Введение 3
Глава 1. Онтологические аспекты философской концепции «единство бытия»
Ибн Араби 10
1.1. Учение о творении 10
1.2. Ноуменальные сущности 16
1.3. «Совершенный человек» как место самопознания Бога 20
1.4. Концепция «нового творение» 24
1.5. Проблема причинности в учении Ибн Араби 29
Глава 2. Гносеологические особенности философии Ибн Араби 35
2.1. Понятие истины в различных школах арабо-мусульманской
философии 35
2.2. Толкование Корана как важная часть процесса познания 39
2.3. Рационалистический метод познания 45
2.4. Интуитивное созерцание 50
2.5. Мистический метод - путь к познанию полноты Истины 54
Заключение 64
Библиографический список
Актуальность темы исследования.
В последнее время в значительной степени возросла роль религии в общественной жизни разных народов.
Исламская цивилизация, построившая свой интеллектуальный мир, все чаще и активнее противостоит рационалистически и прагматически настроенному Западу.
Несмотря на то, что на конец XX - начало XXI веков приходится необычайный скачок научно-технического прогресса, распространение нано технологий и превалирование рационального над иррациональным, стремление к мистическим формам и постижения бытия не уменьшается и даже растёт.
Проблема познания действительности вокруг нас становится одной из ключевых тем современной философии. Расширяется ее предметный круг: эзотерическое познание и различные формы мистики приобретают все большую актуальность. Рост внимания к подобным формам объясняется как социальными, так и исследовательскими факторами. Процессы глобализации и доступность практически любой информации способствуют развитию интереса к восточному мировоззрению и, особенно к его мистическому содержанию.
Особая роль в этих отношениях принадлежит суфизму. Уже давно, в частности в западноевропейских странах происходит интенсивное распространение суфийских идей.
Суфизм представляет собой важный элемент «обще мусульманского культурного целого» при большом многообразии концепций.
Суфизм предлагает разуму и интуиции человека бесконечное количество вопросов. Многочисленность форм при уникальности каждой, дает основу для новых исследований на разных этапах развития науки и практики.
Ибн Араби, с точки зрения его исторического места в мусульманском суфизме и его влияния на философскую мысль является одной из фигур, представляющих интерес для исследования. И не только потому, что в свое время ему удалось заслужить звания «Величайшего шейха», «сына Платона» и суфийский титул «Полюса полюсов» - он пользовался огромным авторитетом в среде мыслителей и, кроме того, оставил практически неисчерпаемое творческое наследие.
Ибн Араби - один из тех философов, кто оказал наибольшее влияние на суфизм. Его концепция отличается глубиной, что подняло суфийскую философию на высокий теоретический уровень. Это оказалось возможным, благодаря его глубокому знанию достижений исламской цивилизации в таких областях как философия, корановедение, фикх, астрономия, математика и др.
Таким образом, можно сказать, что рассмотрение суфийского учения Ибн Араби является весьма актуальным на сегодняшний день ввиду того значительного влияния на философские и религиозные концепции, которое оказывает арабо-мусульманская философская мысль в различных регионах мира.
Степень разработанности.
Ибн Араби (полное имя Мухийаддин Абу Абдаллах Мухамад Ибн Али аль-Хатими ат-Таи, годы жизни 1165-1240гг) - одна из самых противоречивых фигур в истории мусульманской мысли.
Произведения Ибн Араби идейно-насыщенны и в тоже время изложены без определенной системы и часто трудным для понимания языком. Сложности прочтения текстов и понимания философского смысла концепции Ибн Араби вплоть до настоящего времени побуждают исследователей изучать его работы и создавать комментарии к ним.
Огромный труд «Мекканские откровения», который философ писал всю жизнь, современники называли энциклопедией суфизма. Труд состоит из 560 глав, где Ибн Араби излагает свои философские взгляды в контексте проблем исламского богословия.
«Геммы мудрости», напротив, небольшая книга (около 200 страниц) состоит из 27 глав, названых именами пророков. Ее можно назвать квинтэссенцией философских взглядов Ибн Араби. Произведение представляет большой интерес для исследователей, обратившихся к суфизму, несмотря на трудности восприятия текста с точки зрения современного человека.
