Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта

Работа №93401

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
248
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 9
1.2. Организация деятельности логопунктов 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕГО
НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Основные принципы, цели и задачи логопедического
обследования общего недоразвития речи у старших дошкольников 21
2.2. Содержание логопедического обследования старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 24
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА 38
3.1. Цель, задачи, принципы и организация работы логопеда по преодолению общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях
логопункта 38
3.2. Содержание работы по преодолению общего недоразвития речи у
старших дошкольников в условиях логопункта 41
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64


Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания педагогических условий для коррекции и развития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях логопункта. Для них характерны трудности с формированием связного высказывания, что препятствует формированию у них достаточной речевой готовности к школьному обучению, а также успешной социализации. Главной проблемой, стоящей перед дошкольными учреждениями, является такое направление работы, как подготовка детей к школе. В. К. Воробьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и другие указывают на то, что одним из ключевых показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь и ее компоненты.
Особенности проявления общего недоразвития речи (далее по тексту - ОНР) достаточно содержательно раскрыты в научных исследованиях Р. Е. Левиной, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, С. А. Мироновой, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой и др. Поиск оптимальных путей организации коррекционной работы с данной категорией детей и максимальное устранение речевых нарушений в дошкольном возрасте остается актуальной проблемой для современной логопедической теории и практики. Несвоевременная коррекция ОНР в дошкольном возрасте может привести к нарушениям письменной речи в периоде школьного обучения, а также к различным нарушениям вторичного порядка, проявляющихся в специфических особенностях высших психических процессов, эмоционально-волевой сферы, мотивационно-потребностной сферы.
Вопросы организации логопедической помощи в дошкольном образовании рассматривали В. О. Йощенко, Н. В. Рычкова, Ю. В. Иванова и другие. Однако в их работах большее внимание уделяется документообороту, а не коррекционному процессу во взаимосвязи с ФГОС, программами и нормативными документами.
В связи с вышеуказанным, тему исследовательской работы можно признать достаточно актуальной, так как она освещает вопрос коррекции нарушений речи у детей в рамках логопедического пункта (далее по тексту - логопункт), который на сегодняшний день остается недостаточно изученным.
Проблема исследования - недостаточная разработанность практики логопедической работы, обеспечивающей наибольшую результативность преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
Объект исследования - нарушения речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях логопункта.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально оценить результативность содержания логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по указанной проблеме.
2. Изучить специфику работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта.
3. Организовать констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
4. Разработать содержание логопедической работы по коррекции ОНР у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в рамках проведения формирующего эксперимента.
5. Оценить эффективность логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.
Гипотезой исследования явилась система предположений о том, что преодоление ОНР у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта будет эффективно, если:
- будет рассмотрен онтогенез речевого развития и дан обзор речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;
- выделена специфика организации логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР на логопункте;
- изучен уровень речевого развития старших дошкольников;
- предложен комплекс мер, направленных на преодоление ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Теоретико-методологической основой исследования являются следующие теории, концепции и положения:
- теория системного подхода к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина);
- теория деятельностного подхода к формированию личности (Л. С. Выготский, П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие);
- концепция о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Н. И. Жинкин, Н. И. Горелов, А. Н. Леонтьев и другие);
- онтогенетическая теория развития речи (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин, В. И. Бельтюков и другие);
- положения исследований о ведущей роли деятельности в психическом развитии и формировании человека (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн)
- игровой подход в обучении детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и другие).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; обобщение логопедического опыта.
2. Эмпирические: сбор и анализ анамнестических данных, комплекс диагностических методов (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности); психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, математические методы обработки результатов исследования, качественная и количественная оценка полученных результатов.
База исследования: г. Екатеринбург, МАДОУ детский сад № 50 и МБДОУ детский сад № 88.
Организация исследования. Проводилось обследование 10 детей в возрасте 5-6 лет, с логопедическим заключением по выпискам ПМПК: ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия легкой, средней, тяжелой степени.
Этапы исследования:
1. Теоретико-поисковый (2019 - 2020 гг.): Изучение и анализ специальной, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировка цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработка методики констатирующего эксперимента.
2. Экспериментальный (2020 - 2021 гг.): проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных, разработка организационно-методической основы коррекционной работы по преодолению ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта, составление перспективно- тематического плана индивидуальных и фронтальных логопедических занятий со старшими дошкольниками с ОНР, проведение формирующего эксперимента.
