Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале пересказа

Работа №93407

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 12
1.1. Онтогенетические закономерности становления связной устной речи
у детей 12
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 17
1.3. Характеристика связной устной речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи (по данным литературы) 19
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 22
2.1. Цель, задачи, принципы и методика констатирующего
эксперимента 22
2.2. Изучение состояния моторной сферы, звукопроизношения,
просодической стороны, фонематических процессов, оформляющих связное устное высказывание у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и анализ полученных результатов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25
2.3. Изучение состояния понимания и употребления лексико-грамматических средств языка и состояния связного устного
высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 39
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРЕСКАЗА 55
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и направления
логопедической работы по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста 55
3.2. Содержание логопедической работы по развитию связной устной
речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 57
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78

Нарушение всех компонентов языка обучающихся (фонетики, лексики, лексико-грамматического строя) затрудняет формирование их связного устного высказывания. Трудности овладения связной устной речью возникают у дошкольников при наличии вторичных отклонений в развитии психических процессов (воображения, восприятия, внимания, памяти и так далее). Полноценное владение родным языком в максимально сенситивный для этого период развития одно из важных условий становления личности ребенка [5].
В онтогенезе у ребенка формируются все стороны речи. Речевые навыки развиваются и совершенствуются, проходя определенные периоды овладения функциями и формами. Степень освоения связной устной речи реализуется как основная, коммуникативная функция языка и речи.
При подготовке ребенка к школе важную роль играет развитие связной речи, прежде всего, монологической речи. От уровня освоения связной устной речи зависит успешное обучение детей в школе. Достаточный уровень развития связной речи подразумевает верное и точное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, т.е. пересказ, а также умение отвечать на вопросы полным ответом, самостоятельно излагать свои мысли. Именно пересказ является одним из значимых условий полноценного усвоения знаний.
Связная речь реализуется с помощью расширения словарного запаса ребенка, усвоение языковых законов и норм, усвоение лексико¬
грамматического строя речи, а также применение их в практической деятельности, умение использовать усвоенный языковой материал, т.е. знать и уметь, как связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный устный рассказ и пересказ. В основных положениях теории порождения речевого высказывания, разрабатываемые в трудах отечественных и зарубежных ученых, описывается понимание процесса формирования связной устной речи у дошкольников.
А. А. Леонтьевым было предложено положение о внутреннем программировании высказывания, которое трактовалось как процесс построения схемы на основе вызывания речевого выражения: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого. А. А. Леонтьев показал схему порождения речи, которая включает в себя этапы мотивации, замысла, осуществления замысла и сопоставления реализации с самим замыслом [19].
В ряде исследований освещались не только вопросы формирования речевой деятельности у детей, но и анализировались особенности овладения детьми грамматическим строем речи родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний (В. Н. Овчинников,
А. М. Шахнарович, А. В. Горелов и другие), операциями планирования и программирования речи (В. Н. Овчинников, Н. А. Краевская и другие).
Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования» сформированы целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, где было выделено:
-хорошее владение устной речью,
-умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, -умение построить речевое высказывание в ситуации общения [31].
В процессе педагогической деятельности по развитию связного устного высказывания при пересказе у обучающихся исправлялись не только дефекты самой речи с точки зрения формы (точность словаря, правильность связи слов, разнообразие синтаксических конструкций), но и недостатки смыслового выражения, что способствовало формированию их познавательной деятельности. Если у ребенка наблюдалось общее недоразвитие речи, то процесс развития связного устного высказывания усложнялся, так как это достаточно трудный процесс в речевом и психическом развитии. Одной из важных мест в системе формирования связной речи занимал пересказ. Вопросом развития связной речи на материале пересказа у детей с общим недоразвитием речи занимались такие педагоги как, К. Д. Ушинский, В. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. М. Бородич, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко и другие.
Они отмечали, что при пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Данными педагогами подчеркивалось, что овладение пересказом способствует формированию навыков
самостоятельного и творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, пересказ помогает обогащать словарный запас, способствует развитию восприятия, памяти, мышления. У данных детей нарушается развитие всех сторон речи, а это отражается на состоянии связной речи, в том числе на пересказе, что в дальнейшем мешает овладению программным материалом.
