Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, как основа предупреждения дисграфии

Работа №93415

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы85
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1 Онтогенез фонетико-фонематической системы речи,
психофизиологические основы становления процесса письма у детей в норме 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
дизартрией 11
1.3. Нарушения устной речи и готовность к овладению письмом у младших школьников с дизартрией 19
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТА 30
2.1. Принципы, организация и методика констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ результатов обследования неречевых процессов у детей
младшего школьного возраста 34
2.3. Анализ результатов обследования фонетико-фонематической системы
речи у детей младшего школьного возраста 42
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 58
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по устранению нарушений фонетико-фонематической системы речи у младших школьников с дизартрией, их подготовка к формированию навыка письма... 58
3.2. Содержание работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, как основы
предупреждения дисграфии 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80


На данный момент, остаётся острой проблема увеличения количества детей с дизартрией в образовании, по мнению И. Н. Садовниковой, А. В. Ястребовой. Данная проблема актуальна тем, что письмо является сложным психическим процессом, в структуру которого входит, как вербальные, так и невербальные формы. Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. И. Садовникова, А. В. Ястребова и другие указывают на то, что расстройство письма, носит системный характер, то есть письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Доказано, что ошибки на письме зависят, от той недостаточности, которая их определяет. В связи с тем, что природа данных дефектов многообразна, необходимо дифференцировать методы и приемы коррекционной работы [37, 42, 18, 21, 42].
В связи с тем, что важной задачей формирования речи нынешнего поколения, является в свою очередь совершенствования учебного процесса с учетом развития всей системы речевой деятельности.
Актуальностью данного процесса, является своевременное устранение нарушений фонетико-фонематической системы речи и формирование зрительно-пространственных представлений, что является важнейшей составляющей работы по профилактике дисграфии у детей с дизартрией. Фонетико-фонематическое (ФФН) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К данной категории, нужно отнести детей с нормальным слухом и интеллектом.
В развитие логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи, были задействованы: Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др. Они выяснили, что если есть нарушения артикуляции и ошибки в произношении данного звука, то может в разной степени быть ухудшено и его различие. Р. Е. Левина на основе психологического материала изучения речи детей пришла к выводу о том, что важное значение фонематической дифференциации, явилось важным для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было выявлено, что дети с сочетанными нарушениями произношения и восприятия фонем происходит, незаконченность процессов формирования артикуляции и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляцонными признаками [25].
На усвоение звукового анализа влияет, фонетическое состояние детей. Формирование действий данного уровня и выделение последовательности звуков в слове, умение ориентироваться осознанно в звуковых элементах слова, в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, что является это недоразвитие первичным или вторичным.
Объект исследования: моторика, фонетико-фонематические
компоненты речи, зрительное восприятие, пространственные представления у младших школьников с дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, как основа предупреждения дисграфии у детей данной категории.
Цель исследования: обобщить, систематизировать содержание
логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, как основа предупреждения дисграфии.
Задачи:
1. Изучить онтогенез фонетико-фонематической системы речи, психофизиологические основы становления процесса письма у детей в норме. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников с дизартрией. Определить нарушения устной речи и готовность к овладению письмом у младших школьников с дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты.
3. Описать коррекционную работу по устранению нарушений фонетико-фонематической системы речи у младших школьников с дизартрией, их подготовку к формированию навыка письма.
Реализация цели и задач исследования осуществляется с помощью следующих методов: теоретический, который включает в себя анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме данного исследования.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №11 пгт. Верхние Серги.
Выпускная квалификационная работа состоит: из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основой целостного процесса письма, является овладение письмом и дальнейшее, полное осуществление данного процесса обеспечить множеством структурных связей, совместное их функционирование. К 6 - 7 годам, в среднем завершается формирование для предпосылок письма, и основы функциональной письма. В ходе данного процесса, все структурные звенья для письма продолжат свое развитие.
У детей с дизартрией возникают не только двигательные и речевые нарушения, и еще проблемы с памятью, вниманием и мышления, также возникают нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Изучив и проанализировав теорию по данной проблеме, был сделан вывод, что процесс становления фонетико-фонематической системы сложный поэтапный процесс. Дети с дизартрическими расстройствами, имеют свои психофизические особенности, и нарушения устной речи у детей с дизартрией имеют различный характер. У детей могут возникать нарушения фонетико-фонематической стороны речи. Нарушения могут отрицательно сказаться на процессе становления навыков письма.
Изучив по литературу и проанализировав психолого-педагогическую характеристику данной группы детей, можно сделать вывод, о том, что предупреждение и коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дизартрией.
В процессе данной дипломной работы, был рассмотрен онтогенез фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме. Было выявлено, что трудным процессом является формирование фонетико-фонематической стороны речи, в котором ребенок обучается понимать речь к нему и воспроизводить речь самостоятельно, научиться управлять самостоятельно речевым аппаратом для правильного произношения.
В работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализирован и изучен онтогенез фонетико-фонематической стороны речи, психофизиологические основы процесса письма у детей в норме;
2. Была дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников с дизартрией. Определены нарушения устной речи и готовность к овладению письмом у младших школьников с дизартрией;
3. Проведен констатирующий эксперимент и проанализировав его результаты;
4. Описана коррекционная работа по устранению нарушений фонетико-фонематической системы речи у младших школьников с дизартрией, подготовка к формированию навыка письма.
Наиболее распространенным нарушением у младших школьников является дефект произношения отдельных звуков, также различения звуков, обусловленными затруднениями в овладении письмом и чтением. Из-за таких проблем, с недостатками речи ученики не всегда получают необходимую помощь, что нередко приводит к неуспеваемости.
Были рассмотрены цель, задачи, принципы и констатирующий эксперимент. В констатирующем эксперименте принимали участие 5 обучающих, возраст детей 6 - 7 лет с диагнозами: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия легкой формы, группа риска появления артикуляторно-акустической дисграфии; фонетико¬
фонематическое недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия легкой формы, группа риска по появлению артикуляторно-акустической дисграфии и оптико-пространственной дисграфии в ходе, которого были исследованы общая, мелкая и артикуляционная моторика, мимическая мускулатура, зрительное восприятие, пространственная ориентировка,
звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез. Была поставлена цель систематизировать, содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, как основы предупреждения дисграфии.
Был проведен, анализ результатов, в ходе которого выявлены нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики, фонетико-фонематической стороны речи. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дизартрии возникает затруднение в произношении сонорных, шипящих, свистящих групп звуков. Большее количество обследуемых детей присуще полиморфное нарушение звукопроизношения. Данное нарушение вызвано, несформированностью фонематических процессов и нарушением иннервации органов артикуляции. Предполагается, что данная логопедическая работа по коррекции нарушений фонетико-фонематической речи у младших школьников с дизартрией, должна содержать логопедические занятия, в которых будут входить: игры, упражнения, развивающая литература, дидактические материалы, компьютерные технологии.
В третьей главе, были проанализированы, рассмотрены задачи констатирующего эксперимента, по результатам данного эксперимента была определена логопедическая работа и содержание ее по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, как основа предупреждения дисграфии.
Чтобы выявить имеющиеся отклонения и эффект коррекционной работы, а также для определения рациональных методов, приемов воздействия, необходимо обследовать и обнаружить характер речевого недоразвития ребенка, проанализировать глубину и степень нарушения, выяснить, какие компоненты речевой системы, в какой степени оказались недоразвиты или не сформированы. По данным констатирующего эксперимента, можно увидеть, что у всех детей данной экспериментальной группы отягощенный анамнез развития - токсикозы, стимуляции, асфиксии, перенесенных инфекционных заболеваний. Общая, мимическая и артикуляционная моторика детей 1 класса с общим недоразвитием речи и дизартрией развита недостаточно. Обработка результатов исследования показало, прямую связь между слуховой памяти и недоразвитием связной речи. У детей довольно бедный активный словарь, по сравнению с нормой, наблюдается неточное произнесение многих слов, недостаточная дифференциация слов по значению, нарушения в овладении и морфологическими, синтаксическими единицами речи. Дети испытывают затруднения в выборе грамматических средств, для выражения своих мыслей.
Логопедическая работа во время констатирующего эксперимента проводилась с использованием разных методик и дидактических материалов. Коррекционная работа состояла из нескольких направлений и этапов, соблюдая комплексный подход. В свою работу я включила разные методы, игры и упражнения, помогающие преодолению дизартрии.
Целью данного исследования являлось обобщение, систематизация содержания логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, как основа предупреждения дисграфии.
После проделанной работы, можно сделать вывод, что предложенная логопедическая работа, является эффективной, она четко направлена на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, как основа предупреждения дисграфии.
Таким образом, я считаю, что поставленная цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены и достигнуты.



1. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Архипова. - Москва :Вербум-М, 2004. - 190 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 224 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 256 с.
4. Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи / О. С. Бот // Дефектология. - 1983. - № 1. - С. 56-59.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 286 с.
6. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика : метод. пособие / Т. В. Буденная. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 415 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 91 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 637 с.
9. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - Москва : АПН РСФСР, 1960. - 317 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
11. Глухов, В. П. Основы психолингвистики ; учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Глухов. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 351 с.
12. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е. Грибова. - Москва : Айрес-Пресс, 2005. - 95 с.
13. Жулина, Е. В. Значение сказки в коррекции недостатков
построения связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня/ / Е. В. Жулина, С. Д. Дадашова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-skazki-v-
korrektsii-nedostatkov-postroeniya-svyaznogo-rechevogo-vyskazyvaniya-u-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta-s (дата обращения: 12.04.2021).
14. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическимирасстройствами :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / И. Б. Карелина ; Ин-т коррекцион. педагогики Рос. академии образования. - Москва, 2000. - 23 с.
15. Каше, Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи / Г. А. Каше. - Москва : АПН РСФСР, 1962. - 107 с.
16. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2001. - 218 с.
17. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей :избр. тр. / Р. Е. Левина. - Москва : АРКТИ, 2005. - 224 с.
18. Леонтьева, А. А.Основы психолингвистики : учеб. для студентов вузов / А. А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2010. - 285 с.
19. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников / А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 1941. - Т. 30. - С. 27- 71.
...



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