Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ физического я юношей и девушек с детским церебральным параличом

Работа №93421

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость5670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения образа физического «Я» юношей и девушек с детским церебральным параличом 9
1.1 Зарубежные и отечественные подходы к изучению образа физического
«Я» личности 9
1.2 Специфика образа физического «Я» в юношеском возрасте 21
1.3 Психологические особенности юношей и девушек с детским
церебральным параличом 27
Глава 2. Эмпирическое исследование образа физического «Я» юношей и девушек с детским церебральным параличом Error! Bookmark not
defined.2
2.1 Программа исследования Error! Bookmark not defined.2
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования образа физического «Я» юношей и девушек с детским церебральным параличом . 347
2.3 Практическое применение результатов эмпирического исследования 55
Заключение 59
Список использованной литературы 61

Актуальность проблемы исследования. Современные исследователи отмечают, что в последние годы растет количество детей с синдромом детского церебрального паралича (далее ДЦП). Проводится множество исследований специфики заболевания, при этом данная исследовательская проблема актуальна не только для врачей и психологов, но также для педагогов и социологов. Важно не только изучение причин возникновения ДЦП и особенностей коррекционного воздействия, но также проблемы социальной адаптации детей. Благодаря развитию информационных технологий, люди гораздо быстрее могут узнать о проблеме детского церебрального паралича. Сейчас начинают снимать, в том числе, и художественные фильмы, посвященные проблеме ДЦП, однако не всегда предложенная там информация достоверна, а в некоторых случаях опасна, особенно для родителей детей с ДЦП. Изучение этой темы и ее последующее распространение актуально для нашего общества, так как это будет способствовать дальнейшему изучению и поиску более эффективных средств лечения и адаптации людей с синдромом детского церебрального паралича.
Как известно, современное общество достаточно сильно влияет на представления человека о собственном теле с раннего возраста. Однако обычно это влияние отрицательно сказывается на человеке. Так, современные масс-медиа используют образ успешного, красивого и стройного человека. Однако этот идеал внешности остается лишь вымыслом, недоступным обычному человеку. Помимо этого, масс-медиа передают «стандарты» внешности, формируют и усиливают представления о нормативной привлекательности, выражают гендерные ожидания, связывая «мужественность» и «женственность» с определенными физическими качествами. Эти личностные и гендерные послания формируют базовые представления о концепции образа тела, которые влияют на то, как человек будет интерпретировать собственную внешность и реагировать на события, связанные с ней.
Отмечается, что в последнее время появились исследования, изучающие влияние СМИ на развитие психический расстройств, например, нервная анорексия, социофобия и т.д. [5]. Многочисленные требования «общества» соответствовать предлагаемым стандартам красоты, могут привести к формированию неадекватного образа «идеального Я», снижению самооценки, нарушению формирования образа тела. Учитывая воздействие масс-медиа на здоровых людей, остается предположить, что самооценка и самовосприятие людей с ограниченными возможностями здоровья подвергаются еще большему влиянию.
Степень изученности проблемы. Возрастание числа детей с синдромом детского церебрального паралича, привело к более глубокому изучению данной проблемы. Однако, проводимые психологами исследования в большей степени затрагивают изучение особенностей когнитивного развития (Немкова С.А., Маслова О.И., Лобастова И.В.), условий инклюзии (Аксенов А.В., Бритаева З.М., Цивильская Е.А.) и успешной коррекционной работы (Лучанинова В.Н., Осмоловский С.В.), но почти не касаются изучения особенностей самооценки, самовосприятия и формирования образа тела пациентов с ДЦП [5].
В современной психологической науке сформированы различные концепции и теории, раскрывающие как понимание телесности, так и сам феномен. Ученые активно исследовали вопрос образа тела, как основного понятия телесности и специфику его восприятия (Фрейд З., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. и другие). В отечественной психологии согласно культурно-исторической теории развития психики (Выготский Л.С.), телесность человека рассматривается с позиции представления о норме и патологии. Именно субъективно воспринимаемая значимость тела порождает сложную, реализуемую посредством различных психических функций активность личности по соединению с ним, выявлению и реализации его потенциалов.
Таким образом, значимость восприятия собственного тела оказывает существенное влияние на физическое и психологическое здоровье личности, что и определяет актуальность предмета исследования. Недостаточная изученность специфики физического «Я» у молодых людей с детским церебральным параличом послужила основанием выбора проблемы данного исследования.
Цель исследования - особенности содержания образа физического «Я» юношей и девушек с детским церебральным параличом.