Оценки его трудов на протяжении веков были весьма неоднозначными, а подчас прямо противоположными.
Почти сразу мнения по поводу его идей разделились на 3 направления:
Первое направление - критическое.
В это направление входили в основном представители традиционных мусульманских течений, которые видели в концепции Ибн Араби угрозу исламу. Наиболее ярким из них был Ибн Таймийя. Считается, что именно он впервые определил философию Ибн Араби, как «единство бытия» (вахдат аль-вуджуд). Это название остается таковым до настоящего времени.
Второе направление - умеренное.
Его представители (Ибн Абидин, Ибн аль-Имад) признавали ценность с учения Ибн Араби для суфизма, но считали его лишь систематизатором идей, взятых из разных источников.
К третьему направлению относились те, кто не только безоговорочно приняли его учение, но и стали распространителями его идей. Это, в первую очередь аль-Кунави и аль-Шаарани.
Позже, воздавая должное учению Ибн Араби, пытавшегося в рамках своей концепции снять остроту проблемы соотношения божественного и множественного миров, видные суфийские мыслители ас-Симнани и Ахмад Сирхинди выработали альтернативное учение «вахдат аш-шухуд» - «единство созерцания». В нем было выдвинута идея «лицезрения Бога» как конечной цели суфийского пути, а не полного слияния с Богом - Истиной.
В последствии философские идеи Ибн Араби стали основой для многих поэтических произведений. Не обошли своим вниманием их Гете и Гердер.
Начиная XIX века главную роль в исследовании суфизма в целом и идей Ибн Араби в частности, стали играть западноевропейские востоковеды. Опора на более современные научные методы дола возможность углубленного понимания и более объективной оценки наследия Ибн Араби и специфики его суфийской философии. Среди них значимыми представляются работы Андре Тора, Дж. Тримингэма. В них отмечена важность роли, которую Ибн Араби сыграл в развитии суфизма, а также уделено внимание оригинальности языка его произведений и используемой терминологии. При этом признавалось, что тексты несут в себе глубокий смысл, но запутанны и чрезвычайно трудны для понимания.
Под влиянием данных исследований появились работы арабских ученых, таких как Афифи, Омар Фарух, аль-Аттар, утверждавших, что философия Ибн Араби представляет собой компиляцию идей, заимствованных из различных философских концепций. Некоторые считают, что Ибн Араби своей философией нанес удар по самобытному «народному» суфизму и он стал слишком элитарным.
Среди арабских ученых следует отметить Насра С.Х., который предпринял попытку выявить специфику подхода Ибн Араби к толкованию Корана.
При работе над диссертацией были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских ученых, посвященные суфийской философии Ибн Араби.
Многочисленным публикациям исследователей присущ большой диапазон мнений при освещении отдельных аспектов концепций.
Анализ научной литературы российских авторов, посвященных философии Ибн Араби и суфизму в целом показывает не только широту спектра изучаемых проблем, но и всю сложность самого объекта исследования.
В трудах Ибрагима Т., Смирнова А.В., Степанянц М.Т., Фроловой Е.А. представлена точка зрения, что в результате влияния концепции Ибн Араби суфизм стал одним из ведущих течений арабо-мусульманской философии.
В частности, Смирнов А.В., используя метод парадигмального анализа убедительно доказывает, что учение Ибн Араби представляло попытку решения основных проблем исламской философии классического периода и содержит зачатки идей для формирования парадигмы нового времени, при этом оставаясь практически идеальной моделью, построенной на постулатах средневековой философии.
Труды данных авторов во многом составили теоретическую и методологическую базу при исследовании философской концепции в настоящей работе.
В данной работе предпринята попытка раскрыть характер и специфику основных аспектов онтологии и гносеологии философской концепции Ибн Араби.
Объектом исследования является философская концепция Ибн Араби.
Предмет исследования: онтологические и гносеологические аспекты философии Ибн Араби.
Цель исследования: раскрыть специфику основных онтологических и гносеологических аспектов философской концепции Ибн Араби.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные онтологические положения концепции.
