Введение 3
Глава 1. К истории возникновения сообщества «Серапионовы братья» 10
1.1. Предпосылки 10
1.2. Первое собрание 15
1.3. Состав группы 18
1.4. Внутренние установки 21
1.5. Бытовые вопросы 25
1.6. Публикации 28
Глава 2. «Серапиновы братья»: от мирного существования к расколу 39
2.1. Эволюция отношений с властью 39
2.2. Л. Лунц: вопросы о режиме, идеологии и творчестве 46
2.3. Отношение к группе в литературной среде 49
2.4. Влияние отдельных писателей на творчество членов группы 53
2.5. Размежевание и первые проявления раскола 56
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 62
Начало 1920-х годов знаменуется радикальными переменами во всех сферах жизни. На фоне происходящих общественно-политических событий возникает новая литература. Одними из наиболее выдающихся ее представителей становится члены литературной группы «Серапионовы братья».
Актуальность данной работы продиктована необходимостью более подробного изучения внешних и внутренних процессов, связанных с деятельностью «Серапионовых братьев».
Хронологические рамки исследования ограничены периодом существования группы «Серапионовы братья» с 1921 по 1928 год. Основное внимание уделено событиям с 1921 по 1924 годы, что объясняется тем, что изучаемые нами проблемы наиболее активно проявляются в данном временном промежутке.
Основной целью работы является изучение процессов воздействия на литературную группу, как внешних, так и внутренних, а также конкретизация, внесение ясности, в отдельные аспекты истории данного литературного объединения.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач: исследовать историю возникновения объединения; найти переломный момент во взаимоотношениях «Серапионовых братьев» с правящим режимом; рассмотреть отношение к группе в писательских кругах; выяснить, когда начинают проявляться первые тенденции к разложению группы и их проследить их развитие. Разумеется, нельзя обойти вниманием и творческую деятельность группы.
О литературной группе «Серапионовы братья» имеется обширная историография как зарубежная, так и отечественная.
Одним из первых среди зарубежных исследователей проблему изучения «Серапионовых братьев» затронул У. Эдгертон еще в 1946 году. Но свое развитие данная проблематика получила только в 1960-х годах в трудах Г. Керна, Д. Пипера и Р. Шелдона.
К заслугам Г. Керна следует отнести введение в научный оборот материалов, связанных с деятельностью Л. Лунца, открытие проблемы «Серапионовых братьев» для мирового исторического сообщества. Его докторская диссертация «Лев Лунц. Серапионов брат» и статья «Лев Лунц и «Серапионовы братья», помещенная в русскоязычном «Новом журнале» в США всколыхнули интерес не только к истории объединения, но и к литературе 1920-х годов. Тем не менее, ему не удалось комплексно изучить проблемы литературного объединения, но им был заложен фундамент для разработки этой темы в будущем.
Русист Д. Пипер, в журнале «The Slavonic and East European Review» проанализировал воздействия тенденций «формализма» на деятельность группы.
Американский исследователь Р. Шелдон в своей статье «Sklovskij, Gor’kij, and the Serapion Brothers», рассмотрел роли М. Горького и В. Шкловского в формировании сообщества.
В 1988 году, в Канаде русский эмигрант Ф. Раскольников защитил докторскую диссертацию, посвященную творчеству Н. Тихонова. В том же году Р. Руссел опубликовал статью о драматургии Л. Лунца.
Современные исследователи также не оставляют рассматриваемую нами проблематику без внимания, регулярно выходят новые статьи и исследования, посвященные «Серапионовым братьям». В 1996 году Дорфман Л. защитила диссертацию, посвященную жизни и деятельности Е. Полонской. В том же году в Вермонте прошел симпозиум «Серапионовы братья», посвященный 75- летию группы. Часть материалов данного симпозиума была позже опубликована во французском журнале «Revue des etudes slaves».
В 1990-х и 2000-х годах в России прошли конференции, посвященные «Серапионовым братьям». В Санкт-Петербурге на базе «Пушкинского дома», а в Саратове на базе «Государственного музея К. Федина». Материалы этих конференций расширили научную базу по многим вопросам, связанным с деятельностью сообщества.
