание человека. Вторым параметром социальная среда предоставляет возможности, условия или фрустрирующие ситуации для удовлетворения тех потребностей, которые стоят для человека на высшем уровне иерархии, относительно успешности удовлетворения которых выстраивается самоотношение человека.
Самоотношение является тем психологическим ресурсом, который поддерживает человека, с которым он вступает в динамическое взаимодействие с социальной средой. Если среда представляется недружественной, в которой человек чувствует себя плохо, неблагополучно, тогда мы не можем говорить ни об эффективности производства, ни о психологическом здоровье сотрудников. Тогда новые задачи будут опираться на пустоту, не имея никаких ресурсов внутри.
Поэтому эта тема представляется значимой не только в теоретическом ключе, но и в социальном - а именно обусловлен ли характер самоотношения субъекта организационной культурой.
В современных условиях, когда вузы находятся в постоянном динамическом развитии, постоянной конкурентной борьбе, важным представляется, насколько человек имеет внутренние ресурсы в этой борьбе. Поэтому важным представляется формирование того типа организационной культуры, который даст больший ресурс для психологического благополучия человека. Поэтому мы решили исследовать самоотношение в контексте корпоративной культуры организации.
Степень изученности проблемы исследования. Изучение корпоративной (организационной) культуры представлено в работах таких авторов, как А.О. Блинов, О.В. Василевская, Э. Браун, Э. Жак, Б. Карлофф, А.А. Максименко, Д. Мацумото, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, У. Оучи, В. А. Спивак и др. Среди наиболее крупных исследователей самоотношения можно отметить С.Р. Пантилеева, В.В. Столина, И.И. Чеснокову, И.С. Кона, В.В. Мясищева, Н.И. Сарджвеладзе, Е.Т. Соколову, Р. Бернса, С. Куперсмита, М. Розенберга, Р. Вайли. В целом анализ литературных источников и эмпирических исследований социокультурной обусловленности самоотношения показал недостаточную эмпирическую проработанность данной проблематики. В диссертационном исследовании О.М. Любимовой показана взаимосвязь параметров самоотношения учителя с уровнем фрустрации личностно-значимых ценностей, а так же указывается на доминирующий по отношению к коммуникативному вклад ценностно - смыслового компонента формирования самоотношения городских учителей. В нашем исследовании мы расширяем контекст проблематики исследования роли самоотношения в профессиональной деятельности субъекта и предлагаем новый контекст, связанный с изучением взаимосвязей самоотношения сотрудника с корпоративной культурой организации, в которой он трудится. Такой контекст был ранее не представлен в известных нам отечественных эмпирических исследованиях самоотношения.
Цель работы - исследование особенностей самоотношения преподавателей университета в контексте корпоративной культуры (на примере преподавателей Алтайского государственного университета).
Объект - самоотношение.
Предмет - самоотношение преподавателей университета в контексте корпоративной культуры
Задачи исследования:
1) провести теоретико-методологический анализ вторичных источников по проблеме исследования;
2) разработать программу эмпирического исследования самоотношения преподавателей вуза в контексте корпоративной культуры;
3) выявить особенности исследования самоотношения преподавателей вуза в контексте корпоративной культуры.
Основная гипотеза.
Мы предполагаем, что существует опосредованная лояльностью к организации, уровнем профессионального выгорания, показателями жизненных и временных перспектив личности взаимосвязь между параметрами самоотношения преподавателя вуза и его восприятием существующей и предпочитаемой корпоративной культуры.
Частные гипотезы.
1. Мы предполагаем, что восприятие преподавателями вуза существующей и предпочитаемой корпоративной культуры взаимосвязано с разными типами лояльности к организации, с показателями профессионального выгорания и показателями жизненных и временных перспектив личности.
2. Мы предполагаем, что параметры самоотношения преподавателя университета взаимосвязаны с показателями его лояльности к организации, показателями профессионального выгорания, показателями жизненных и временных перспектив личности.
Теоретико-методологические основания работы.
Теоретико-методологическими основаниями исследования послужили концепция самосознания (В.В. Столин и др.), самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев и др.), концепция оценки организационной культуры, основанная на теоретической модели, получившей название «рамочная конструкция конкурирующих ценностей» (К. Камерон и Р. Куинн).