Поэтому, можно сделать вывод, что развитие связной устной речи на материале пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в логопедической практике является актуальной проблемой, которая указывает на выявленные противоречия.
С одной стороны, не всегда учитываются возможности детей представленной возрастной категории в развитии связной устной речи при реализации образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении и участия родителей в обучении развития связной устной речи детей, а с другой - недостаточной разработанностью изучения состояния связного устного высказывания у обучающихся к школьному периоду. Умение пересказывать является основным навыком при обучении ребенка в школе.
Большое количество предметов требуют от обучающегося пересказов текста, например, окружающий мир, музыка, где требуется пересказ изучаемого произведения, внеклассное чтение. Школьное обучение требует от обучающегося сформированные навыки пересказа текста, хотя большинство технологий развития связной устной речи предполагают составление рассказа: рассказа-описания, рассказа-повествования.
Таким образом, можно отметить противоречие между существующими трудностями при реализации образовательной программы и участия родителей в развитии связной устной речи детей при пересказе, а также ее недостаточной разработанностью к школьному периоду.
Выявленное противоречие определило проблему исследования:
Каковы возможности совершенствования логопедической работы по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пересказа в образовательном процессе при реализации образовательной программы и участия родителей в данном процессе и недостаточной конкретизацией условий развития речи дошкольников в данных условиях при подготовке к школе.
Проблема исследования - наличие противоречия между возможностью взаимодействия всех субъектов коррекционной логопедической работы по развитию связной устной речи при пересказе и недостаточной разработанностью изучения состояния связного устного высказывания у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы, направленной на развитие связной устной речи на материале пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, включающий участие всех субъектов образовательной процесса.
Объект исследования - состояние связной устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале пересказа.
Гипотеза исследования - предполагается, что логопедическая работа по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале пересказа будет развиваться эффективнее, если:
1. будет проведена подготовительная работа, включающая развитие моторной сферы, коррекцию звукопроизношения, просодической стороны речи, развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, словаря;
2. будут подобран и согласно возможностям детей данной возрастной категории, комплект заданий по пересказу текста;
3. будет систематическое использование пересказа для развития связной речи;
4. все субъекты образовательного процесса и родители детей данной возрастной категории будут принимать активное участие в работе по развитию связной устной речи.
Реализовать взаимодействие с родителями дошкольников по развитию связной устной речи можно через такую форму работы, как опрос, анкетирование, рекомендации по совместной деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. изучение состояния проблемы развития связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе анализа методической литературы.
2. планирование, организация, разработка и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, которое направлено на исследование состояния связной устной речи на материале пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. определение основных направлений логопедической работы по развитию связной устной речи на материале пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. анализ эффективности логопедической работы, направленной на развитие связной речи на материале пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методологическая основа исследования:
- теории системного и деятельностного подхода к изучению педагогических явлений и процессов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев);
- теория порождения речевого высказывания (А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л. С. Выготский, Акин и другие) [3];
-системно-комплексный подход к изучению, обучению детей с различными формами дизонтогенеза (Л. С. Выготский П. К. Анохин, А. Г. Асманов, А. Р. Лурия и другие);
-концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной речи (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) [6].
Теоретическая основа исследования:
- труды А. М. Бородич по разработке методики обучения детей рассказыванию;
- работы Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной в области изучения особенностей формирования речи детей с общим недоразвитием речи дошкольников [33];
- учения Р. Е. Левиной, Н. С. Жуковой и другие об общем недоразвитии речи [27];
- работы Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной в области изучения
проявления общего недоразвития речи;
- работы Л. Е. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой,
Е. М. Мастюковой, Н. С. Жуковой, В. П. Глухова, В. К. Воробьевой в области формирования навыка связного высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР;
- работы Т. А. Ткаченко, В. П. Глухова, Е. М. Мастюковой, Н. С. Жуковой в области формирования связной речи у детей с ОНР [7];
Для решения поставленной цели и задач в данной работе были использованы следующие методы исследования:
-теоретические (изучение и анализ педагогической, методической литературы, анализ терминов, проверка гипотезы);
-эмпирические (педагогический эксперимент, включающий
констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
-статистическая обработка результатов (качественный и
количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая значимость исследования указывает на то, что её результаты позволят расширить имеющиеся представления об особенностях составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования применяется в составлении методических рекомендаций, которые направлены на устранение лексических и семантических нарушений, что позволит повысить эффективность планомерной и систематической логопедической работы с детьми.