Среди отечественных и украинских исследователей следует выделить следующих: М. Минокинина, Е. Лемминга, Б. Фрезинского, и Н. Колосову.
К заслугам М. Минокина следует отнести систематизацию позиций советской историографии по данной группе. Е. Лемминг собрал всю опубликованную переписку «Серапионовых братьев» в единое издание, которое позволило в более удобной форме подойти к изучению истории существования группы.
Н. Колосова в своей работе произвела подробный разбор произведений Л. Лунца, в них она нарисовала позитивный образ автора.
Б. Фрезинский в своем исследовании «Судьбы Серапионов: Портреты и сюжеты» пролил свет на неизвестные моменты в жизни сообщества и систематизировал многие разрозненные материалы о деятельности группы. Однако, следует отметить, что данная работа не всеми была воспринята однозначно, ряд ее положений до сих пор остаются дискуссионными в научной среде.
Отметим, что ограничиваться только данными трудами при рассмотрении интересующих нас событий будет неверно, ведь исследователи могут по-разному трактовать одни и те же события и материалы. В связи с этим, чтобы не утрачивать объективность исследования, мы должны обратиться к воспоминаниям участников событий, публикациям тех лет.
Многие из очевидцев событий оставили воспоминания, которые могут пролить свет на историю объединения. Например, представляют особый научный интерес мемуары Вс. Иванова, К. Федина, Е. Полонской, М. Слонимского...
Подводя черту под данным исследованием нельзя не сказать, что в, очередной раз, «Серапионовы братья» предстают во всей своей пестроте и неоднородности. Они были объединены именно благодаря своей непохожести. С другой стороны, именно эта особенность стала причиной того, что данный творческий союз не мог быть устойчивым и сколько-нибудь долговременным, ведь для постоянства требуется однородность, а никак не разные писательские натуры, обуреваемые всеми страстями.
Недаром Л. Лунц в своей статье ругает «Цех поэтов» за то, что они пишут хорошие, но одинаковые стихи и призывает их писать плохие, но разные. Именно такими настроениями и жили «Серапионы», именно поэтому им удалось оставить свой яркий след в истории такого нового явления, как советская литература.
В ходе исследования удалось определить дату и место возникновения группы. Группа «Серапионовы братья» возникла 1 февраля 1921 года в Петрограде, в Доме искусств.
Были подробно изучены предпосылки данного события, определена их последовательность. Большая часть будущих «Серапионовых братьев» посещали семинары при издательстве Всемирная литература. Также многие из них проживали в доме искусств. Современность - стала главной общей темой творчества членов группы. Все они были замечены и выделены М. Горького.
Мы не обошли вниманием и вопрос о названии группы, установили его взаимосвязь с событиями в культурной жизни страны. Группа получила свое название в честь произведения Э.Т.А. Гофмана «Серапионовы братья».
Поставлена проблема формирования канонического состава группы. В ходе её решения была восстановлена цепь событий, приведшая к окончательному оформлению сообщества.
В работе был рассмотрен бытовой аспект жизни членов группы. Найдены ответы на вопросы обеспечения группы, изучена роль М. Г орького в нем. Отмечена роль взаимопомощи в существовании сообщества.
Проанализирована вопрос о лидере группы и дан на него ответ, на наш взгляд им являлся М. Слонимский. При изучении данного вопроса, была выявлена проблема наставника группы и выработано ее решение. Исходя из проанализированных данных было установлено, что наставником группы являлся М. Горький.
В ходе исследования затронута проблема издания произведений группы, а также рассмотрена идеологическая составляющая тех изданий, где они печатались. «Серапионы» печатались в большевистских изданиях. Была выявлена и решена проблема создания собственного журнала «Серапионовых братьев». Издание данного журнала не было реализовано, в связи с усилением тенденций к распаду группы.
Большое внимание было уделено Альманаху группы, рассмотрена предыстория издания, отзывы о нем современников. В целом, в писательской среде к нему отнеслись положительно.