3. Заключительный (2021 г.): проведение контрольного эксперимента, количественный и качественный анализ полученных результатов, сравнительный анализ результативности логопедической работы по преодолению ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта, подведение выводов, оформление магистерской диссертации.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем уточнены сущностные характеристики ОНР у старших дошкольников, а также определена специфика организации логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР на логопункте. Конкретизирована и экспериментально апробирована система приоритетных коррекционных средств, обеспечивающих наибольшую эффективность преодоления ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется вкладом в решение проблемы совершенствования методов и средств преодоления ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке, описании и апробации системы коррекционной работы, обеспечивающей наибольшую эффективность преодоления ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта. Система коррекционной работы и приложение к ней в виде перспективно-тематического планирования индивидуальных и фронтальных логопедических занятий могут быть применены в системе реализации коррекционно-педагогического процесса при устранении ОНР. Экспериментальное обучение в условиях логопункта доказало эффективность этой работы.
Предложенная система логопедической работы может быть использована учителями-логопедами для работы в условиях специальных дошкольных учреждений и логопунктов, преподавателями дефектологических факультетов для подготовки студентов, родителями и воспитателями для оптимизации процесса коррекции ОНР.
Апробация результатов исследования: результаты опытно-экспериментальной деятельности нашли отражение в научно-методических рекомендациях, опубликованных на научно-практической конференции В. В. Коркунова в статье «Коррекция общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта»
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Во введении определяется актуальность темы исследования, ее целевые установки, сформулированы теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе рассмотрены основные вопросы психолого-педагогической характеристики старших дошкольников с ОНР, организации деятельности логопедических пунктов.
Во второй главе анализируется проведенный констатирующий экспе-римент. В этой главе представлены основные принципы, цели, задачи логопедического обследования ОНР у старших дошкольников, предложены методики исследования и сделан анализ проведения констатирующего эксперимента.
В третьей главе описывается и проводится формирующий эксперимент и анализируется проведенный контрольный эксперимент. Описаны основные принципы, цели, задачи логопедической работы, представлено содержание логопедической работы по преодолению ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта, а также сделан анализ результатов контрольного эксперимента.
В заключении работы обобщены и резюмированы результаты исследования, сделаны выводы, сформулированы практические рекомендации и предложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования являлось разработать, теоретически обосновать и экспериментально оценить результативность содержания логопедической работы по преодолению ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по указанной проблеме.
2. Изучить специфику работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта.
3. Организовать констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
4. Разработать содержание логопедической работы по коррекции ОНР у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в рамках проведения формирующего эксперимента.
5. Оценить эффективность логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем уточнены сущностные характеристики ОНР у старших дошкольников, а также определена специфика организации логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР на логопункте. Конкретизирована и экспериментально апробирована система приоритетных коррекционных средств, обеспечивающих наибольшую эффективность преодоления ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Раскрывая в первой главе теоретические основы преодоления ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта, давая психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников с ОНР, рассматривая организацию деятельности логопунктов, были уточнены сущностные характеристики ОНР у старших дошкольников, а также определена специфика организации логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР на логопункте.
После проведения теоретического анализа, можно прийти к выводу, что ОНР - наиболее часто встречаемое нарушение речи в логопедической практике. Определение этому термину впервые дала определение отечественный логопед Р. Е. Левина. Основными признаками этого дефекта речи являются нарушения произношения звуков и фонематических процессов, небольшой активный и пассивный словарный запас, грамматические и синтаксические ошибки. Дети испытывают особые трудности с произнесением связных монологических высказываний и ведением диалога, что приводит к тому, что дети этой категории имеют ограниченные социальные контакты. Интеллектуальная, сенсорная и волевая сфера у детей с ОНР отличается от нормы. Формирование высших психических функций происходит медленнее, им свойственна низкая работоспособность и концентрация внимания. Клиника у детей с ОНР встречается самая разнообразная: от неосложненных форм до грубого недоразвития речи.
Осуществление логопедической помощи происходит на основании правовых актов федерального и локального уровней, так как это структурное подразделение дошкольной образовательной организации. Целью деятельности логопедического пункта является: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. логопед на логопункте должен учитывать некоторые факторы для достижения результативности в своей работе, а именно: знать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями речи и их поведенческие особенности. Обязательным фактором является взаимодействие логопеда с родителями (законными представителями) и педагогами на логопункте для достижения положительных результатов.
