Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ

Работа №93416

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы85
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
269
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА ДОУ 8
1.1. Закономерности становление фонематических процессов у детей в
норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР и легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 13
1.3. Характеристика проявлений недоразвития фонематического слуха и
фонематического восприятия у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 20
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСВЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ С АНАЛИЗОМ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Организация, принципы и методика изучения состояния моторной
сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 27
2.2. Анализ состояния моторной сферы, звукопроизношения,
фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии 31
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений моторной сферы,
звукопроизношения, фонематических процессов у дошкольников 46 ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА
ДОУ 51 3.1. Теоретическое обоснование, организация и принципы коррекционной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
в условиях логопункта ДОУ 51
3.2. Содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей экспериментальной группы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии посредством дидактических игр в условиях логопункта
ДОУ 55
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных
данных 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77

Фонематический слух и фонематическое восприятие являются основополагающими для формирования правильного звукопроизношения, навыков звукового анализа и синтеза, что обуславливает важность их развития для правильного дальнейшего овладения чтения и письма у старших дошкольников.
Отсутствие своевременной коррекции обозначенных фонематических процессов затрудняет овладение словарным запасом, грамматическим строем и развитие связанной речи [2].
Согласно статистике, Т. В. Нестеровой ежегодно отмечается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения речи [39]. Среди детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии чаще встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР).
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии, как сложная речевая патология, изучается не только в теоретических, но и в практических аспектах специальной литературы.
В работах Р. Е. Левиной [36], Н. В. Серебряковой [52], Г. В. Чиркиной [59], Г. А. Каше [21], Т. Б. Филичевой [57] и других, большое внимание в их работах, уделяется не только коррекции нарушений моторной сферы и звукопроизношения, но и формированию фонематического слуха и восприятия, которые являются базовой единицей для овладения письменной речью.
Одной из важных задач логопеда при коррекционной работе со старшими дошкольниками с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией, является развитие фонематического слуха и фонетического восприятия. Такую коррекционную работу в дошкольном возрасте рекомендуют проводить с помощью дидактических игр. Использование дидактических игр повысит эффективность формирования фонематических процессов, так как у детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущей.
Ранее логопедическая помощь детям с ФФНР и дизартрией оказывалась в группах для детей с такой патологией [1]. В настоящее время отсутствуют такие группы, и вся работа проходит в логопедических группах ДОУ (далее логопункт). Специфика логопункта заключается в том, что занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме, что повышает эффективность работы. Использование дидактических игр в рамках занятий в логопунктах сегодня становится особенно актуальным.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена увеличением количества старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией. Между тем, обнаружено недостаточное использование логопедами дидактических игр в рамках коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия в условиях логопункта ДОУ.
Объект: состояние фонематического слуха и фонематического
восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Предмет: содержание работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией с помощью дидактических игр в условиях логопункта ДОУ.
Цель: на основе теоретических и экспериментальных данных разработать содержание работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией с помощью дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, и оценить ее эффективность.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по формированию
фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта ДОУ и определить роль игры в ней.
2. Исследовать состояние речевых и неречевых функций у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, проанализировать полученные результаты.
3. Оценить эффективность коррекционной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ.
Гипотеза исследования: вероятно, коррекция легкой степени
псевдобульбарной дизартрии у старших дошкольников в условиях логопукта ДОУ будет эффективней, при включении в нее дидактических игр, направленных на формирование выявленного недоразвития фонематического слуха и фонематического восприятия. Работа логопеда по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия в условиях логопункта ДОУ будет включать не только игровые упражнения, но и специальные дидактические игры.
Методологической основой исследования явились положения:
- о психофизиологических механизмах формирования
звукопроизношения в норме и патологии (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, 3. А. Репина);
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева);
- о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л. С. Выготский, A. A. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.);
- о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова);
- о ведущем виде деятельности - игры (Д. Б. Эльконин, А. Н Леонтьев, Л. С. Выготский и др.).
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Положения: у старших дошкольников с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрией фонематические процессы формируются по тем же закономерностям, что и у детей с нормальным развитием речи, однако имеют свою специфику, связанную с механизмом речевого нарушения.
Содержание работы по теме коррекция нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ является эффективной.
Теоретическая значимость: в исследовании описаны особенности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии; рассмотрено содержание логопедической работы по данной проблеме и описана значимость дидактических игр в работе логопеда.
Практическая значимость: проанализированы результаты обследования звукопроизношения, моторной сферы, фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, составлен комплекс специальных дидактических игр, направленный на коррекцию нарушенных фонематических процессов у этих детей, который может применяться в условиях логопункта ДОУ.
Структура и объём исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По данным изучаемой литературы, таких авторов как Т. Б. Филичева, Р. Е. Левина, А. Н. Гвоздев было отмечено, что в норме развитие фонематических процессов происходит на ранних стадиях онтогенеза, уже в период эмбрионального развития закладывается способность к восприятию звуков человеческой речи [13,36,56]. При псевдобульбарной дизартрии, нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия имеет вторичный характер. Исходя из единства закономерностей нормального и аномального развития детей с дизартрией, можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста, ведущая деятельность - игровая, именно поэтому коррекционный процесс лучше проводить с помощью различных игр, повышая мотивацию и эффективность работы.
Коррекционная работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, проводилась комплексно и системно. В работе принимали участие воспитатели, родители, физкультурный и музыкальный работник.
Для положительной динамики проводилось обследование дошкольника, выявлялось, что нарушено первично и начиналась работа с данного нарушения. В данной работе у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, первично была нарушена иннервация речевого аппарата, в результате чего наблюдалось нарушение звукопроизношения, что за собой повлекло нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия. Коррекционная работа, проводимая на логопункте ДОУ, была реализована с помощью дидактических игр, которая увеличила эффективность и повысила мотивацию.
Целью данной работы являлось на основе теоретических и экспериментальных данных разработать содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, и оценить ее эффективность.
Данная цель была достигнутой, благодаря решению поставленных задач, а именно:
- изучена специальная литература по коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия таких авторов, как: А. М. Горчакова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и других [14, 57, 59].
- на основе изученной литературы, таких авторов как Н. В. Дурова, Е. В.
Колесникова [16, 23] и других, определена роль игры в работе по
формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта ДОУ;
- на основе речевой карты Н. М. Трубниковой [55], было проведено обследование состояния речевых и неречевых функций у старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией и посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ.
- проведена коррекционная работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ и оценена ее эффективность.
Коррекционная работа по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях логопункта ДОУ, включала в себя дополнительные дидактические игры, которые способствовали повышению эффективности и мотивации детей.
При составлении индивидуального плана коррекционной работы учитывалось состояние не только фонематических процессов, но и моторной сферы и звукопроизношения, так как М. М. Кольцова в своей работе писала, что моторные зоны и речевые находятся рядом, поэтому важно работу проводить комплексно [24]. Так же важно подключались к работе родители, воспитатели, физкультурный и музыкальный педагоги, для того чтобы полученные навыки не стояли на месте, а отрабатывались и развивались.
В ходе работы были получены не только новые знания по проблеме коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, но и автоматизированы умение работать с литературными и электронными источниками, умение обследовать обучающихся старшего дошкольного возраста, умение проводить, адаптировать и придумывать дидактические игры, навыки взаимодействия с детьми, родителями, воспитателями и музыкальным, физкультурным работниками.



