Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по профилактике нарушений письма у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №93404

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
217
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 9
1.1 Онтогенетические закономерности становления неречевых и речевых функций, являющихся базой для формирования письма, у детей в норме 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 13
1.3. Характеристика предпосылок формирования письма у детей с лёгкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 22
2.1. Организация и принципы обследования неречевых и речевых
функций у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 22
2.2. Изучение состояния неречевых и речевых функций у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии и анализ полученных результатов.. .27
2.3. Анализ взаимосвязи выявленных нарушений неречевых и речевых
функций у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 41
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 45
3.1. Организация и принципы работы по профилактике нарушений письма у
детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 45
3.2. Содержание работы по профилактике нарушений письма у детей с
лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 47
3.3 Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69


В настоящее время механизмы формирования письма и его нарушения достаточно подробно рассмотрены как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Этот вопрос раскрывается в научных работах Б. Г. Ананьева, Е. В. Гурьянова, А. Н. Корнева, Р. Е. Левиной, А. Н. Леонтьева, Л. С. Цветковой и других учёных.
Согласно данным исследованиям, для овладения навыком письма у ребёнка ещё до поступления в школу должны быть сформированы все необходимые для этого предпосылки как речевых, так и неречевых функций.
Л. С. Цветкова, основываясь на трудах Л. С. Выготского и А. Р. Лурии, выделила необходимые предпосылки овладения процессом письма: достаточно сформированная или сохранная устная речь, а также способность к аналитико-синтетической речевой деятельности и её произвольному владению; сохранность или сформированность разных видов ощущений, восприятия и представлений; достаточный уровень сформированности двигательной сферы; сформированность абстрактных способов деятельности; достаточная сформированность общего поведения - контроль за действиями, регуляция, саморегуляция, мотивы поведения, намерения [70].
С точки зрения Р. Е. Левиной, чем лучше сформированы произносительная сторона речи и фонематический слух, а также чем выше степень морфологических и синтаксических обобщений и лингвистических знаний, тем лучше ребёнок оказывается подготовленным к письму [31]. Нарушение или несформированность какого-либо звена в этом процессе, в большинстве случаев, может привести к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования.
В настоящее время наблюдается увеличение числа школьников с нарушением письма. Если в 1950-1960 гг. процент младших школьников, у которых отмечались проблемы с письмом, составлял от 6 % до 11 % (М. Е. Хватцев, И. Н. Садовникова), то на данный момент численность таких детей возросла до 25 % всех обучающихся младших классов (М. С. Грушевская, А. Н. Корнев, М. М. Безруких).
В исследованиях В. А. Киселёвой, посвящённых анализу причин школьной неуспеваемости, в ходе изучения детей с дисграфией, у большинства из них наблюдались негрубые нарушения звукопроизношения и фонематического слуха. При обследовании совместно с неврологом и нейропсихологом у них было выявлено наличие лёгкой степени псевдобульбарной дизартрии [28].
Ведущим дефектом при лёгкой степени псевдобульбарной дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата, возникающее в результате микроорганического поражения головного мозга.
Трудности артикуляции при этом речевом нарушении заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка и губ. Произношение нарушено вследствие недостаточности артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произношении звуков. В дальнейшем данные нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематических процессов, что приводит к фонетико-фонематическому недоразвитию речи, и как следствие, к нарушению чтения и письма ( Е. Ф. Архиповой Л. В. Лопатина, Н. В Серебрякова и другие учёные).
Поскольку происходит увеличение количества детей, имеющих трудности в освоении письма, а также наблюдается усложнение нарушений неречевой патологией, данный вопрос остаётся актуальным и в настоящее время. Что говорит о потребности более детального изучения особенностей диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии для своевременной профилактики нарушений формирования письма.
Особенности диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи описаны в работах Е. Ф. Архиповой, Г. А. Каше, В. А. Киселевой, Л. В. Лопатиной, И. Н. Серебряковой, Т. Б. Филичевой,
Г. В. Чиркиной, М. Е. Хватцева и других учёных.
Противоречием является то, что все логопедические методики по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, в ходе реализации которых, осуществляется профилактика нарушений письма, рассчитаны на выполнение в условиях логопедических групп, в которых предусмотрен воспитатель и логопед, комплексно проводящие коррекционную работу. В настоящее время такие группы создаются только для детей с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. А дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи получают логопедическую помощь в условиях логопедических пунктов (кабинетов) или индивидуально на коммерческой основе. Исходя из этого, существует противоречие между необходимостью профилактики нарушений письма в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии и необходимостью адаптации имеющихся методик этой работы к современным реалиям.