Выделяя основные принципы, цели и задачи диагностического обследования старших дошкольников с ОНР в условиях логопункта была конкретизирована система приоритетных коррекционных средств, обеспечивающих наибольшую эффективность преодоления ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Исследование было проведено на базе МАДОУ детский сад № 50 и МБДОУ детский сад № 88. В обследовании участвовало 10 дошкольников, имеющие заключение по результатам ПМПК: ОНР III уровня,
псевдобульбарная дизартрия.
Экспериментальный этап исследования был проведен в 2020-2021 году.
После анализа обследования старших дошкольников можно сказать, что все компоненты речевой деятельности нарушены и обусловлены сложными отклонениями в развитии речи. Дети с ОНР III уровня имеют нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики; фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
Таким образом были выделены направления работы:
• развитие общей, мелкой, мимической моторики;
• развитие артикуляционного аппарата
• преодоление недостатков звукопроизношения;
• формирование фонематического слуха и фонематического восприятия;
• совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
• развитие связной речи
• развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, зрительное восприятие);
• создание базы для успешного овладения орфографическими навыками.
На третьем этапе были рассмотрены принципы, цель и задачи коррекционной работы. Составлено перспективное планирование по коррекционной работе ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Заключительный этап исследования был проведен в 2021 году.
Было выяснено, что положительные результаты можно получить при
поэтапной организации работы логопеда, с учетом логики развития речи. Так же важно, чтобы коррекционная работа логопеда логопедического пункта по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста базировалась на научных принципах, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Итоги комплексного исследования на контрольном этапе показало, что, если на констатирующем этапе у 100% респондентов были нарушения артикуляционной моторики, то после проведения коррекционной работы у всех детей есть положительные изменения.
Обследование мимической моторики было не сформировано у 100% обследуемых дошкольников. На контрольном этапе у всех детей видны позитивные сдвиги.
Обследование звукопроизношения на констатирующем этапе показало 100% нарушения из 5 группы звуков, но после проведения формирующего эксперимента количество нарушений понизилось до 10 %. У Матвея Ш. были нарушения во всех 5 группах звуков.
Обследование фонематического слуха показало, что из 100% нарушений улучшения наблюдаются у всех респондентов. 90% обследуемых дошкольников стали все звуки русской речи произносить правильно, в соответствии с возрастом, то есть показали высокий уровень развития, на низком уровне остались 10% исследуемых дошкольников, что говорит о наличии позитивных изменений.
Звуковой анализ был не сформирован в 100% случаев. На контрольном этапе у 80% детей видны значительные улучшения при выполнении заданий.
Понимание речи у всех детей имеет положительные сдвиги: понимание инверсионных конструкций, грамматических форм глаголов и отношений в словосочетании (предложении), выраженных предлогами: в, около, перед.
Таким образом, результаты контрольной диагностики показали эффективность работы, проведённой на формирующем этапе и направленную на преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
Результаты контрольной диагностики показали эффективность работы, проведённой на формирующем этапе и направленную на преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
Таким образом, целевые установки выпускной квалификационной работы реализованы в полном объеме.



1. Акименко, В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 46 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - Москва : Академия,
2013. - 400 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 254 с.
4. Базарова, Н. А. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Н. А. Базарова, О. В. Дурнева, Т. Н. Шабанова // Педагогика: традиции и инновации. - 2015. - № 5. - С. 186-188.
5. Белянин, В. П. Психолингвистика / В. П. Белянин. - Москва : Флинта, 2003. - 232 с.
6. Болясова, Н. Н. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ / Н. Н. Болясова, Е. В. Барановская, И. Л. Ваенская, Е. В. Мазанова, О. Ф. Фролова. - Самара : МИР, 2009. - 38 с.
7. Власенко, И. Т. Методы обследования речи у детей / И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. - Москва : ВЛАДОС, 2016. - 167 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2004. - 144 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова С. Н. Шаховская. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
10. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т. В. Волосовец. - Москва : НИИ Школьных технологий, 2008. - 224 с.
11. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. - Москва : Астрель , 2006.
- 158 с.
12. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Лань, 2003. - 656 с.
13. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Г аркуша. - Москва : Сфера, 2008. - 128 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Астрель, 2016. - 249 с.
15. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. - Москва : Айрис-пресс, 2008. - 96 с.
16. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников /
Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1981. - 112с
17. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 1998. - 239с.
18. Иванова, Ю. В. Дошкольный логопункт: документация,
планирование и организация работы / Ю. В. Иванова. - Москва : Гном и Д, 2008. - 160 с.
19. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 56 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