ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Особенности памяти 5
1.2 Внимание, его особенности 16
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
ВЫВОДЫ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Методика «Изучение памяти у школьников» 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Методика «Возрастные изменения активного внимания у школьников» 40
Актуальность исследования. Психофизиологические процессы в школьный период претерпевают существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями личности школьника. Это связано с тем, что дети и подростки постоянно включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Развитие психофизиологических особенностей школьников обуславливает успешность процесса освоения новых знаний, а также реализацию потребности в межличностном общении. На сегодняшний день в современной школе уделяется недостаточно внимания изучению именно психофизиологических особенностей школьников. Данный факт создает определенное противоречие между теоретической важностью и недостаточностью практической реализацией данного направления.
В работе уделяется внимание двум основным психофизиологическим процессам и закономерностям: памяти и вниманию.
Внимание является частью психофизиологического процесса, который характеризует динамические особенности познавательной деятельности.
Благодаря вниманию в краткосрочной памяти хранится определенное временем количество информации. В этом проявляется ведущая роль внимания в процессе запоминания. Запоминание объекта, происходит при длительном контакте с ним. Чем длительнее контакт и концентрация над объектом, тем лучше усваивается информация.
Исходя из выше изложенного, тема работы является актуальной.
Объект исследования - учащиеся 5-11 классов.
Предмет исследования - психофизиологические особенности внимания и памяти школьников 5-11 классов.
Цель работы - изучить динамику психофизиологических особенностей школьников 5-11 классов в течение учебного года и в возрастном аспекте.
Для достижения цели решали следующие задачи:
1. Изучить особенности механической памяти учащихся.
2. Дать оценку смысловой памяти школьников.
3. Исследовать особенности активного внимания испытуемых.
Методы исследования:
- методика определения механической памяти у младших и старших школьников [40].
- методы математической статистики [20].
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении сформулирована актуальность изучения заявленной темы, дана цель, задачи, предмет, объект, а также методологический аппарат исследования.
Первая глава является теоретической и отражает основные результаты изучения научной литературы по вопросам психофизиологических особенностей подростков и старших школьников. В данной главе описаны основные теоретические положения по изучению свойств памяти и внимания.
Во второй главе описаны методики определения основных психофизиологических особенностей школьников: механической и
смысловой памяти, активного внимания.
Третья глава содержит результаты исследования, которые представлены в виде таблиц, а также обсуждение полученных результатов.
В работе представлены выводы, вытекающие из полученных данных, а также даны рекомендации по применению результатов настоящего исследования.
В приложениях отражены вспомогательные материалы, которые были использованы при проведении исследования.
1. У испытуемых школьников объем механической памяти, вне зависимости от периода исследования, увеличивается по мере взросления, за исключением мальчиков 6-7 классов и девушек, обучающихся в 7 и 11 классах. В пределах класса общей тенденции по годовой динамике данного показателя не установлено.
2. К середине года по сравнению с началом у испытуемых школьников показатели смысловой памяти увеличиваются, за исключением мальчиков 9 класса и девушек 8-9 классов. Возрастной динамики по данному показателю у учащихся не выявлено.
3. У девушек и мальчиков, по показателю активного внимания не выявлено общей возрастной динамики во все периоды исследования. В середине и в конце года по сравнению с началом показатель активного внимания у девушек 7-11 классов увеличился на 1,09-19,15%, у школьниц 56-х классов снизился на 1,48-3,41%; у мальчиков 5 и 7-10 классов увеличился на 0,22-10,45%, у школьников 6-х классов снизился на 0,51-3,08% соответственно.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. -379 с.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 2000. - 448 с.
3. Александров Ю.И., Греченко Т.Н., Гаврилов В.В. и др. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта / Журнал высшей нервной деятельности. - М.:РАН, 2004. - Т.4. № 2. - 119 с.
4. Божович Л.И. Возрастной подход в работе школы. - М.: СПб, Питер, 2008. - 400 с.
5. Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия (онтогенетические исследования). - М.: Наука, 2001. - 176 с.
6. Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. - М.: Наука, 2007. - 175 с.
7. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2002. - 287 с.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Смысл; Эксмо, 2005.- 234 с.
9. Глезер В.Д. Память и мышление. - М.: СПб, Наука, 2003. - 284 с.
10. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 2008. - 464 с.
11. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Москва, 2002. - 102 с.
12. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М.: «Педагогика», 2000. - 151 с.
13. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы памяти. Онтогенетическое исследование. - М.: Наука,2014. -144 с.
14. Ефимова И.В. Амбидекстры: Нейропсихология индивидуальных различий. - М.: СПб.: КАРО, 2007. -160 с.
15. Запорожец A.B., Венгер Л.А., Зинченко В.П. и др. Восприятие и действие. - М.: Просвещение, 2007. - 324 с...