Мы проследили эволюцию позиции власти по отношению к литературной группе, нам удалось установить момент, с которым можно связать возникновение претензий у правящих кругов к творчеству «Серапионовых братьев». Публикация манифеста Л. Лунца «Почему мы Серапионовы братья» и дискуссия вокруг него изменили отношение властных кругов к группе.
Пришли к новому вопросу - следует ли считать Л. Лунца противником режима и нашли его решение. С нашей точки зрения, Л. Лунц не была контрреволюционной, он скорее стремился указать власти на недостатки нового общества, чтобы его строительство не зашло в тупик.
При изучении проблемы влияния других писателей на творчество участников объединения, мы пришли к следующему выводу: влияние на «Серапионовых братьев» со стороны других писателей было велико, но им удалось сохранить индивидуальность своего творчества.
Не обошли стороной и вопрос о взаимоотношениях внутри группы, была выявлена причина прекращения общения двух членов группы - Л. Лунца и Н. Никитина. И. Она заключалась в том, что Л. Лунц разочаровался в поведении Н. Никитина. Нам удалось установить этап, на котором начинают возникать внутригрупповые противоречия, приведшие, впоследствии, к прекращению существования сообщества «Серапионовы братья». Еще в 1921 году наметилось разделение группы на два направления: «западников» и «восточников», которое стало первой предпосылкой к распаду сообщества. Смерть Л. Лунца в 1924 году сильнее всего ослабила единство группы. Официально группа не была распущенна, но большинство исследователей считает датой прекращения деятельности группы - 1928 год.
Но, несмотря на широкий спектр затронутых тем, ставить точку в изучении литературной группы «Серапионовы братья» еще рано. Многие сюжеты оказались за рамками нашего исследования, в частности, взаимоотношения Е. Полонской с И. Эренбургом, «Серапионовы братья» и комиссия Я. Яковлева, более подробного изучения требует зарубежная печать. Эти и другие проблемы указывают нам на необходимость дальнейшего расширения источниковой базы, введение нового материала в научный оборот и продолжения исследовательской работы.
1. Берберова Н.Н. Из петербургских воспоминаний. Три дружбы // Опыты. 1958. № 1. С. 163-180.
2. Всеволод Иванов - писатель и человек: Воспоминания современников / сост. Т.В. Иванова. М.: Советский писатель, 1970. 357 с.
3. Замятин Е. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 3. Лица. М.: Русская книга,
2003. 608 с.
4. Иванов В. Переписка с А. М. Горьким. Из дневников и записных книжек. М.: Советский писатель, 1985. 478 с.
5. Иванов В. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. Москва: Художественная литература, 1973. 624 с.
6. Каверин В. Эпилог. М.: Московский рабочий, 1989. 545 с.
7. Каверин В.А. «Здравствуй, брат. Писать очень трудно...»: Портреты, письма о литературе, воспоминания. М.: Советский писатель, 1965. 255 с.
8. Катаев В. Алмазный мой венец. М.: Советский писатель, 1979. 224 с.
9. Лемминг Е. «Серапионовы братья» в зеркалах переписки. М.: Аграф,
2004. 544 с.
10. Литературное наследство. Т. 55: В.Г. Белинский. I / под. ред. П.И. Лебедева-Полянского. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1948. 640 с.
11. Литературное наследство. т. 70: Горький и советские писатели.
Неизданная переписка / под ред. И.И. Анисимова. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. 736 с.
12. Литературное наследство. Т. 82: А.В. Луначарский. Неизданные материалы / под. ред. В.Р. Щербина. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1970.
13. Неизвестный Горький. К 125-летию со дня рождения /под ред. В.А. Келдыша. М.: Наследие, 1994. 328 с. (Горький и его эпоха. Материалы и исследования. Вып. 3.)
14. Слониимский М.Л. Завтра: Проза, воспоминания. Ленинград: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1987. 558 с.
15. Таганцев К.В. Н.С. Таганцев. Дневник 1920-1921 гг. // Звезда. 1998. № 9. С. 130-153...