Введение 3
1. Спортивный туризм в системе туристской индустрии России 7
1.1 Понятие, виды и особенности спортивного туризма 7
1.2 Современное состояние и проблемы спортивного туризма в РФ 19
1.3 Особенности организации спортивных туров 25
2. Анализ условий и состояния развития спортивного туризма в
Белгородской области 32
2.1 Природно-рекреационные ресурсы Белгородской области как фактор
развития спортивного туризма 32
2.2 Анализ состояния инфраструктуры спортивного туризма в
Белгородской области 44
2.3 Оценка перспектив развития различных видов спортивного туризма в
Белгородской области 48
3. Рекомендации по развитию спортивного туризма в
Белгородской области 55
3.1 Разработка спортивного велотура 55
3.2 Разработка экскурсионного содержания тура 56
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения 72
На настоящий день туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития области, способствует эффективному применению богатейшего природного и культурно-исторического наследия, приобщение к которому, с одной стороны, служит расширению культурной компетентности, оздоровлению и отдыху граждан, а с другой - экономическому формированию, решению проблемы занятости в маленьких городах и населенных пунктах и привлечению дополнительных денег в экономику региона.
Туризм является глубоким, многогранным понятием, представляющим всеохватывающую систему взаимосвязанных отраслей, являясь в то же время видом деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и образом проведения досуга [3].
Туризм стал одним из самых доходных видов бизнеса. В начале нового тысячелетия доля туризма уже составила 15% мировой торговли товарами и услугами, что позволило занять ему третье место после экспорта нефти и продажи автомобилей.
В России туризм-формирующаяся отрасль. Во всех областях туристской деятельности, как на федеральном уровне, так и на областном, идет поиск новых форм работы, развитие сферы предложения и углубление его специализации, формирование новых туристских комплексов.
Направленность туристских потоков в сегодняшней России охватывает все больше и больше регионов. Явно позитивное влияние туризма на экономику региона, но, не смотря на безусловные выгоды, далеко не все регионы России могут в полной мере использовать свой туристский потенциал для привлечения туристов и оздоровления региональной экономики.
В этих условиях возникла объективная необходимость переместить центр ответственности в решении проблем развития туризма на региональный, и особенно, на районный уровень, где эта проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории, с учетом имеющихся ресурсов и возможностей для развития туризма.
Туризм принадлежит к высоколиквидной отрасли, то есть отрасли с быстрой отдачей. Как бы то ни было, вклад туризма в национальную экономику явно мал, и это обусловлено в первую очередь неразвитым туристским потенциалом основной массы регионов России, а также дефектами существующей системы управления туристским предпринимательством на региональном уровне. Система управления развитием туризма не является изолированной, она представляет собой часть общей региональной системы управления экономикой и социальными процессами [7].
На сегодняшний момент, для решения проблем развития регионального туризма разрабатываются программы, призванные помочь выйти из создавшегося положенияи наметить основные направленности развития туристской отрасли в регионе.
Перед учеными, практиками, туристскими организациями стоят задачи: формирование единой базы данных в регионе по всем объектам культурно- исторического наследия, природно-ландшафтного краеведения, национальнозаповедных территорий; принятие регионального законодательства в области туризма; концентрирование усилий местных органов власти и общественности для придания новых импульсов развития туризма в регионе.
Степень научной разработанности темы. В нынешнее время туризм является предметом многих научных исследований и обращает на себя внимание специалистов, работающих в разных областях - менеджменте, маркетинге, экономике, культуре. Идет образование комплексной науки, объединяющей многосторонние исследования сферы туризма.
Основополагающую роль в теоретико-методологическом обосновании сферы туризма исполнили труды таких ученых как: М.Б. Биржаков, Н.И. Ка- бушкин В.А. Квартальнов и других.
Исследованию состояния и перспектив становления туристской индустрии России уделяют А.Ю. Александрова, З.М. Горбылева, Л.С. Сосненко и другие.