Данное противоречие и анализ литературы определили необходимость проведения обучающего эксперимента с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи и лёгкую степень псевдобульбарной дизартрии, а также позволили сформулировать гипотезу.
Гипотеза: предполагаем, что логопедическая работа по профилактике нарушений письма у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии будет эффективной, если, несмотря на сложившиеся в настоящее время условия предоставления логопедической помощи в системе дошкольного образования, будет включать комплексную работу по выявлению и коррекции нарушений речевых и неречевых функций, являющихся базой для формирования письма.
Объект исследования - состояние неречевых и речевых функций, являющихся предпосылками формирования письма у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по профилактике нарушений письма у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Исследование данной проблемы определило цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Цель данной работы - теоретически и экспериментально обосновать содержание индивидуальной, комплексной логопедической работы по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях логопедического пункта (кабинета) и проверить её эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить по данной проблеме научно-методическую литературу и выявить закономерности становления речи при нормативном развитии и при лёгкой степени псевдобульбарной дизартрии.
2. Изучить состояние речевых и неречевых функций у старших дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии и проанализировать полученные результаты.
3. На основании анализа методической литературы и анализа констатирующего эксперимента определить направления и содержание логопедической работы по профилактике нарушений письма у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, которая включает в себя работу по выявлению и преодолению речевых и неречевых нарушений и проверить её эффективность на этапе контрольного эксперимента.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы:
1. Теоретический метод, включающий в себя изучение и анализ специальной теоретической и методической литературы по проблеме исследования, а также анализ и обобщение данных, полученных в ходе
педагогического эксперимента.
2. Эмпирический метод, включающий в себя наблюдение и педагогический эксперимент, содержащий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
3. Методы качественной и количественной обработки результатов эксперимента.
Теоретико-методологическая база исследования: положения о многоуровневой организации речевой деятельности, об общих и специфических закономерностях развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Т. В. Ахутина, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова и другие); положения о многоуровневой организации письменной речи (Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, М. М. Безруких, Л. С. Выготский, Л. В. Венедиктова, О. Е. Грибова, Н. И. Иншакова, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, И. Н. Садовникова, Л. В. Цветкова, А. В. Ястребова); теория о первичном и вторичном дефекте Л. С. Выготского; теория о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребёнка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова); современные научные знания о закономерностях развития фонетической и фонематической сторон речи (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин и другие учёные).
Практическая значимость данной работы состоит в том, что в ней подробно описана последовательность работы по профилактике нарушений письма у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, которую можно использовать во время коррекционной работы воспитателям и логопедам дошкольных образовательных учреждений, что в дальнейшем поможет детям освоить навык правописания.
База исследования: филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9-ДОУ № 53. В исследовании приняли участие 13 детей, посещающих подготовительные группы. У всех детей логопедическое заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, которые включают в себя описание вопросов развития фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе, особенности диагностики, а также логопедической работы по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, выводов по главам, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования являлось теоретическое и экспериментальное обоснование содержания индивидуальной, комплексной логопедической работы по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях логопедического пункта (кабинета) и проверка её эффективности.
Рассмотрев закономерности формирования речевых и неречевых функций, составляющих основу письма, можно сделать вывод, что подготовка ребёнка к овладению сложным навыком письма начинается задолго до поступления в школу. Развитие предпосылок речевых и неречевых функций, необходимых для осуществления сложного процесса письма, проходит свои определённые этапы. Таким образом, все функциональные предпосылки письма и его сенсомоторная база, представляющая собой многоуровневую систему, состоящую из большого количества языковых и когнитивных функций, должны быть сформированы у детей ещё до того, как они пойдут в школу.
По данным исследований, у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии отмечаются нарушения произношения, общей и мелкой моторики, фонематических процессов, просодической стороны речи, анализа и синтеза звуков. Кроме того, у этой категории детей нарушены взаимосвязи моторного, речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов. Следовательно, процесс овладения письмом у таких детей будет нарушен.
Для решения второй задачи проводился констатирующий эксперимент на базе филиала МБОУ СОШ № 9 - ДОУ № 53 города Серова в котором принимали участие 13 детей старшего дошкольного возраста с заключением «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии».