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2007. - 319 с.
2. Балабанова, В. М. Диагностика нарушений речи у детей и организация
логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. М. Балабанова, Л. В. Лопатина,
Р. И. Лалаева, И. А. Чисович. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001. - 37 с.
3. Бачина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. - Москва : Сфера, 2009. - 64 с.
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Педагогика, 1977. - 46 с.
5. Бельтюкова, В. И. Об усвоении детьми звуков речи /
В. И. Бельтюкова. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду /
А. К. Бондаренко. - Москва : Просвещение, 1991. - 21 с.
7. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 165 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 680 с.
9. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи : дифференциал. диагностики : учеб. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО, 2004. - 144 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1996. - 416 с.
11. Гаврилова, А. С. Логопедические игры / А. С. Гаврилова, С. А. Шанина, С. Ю. Ращупкина. - Москва : ЛАДА, 2010. - 168 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Гвоздев, А. Н. Формирование грамматического строя / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1980. - 210 с.
14. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А. М. Горчакова. - Самара : СГПУ, 2003. - 83 с.
15. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - Москва : Просвещение, 2007. - 222 с.
16. Дурова, Н. В. Формирование фонематического слуха детей / Н. В. Дурова. - Москва : Просвещение, 1996. - 23 с.
17. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического
восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. - Москва : Сфера, 2010. - 64 с.
18. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И Жинкин. - Москва : Академия педагогических наук, 1958. - 98 с.
19. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : ВЛАДОС, 2011. - 228 с.
20. Иншакова, О. Б. Альбом логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 279 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