2. Определить специфику взглядов Ибн Араби на ключевые понятия концепции «Совершенный человек», «новое творение».
3. Проанализировать взаимосвязь: «новое творение» и проблемы причинности.
4. Показать онтологические идеи как основу для разработки философом теории познания.
5. Провести анализ и раскрыть специфику методов познания и изложить взгляды Ибн Араби на возможности каждого.
Теоретической методологической основой исследования являются основные принципы историко-философского исследований, современные теории познания и комплекс общенаучных положений, кроме того использованы конкретно исторический подход и сравнительный анализ, герменевтический анализ различных концепций арабо-мусульманской философии, а так же, метод толкования и обобщения основного содержания научных, исторических, философских исследований по данному вопросу. При этом основное внимание уделялось оригинальным основополагающим текстам Ибн Араби.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- Проанализирована и установлена специфика ноуменальных сущностей как «третьей вещи» в структуре отношений между Богом и множественным миром.
- Прослежена проблема соотношения причинности и «нового творения» и определена их взаимосвязь.
- Проведен анализ методов познания; определены их принципиальные различия в возможностях познания и изложения истины.
Основные положения выносимые, на защиту:
1. В структуре соотношения Единого и множественного, выстроенной на основе взаимообусловленности, ноуменальные сущности выполняют функцию обеспечения бытия и одновременно сохранения различий между Богом и миром вещей.
2. Учение о «новом творении» Ибн Араби противостоит традиционному мусульманскому представлению о единовременном творении мира богом. Творение происходит беспрерывно и постоянно, в процессе возникновения вещи во временном бытии и обратного возвращения в вечностное бытие. Данное положение стало основанием для пересмотра причинно-следственных отношений. С точки зрения концепции «нового творения», причинно-следственные связи рассматриваются как отношения внутри вещей и явлений, а не между ними.
3. «Совершенный человек» осмысливается Ибн Араби как место самопознания Бога.
4. Рационалистический и интуитивно-созерцательный пути познания не в состоянии дать возможность увидеть множественный мир как проявление Божественной сущности. И лишь мистическое познание, в котором нет онтологической и гносеологической раздельности субъекта и объекта, является средством положительного решения этой проблемы.
Научно-практическое значение работы. Результаты и выводы исследования могут быть использованы при изучении суфизма Ибн Араби в рамках курса истории философии.
В данной работе стояли задачи исследования онтологической и гносеологической специфики философии Ибн Араби. В заключение данной работы предлагаются следующие выводы.
В первой главе были рассмотрены вопросы онтологии философской концепции Ибн Араби.
Анализ основных положений учения позволил сделать вывод о том, что представления Ибн Араби по основным вопросам средневековой арабо¬мусульманской парадигмы, принципиально отличаются от представлений других школ исламской философии.
Традиционным решением проблемы взаимоотношения Первоначала (Бога) и мира было строгое противопоставление первого второму. Бог абсолютно трансцендентен миру. При этом проблема соотношения единого и множественного мира не имела однозначного решения. Ибн Араби предлагает свой вариант: множественный, феноменальный мир есть проявление единого Бога. Бог не только трансцендентен, но и имманентен миру.
Субстанцией, объединяющей данные противоположности, являются бытие. Бытие не только едино, но и единственно. Данная концепция получила название «единство бытия».
В результате исследования учения выявлены взгляды Ибн Араби на ключевые понятия концепции: «ноуменальные сущности», «новое творение», «Совершенный человек».
Понятие ноуменальные сущности, Ибн Араби вводит в качестве необходимого компонента, процесса творения вещей. Этот процесс философ представляет как перевод Богом вещей из небытийного, умопостигаемого состояния в состояние феноменальное.
Вещи, согласно Ибн Араби, обладают двумя онтологическими состояниями:
1. как айн (ноуменальная сущность)
2. как конкретно - чувственная форма.
Айн - умопостигаемый двойник конкретной вещи. Специфика его трактовки Ибн Араби заключается в том, что данная «Третья вещь» первична по отношению к знанию Бога о ней.