Объект исследования: образ физического «Я» личности.
Предмет исследования: образ физического «Я» юношей и девушек с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения образа физического «Я» юношей и девушек с детским церебральным параличом.
2. Разработать и апробировать программу исследования образа физического «Я» юношей и девушек с детским церебральным параличом.
3. Сравнить характеристики реального и зеркального образа физического «Я» у юношей и девушек с детским церебральным параличом.
4. Выявить особенности образа физического «Я» у юношей и девушек с детским церебральным параличом.
5. Проанализировать структуру и содержание образа физического «Я» юношей и девушек с детским церебральным параличом.
6. Разработать и реализовать психопрофилактическое занятие для девушек с детским церебральным параличом.
Гипотезы исследования:
1. Скорее всего, юноши и девушки с детским церебральным параличом будут оценивать характеристики реального образа физического «Я» выше, чем зеркального.
2. Вероятно, оценка компонентов образа физического «Я» у юношей и девушек с детским церебральным параличом будет ниже, по сравнению, с оценкой юношей и девушек без нарушения опорно-двигательного аппарата.
3. Предположительно, у юношей и девушек с детским церебральным параличом структура образа физического «Я» может характеризоваться однородностью.
Теоретико-методологические основания исследования: социально-психологическая структура Я-концепции Р. Бернса, теоретический взгляд Е.Т. Соколовой на структуру образа физического «Я», исследования В.А. Лабунской о самооценке компонентов внешнего облика, особенности телесного опыта личности с детским церебральным параличом И.В. Тимофеевой, возрастная периодизация (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы - анкетный опрос, психологическое тестирование (Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика В.А. Лабунской (модифицированная Н.А. Лужбиной).
3. Методы математико-статистической обработки данных (Т-критерия Стьюдента, факторный анализ) с использованием компьютерной программы IBM SPSS Statistics Version 22.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 60 человек, в возрасте от 19 до 25 лет.
Определяющее значение при формировании выборки респондентов имело наличие или отсутствие нарушения опорно-двигательного аппарата (диагноз «детский церебральный паралич»).
Исследование проводилось на базе НП ЦСИ «Алтай-ПАРУС», АКООРДИИД «Незабудка», где было обследовано 30 молодых людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, из них 15 девушек и 15 юношей и на базе факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Алтайского государственного университета» было опрошено 30 студентов 1-5 курсов очной и заочной формы обучения, не имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, из них так же 15 девушек и 15 юношей.
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений об особенностях образа физического «Я» у юношей и девушек с детским церебральным параличом.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования вносят вклад в изучение структуры и содержания образа физического "Я" у юношей и девушек с детским церебральным параличом.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в консультативной практике для выявления целей консультативного вмешательства и разработки программы психологической коррекции юношей и девушек с детским церебральным параличом .
Положения, выносимые на защиту:
1. У юношей и девушек с детским церебральным параличом в целом сформирован положительный реальный и зеркальный образ физического «Я», тем не менее, оценка его структурных компонентов ниже по сравнению с оценкой юношей и девушек без нарушений опорно-двигательного аппарата.
2. Для лиц юношеского возраста вне зависимости от наличия или отсутствия нарушения опорно-двигательного аппарата наиболее значимой характеристикой в содержании всех структурных компонентов образа физического «Я» является «мужественность/женственность».
3. Образ физического «Я» юношей и девушек с детским церебральным параличом имеет однородную структуру и обладает специфическим содержанием, характерным для каждого компонента.
Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались опорой на требования и принципы объективного научного исследования; использованием теоретико-методологических оснований и концепций, общепризнанных в психологической науке; репрезентативностью и адекватностью изученной выборки целям и задачам исследования; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных; согласованностью теоретических и прикладных результатов исследования и их апробацией в ходе практического использования.
Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования были представлены на тематической встрече с участниками инклюзивного клуба настольных психологических игр на базе НП ЦСИ «Алтай-ПАРУС», который был поддержан грантом от Росмолодёжи на Международном Молодёжном Форуме «Алтай - Территория Развития 2019».
Также на основе полученных результатов была внедрена психопрофилактическая программа для девушек с детским церебральным параличом на базе НП ЦСИ «Алтай-ПАРУС».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации) был изучен образ физического «Я» юношей и девушек с детским церебральным параличом. Рассмотрены подходы к изучению образа физического «Я» личности, изучены психологические особенности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ литературы позволил определить образ физического «Я» как один из образов «Я», введенный в когнитивный компонент Я-концепции, представляющий собой совокупность представлений о своем теле и внешнем облике, также образующий единство аффективных, когнитивных, поведенческих сторон.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. Разработана программа и проанализированы результаты эмпирического исследования образа физического «Я» юношей и девушек с детским церебральным параличом.
