ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ПРОСОДИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Онтогенез звукопроизношения и просодики у детей дошкольного
возраста в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика, состояние
произносительной системы речи детей старшего дошкольного возраста
с псевдобульбарной дизартрией 12
1.3. Обзор методик работы по коррекции нарушений
звукопроизношения и просодики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрии 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО
ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
эксперимента 23
2.2. Содержание методик логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 24
2.3. Анализ результатов логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ПРОСОДИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ ВО ВЗОИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ 37
3.1. Основные принципы, цели, задачи, этапы логопедической работы
по коррекции нарушений звукопроизношения и просодики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 37
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
звукопроизношения и просодики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 39
3.3. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в работе по
коррекции нарушений звукопроизношения и просодики 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
У детей старшего дошкольного возраста наиболее распространенной и чаще встречающейся из речевых патологий является псевдобульбарная дизартрия. Чем обуславливается актуальность исследуемой проблемы.
Всё чаще в наши дни встречаются патологии во время вынашивания малыша, родовые травмы, гипоксии и многое другое приводящее к различным органическим нарушениям нервной системы. Органические патологии нервной системы вызывают псевдобульбарный паралич, который обусловлен поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов [23].
Псевдобульбарная дизартрия в первую очередь отмечается в нарушении моторной сферы, а также проявляется в нарушении фонетической стороны речи, обусловленные первичной патологией ЦНС. Первичным дефектом является нарушение артикуляционной моторики, звукопроизношения и просодической стороны речи. Вторичным же является недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи (А. Куссамауль, К. Беккер, М. Совак и др.).
Нарушения артикуляционной моторики, звукопроизношения и просодической стороны речи негативно сказываются на общем развитии и характере ребенка. Ребенок становится менее активен и застенчив, отстраненным от коллектива. С годами несмотря на то, что произношение улучшается, ребенок остается резко отстающим. Связано это с тем, что при псевдобульбарной дизартрии страдает не только звукопроизношение, но и темп, голос, интонация и ритм (О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).
Логопедическую работу по коррекции нарушений звукопроизношения и просодики у старших дошкольников необходимо проводить, опираясь на знания структуры речевого дефекта, механизмов и учете личностных особенностей ребенка. А также активно взаимодействовать с родителями ребенка, оказывая психологическую и педагогическую поддержку и помощь для более плодотворного результата в работе.
Проблема исследования - поиск научно обоснованных путей коррекции нарушений звукопроизношения и просодики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Проанализировав актуальность и проблему исследования была сформулирована тема исследования: «Коррекция нарушений
звукопроизношения и просодики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией во взаимодействии учителя-логопеда и родителей».
Объект исследования: моторика, звукопроизношение и просодика у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения и просодики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией во взаимодействии учителя- логопеда и родителей.
Цель исследования: теоретически обосновать и спланировать логопедическую работу по коррекции нарушений звукопроизношения и просодики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией во взаимодействии учителя-логопеда и родителей.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме коррекции нарушений звукопроизношения и просодики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией во взаимодействии учителя- логопеда и родителей.
2. На основе изученных теоретических источников описать организацию, принципы и методику логопедического обследования старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Провести диагностику детей старшего дошкольного возраста и проанализировать полученные результаты обследования детей с псевдобульбарной дизартрией.
4. Раскрыть и описать основные принципы, направления и содержание работы по коррекции нарушений звукопроизношения и просодики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией во взаимодействии учителя- логопеда и родителей.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами исследования. В работе использовались следующие теоретические и практические методы исследования:
- теоретический (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; метод наблюдения);
- эмпирический (логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста);
- количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: МАДОУ «Радость» детский сад комбинированного вида №184 «Дельфин» г. Нижнего Тагила.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Проанализировав научную и методическую литературу по проблеме исследования следует отметить, что псевдобульбарная дизартрия проявляется при поражении корковых путей, которые влекут за собой паралич мышц артикуляционного аппарата. Ведущими дефектами при псевдобульбарной дизартрии является нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики.