Из ноуменальной сущности Бог узнает о готовности вещи к проявлению в феноменальном мире. Определяющее значение остается за ноуменальной сущностью. В данном пункте позиция Ибн Араби резко отличается от теистического положения полной зависимости вещей от Бога.
Рассмотрение понятия «новое творение», позволяет прийти к заключению о том, что концепция Ибн Араби отвергает креационистский подход к сотворению мира. Этот подход присущ большинству школ и направлений арабо-мусульманской философии.
В учение Ибн Араби, творение - процесс постоянный. «Обновленные» вещи одномоментно проявляются во времени и возвращаются в вечность. Время и вечность в концепции Ибн Араби, не как самостоятельные онтологические категории, а как характеристики бытия.
Данные представления позволили по-новому трактовать понимания причиннности. Для других школ и направлений характерно понимание причинно-следственных отношений как линейной конструкции. Это означает, что Первоначало находится исходной точки ряда и является причиной других вещей. Причина всегда раньше и выше следствия.
Ибн Араби отрицает подобное понимание причинно-следственных отношений. С точки зрения философа, не существует хронологической причинно-следственной связи. Ситуация «причина - следствие»,
выстраивается внутри сущности, которая может быть и причиной и
следствием, в зависимости от ракурса рассмотрения.
Временное состояние мира зависит от того, как воплотится вечностная сторона бытия.
При поверхностном рассмотрении данного положения, может сложится впечатление о том, что случается только то, чему предначертано быть и на будущее повлиять никак не возможно.
Великий шейх предостерегает от подобного вывода. Необходимо учитывать особое положение человека среди всех творений Бога. Человек - место самопознания Бога, совокупность всех божественных возможностей. Но не каждый человек, а только совершенные люди: пророки, избранные, дают возможность бытию полностью раскрыться. Человек содержит в себе все вещи мира в виде истин. Человек - микрокосм. Он - образ Бога, что говорит о его уникальности в системе других творений Бога. Речь идет о Совершенном человеке.
Следует отметить, что Ибн Араби создавал свое учение в рамках исламской философской мысли, и поэтому Коран был для него источником знания.
«Весь мир Большой Коран», утверждал Великий шейх. Толкование Корана - поиск смыслов для построения собственной философской концепции.
На основе этих положений философ строит свою нравственно-этическую концепцию с высоким гуманистическим посылом. Анализ данной концепции не входил в задачи данного исследования.
Предлагаемые решения онтологических вопросов являются основой для теории познания Ибн Араби.
Понимание философом истина, как поиска, в противоположность идее «покоя ума» в других направлениях мусульманской мысли, легло в основу формирования его представлений о возможностях методов познания.
Познание Ибн Араби трактует, как «достижение истинности», путем рассмотрения человека как места Откровения Единого Бога.
Выделив и проанализировав методы познания, приходим к следующим выводам.
Методы познания Ибн Араби различает по степени субъект-объектной разделенности, органу (инструменту) познания и результатом.
Рационалистический - полное субъект-объектное разделение, инструмент - разум. И как результат - познание конкретно-чувственного мира вещей и невозможность постижения истины.
Интуитивно-созерцательный - частичное разделение субъекта и объекта. Инструмент - око, результат - возможность познания истины в мире.
Мистическое познание предполагает отсутствие субъект-объектной разделенности или их полное совпадение. С помощью инструмента - сердца, возможно не только познание Истины, но и бытие в ней. Цель суфийского познания - знание бытие.
Кроме того в данной работе было уделено внимание языку и специальной терминологии, используемой Ибн Араби в описании методов познания.
Язык изложения отражает специфику каждого метода познания, раскрывает его характер и возможности адекватной передачи знания.
Таким образом, рассмотренные онтологические и гносеологические аспекты Ибн Араби, дают возможность определить ее как целостную философскую систему, отличающуюся по многим параметрам от других направлений арабо-мусульманской мысли.
Расхождение Ибн Араби с предшествовавшей ему арабо-мусульманской философией по ключевым проблемам онтологии и гносеологии следует трактовать как признание философом исчерпанности этой традиции и желании найти иные пути решения этих проблем за счет пересмотра исходных положений классической исламской мысли.