Анализ медико-педагогической документации показал, что у всех детей общий и речевой анамнез отягощён неврологически в той или иной степени. У всех детей выявлены нарушения статической и динамической координации движений в общей и мелкой моторике, нарушения двигательных функций нижней челюсти, губ и языка. В ходе обследования у всех детей было выявлено нарушение звукопроизношения в виде искажений звуков, замен, причём у большинства отмечено полиморфное нарушение звукопроизношения. Также у всех обследованных детей оказались нарушенными функции фонематического слуха и восприятия.
При анализе характера нарушений неречевых и речевых функций у детей экспериментальной группы была выявлена взаимосвязь между всеми разделами обследования, а именно между уровнем развития моторной сферы и звукопроизношением, а также фонематическими процессами.
Проведённый констатирующий эксперимент подтвердил, что дети не готовы к обучению грамоте, так как на письме выявленные нарушения могут проявить себя в виде пропусков и замен гласных звуков, пропусков согласных звуков при стечении в слове нескольких согласных, не дописывании окончаний.
В ходе разработки плана коррекционной логопедической работы учитывался тот факт, что при лёгкой степени псевдобульбарной дизартрии работа должна иметь комплексный характер, при котором коррекция неречевых процессов (развитие общей и мелкой моторики, пространственно¬временных представлений, зрительного, слухового восприятия и т. д.) должна сочетаться с коррекцией звукопроизношения и развитием фонематических процессов.
За основу были взяты методики, разработанные Лопатиной Л. В., Серебряковой Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии)», а также Е. Ф. Архиповой «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии». Количество занятий и комплексы упражнений подбирались индивидуально для каждого ребёнка с учётом их возможностей, а также особенностей клинической картины и речевого дефекта.
Коррекционная работа включала в себя два этапа. На первом этапе проводилась работа по нормализации общей моторики и мышечного тонуса, мелкой моторики рук, моторики артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голоса и просодики. На втором этапе велась работа по отработке основных артикуляционных укладов, работа по развитию фонематического слуха и восприятия, а также работа по постановке нарушенных звуков, их автоматизации и дифференциации. Всего было проведено 104 индивидуальных занятия и 27 подгрупповых. На индивидуальных занятиях велась работа по постановке нарушенных звуков и закреплению правильного произношения, а на подгрупповых - остальная коррекционная работа.
Контрольный эксперимент показал, что проведенная коррекционная работа позволила улучшить у детей экспериментальной группы моторную сферу, звукопроизношение, фонематический слух и фонематическое восприятие. Положительная динамика невысокая, но это объясняется не только стойким характером нарушения и сложностью дефекта, но и коротким промежутком времени обучающего эксперимента, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, а также периодическим отсутствием некоторых детей по болезни. Работа в данном направлении продолжается и дальше.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента показал, что предложенная система работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, включающая коррекцию как речевых, так и неречевых функций, являющихся базой для формирования письма, оказалась эффективной, несмотря на то, что проводилась в условиях логопедического кабинета на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а не в логопедических группах, в которых предусмотрен воспитатель и логопед, непрерывно проводящие комплексную коррекционную работу.



1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000. 400 с.
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. 447 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет : кн. для воспитателей дет. сада. М., 1999. 156 с.
4. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. М., 2008. 254 с.
5. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учеб. пособие для студентов пед. вузов. М., 2007. 224 с.
6. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие. М., 2006. 319 с.
7. Баль Н. Н., Дроздова Н. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошкол. учреждений. Минск, 2010. 152 с.
8. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи : (в норме и патологии). М., 1977. 176 с.
9. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Об усвоении ребёнком звуковой (фонемной) системы языка // Вопросы психологии. 1975. № 4. С. 71-76.
10. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие. М., 2009. 287 с.
11. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2006. 142 с.
12. Винарская Е. Н. Раннеё речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии : кн. для логопеда. М., 1987. 160 с.
13. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990. 184 с.
14. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : учеб. для студентов вузов.
М., 2015. 272 с.
15. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
16. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учеб. оособие для вузов. М., 1999. 332 с.
17. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 472 с.
18. Гуровец Г. В. Психопатология детского возраста : учеб. пособие. М., 2008. 360 с.
19. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М., 2010. 64 с.
20. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика. 1954. № 6. С. 79-91.
21 Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда. Екатеринбург, 1998. 320 с.
22. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981. 272 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