Дети с псевдобульбарной дизартрией в большей степени страдают нарушением устойчивости внимания, им характерны такие особенности как: не умение правильно держать карандаш, пользоваться ножницами и кистью, не умение шнуровать и застёгивать предметы одежды и обуви, сложности в выполнении музыкально-ритмических упражнений, в инонациональной окраске речи и мелодичности.
В следствии чего отмечается тесная взаимосвязь между развитием речи и формированием артикуляционной и мелкой моторики. Ведущую роль в коррекционной работе при псевдобульбарной дизартрии необходимо уделить развитию артикуляционной, крупной и мелкой моторики.
Методы и формы работы по коррекции звукопроизношения и просодики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрии описаны в работах М.М. Алексеева, В.М. Бехтерев, Н.А. Власова, В.А. Гринер, В.А. Гиляровский, А. Г. Ипполитова, В.И. Яшина и др.
На основе изученного материала для диагностики речевых нарушений была подобрана диагностическая методика Н. М. Трубниковой «Логопедические технологии обследования речи» и альбома О.Б. Иншаковой.
Обследование проводилось на базе МАДОУ «РАДОСТЬ» детский сад комбинированного вида № 184 города Нижний Тагил. В констатирующем исследовании принимало участие 5 детей, в возрасте 5 - 6 лет.
Проанализировав результаты обследования речи старших дошкольников были выявлены нарушения в моторной сфере, в просодической стороне речи, в звукопроизношении, фонематическом слухе и грамматическом строе речи. Подтверждение чего прослеживается в представленных результатах обследования.
На основе выявленных нарушений было составлено содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения и просодики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией во взаимодействии учителя-логопеда и родителей.
Содержание логопедической работы спланировано опираясь на принципы развития, комплексности и деятельностного подхода. А также весь подобранный материал включает в себя доступность, наглядность и индивидуальный подход.
Каждому ребёнку было составлено индивидуальное перспективное планирование, опираясь на которые спланирована вся коррекционная работа по проблеме исследования. На основе чего разработаны и представлены конспекты занятий и примерный перечень игр и упражнений по коррекции звукопроизношения и просодики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Также было составлено содержание логопедической работы учителя- логопеда с родителями старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В состав которого входили такие формы работы, как анкеты, беседы, консультации, открытые занятия и видео уроки.
Подобранный материал был представлен с соблюдением последовательности развития всех поставленных задач. Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены и представлены в полном объёме работы.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000. 400 с.
2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с
дошкольниками : метод. пособие. М., 2008. 64 с.
3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика : метод. пособие. СПб.,
2001. 164 с.
4. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005. 141 с.
5. Винарская Е. Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии : кн. для логопеда. М., 1987. 165 с.
6. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти : хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.,
2000. С. 616-625.
7. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994. № 2. С. 56-73.
8. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. М., 2004. 168 с.
9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. Н., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2004. 305 с.
10. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994. 128 с.
11. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2017. 279 с.
12. Ипполитова А. Г. Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном параличе // Из опыта логопедической работы / под ред. М. М. Сироткина. М., 1953. С. 5-29.
13. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии : пособие для логопедов. М., 2007. 83 с.
14. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.,
2001. 157 с.
15. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников : (формирование лексики и граммат. строя). СПб., 1999. 160 с.
16. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологической речи детей // Специальная школа. 1967. № 2. С. 121-130.
17. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : сб. метод. рекомендаций / авт.-сост. Л. В. Лопатина [и др.]. СПб., 2016. 272 с.
18. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2008. 677 с.
19. Логопедия : теория и практика / под ред. Т. Б. Филичевой. М., 2018. 608 с.
20. Лыхенко Ю. В. Особенности и этапы формирования просодической стороны речи в онтогенезе // Концепт. 2016. Т. 11. С. 3361-3365. URL : http://e-koncept.ru/2016/86709.htm (дата обращения: 15.09.2021).
...