Кроме того, необходимо отметить, что философская концепция Ибн Араби, развиваясь на рубеже Х11-Х111 веков в рамках средневековой арабо¬мусульманской мысли, заключало в себе прогрессивные тенденции.
Во многом благодаря философской концепции Ибн Араби, наметился поворот интереса от мира к человеку, от проблем космологических к проблемам антропологии.
Антидогматичность философии Ибн Араби, присущая ей некоторая диалектичность позволяют рассматривать ее как учение, способствовавшее возникновению иного, отличного от средневекового, типа мировоззрения.
1. Абдуль-Кадыр Иса. Истина суфизма / пер. с араб./ Иса Абдуль-Кадыр. - М: ИД Ансар, 2004 г. - 228 с.
2. Акимушкин, О.Ф. Суфийские братства: сложный узел проблем. / О.Ф. Акимушкин // Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. - М., 1989. - С. 3-7.
3. Арухова, А.С. Гносеологическая проблематика суфизма. // Дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. / А.С. Арухова - Махачкала, 2001.
4. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. / В.В. Бартольд. - М.: Восточная литература РАН, 2002. - 784 с.
5. Бертельс, Е.Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская литература. / Е.Э. Бертельс. - М., 1965. - 524 с.
6. Бхагван, Шри Раджниш. Мудрость песков: Беседы о суфизме: т. 1-2 / Бхагван Шри Раджниш. - Москва: Либрис, 1993. - 542 с.
7. Васильев, А. С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество) / А.С. Васильев. - М., 1983. - 368 с.
8. Воробьев, Д.А. Время-вечность в учении ал-Халладжа и Ибн Араби / Д.А. Воробьев // ИФЕ 2000. - М.: Наука, 2002. С. 366-378.
9. Габуния, Г.Р. Суфизм: возникновение и сущность / Г.Р. Габуния // Религия и атеизм: история и современность. - Махачкала, 1992. - С. 59¬83
10. Григорян, С.Н. Средневековая философия народов Ближнего Востока. / С.Н. Григорян. - М., 1966. -
11. Грюнебаум Г. Основные черты арабо-мусульманской культуры / Г.Э. Грюнбаум. - М., 1981. - 225 с.
12. Грюнебаум, Г. Классический ислам. Очерк истории / Г.Э. Грюнебаум / Пер. с англ. И.М. Дижура. Предисл. В.В. Наумкина. - М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. - 216 с.
13. Дроздов, В.А. Мусульманский мистицизм: учебное пособие / В.А.
Дроздов; С.-Петерб. гос. ун-т.-Санкт-Петербург: Президентская
библиотека, 2015. -183 с.
14. Еремеев, Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. /Д.Е. Еремеев. — Политиздат М., 1990. — 286 с.
15. Закарийа, Бахарнажад. Ибн ал-Араби и теория единства бытия / Перевод с персидского / Закарийа, Бахарнажад. // Ежегодник исламской философии. № 3— М.: Издательская фирма "Восточная литература РАН",2012. - С. 188-200.
16. Ибн Араби. Геммы мудрости. / пер. А.В. Смирнова. //Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. - М., Наука, 1993. - 330 с.
17. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения. / пер. А.В. Смирнова // Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. - М., Наука,- 1995. - 288 с.
18. Ибн Араби. Наставление ищущему Бога. / Введение, пер. и комментарии А.Смирнова. //Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. - М., 1998. - 296 с.
19. Ибн Араби // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 20. С. 603-612.
20. Ибн Араби // Новая философская энциклопедия: в 4 т./ пред. науч.-ред. Совета В.С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010. — 2816 с.
21. Ибрагим, Т.К. Вуджудизм как пантеизм. / Т.К. Ибрагим. //Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. - М., 1998.
22. Ибрагим, Т.К. Суфийская концепцияя совершенного человека / Т.К. Ибрагим. // Человек как философская проблема: Восток-Запад. - М., 1991. - С. 62-76
23. Ибрагим, Т.К. Философские концепции суфизма (обзор). /Т.К. Ибрагим. //Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988.