Методы и методические инструменты исследования: анализ вторичных источников; тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); опросник диагностики организационной культуры (Ким С. Камерон, Роберт Э. Куинн); тест оценки жизненной и временной перспективы личности (ЖВПЛ); Анкета-опросник «Шкала организационной лояльности» (Джон Мейер и Натали Аллен); Опросник «Профессиональное выгорание» (русскоязычная версия Н. Водопьянова, Е. Старченкова); статистические методы анализа данных: корреляционный анализ, критерий И-Манна-Уитни. Для обработки полученных данных применялась статистическая программа 8Р88 23.0.
Описание выборочной совокупности.
В исследовании приняли участие 49 преподавателей Алтайского государственного университета с 7 факультетов, из них 42 женщины и 7 мужчин в возрасте от 23 до 63 лет.
Научная новизна полученных результатов.
Расширено представление о социокультурных факторах формирования самоотношения преподавателя. В частности показано, что влияние организационной культуры на характер самоотношения преподавателя вуза опосредовано типами лояльности сотрудника к организации.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявлена взаимосвязь и обусловленность интерпсихического феномена самоотношения с другими аналогичными феноменами: восприятием организационной культуры, лояльностью к организации, эмоциональным выгоранием, уровнем жизненных и временных перспектив личности.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в работе руководства вуза и профсоюзной организации: при обучении административно-управленческого персонала, формировании программы психологической поддержки сотрудников, принятии организационно-управленческих решений по развитию трудовой мотивации преподавателей университета.
Положения, выносимые на защиту.
Самоотношение преподавателей вуза связано с воспринимаемой и предпочитаемой организационной культурой опосредованно через показатели лояльности, профессионального выгорания и показатели жизненных и временных перспектив личности. В зависимости от высокого или низкого уровня данных показателей, параметры самоотношения по - разному коррелируют с типами воспринимаемой или предпочитаемой организационной культуры.
Апробация результатов исследования проводилась в виде публичной предзащиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Кроме того, была подготовлена аналитическая записка для профсоюзной организации. Справка о внедрении результатов представлена в приложении.
Проведенный анализ литературных источников, посвященных психологическим категориям «самоотношение» и «корпоративная (организационная) культура», позволил исследовать различные подходы к данным феноменам в зарубежной и отечественной психологии. Рассмотрены основные научные подходы, определения, структура и содержание понятий «самоотношение» и «корпоративная (организационная) культура».
В ходе реализации теоретического и эмпирического исследования обозначены основные особенности самоотношения преподавателей вуза в контексте корпоративной (организационной) культуры. Исследование проводилось с опорой на понимание самоотношения как целостной иерархической структуры личности, обусловленной социальной ситуацией развития. Использованы методики, позволяющие получить данные, уточняющие и конкретизирующие специфику особенностей самоотношения преподавателей вуза с высокими и низкими уровнем лояльности к организации, уровнем профессионального выгорания, уровнем жизненных и временных перспектив личности, разработана и реализована соответствующая им программа эмпирического исследования, результаты которого тщательно проанализированы.
На основании полученных результатов сделаны следующие выводы.
1. Завышенный уровень самоотношения преподавателей вуза является следствием действия дополнительных факторов, изучение которых выходит за рамки данного исследования. Предположительно, это следствие действия психологических защит, которые возникают у сотрудников в силу наличия у них высоких показателей профессионального выгорания и низких уровней лояльности к вузу. Завышенное самоотношение выступает в данном случае ресурсом личности сотрудника, который он использует для возможности продолжения осуществления своей профессиональной деятельности.
2. Существующую организационную культуру в вузе преподаватели оценивают как преимущественно рыночную, в то время как в предпочтительном образе организационной культуры преобладают ценности клановой культуры.
3. Несовпадение реально существующего и предпочитаемого образов организационной культуры ведет к тому, что треть преподавателей в вузе имеют низкий уровень показателя аффективной (эмоциональной) лояльности и около половины преподавателей - низкий уровень показателей продолженной и нормативной лояльности.
4. Около половины преподавателей в вузе имеют высокую и крайне высокую степень по таким показателям профессионального выгорания, как «эмоциональное истощение» и «деперсонализация/цинизм». Более половины сотрудников вуза имеют высокую и крайне высокую степень интегрального показателя выгорания.
5. Большинство преподавателей вуза имеют высокий уровень показателей жизненной и временной перспективы личности, что и явилось фактором невысокого уровня профессионального выгорания, связанного с профессиональной успешностью.
6. Самоотношение преподавателей вуза связано с воспринимаемой и предпочитаемой организационной культурой опосредованно через показатели лояльности, профессионального выгорания и показатели жизненных и временных перспектив личности. В зависимости от высокого или низкого уровня данных показателей, параметры самоотношения по - разному коррелируют с типами воспринимаемой или предпочитаемой организационной культуры.