Особенное внимание проблемам формирования туризма уделяют такие авторы, как: В.Г. Гуляев, М.А. Жукова. В работе А.Д. Чудновского дается обоснование туризма как одного из факторов социально-экономического развития региона.
Исследованием экономической сущности туризма занимались общеизвестные отечественные ученые, такие как: Ю.В. Воскресенский, М.А. Жукова, А.Д. Здоров, А.Д. Каурова и другие.
Наряду с классическим пониманием туризма как сферы экономики, туризм рассматривался как социокультурный феномен, как сфера культуры в работах Н.К. Баклановой, Г.П. Долженко, А.С. Каргина, Т.Г.Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, Н.В. Кротовой, Е.Г. Моисеевой, В.А. Разумного, В.И. Черниченко и других.
Стоит внимания диссертационное исследование Г.И. Афонина, рассматривающего туризм как социокультурное явление.
Предметом внимания исследования является то, что туризм в основной массе регионов России, при факте достаточного туристского потенциала, не выступает катализатором экономического и социокультурного развития региона, по причине неразвитости туристской инфраструктуры и несовершенства нормативно-правовой основы сферы туризма.
Цель исследования: оценить туристский потенциал и выявить перспективы развития спортивного туризма в Белгородской области.
Объект исследования: спортивный туризм, как один из наиболее перспективных видов туризма.
Предмет исследования: направленияи возможности развития спортивного туризма.
Достижение установленной цели потребовало решения следующих задач:
1) определить роль и значение спортивноготуризма в экономическом и социокультурном развитии области;
2) изучить рынок туристских услуг Белгородской области;
3) выявить центральные направления и возможности развития спортивного туризма в регионе;
4) выработать практические советы развития спортивноготуризма в Белгородском регионе.
Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды, результаты и выводы, полученные учеными, менеджерами и маркетологами, специалистами по проблемам развития туризма, приуроченные к туристской теории и практике.
В базу исследования положена теория развития туризма в России Н.В. Кротовой, принципы и идеи социально-экономического развития регионов как фактора формирования спроса на туристские услуги (Н.Н. Даниленко, А.Д. Чудновского).
В работе применялись основные подходы развития туризма на региональном уровне (А.Б. Здорова, В.А. Квартальнова и других), теоретические выводы и рекомендации по вопросам развития туризма как ресурса экономического и социокультурного развития региона (Е.Г. Моисеевой, Е.О. Опол- ченовой, И.Н. Свиридовой и других).
Исследование базируется на основных положениях Федерального закона Российской Федерации № 132 - ФЗ от 24 ноября 1996г. «Об основах туристской деятельности в РФ» и других законодательными нормативныхактх РФ.
Методы исследования:анализ специализированной литературы по теме исследования, статистический анализ, теоретико-методологический анализ, контент-анализ.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Дипломный проект был посвящен оценке туристского потенциала и перспективы развития спортивного туризма в Белгородской области. Результатом исследования явилась разработка велотура.
По данным проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Туризм представляет собой совокупность типов и средств туризма.
Существуют такие средства туризма, как: экскурсии, туристские слеты и соревнования, прогулки, туристские экспедиции, комплексные туры и сборы, туристское краеведение и т.п.
Виды, формы, и типы туризма разнообразны. Различают такие типы туризма, как:
• профессионально-прикладной;
• культурно-развлекательный;
• экскурсионный;
• спортивный;
• учебный краеведческий;
• рекреационный;
• культурно-развлекательный;
• реабилитационный;
• учебный;
• программный;
• коммерческий;
• деловой;
• комбинированный;
• экспедиционный;
• приключенческий.
В свою очередь, спортивный туризм, по характеру туристического маршрута, подразделяется на:
• водный туризм (гребные суда, плоты);
• комбинированный туризм;
• конный туризм;
• пешеходный туризм;
• спелео туризм;
• парусный туризм;
• велосипедный туризм;
• авто-мототуризм;
• горный туризм;
• лыжный туризм.
Спортивный туризм представляет собой группу различных форм, видов и типов туризма, объединённых характером маршрута, мотивами занятий и организационными формами.