24. Игнатенко, А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. / А.А. Игнатенко. - М., Мысль 1989 - 256 с.
25. Игнатенко, А. Зеркало ислама / А.А. Игнатенко. - М.: Русский институт, 2004. - 216 с.
26. Идрис, Шах. Мыслители Востока. / Пер. с англ./ Шах Идрис. - Москва "Лориен". фирма С.Е.Т. 1994 - 191 с.
27. Идрис, Шах. Книга Книг. / Суфийская обучающая история: Пер. с англ. / Шах Ирдис. — М.: Совпадение, 1998
28. Икбал, Мухаммад. Реконструкция религиозной мысли в исламе / Пер. с англ., предисл. и коммент. М.Т. Степанянц. / Мухаммад Икбал. — М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2002. — 200 с.
29. Инайят, Хан. Учение суфиев. / Пер с англ. / Хан Инайят. // Сборник. - М.: "Сфера", 1998. - 343 с.
30. Ирмияева, Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты / Т. Ю. Ирмияева. - Челябинск: «Урал LTD» при участии изд. «Уралкнига», 2000. - 60 с
31. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока: Сборник статей. / Ю.В. Банковский, И. М.Смилянская, И. Л Фадеева. - М.: Изд-во: «Наука». Глав. ред. восточной лит-ры, 1982. - 236 с.
32. Ислам: Краткий справочник. / Н. А Иванов, Е. М. Примаков. Институт востоковедения (Академия наук СССР). - М.: Изд-во «Наука», 1983. - 157 с
33. Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М.: Наука, ГРВЛ, 1991. - 314 с.
34. Казанский К. Суфизм с точки зрения современной психопаталогии. / К. Казанский - Самарканд. "Тип. "Труд"." 1905 - 154 с.
35. Керимов, Г. М. Суфизм: мистическая ветвь в исламе / Г.М. Керимов. // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1989. — С. 109—126.
36. Колесников, А. С. Суфизм — философия в рамках мистицизма / А.С. Колесников. // История философии: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010. — 656 с.
37. Коран / Пер. М.-Н.О. Османова. М., - 1995. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/RELIGION/ISLAM/koran osm.txt
38. Корбен, А. История исламской философии / А. Корбен. - М.: Прогресс Традиция, 2010. - С. 87.
39. Королев В. В. Измененные состояния сознания в мистическом опыте суфизма / В.В. Королев, Р. И. Абакаров. // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. - Т. 151. -№ 1.-С. 7¬13.
40. Коршунов, А.М. Диалектика социального познания / А. М. Коршунов, В. В. Мантатов. - М.: Политиздат, 1988. - 382,
41. Кныш, А.Д. Мировоззрение Ибн Араби (К истории суфийских учений) / А.Д. Кныш. // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1984. М.: Наука. ГРВЛ, 1984, 81-94.
42. Кныш, А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / А. Д. Кныш; пер. с англ. М. Г. Романов. — СПб.: «Издательство “ДИЛЯ”», 2004. — 464 с.
43. Кныш, А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма. Ислам. Религия, общество, государство / А.Д. Кныш. - М., 1984. - С. 87-95.
44. Кныш, А.Д. Суфизм // Ислам. Историографические очерки. / А.Д. Кныш. М.: Наука, 1991. С. 178.
45. Кныш, А.Д. Учение Ибн Араби в поздней мусульманской традиции / А.Д. Кныш. // Суфизм в контексте мусульманской культуры. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989, 6-19с.
46. Курбанмамадов, Акназар. Эстетическая доктрина суфизма (Опыт критического анализа). / Отв. ред. А. Мухаммедходжаев; АН ТаджССР, Отд. философии - 108 с.
47. Лукашев, А.А. Наследие Ибн Араби в контексте проблемы диалога культур. / А.А. Лукашев. / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 2018. ТОМ 10. № 2. С. 181¬191.