Экспериментальная база исследования:
Экспериментальная деятельность осуществлялась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей городского округа Красноуральск Свердловской области. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Из них 12 девочек и 8 мальчиков. Возраст детей составляет 5 лет 8 месяцев - 6 лет 4 месяца.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводилось в 2020 - 2021 гг. и состояло из 3 этапов.
1) первый этап - теоретико-поисковый. Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, формулирование рабочей гипотезы, разработка теоретико-методологической базы исследования, изучение теоретической и методологической литературы по проблеме исследования, осуществление анализа научной литературы по проблеме исследования, подбор и модификация системы занятий, позволяющих изучить развитие связной устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2) второй этап - опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных данных, теоретическое обоснование и применение в ходе формирующего эксперимента логопедической работы по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале пересказа.
3) третий этап - заключительно-обобщающий. Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов. Оформление полученных результатов контрольного эксперимента.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, вывода, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ, проведенный в ходе констатирующего эксперимента, предоставил возможность спланировать и реализовать логопедическую работу по развитию связной устной речи через пересказы текстов и рассказы. Развитие связной устной речи позволило усвоить полученную информацию осознанно и правильно уметь высказать свои мысли.
Большинство исследователей такие, как В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Т. А. Фотекова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и другие заявляли, что развитие связной речи является важной задачей при коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Выдвинутые исследователями высказывания основывались на том, что у дошкольников развивается мышление, память, восприятие, наблюдательность в процессе развития связной речи.
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдались нарушения связной речи. Они не могли запоминать последовательность содержания, запоминание словесного материала осуществляли фрагментарно, при перечислении признаков предмета, действий могли путаться, ошибаться при описании и грамматически правильном построении предложений.
Поэтому для исследования и выявления нарушений связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи применялась методика В. П. Глухова.
Анализ полученных результатов показал, что по уровню развития связной речи дошкольники с общим недоразвитием речи отставали от своих сверстников с нормальным речевым развитием. Поэтому, необходимо было провести работу по развитию связного устного высказывания у детей старшего дошкольного возраста на материале пересказа. Коррекционно-педагогическая работа проводилась с детьми экспериментальной группы с применением интегрированных, подгрупповых занятий по совершенствованию лексико-грамматической стороны речи и развитию связного устного высказывания на материале пересказа, а на индивидуальных - по развитию фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развитию лексико-грамматической стороны речи.
По итогам контрольного эксперимента показатель развития связного устного высказывания повысился на 0,4 балла, что составило 8%. Выявленная положительная динамика уровня развития связного устного высказывания на материале пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показала, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. М., 2012. 96 с.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие. М., 2016. 158 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
4. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте //
Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2004. URL: http://psychlib.ru/mgppu/VUR/VUR-0201.htm# (дата обращения:
12.10.2020).
5. Гаркуша Ю. Ф., Секачев В. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. М., 2012. 231 с.
6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 470 с.
7. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004. 168 с.
8. Елкина Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста : учеб. пособие. Ярославль, 2004. 176 с.
9. Жинкин Н. И. Язык - речь - творчество : исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике. М., 1998. 368 с.
10. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 2007. 302 с.
11. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2008. 279 с.
12. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи : фронтал. логопедич. занятия. М., 2017. 64 с.
13. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем : подгот. группа : учеб.-метод. пособие / JI. B. Лебедева [и др.]. М., 2009. 96 с.
14. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. URL:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
(дата обращения: 12.04.2021).
15. Крупенчук О. И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. М., 2020. 56 с.
16. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников : (формирование лексики и граммат. строя). СПб., 1999.
160 с.
17. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников : (обучение рассказыванию по картинке) : учеб.-метод. пособие. СПб., 2009. 128 с.
18. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968. С. 67-85.
19. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2014. 214 с.
20. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. М., 2003. Кн. 5. 480 с.
21. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1999. 320 с.
22. Матросова Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. М., 2005. 112 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