Анализ влияния экономических преступлений на уровень экономической безопасности региона (Экономическая безопасность, Российский экономический университет)
Работа сделана на примере Кемеровской области.
Проведен анализ информации об экономических преступлениях за 2017-2021 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 6
1.1 Экономические преступления: понятие, сущность и направления воздействия на уровень экономической безопасности региона 6
1.2 Характеристика факторов, предопределяющих экономическую преступность и ее влияние на уровень экономической безопасности региона 12
1.3 Нормативно-правовые аспекты организации экономической безопасности региона 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 25
2.1 Характеристика системы управления безопасностью Кемеровской области 25
2.2 Анализ уровня экономической преступности в Кемеровской области 31
2.3 Оценка эффективности системы управления экономической безопасностью Кемеровской области 39
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 51
3.1 Проблемы снижения уровня экономической преступности в Кемеровской области 51
3.2 Проблемы построения системы управления экономической безопасностью на уровне региона 53
3.3 Предложения по совершенствованию системы управления экономической безопасностью Кемеровской области 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Актуальность исследования обусловлена следующим. Экономическая безопасность – это одна из составляющих безопасности в целом. Именно благодаря экономической безопасности обеспечивается стабильность системы, благополучие общества и государства. Экономическая преступность существует столько же, сколько существует само общество. По мере изменений, происходящих в обществе, происходит трансформация и экономической преступности.
Понятие экономической безопасности традиционно рассматривается на нескольких уровнях – уровень всего государства в целом, уровень безопасности входящих в состав государства административно-территориальных единиц, а также отдельных субъектов, в том числе хозяйствующих. Применительно к регионам экономическую безопасность принято рассматривать как взаимосвязь текущего состояния, условий и факторов, в зависимости от которых оно изменяется. Условия и факторы во внимание принимаются с учетом того, насколько они оказывают влияние на стабильность экономики, на ее развитие.
В целом факторов, от которых зависит экономическая безопасность региона, достаточно много. Например, в их число входит количество трудоспособного населения, уровень безработицы, уровень предоставляемой со стороны государства социальной защиты и так далее. Наряду с перечисленными как важный фактор рассматривается уровень экономической преступности, который во многом предопределяет, насколько благополучным и процветающим будет регион. Противодействие экономической преступности не настолько эффективно, чтобы уровень ее снизился и данный вид преступности утратил свою значимость как фактор, определяющий безопасность региона. Причин тому достаточно много, в том числе проблемы социально-экономического плана, проблемы невысокого уровня правосознания населения и так далее.
Следовательно, сохраняется потребность в проведении исследований для определения степени влияния экономической преступности на экономическую безопасность региона, что свидетельствует об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках выпускной квалификационной работы.
Цель исследования – проведение комплексного анализа теоретических и практических аспектов влияния экономической преступности на экономическую безопасность региона на примере Кемеровской области.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
охарактеризовать понятие экономический преступлений, раскрыть их сущность и направление воздействия на уровень экономической безопасности региона;
дать характеристику факторам, определяющим экономическую преступность и ее влияние на экономическую безопасность региона;
исследовать нормативно-правовые аспекты организации экономической безопасности региона;
дать характеристику системы управления безопасностью Кемеровской области;
проанализировать уровень экономической преступности в Кемеровской области;
оценить эффективность системы управления безопасностью Кемеровской области;
выявить проблемы снижения уровня экономической преступности в Кемеровской области;
рассмотреть проблемы построения системы управления экономической безопасностью на уровне региона;
сформулировать предложения по совершенствованию системы управления экономической безопасностью Кемеровской области.
Объектом исследования является урегулированные нормами права общественные отношения в сфере обеспечения экономической безопасности региона.
Предмет исследования – влияние экономической преступности на экономическую безопасность региона – Кемеровской области – Кузбасса.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках посредством анализа теории и практики определяются проблематичные аспекты построения системы безопасности региона, на которую оказывает влияние экономическая преступность.
Практическая значимость работы обусловлена с тем, что ее результаты могут быть использованы в правоприменительной практике, а также как основа для проведения последующих исследований, ориентированных на построение системы противодействия экономической преступности.
Информационную базу исследования составляют:
Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, а также иные законы федерального и регионального уровня, подзаконные нормативные правовые акты, правовые позиции высших судов, судебная правоприменительная практика;
исследования в сфере таких авторов, как ____.
Методологическая основа исследования. В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительный метод, метод анализа и иные методы научного познания. Для исследования теоретических воззрений на экономическую преступность как фактора влияния на экономическую безопасность региона был применен диалектический метод познания. Формально-юридический метод был применен для анализа правовых норм.
Структура работы включает в себя введение, 3 главы, состоящие в общей сложности из 9 параграфов, заключение и список использованных источников.