В результате проведенного исследования, нами были получены специфические особенности структуры и содержания образа физического «Я» юношей и девушек с детским церебральным параличом, которые раскрылись в следующем:
Юноши и девушки с детским церебральным параличом достаточно позитивно оценивают образ физического «Я», при этом особое место в нём отводится телу и такой характеристике, как мужественность/женственность.
Содержательная структура реального образа физического «Я» юношей и девушек с детским церебральным параличом раскрывается через эффектность внешнего облика, гармоничность тела, привлекательность лица, гармоничность поведения и женственность/мужественность.
Молодые люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата хоть и оценивают свой реальный образ физического «Я» достаточно положительно, при этом существенно ниже по некоторым показателям каждого компонента, по сравнению с юношами и девушками без данных нарушений. С целью сохранения позитивного и развития осознанного отношения к своему телу у девушек с детским церебральным параличом было разработано психопрофилактическое мероприятие, выступающее в качестве практического применения результатов исследования.
Таким образом, гипотезы исследования доказаны, задачи реализованы, цель достигнута.
Тем не менее, в качестве дальнейшего продолжения исследования данной темы может выступать расширение представлений об образе физического «Я» молодых людей, с ограниченными возможностями здоровья, исходя из особенностей использования ими определённых психологических защит.



1. Абдуллин, А. Г. «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - №6 - С. 11.
2. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избранные психологические труды / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Изд- во Моск. психол.-соц. ин-та. - 1999. - 157 с.
3. Авдюнина, Н. А. Об отношении к образу тела юношей и девушек мегаполиса // В сб.: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Моск. город. пед. ун-т; Ред. совет: Ж. В. Афанасьева, С. Л.Белых и др. М., 2015. С. 194-197.
4. Александрова, Л. А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития // Личностный потенциал: Структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2016. - С. 579-610.
5. Арина, Г. А., Мартынов, С. Е. Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. 2009. №4. С. 105-114.
6. Асмолов, А. Г. Неосознаваемые механизмы регуляции поведения личности: Стенограмма лекции / А. Г. Асмолов. - М., 1989. - 245 с.
7. Баранская, Л. Т. Методика исследования образа тела. - Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2019. - 82 с.
8. Баранская, Л. Т., Ткаченко А. Е., Татаурова С. С. Адаптация методики исследования образа тела в клинической психологии // Образование и наука -
2018. - №3. - С. 54-58.
9. Белинская, Е. П. Социальная психология личности. - М.: Академия,
2019. - 304 с.
10. Березкина-Орлова, В. Б. Телесная психотерапия. - М., 2011. - 240 с.
11. Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы / Р. Бернс // Самосознание и защитные механизмы личности. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М., 1986. - 410 с.
12. Бескова, Д. А., Тхостов, А. Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. / Ред.- сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. - М. 2014. С. 133-148.
13. Богданова, М. А. Становление образа Телесного Я как проблема рождения личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: psyjournals.ru/psytel2009/issue/40808_full.shtml
14. Богданова, М. В., Доценко, Е. Л. Саморегуляция личности: от защит к совладанию. - Тюмень, 2015. - 456 с.
15. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2016. - 290 с.
16. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры / под. ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 2016. - 512 с
17. Гравер, А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник ТГУ. - 2015. - №3(19). - С.17.
18. Грановская, Р. М. Психологическая защита. - СПб.: Речь, 2017. - 476 с.
19. Гришина, Л .П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. - М.: Академия, 2017. - 244 с.
20. Доденко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, 2018. - 344 с.
21. Ермолаева, М. В. Психология развития: Методическое пособие. - М.: Московский психосоциальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2018. - 336 с.
22. Жаров, Л. В. Двадцатилетний опыт изучения проблемы человеческой телесности (взгляд врача и философа). - Ростов н/Д., 2017. - 242 с.
23.Зайцева, Е. С., Маракушина И. Г. Психологический анализ копинг - стратегий у подростков с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] // Наука. Мысль: электронный периодический журнал [сайт]. [2016]. - Режим доступа: (дата обращения: 10.10. 2019).
24.Зинченко, В. А. Психология телесности между душой и телом. - М.: АСТ, 2015. - 222 с.
25.Зорко, Ю. А. Особенности психического здоровья студентов // Медицинские новости. 2015. - №12. - С. 9-12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