Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте

Работа №93408

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы84
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Лингвистический анализ предикативной лексики 8
1.2. Онтогенез предикативной лексики у обучающихся старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 34
2.1. Организация констатирующего эксперимента 34
2.2. Результаты изучения медико-педагогической документации 35
2.3. Методики логопедического обследования предикативного словаря у
детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте 37
2.4. Анализ результатов обследования предикативного словаря у детей с
общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте 40
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 49
3.1. Принципы и структура обучающего эксперимента по
формированию предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте 49
3.2. Содержание обучающего эксперимента по формированию
предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте 52
3.3. Результаты обучающего эксперимента по формированию
предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76


Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена вопросу формирования предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Актуальность исследования. На текущий момент, на стадии совершенствования педагогики отмечается очень мало методик, которые направлены на формирование предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. В том числе отмечается отсутствие комплексных методик по исследованию предикативной лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. В диагностических методах, которые имеются в педагогике (Г. В. Чиркиной, Н. В. Нищевой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой и др.) предикативная лексика входит в состав лексико-грамматического строя [61]. Таким образом, для исследования предикативной лексики отводится совсем небольшой объем заданий и игр, что не дает нам объективную возможность определить полноту понимания предикативной лексики детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается несформированность устной речи. Она исследовалась многими учеными (З. А. Репина, Г. В. Чиркина, А. С. Винокур и др.). По мнению известных ученых Л. С. Выготского, В. В. Виноградова, речь детей старшего дошкольного возраста предикативна, или, по-другому, «глагольна». Глагол всегда участвует в управлении другими словами [12]. Он, будучи предикатом, содержит информацию об главном смысле предложения или смысле фразы, то есть глагол выполняет организующую, главную роль целого высказывания.
Нарушение в формировании предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста существенно затрудняет общение, коммуникацию, связь ребенка со взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности ребенка, а также задерживает развитие как устной, так и в будущем письменной речи. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) значительные трудности в использовании лексических единиц, которые выражаются в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах, стойком аграмматизме у ребенка.
По мнению многих специалистов уровня дошкольного образования (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте является формирование лексико-грамматической стороны речи, в частности, формирование и развитие предикативной лексики [23]. Логопедическая работа нацелена на изучение и познание семантически целого высказывания, механизм которого связан с формированием предикативных структур речи. Принцип работы развития предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста должна проводиться дифференцировано в соответствии с требованиями, которые предъявляются к коррекционной работе в дошкольных образовательных учреждениях. Эта проблема является очень актуальной для теории и практики логопедии.
Актуальность выбранного нами исследования подтверждается следующими позициями:
1. Общее недоразвитие речи (ОНР) считается довольно распространенным нарушением у детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследование нацелено на изучение структуры нарушения предикативной лексики, а также на оказание коррекционной логопедической помощи детям с ОНР в старшем дошкольном возрасте.
3. Логопедическая работа по формированию предикативной лексики предоставляет обучающему основу для развития связной речи.
Проблема исследования - поиск научно обоснованных путей формирования предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, анализ актуальности нашего исследования дал возможность нам определить тему выпускной квалификационной работы:
«Формирование предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте».
Объект исследования: уровень сформированности предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: процесс логопедической работы по
формированию предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: на основе теоретических и экспериментальных данных разработать методическую систему приемов, направленную на формирование предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте, выявить основные проблемы и предложить рекомендации по их устранению.
Гипотеза исследования: можно предположить, что целенаправленное и дифференцированное формирование глагольной лексики на основе применения развивающей среды и особых приемов коррекционной работы, будет способствовать более эффективной коррекции нарушений и более эффективному формированию предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте.
На основании выдвинутой гипотезы, мы определили задачи исследования:
1. Провести научно-теоретический анализ изучения и формирования предикативной лексики у детей в норме и патологии.
2. Выявить особенности употребления и понимания предикативной лексики детьми с нормальным и нарушенным развитием речи.
3. Разработать и апробировать систему методических приемов, направленную на формирование предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте.
4. Оценить эффективность предложенной системы коррекционно-педагогического воздействия.
Методологическая основа:
-концепция комплексного подхода к воспитанию и обучению детей с нарушениями в речи (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева.)
-психолингвистический подход к исследованию механизмов развития предикативной лексики (Н. Н. Жинкин, А. Р. Лурия, А. М. Шахнарович)
-положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)
- понятия о закономерностях речевого онтогенеза (А. Н. Гвоздев)
Теоретическая и практическая значимость: данное исследование дает возможность определить особенности нарушений предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте, расширить общенаучные представления о течении нарушений предикативной лексики, определить совокупность симптомов речевого дефекта у детей, соответствующих данной группе. Итоги нашего исследования могут быть применены в практике учителей-логопедов, воспитателей, психологов при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы по развитию предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Данная логопедическая работа может использоваться в логопедической практике на подгрупповых, а также индивидуальных занятиях с детьми, которые имеют общее недоразвитие речи. Также на основании экспериментального обучения нами были предложены игры и материалы, которые могут поспособствовать формированию предикативной лексики, то есть увеличению эффективности коррекционного процесса речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемой формирования предикативной лексики у детей с нарушениями речи занимались многие исследователи (Л. Н. Ефименкова, Л. Г. Парамонова, Н. В. Серебрякова, Е. М. Мастюкова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Р. И. Лалаева, Н. С. Жукова и др.). В настоящее время эта проблема продолжает оставаться актуальной. Освоение предикативного словаря длится достаточно долго и продолжается до поступления детей в школу.
Наше исследование по формированию предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте позволило нам понять, что общее недоразвитие речи является результатом ряда причин, обусловленных социальными и биологическими факторами. Причинами могут быть наследственная предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы (иногда легко выраженной), неблагоприятная социальная среда, ограниченность речевого общения, различные патологии, возникающие во время беременности матери.
Для того чтобы определить уровень формирования предикативной лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста, мы пользовались методическими разработками Бессоновой Т. П., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Иншаковой О. Б., Жуковой Н. С., Грибовой О. Е., Архиповой Е. Ф.
Исследование результатов констатирующего эксперимента по формированию предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста показал, что у большинства детей глагольная лексика приближена к нижней границе возрастной нормы. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается значительное отставание в формировании лексики по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Детям с ОНР в старшем дошкольном возрасте в освоении предикативного словаря присущи следующие особенности: словарный запас не соответствует возрасту; над активным словарем глаголов преобладает пассивный словарь; в лексиконе детей преобладают слова, обозначающие бытовые действия; у детей возникают трудности в актуализации слов, а также отмечаются расстройства артикуляционной моторики (точность движений, сила, амплитуда, скорость и плавность переключений и др.). Для детей с общим недоразвитием речи характерно неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования, нарушение синтаксической структуры предложения, несформированность семантических полей, трудность в актуализации глагольного словаря.
Полученные нами данные констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о стойкости имеющихся нарушений формирования предикативного словаря, и о трудности самостоятельного их преодоления детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
На основе анализа психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте, а также с учетом данных констатирующего эксперимента была разработана методика коррекционной логопедической работы по развитию предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте.
В результате обучающего эксперимента, мы разработали картотеку игр и упражнений, которые были направлены на конкретные направления (расширение объема активного и пассивного словаря, формирование структуры значения слова, развитие лексики и семантических полей, формирование синтагматических связей слова, развитие синонимии и антонимии глаголов, формирование словообразования и словоизменения). План коррекционной логопедической работы на этапе обучающего эксперимента мы внедрили в образовательный процесс. В процессе обучающего эксперимента по формированию предикативной лексики мы учитывали индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка, что помогло достичь положительных результатов логопедической работы.
По окончании обучающего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, направленный на определение эффективности логопедической работы по обогащению предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал положительную динамику развития предикативного словаря у данной категории детей.
Таким образом, подобранное содержание коррекционной логопедической работы по обогащению предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР оказалось эффективным.



