Коррекция нарушений фонематического слуха и
фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии посредством дидактических игр
в условиях логопункта ДОУ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА ДОУ 8
1.1. Закономерности становление фонематических процессов у детей в
норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР и легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 13
1.3. Характеристика проявлений недоразвития фонематического слуха и
фонематического восприятия у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 20
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСВЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ С АНАЛИЗОМ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Организация, принципы и методика изучения состояния моторной
сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 27
2.2. Анализ состояния моторной сферы, звукопроизношения,
фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии 31
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений моторной сферы,
звукопроизношения, фонематических процессов у дошкольников 46 ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА
ДОУ 51 3.1. Теоретическое обоснование, организация и принципы коррекционной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
в условиях логопункта ДОУ 51
3.2. Содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей экспериментальной группы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии посредством дидактических игр в условиях логопункта
ДОУ 55
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных
данных 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Фонематический слух и фонематическое восприятие являются основополагающими для формирования правильного звукопроизношения, навыков звукового анализа и синтеза, что обуславливает важность их развития для правильного дальнейшего овладения чтения и письма у старших дошкольников.
Отсутствие своевременной коррекции обозначенных фонематических процессов затрудняет овладение словарным запасом, грамматическим строем и развитие связанной речи [2].
Согласно статистике, Т. В. Нестеровой ежегодно отмечается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения речи [39]. Среди детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии чаще встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР).
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии, как сложная речевая патология, изучается не только в теоретических, но и в практических аспектах специальной литературы.
В работах Р. Е. Левиной [36], Н. В. Серебряковой [52], Г. В. Чиркиной [59], Г. А. Каше [21], Т. Б. Филичевой [57] и других, большое внимание в их работах, уделяется не только коррекции нарушений моторной сферы и звукопроизношения, но и формированию фонематического слуха и восприятия, которые являются базовой единицей для овладения письменной речью.
Одной из важных задач логопеда при коррекционной работе со старшими дошкольниками с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией, является развитие фонематического слуха и фонетического восприятия. Такую коррекционную работу в дошкольном возрасте рекомендуют проводить с помощью дидактических игр. Использование дидактических игр повысит эффективность формирования фонематических процессов, так как у детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущей.
Ранее логопедическая помощь детям с ФФНР и дизартрией оказывалась в группах для детей с такой патологией [1]. В настоящее время отсутствуют такие группы, и вся работа проходит в логопедических группах ДОУ (далее логопункт). Специфика логопункта заключается в том, что занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме, что повышает эффективность работы. Использование дидактических игр в рамках занятий в логопунктах сегодня становится особенно актуальным.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена увеличением количества старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией. Между тем, обнаружено недостаточное использование логопедами дидактических игр в рамках коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия в условиях логопункта ДОУ.
Объект: состояние фонематического слуха и фонематического
восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Предмет: содержание работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией с помощью дидактических игр в условиях логопункта ДОУ.
Цель: на основе теоретических и экспериментальных данных разработать содержание работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией с помощью дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, и оценить ее эффективность.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по формированию
фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта ДОУ и определить роль игры в ней.
2. Исследовать состояние речевых и неречевых функций у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, проанализировать полученные результаты.
3. Оценить эффективность коррекционной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ.
Гипотеза исследования: вероятно, коррекция легкой степени
псевдобульбарной дизартрии у старших дошкольников в условиях логопукта ДОУ будет эффективней, при включении в нее дидактических игр, направленных на формирование выявленного недоразвития фонематического слуха и фонематического восприятия. Работа логопеда по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия в условиях логопункта ДОУ будет включать не только игровые упражнения, но и специальные дидактические игры.
Методологической основой исследования явились положения:
- о психофизиологических механизмах формирования
звукопроизношения в норме и патологии (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, 3. А. Репина);
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева);
- о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л. С. Выготский, A. A. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.);
- о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова);
- о ведущем виде деятельности - игры (Д. Б. Эльконин, А. Н Леонтьев, Л. С. Выготский и др.).
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Положения: у старших дошкольников с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрией фонематические процессы формируются по тем же закономерностям, что и у детей с нормальным развитием речи, однако имеют свою специфику, связанную с механизмом речевого нарушения.
Содержание работы по теме коррекция нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ является эффективной.
Теоретическая значимость: в исследовании описаны особенности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии; рассмотрено содержание логопедической работы по данной проблеме и описана значимость дидактических игр в работе логопеда.