Подводя итог проведенному исследованию, обобщить полученные результаты можно, сделав следующие выводы.
Круг деяний, определяемых как преступления в экономической сфере, закреплен непосредственно в уголовном законе. Выделение экономических преступлений как самостоятельной группы обусловлено наличием определенных сходных признаков, в число которых входит причинение материального вреда, то есть так или иначе экономические преступления причиняют вред, вне зависимости от того, на чьи именно интересы происходит посягательство – на интересы физических лиц, организаций, публичных образований и так далее.
Экономические преступления опасны сами по себе, будучи определенными как уголовно наказуемые деяния. Применительно к воздействию на экономику региона экономические преступления можно рассматривать как факторы подрыва стабильной экономики, как негативную общественно опасную деятельность, ориентированную на несправедливое перераспределение и присвоение благ.
В современном обществе существует экономическая преступность. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в целом причины разделяются на субъективные, то есть участие в преступной деятельности или отказ от совершения преступлений зависят непосредственно от человека, а также объективные. Проблем объективных факторов актуальна для российского общества, в котором на протяжении длительного периода времени наблюдается социальное неравенство, существует проблема бедности и даже нищеты. Часть факторов связывается с тем, как развивалось российское общество в первые годы постсоветского периода, потому что, по мнению многих исследователей, именно тогда возникли предпосылки для криминализации и расслоения общества.
Система управления безопасностью Кемеровской области включает систему регионального государственного управления, осуществляемого исполнительными органами власти, а также систему правоохранительных органов, которые имеют статус федеральных, но функционируют в пределах данного субъекта РФ – это органы внутренних дел и Следственный комитет России. Задачи и функции двух составляющих различаются с учетом определения правового статуса, ориентированности на выполнение определенной деятельности. Несмотря на то, что между двумя составляющими системы управления отсутствует подчинение, их функционирование предполагает взаимодействие, но только в рамках, определенных законом.
Уровень экономической преступности изменяется в зависимости от множества факторов. Исследование данного показателя допустимо осуществлять различными способами, но наиболее распространенным в настоящее время является способ анализа и сопоставления статистических данных.
Для Кемеровской области характерен высокий уровень преступности в целом, данный регион занимает 10 место по уровню преступности в целом по РФ и первое место среди прочих регионов Сибирского федерального округа. В ходе исследования существенное внимание было уделено вопросам динамики экономических преступлений. Общее число экономических преступлений существенно возросло в 2021 году, причиной чему стало преимущественно снижение доходов граждан, экономический кризис в стране и ухудшение экономической ситуации в РФ и в регионе в целом. Однако стоит отметить и положительные черты. По данным исследования вопросов расследования экономических преступлений можно сделать следующий вывод. Удельный вес числа нераскрытых экономических преступлений на протяжении анализируемого периода снижает, что позволяет говорить об эффективности работы соответствующих структур. В 2017 году удельный вес нераскрытых экономических преступлений составлял около 40 % , в 2021 году – порядка 30 %. Значительная часть уголовных дел прекращается на досудебной стадии производства по уголовному делу, о чем свидетельствует превышение показателя предварительно расследованных уголовных дел над показателем уголовных дел, направленных в суд для рассмотрения дела по существу. Исследование видовой структуры позволяет установить преобладание преступлений против собственности. Однако широкое использование информационных и цифровых технологий позволяет предположить, что в будущем число данных преступлений будет снижаться. В перспективе в целях снижения величины экономических преступлений и повышения эффективности механизма их расследования требуется дальнейшее внедрение средств цифровизации, применение информационных технологий, повышение квалификации сотрудников, организация стимулирования их трудовой деятельности.
Анализ эффективности системы управления безопасностью в Кемеровской области позволил выявить проблему оттока и естественной убыли населения, что свидетельствует о снижении привлекательности Кемеровской области, а также о наличии угрозы экономической безопасности. То обстоятельство, что проблема сохраняется на протяжении нескольких лет, можно истолковать как недостаточное эффективное управление.
В целом негативными факторами являются снижение производства, постоянный рост индекса потребительских цен на фоне снижения реальных доходов населения, недостаточность поступлений в консолидированный бюджет области. В совокупности данные факторы являются детерминирующими в отношении роста экономической преступности.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что уровень экономической безопасности Кемеровской области недостаточно высокий, об этом свидетельствует неблагоприятный климат для развития предпринимательства, отток населения, низкие темпы роста индекса промышленного производства, превышение смертности над рождаемостью, а также низкий уровень доходов граждан. Все перечисленные факторы формируют неблагоприятную внешнюю среду и повышают риск совершения экономических преступлений.