1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учеб. пособие / Л. С. Цветкова [и др.] ; под ред. Л. С. Цветковой. М. ; Воронеж, 2010. 318 с.
2. Алабьева Е. А. Развитие глагольного словаря у детей с
нарушением речи. М., 2011. 64 с.
3. Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики : крат. очерк. М., 1996. 183 с.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : формирование граммат. строя речи : метод. пособие для воспитателей М., 2005. 296 с.
5. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего
возраста : учеб. пособие. М., 2007. 224 с.
6. Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников / сост. Р. А. Белова- Давид. М., 1969. C. 47-59.
7. Белякова Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М. ; Воронеж, 2001. С. 7-14.
8. Борякова Н. Ю., Матросова Т. А. Логопедическая работа по
формированию лексико-грамматического строя: (на примере слово¬
образования и словоизменения глаголов) // Логопедия сегодня. 2009. № 2 (24). С. 48-53.
9. Брызгалова С. В., Зак Г. Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3 (19). С. 14-20.
10. Васильев Л. М. Актуальные теоретические проблемы современной лингвистической семантики // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14, № 3-1. С. 1155-1160.
11. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М., 1998. 384 с.
12. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : кн. для логопеда. М., 1987. 160 с.
13. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография : избр. тр. М., 1977. 312 с.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 2008. 668 с.
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 2010. 192 с.
16. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 507 с.
17. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 470 с.
18. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2004. 168 с.
19. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи : (опыт частот.-стилист. слов. вариантов). М.,
1996. 456 с.
20. Грибова О. Е. Технология организации логопедического
обследования : метод. пособие. М., 2005. 96 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