Практическая значимость: проанализированы результаты обследования звукопроизношения, моторной сферы, фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, составлен комплекс специальных дидактических игр, направленный на коррекцию нарушенных фонематических процессов у этих детей, который может применяться в условиях логопункта ДОУ.
Структура и объём исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
По данным изучаемой литературы, таких авторов как Т. Б. Филичева, Р. Е. Левина, А. Н. Гвоздев было отмечено, что в норме развитие фонематических процессов происходит на ранних стадиях онтогенеза, уже в период эмбрионального развития закладывается способность к восприятию звуков человеческой речи [13,36,56]. При псевдобульбарной дизартрии, нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия имеет вторичный характер. Исходя из единства закономерностей нормального и аномального развития детей с дизартрией, можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста, ведущая деятельность - игровая, именно поэтому коррекционный процесс лучше проводить с помощью различных игр, повышая мотивацию и эффективность работы.
Коррекционная работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, проводилась комплексно и системно. В работе принимали участие воспитатели, родители, физкультурный и музыкальный работник.
Для положительной динамики проводилось обследование дошкольника, выявлялось, что нарушено первично и начиналась работа с данного нарушения. В данной работе у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, первично была нарушена иннервация речевого аппарата, в результате чего наблюдалось нарушение звукопроизношения, что за собой повлекло нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия. Коррекционная работа, проводимая на логопункте ДОУ, была реализована с помощью дидактических игр, которая увеличила эффективность и повысила мотивацию.
Целью данной работы являлось на основе теоретических и экспериментальных данных разработать содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, и оценить ее эффективность.
Данная цель была достигнутой, благодаря решению поставленных задач, а именно:
- изучена специальная литература по коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия таких авторов, как: А. М. Горчакова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и других [14, 57, 59].
- на основе изученной литературы, таких авторов как Н. В. Дурова, Е. В.
Колесникова [16, 23] и других, определена роль игры в работе по
формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта ДОУ;
- на основе речевой карты Н. М. Трубниковой [55], было проведено обследование состояния речевых и неречевых функций у старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией и посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ.
- проведена коррекционная работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ и оценена ее эффективность.
Коррекционная работа по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях логопункта ДОУ, включала в себя дополнительные дидактические игры, которые способствовали повышению эффективности и мотивации детей.
При составлении индивидуального плана коррекционной работы учитывалось состояние не только фонематических процессов, но и моторной сферы и звукопроизношения, так как М. М. Кольцова в своей работе писала, что моторные зоны и речевые находятся рядом, поэтому важно работу проводить комплексно [24]. Так же важно подключались к работе родители, воспитатели, физкультурный и музыкальный педагоги, для того чтобы полученные навыки не стояли на месте, а отрабатывались и развивались.
В ходе работы были получены не только новые знания по проблеме коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, но и автоматизированы умение работать с литературными и электронными источниками, умение обследовать обучающихся старшего дошкольного возраста, умение проводить, адаптировать и придумывать дидактические игры, навыки взаимодействия с детьми, родителями, воспитателями и музыкальным, физкультурным работниками.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2007. - 319 с.
2. Балабанова, В. М. Диагностика нарушений речи у детей и организация
логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. М. Балабанова, Л. В. Лопатина,
Р. И. Лалаева, И. А. Чисович. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001. - 37 с.
3. Бачина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. - Москва : Сфера, 2009. - 64 с.
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Педагогика, 1977. - 46 с.
5. Бельтюкова, В. И. Об усвоении детьми звуков речи /
В. И. Бельтюкова. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду /
А. К. Бондаренко. - Москва : Просвещение, 1991. - 21 с.
7. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 165 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 680 с.
9. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи : дифференциал. диагностики : учеб. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО, 2004. - 144 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1996. - 416 с.
11. Гаврилова, А. С. Логопедические игры / А. С. Гаврилова, С. А. Шанина, С. Ю. Ращупкина. - Москва : ЛАДА, 2010. - 168 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Гвоздев, А. Н. Формирование грамматического строя / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1980. - 210 с.
14. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А. М. Горчакова. - Самара : СГПУ, 2003. - 83 с.
15. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - Москва : Просвещение, 2007. - 222 с.
16. Дурова, Н. В. Формирование фонематического слуха детей / Н. В. Дурова. - Москва : Просвещение, 1996. - 23 с.
17. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического
восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. - Москва : Сфера, 2010. - 64 с.
18. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И Жинкин. - Москва : Академия педагогических наук, 1958. - 98 с.
19. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : ВЛАДОС, 2011. - 228 с.
20. Иншакова, О. Б. Альбом логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 279 с.
...