7. Самоотношение действительно является социально производным феноменом, зависящим от социальной ситуации, в которой находится субъект.
Полученные результаты исследования указывают на то, что задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута.
По результатам эмпирического исследования подготовлена аналитическая записка для руководства вуза и профсоюзной организации по формированию программы психологической поддержки сотрудников, принятию организационно-управленческих решений по развитию трудовой мотивации преподавателей университета.
Данная магистерская диссертация может послужить основанием более глубокого изучения особенностей самоотношения преподавателей вуза в контексте корпоративной (организационной) культуры, в частности, для изучения психологических защит преподавателей с завышенным уровнем самоотношения.
1. Абросимов А.Е., Бучек А.А., Фризен М.А. Личностный потенциал лиц, осуществляющих управление в образовательных учреждениях (на примере автономии и самоэффективности) // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2015. № 2 (26). С. 26-33.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Спб.: Питер, 2005. 688 с.
3. Андрейченко А.А., Присяжная А.Д., Фонтанецкая Е.Г.
Самоотношение студентов разных направлений бакалавриата // Вопросы науки и образования. 2018. ПРЕ:
й11рз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/затоо1позйете-з1ибеп1оу-га7пуй-паргау1ету- Ьака1аупа1а/у1е,№ег (дата обращения: 08.01.2020).
4. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование
ценностей. М.: Моск. Психолого-социальный институт. Воронеж:
ИздательствоНПО «МОДЕК». 2000. 272 с.
5. Астрецов Д.А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 62-78.
6. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 1. С. 86-99.
7. Березовская Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. ПКЕЕйрУ/рзузШбу.ги (дата обращения: 08.01.2020).
8. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / под. ред. Ю.В. Братчикова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та. 2013. С. 30-35.
9. Борисова Н.С. Субъективное благополучие преподавателей высшей
школы / Экономика и общество: перспективы развития/ Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск Т.С. Бобкова. Издательство: Межрегиональный центр
инновационных технологий в образовании. Киров. 2018. С.142-146.
10. Бородкина Е.В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 31-34.
11. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. Спб.: Питер,
2010. 384 с.
12. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2007. 688 с.
13. Бырдина О.Г. Модель формирования профессионально -ценностного самоотношения личности будущего учителя // Сибирский педагогический журнал. 2008. С. 162-168.
14. Васильева И.В. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. 376 с.
15. Водопьянова Н. Е., Густелева А.Н. Позитивное самоотношение как фактор устойчивости к профессиональному выгоранию учителей // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 4. С. 106-172.
16. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
17. Водопьянова Н.Е., Густелева А.Н. Устойчивость к синдрому выгорания в аспекте позитивного самоотношения // Царскосельские чтения.
2010. С. 33-36.
18. Гайдамашко И.В. Психологические аспекты разрешения внутриличностных конфликтов руководителей образовательных организаций // Международный научно-практический журнал Современная психология. 2013. № 2. С. 3-5.
19. Герасимов П.Е. Психолого-педагогические аспекты формирования у студентов позитивного самоотношения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Том 16. С. 50-53.
20. Герасимов П.Е. Теоретические аспекты проблемы
«самоотношения» // Ученые записки. 2010. Т. 3. Сер. Психология. Педагогика. № 4 (12). С. 80-84.
21. Герасимова А.С., Обознов А.А. Особенности психологического благополучия руководителей структурных подразделений вуза // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5. № 1. С. 70-85.
22. Германов И.А., Плотникова Е.Б. Измерение организационной лояльности персонала (опыт апробации методики Мейер -Аллен) // Вестник Пермского университета. 2011. № 3(7). С. 106 - 111.
23. Гижук Т.В. Личностный смысл профессиональной деятельности как фактор формирования субъективной картины карьеры педагога // Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных статей. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы.2016. С.162-182.
24. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие. М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 208 с.
25. Горобец Т.Н. Самоотношение как этиологический фактор
аутодеструктивного поведения // Мир психологии. 2005. № 3. С. 67-73.
26. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. СПб.: Питер. 2000.
27. Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004.
28. Гулимова А. Корпоративная культура: создать нельзя исправить // Управление персоналом. 2010. №9. С. 48-56.
29. Давиденко Л.В. Формирование самоотношения личности учителя в ВУЗе // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». 2006. №2. С. 129-136.
30. Дарижапова М.Н. К вопросу об отношении и самоотношении // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 6. С. 44-48.
31. Долгополова И.В. Категория корпоративной культуры в психологии управления // Вестник Пермского университета. 2013. № 4 (16). С. 144-148.