48. Лукашев, А.А. Ибн Араби и Махмуд Шабистари: два подхода к решению проблемы соотношения единого и множественного. / А.А. Лукашев. // Ишрак: ежегодник исламской философии: 2012, №3 С. 252¬263
49. Массэ, А. Ислам. Очерк истории. /Пер. с фр. / А. Массэ. - М. Наука. 1982г. 191 с.
50. Мекерова, М.Д. Суфизм как мистико-аскетическое течение в мусульманской культуре: автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13. / М.Д. Мекерова. - М, 2005.
51. Мец, А. Мусульманский Ренессанс. Изд. 2-е. /Пер. с нем., предисл., библиогр. и указатель Д.Е.Бертельса. / А. Мец. / Ответственный редактор В.И.Беляев. - М., Главная редакция восточной литературы изд. «Наука», 1973. - 473 с.
52. Мухаммедходжаев, А. Гносеология суфизма. / А. Мухаммедходжаев. — Душанбе: "Дониш", 1990. — 116 с.
53. Мюллер, А. История Ислама с основания до новейших времен. / Пер. с нем. под ред. Н. Медникова. / А. Мюллер. - Спб. 1895.
54. Наср, С.Х. Философы ислама: Авиценна (И бн Сина), ас-Сухра- варди, Ибн Араби / Перевод с английского, предисловие и комментарии Р. Псху. / С.Х. Наср. — Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014. — 152 с.
55. Насыров, И. Р. Жизнь и учение Ибн Араби / И.Р. Насыров. // Ибн Араби. Избранное. Т. 1 / Пер. с араб, ввод. ст. и комм. И. Р. Насырова. - М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2013. С. 22.
56. Насыров, И. Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). / И.Р. Насыров. — М.: Языки славянских культур, 2009. — 552 с.
57. Нурбахш, Д. Беседы о суфийском Пути / Пер. с англ. / Д. Нурбахш. — М.: Риэлетивеб, 2009. — 224 с.
58. Нурбахш, Д. Суфизм. Суфии о суфизме. Услышь флейтиста. Суфийская проза и поэзия. Культура Востока / Джавад Нурбахш. - М.: Когелет, 1999. - 184 с.
59. Нурбахш, Джавад. Иисус глазами суфиев / Джавард Нурбахш. - М.: Когелет, 1999
60. Нурбахш, Джавад. Психология суфизма (Дело ва нафс) / пер. с англ. Л. М. Тираспольского. / Джавард Нурбахш. - Москва, 1996 - 176 с
61. Очерки истории арабской культуры (V—XV вв.). / Ответственный редактор О.Г. Большаков. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. - 440 с.
62. Панова, В. Ф. Жизнь Мухаммеда. / В.Ф. Панова, Ю.Б. Вахтин. - М: Политическая литература, 1990 - 496 с.
63. Пригарина Н.И. Суфизм в контексте мусульманской культуры / Н.И. Пригарина. - М.: Наука, 1989. - 341 с
64. Раджниш Шри Бхагаван. Мудрость песков (Беседы о суфизме). / Раджниш Шри Бхагаван. - М., 1993 - 249 с.
65. Раджниш Ошо. Тайна. Беседы о суфизме. / Раджниш Ошо. Изд.: "София", 1999 г. - 496 с
66. Рахматуллин, Р.Ю. Модель человека в суфизме / Р.Ю. Рахматулин. // Вестник ВЭГУ. 2014. N 3 (71). С. 120-129.
67. Рахматуллин, Р. Ю. Суфийская антропология / Р.Ю. Рахматулин. // Исламоведение. 2013. № 1.
68. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т философии; Отв. ред. Е. А. Фролова. - М.: Наука, 1990. - 277с.
69. Ризаэтдин ибн Фахруддин. Ибн Араби. / Ризаэтдин ибн Фахруддин - Каз., 2004.
70. Родионов, М.А. Ислам классический. / М.А. Родионов. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. — 256 с.
71. Родионов, М.А. Откуда и куда течет арабское время? / М.А. Родионов. // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г. СПб., 2011.
72. Родионова, М.М. Суфийская концепция избранничества (вилайа) у Ибн
Араби и ее критика со стороны представителя салафизма - ибн таймийи / М.М. Родионов. [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история .— 2014