Особенностями спортивного туризма являются: наличие природнорекреационных условий при организации спортивных туров; наличие масштабной материальной базы; наличие квалифицированных и опытных инструкторов по соответствующему виду спорта, мастеров и кандидатов в мастера спорта для работы с туристами; географичность; комплексность; классификация по сложности.
Спортивный туризм имеет принципиальные особенности, изучение которых позволяет более целостно подходить к организационным вопросам и его практической части.
Климат в Белгородской области характеризуется как умеренно комфортный и для рекреационной деятельности является относительно благоприятным. В Белгородской области для спортивного туризма практически пригодны все сезоны.
Белгородская область обладает нескудными запасами минеральной воды, которая является ценным бальнеологическим ресурсом.Но, к сожалению, ресурсы гидроминеральных вод используются недостаточно в связи с заниженной рекреационной комфортность. Геохимический состав минеральных месторождений, находящихся на территории Белгородской области, делает ее перспективной для развития лечебно-оздоровительного туризма, который, в свою очередь, может дать начало лечебной физической культуре.
Изучив и проанализировав природные ресурсы на территории Белгородской области, мы установили, что Белгородская область обладает значительными рекреационными возможностями и высоким ландшафтнорекреационным потенциалом для развития спортивного туризма, а также лечебно-оздоровительного, экологического и купально-пляжного видов туризма.
Белгородская область обладает высоким ландшафтно-рекреационным потенциалом и значительными рекреационными возможностями, что создает условия для развития различных видов спортивного туризма, но, к сожалению, туристские фирмы, имея рядом все необходимое, не предлагают клиентам активные туры по Белгородчине. Поэтому развитием спортивного туризма в данном регионе занимаются туристы самодеятельно.
При всех вышеупомянутых возможностях развития спортивного туризма на Белгородчине, данный вид туризма не рассматривается как приоритетное направление. Все силы властей Белгородской области сосредоточены на развитии событийного, сельского, религиозного и культурнопознавательного туризма.
1. Конституция Российской Федерации Текст.: офиц. Текст — М.: Маркетинг, 2001.-39 с.
2. Об основах туристской деятельности в Российской федерации Текст.: Федеральный закон — № 132-ФЭ от 26.11. 96 г.
3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Текст.: Федеральный закон — № 12- ФЗ от 05.02.2007 г.
4. О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации Текст.: указ президента РФ (с изменениями на 06.04.2000 г.).
5. Об охране окружающей среды Текст.: Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01 2002 года.
6. О туристской деятельности Электронный ресурс.: региональный закон Белгородской области от 12.05. 1998 г. Режим доступа: http: // belgorod. ru
7. Об объектах культурного наследия Белгородской области Текст.: региональный закон № 97- РЗ от 13.11. 2003 года, http: // belgorod. ru
8. Программа экономического и социального развития Белгородской области на период до 2007 года Электронный ресурс.: областная программа от 27 апреля 2005 года. Режим доступа: http: // belgorod. ru
9. Развитие оздоровительного отдыха и въездного туризма в Белгородской области на 2006- 2010 гг. Электронный ресурс.: областная целевая программа http: // belgorod. ru
10. Развитие туризма в Российской Федерации Текст.: федеральная целевая программа от 26 февраля 1996 г. № 177.
11. Экология и природные ресурсы Белгородской области на 2005-2007 годы и на период до 2010 года Электронный ресурс.: областная программа. Режим доступа: http: // belgorod. ru
12. Аванесова, Г.А. Туризм, гостеприимство, сервис Текст.: Словарь- справочник / Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В. И. Маслов, А.И. Фролов / Под ред. Л.П. Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 234.
13. Агроклиматический справочник по Белгородской области Текст. — Л.: Гидрометиоиздат, 1959. 114 с.
14. Алаев, Б.А. Социально-экономическая география Текст.: понятийно-терминологический словарь / Б.А.Алаев. М.: Мысль, 1983. - С. 59-79
15. Алехин, B.B. Растительный покров Центрально-Черноземной области Текст. / В.В. Алехин.- Воронеж, 1925.— 102 с...