Экономические преступления в наибольшей степени совершаются в условиях неблагоприятной внешней среды, их число увеличивается в периоды экономических кризисов страны, в периоды снижения доходов граждан. Для предупреждения экономических преступлений должны быть организованы органами власти меры государственной поддержки нуждающихся граждан в целях снижения социальной напряженности в области. Немаловажным ткаже является применение цифровых технологий и средств информатизации в целях предупреждения преступлений. Системный подход позволит добиться снижения числа преступлений, в том числе экономических преступлений в Кемеровской области.
Несмотря на постоянные реформы и преобразования во многих государства, за последнее время проблема экономических преступлений остается актуальной и требуется внедрения организационно-правового механизма борьбы с экономической преступностью.
В качестве основных мер можно выделить:
1) повышение политической культуры общества, в том числе посредством формирования у людей негативного отношения к факту экономических преступлений;
2) проведение всеми желающими организациями и гражданами экспертизы принятого и планируемого к принятию нормативно-правовых актов Российской Федерации;
3) выдвижение соответствующих требований для желающих работать в системе государственной управления – на государственной службе, а также постоянная проверка предоставляемых ими сведений о доходах и расходах;
4) организация эффективного взаимодействия населения и органов государственной власти в целях предотвращения экономических преступлений;
7) формирование этического кодекса для государственных служащих и др.
В результате проведенного исследования в рамках выпускной квалификационной работы были определены проблемы борьбы с экономическим преступлениями на материалах Кемеровской области, в частности к данным проблемам относятся:
1. Низкий уровень правовой культуры и этических норм государственных служащих и населения.
2. Недостаточный уровень открытости и информационной прозрачности данных.
3. Высокий уровень бюрократии.
4. Низкий уровень взаимодействия населения и органов государственной власти.
Организационно-правовой механизм нуждается в совершенствовании, оптимизации мер борьбы с экономическими преступлениями. Совершенствование организационно-правового механизма позволит повысить уровень доверия граждан к органам государственной власти, будет способствовать повышению информационной открытости и правовой культуры.
Уровень экономической безопасности Кемеровской области низкий. Во-первых, именно Кемеровская области занимает лидирующие позиции по числу преступлений в Сибирском федеральном округе. Во-вторых, именно для Кемеровской области характерны высокие темпы роста числа преступлений экономической направленности. В-третьих, значительным фактором, нарушающим эффективное развитие Кемеровской области, является неблагоприятный предпринимательский климат. О данном факте свидетельствует наименьшее число малых предприятий в Кемеровской области среди других регионов Сибирского федерального округа.
В целях совершенствования системы управления экономической безопасностью Кемеровской области необходимо сформировать благоприятную среду для развития предпринимательства. Для решения данной проблемы в рамках выпускной квалификационной работы предложен ряд мер по улучшению и развитию предпринимательства в Кемеровской области, предложено совершенствование механизма поддержки малых и средних предприятий. Развитие предпринимательской среды благоприятно отразится на результатах социальной и экономической сферы. Также, немаловажным является формирование механизма противодействия коррупции на формирование должного уровня правовой культуры граждан.
1. Конституция Российской Федерации: Принята 12 декабря 1993 г. Текст Конституции по состояния на 1 июля 2020 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г. Текст Кодекса по состоянию на 25 марта 2022 г.
3. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ. Текст Закона по состоянию на 9 ноября 2020 г.
4. Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию: Указ Президента РФ от 20 апреля 2014 г. № 259. Текст указа по состоянию на 24 мая 2016 г.
5. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208.
6. Методические рекомендации по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства: утв. ФССП России 15 апреля 2013 г.
7. Устав Кемеровской области – Кузбасса: принят Законодательным Собранием Кемеровской области 9 апреля 1997 г. Текст Устава по состоянию на 2 декабря 2021 г.
8. О Правительстве Кемеровской области – Кузбасса: Закон Кемеровской области от 9 марта 2005 г. № 43-ОЗ. Текст Закона по состоянию на 29 октября 2021 г.
9. О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса: Закон Кемеровской области от 9 марта 2005 года № 47-ОЗ. Текст Закона по состоянию на 1 февраля 2021 г.
10. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года: Закон Кемеровской области от 26 декабря 2018 г. № 122-ОЗ. Текст Закона по состоянию на 23 декабря 2020 г.
11. Об Администрации Правительства Кузбасса: Постановление Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 18 октября 2021 года № 91-пг.
12. О Главном контрольном управлении Кузбасса: Постановление Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 16 марта 2020 г. № 135. Текст Постановления по состоянию на 1 февраля 2022 г.
13. О Стратегии развития легкой промышленности Кемеровской области на период до 2025 года: Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 июля 2011 года № 641-р.