32. Доминяк В.И. Организационная лояльность: модель реализации ожиданий работника от своей организации. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2006. 281 с.
33. Жемухова Л.З. Самоотношение как фактор успешности
современного учителя // Вестник Адыгейского государственного
университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZsamootnoshenie-kak-faktor-uspeshnosti- sovremennogo-uchitelya/viewer (дата обращения: 08.01.2020).
34. Зазыкин В.Г., Смирнова И.А. Корпоративная культура организации: психолого-акмеологический подход. М.: НИГО. 2005.
35. Зайцева М.С. Развитие позитивного профессионального
самоотношения психологов в процессе их обучения // Психология образования в XXI веке: теория и практика. 2011. URL:
http ://psyjournals.ru/education21/issue/55849_full.shtml (дата обращения :
08.01.2020).
36. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ., под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
37. Карпинский К.В. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики: монография. Гродно: ГрГУ. 2010. 140 с.
38. Кирейчева Е.В. Проблема социально -психологических условий развития Я-концепции будущих учителей // Научный вестник Южноукраинского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. Одесса. 2009. С. 143-150.
39. Колышко A.M. Психология самоотношения. Гродно. 2004. С. 5-6.
40. Кочеткова Т.Н. Роль социума в формировании самоотношения
личности бездомного человека // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). №9(17). 2012. ПКИ:
й11р8://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/го1-8о1зшша-у-1?огш1гоуапп-8ашоо1по8Йетуа- 11сйпозй-Ье7ботподо-сйе1оуека/у1е’№ег (дата обращения: 08.01.2020).
41. Кудрявцев В.Т. Культура как самоотношение // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 113 - 128.
42. Кузьменкова О.В. Противоречия в «образе Я» как отражение профессионального развития учителей // Вестник Вятского государственного университета. 2010. С. 137-142
43. Кулькова И.А., Пеша А.В. Исследование возможностей и результатов управленческого воздействия на формирование корпоративной культуры организаций сферы обслуживания // Известия УрГЭУ. 2013. № 3-4 (47-48). С. 46-51.
44. Купрейченко А.Б., Молодых Е.Н. Оценки организационной культуры у сотрудников с различным отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения // Организационная психология.
2011. Т. 1. № 1. С. 24-38.
45. Курышева О.В., Гафурова Т.Р., Курлина К.В. Взаимосвязь самоотношения и межличностных отношений в студенческой среде// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I .XIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(62). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 105-109. ПКИ: https://sibac.info/conf/pedagog/1xiy/53341 (дата обращения: 08.01.2020).
46. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия. 2005. 352 с.
47. Лукьянченко Н.В. Взаимосвязь профессионально значимых качеств личности и рабочей мотивации руководителей с их психологическим благополучием //Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 153 - 168.
48. Любецкая Т.И. Психодинамические детерминанты, влияющие на формирование специфики самоотношения // Сибирский психологический журнал. 2000. С. 79-82.
49. Любимова О.М. Самоотношение в структуре личности профессионала (на примере учителей общеобразовательных школ Алтайского края): Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Барнаул, 2004. URL: https://www.dissercat.com/content/samootnoshenie-v- strukture-lichnosti-professionala-na-primere-uchitelei-obshcheobrazovatelny (дата обращения: 08.01.2020).
50. Макорина Л.А. Корпоративная культура организации как фактор развития организационной культуры личности // Омский научный вестник.
2011. №6. С. 164-166.
51. Максименко А.А. Организационная культура: системно -
психологические описания: учеб. пособие. Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. Кострома. 2003. 168 с.
52. Мартьянова Г.Ю. Особенности самоотношения субъектов трудной
жизненной ситуации // Научный диалог. 2013. № 4 (16): Психология.
Педагогика. С. 74-84.
53. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 94-101.
54. Миронов А.В. Особенности самоотношения подростков - представителей разностатусных этнических групп // Мир науки, культуры, образования. 2011. №2. С. 80-84.
55. Миронов А.В. Этническая идентичность как фактор формирования самоотношения личности // Теория и практика общественного развития.
2012. №11. С. 116-119.
56. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. 376 с.
57. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.
58. Мокеева С.А. Особенности восприятия корпоративной культуры сотрудниками организации // Акмеология. 2015. С. 341-345.
59. Молчанова О.Н., Некрасова Т.Ю. Адаптация методики Дж. Крокер, направленной на исследование базовых оснований самооценки // Культурно¬историческая психология. 2013. № 4. С. 65-73.
60. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. 4-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2012. 392 с.