14. Об утверждении государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Обеспечение безопасности населения Кузбасса» на 2014 – 2024 годы: Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 сентября 2013 г. № 375. Текст Постановления по состоянию на 25 марта 2022 г.
15. Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок государственными органами в отношении подведомственных им заказчиков: Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 5 сентября 2014 г. № 354. Текст Постановления по состоянию на 21 апреля 2020 г.
16. По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П.
17. Дорохова, О.В. Причины и условия, способствующие развитию организованной преступности в России [Текст] / О.В. Дорохова // Мировая наука. – 2019. – № 10 (31). – С. 38-41.
18. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. – М.: Русайнс, 2019. - 352 c.
19. Ларионова, Л. И. О факторах, обуславливающих существование и развитие организованной преступности [Текст] / Л. И. Ларионова // Государственная служба и кадры. – 2019. – № 4. – С. 161-162.
20. Лексин, И.В. Суверенитет и государство: концептуальные взаимосвязи и расхождения [Текст] / И.В. Лексин // Российское право: Образование. Практика. Наука. – 2018. – № 3. – С. 17-29.
21. Литвинова, А.Я. Экономическая преступность, как угрозы экономической безопасности Пермского края [Текст] / А.Я. Литвинова // Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития. материалы VII Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2021. – С. 144-150.
22. Моронова, О. Г. Экономическая безопасность региона и ее место в системе видов региональной безопасности [Текст] / О. Г. Моронова, Н. Ю. Атаева // Социальные и экономические системы. – 2020. – № 6 (18). – С. 122-163.
23. Назаров, С.А. Социально-экономические причины, условия и факторы детерминации преступности в экономической сфере в современной России [Текст] / С.А. Назаров // RUSSIAN ECONOMIC BULLETIN. – 2020. – Т. 3. – № 2. – С. 267-277.
24. Прозументов, Л. М. Общесоциальные детерминанты преступности [Текст] / Л. М. Прозументов, А. В. Шеслер // Всероссийский криминологический журнал. – 2018. – Т. 12. – № 1. – С. 5-14.
25. Попов, М.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие / М.В. Попов, М.А. Каткова, Н.В. Манохина, Л Мамаева. - М.: Инфра-М, 2018. - 576 c.
26. Родионова, Л.Н. Экономическая безопасность: концепция, стандарты / Л.Н. Родионова. - М.: Русайнс, 2019. - 32 c.
27. Реутов, В.Е. Экономическая преступность: социально-экономические условия [Текст] / В.Е. Реутов, Д.Д. Буркальцева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2020. – № 3. – С. 118-129.
28. Савин, Ю.П. Основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе [Текст] / Ю.П. Савин, Л.Н. Романченко // Гражданская оборона на страже мира и безопасности. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 3-х частях. – 2020. – С. 28-41.
29. Сенчагов, В.К. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России [Текст] / В.К. Сенчагов, Е.А. Иванов. – Москва, 2015. – 46 с.
30. Ситько, Н.Г. Бедность как детерминант преступности [Текст] / Н.Г. Ситько, О.Н. Ложников // Актуальные вопросы юридических наук : материалы IV Международной научной конференции. – Чита, 2018. – С. 71-73.
31. Сопова, М.С. Система индикаторов экономической безопасности региона [Текст] / М.С. Сопова, Н.А. Бондаренко // Вестник ТОГУ. – 2019. – № 4 (55). – С. 67-80.
32. Таюпова, К.Р. Экономическая безопасность России в условиях глобализации: конституционно-правовой аспект [Текст] / К.Р. Таюпова // Конституционное и муниципальное право. – 2019. – № 6. – С. 34-38.
33. Шегабутдинов, Р.Ш. Понятие экономической преступности, коррупции и организованной преступности [Текст] / Р.Ш. Шегабутдинов // Образование и право. – 2021. – № 5. – С. 160-167.
34. ЕМИСС. Государственная статистика [Электронный ресурс] URL: https://www.fedstat.ru.
35. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов / Сайт Федерального казначейства. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/.
36. Население / Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области – Кузбассу. URL: https://kemerovostat.gks.ru/folder/38669.
37. Население Кемеровской области: численность, крупные города / Сайт Страны, города, статистика населения. URL: http://www.statdata.ru/naselenie/kemerovskoj-oblasti.
38. Портал правовой статистики [Электронный ресурс] // Сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total.
39. Социально-экономическое положение Кемеровской области / Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://service.kemerovostat.gks.ru/bgd/DOCL1132/Main.htm.
40. Статистика / Сайт Управления Судебного департамента в Кемеровской области – Кузбассе. URL: http://usd.kmr.sudrf.ru/modules.php?name=stat&rid=18.
41. Официальный сайт Прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_42
42. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] URL.: https://ofd.nalog.ru/statistics.htm (дата обращения: 25.05.2022)