Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Онтогенез становления произносительной стороны речи 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи и дизартрией 14
1.3. Характеристика устной речи у детей с общим недоразвитием речи и
дизартрией 17
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Организация, принципы, цели, задачи, методики логопедического
обследования детей с общим недоразвитием речи и дизартрией 23
2.2. Анализ результатов логопедического обследования старших
дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией 29
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ 45
3.1. Основные направления и принципы логопедической работы по
коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дизартрией 45
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дизартрией 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
1.1. Онтогенез становления произносительной стороны речи 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи и дизартрией 14
1.3. Характеристика устной речи у детей с общим недоразвитием речи и
дизартрией 17
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Организация, принципы, цели, задачи, методики логопедического
обследования детей с общим недоразвитием речи и дизартрией 23
2.2. Анализ результатов логопедического обследования старших
дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией 29
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ 45
3.1. Основные направления и принципы логопедической работы по
коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дизартрией 45
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дизартрией 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
На сегодняшний день среди детей дошкольного возраста неуклонно растет количество детей, имеющих речевые нарушения, среди которых большую часть составляет логопедическое заключение общее недоразвитие речи (ОНР) у ребенка с дизартрией.
Дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста и имеет тенденцию к существенному увеличению. Ведущее нарушение в структуре речевого дефекта при дизартрии - стойкое нарушение звукопроизношения, обуславливающее недоразвитие фонематического слуха и восприятия, а также трудности в формировании грамматического строя речи, что в свою очередь ведёт, в дальнейшем, к снижению успеваемости в период школьного обучения и служит причиной дисграфии и дислексии, что подтверждается в работах Р.Е. Левиной [8,24].
Е.Ф. Архипова отмечает, что нарушение звукопроизношения у детей с дизартрией связано с органической недостаточностью иннервации мышц (периферического речевого аппарата), проявляющееся в искажении, смешении, замене или пропусках звуков [1,3].
Изучением общего недоразвития речи (ОНР) занимались такие известные авторы как Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и другие исследователи.
В своих работах Р.Е. Левина [24] указывает на недоразвитие фонематических процессов у детей с дизартрией. При нормотипичном развитии, овладение ребенком звукопроизношением его сенсорные и моторные компоненты речи представляют собой единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесном взаимодействии. При дизартрии речедвигательный анализатор в процессе восприятия устной речи играет тормозящую роль. Нарушения в нем создают вторичные осложнения в дифференциации звуков и звуковом анализе, что приводит к смазанной, непонятной речи у детей с дизартрией, которая не даёт возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля и звукового анализа
В работе с данной категорией детей необходима своевременная логопедическая помощь. Для успешного преодоления перечисленных нарушений логопеды ищут новые подходы, технологии и приемы для устранения недостатков речи. Игровые технологии приобретают важное значение в коррекционно-развивающем процессе детей дошкольного возраста с ОНР при дизартрии. В трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как Л.С. Выготского, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др., указывается, что игра направлена на всестороннее развитие ребенка. Коррекционная работа с детьми с ОНР и дизартрией требует разнообразных игровых приемов коррекции, вызывающих интерес к занятиям и учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. [7, 25, 33, 43].
Воспитание речи в дошкольном возрасте - необходимое условие для полноценного развития личности. Важно своевременно выявить детей с ОНР, организовать логопедическое воздействие для исправления первичного дефекта и предупреждения вторичного, а также подготовить их к дальнейшему обучению в школе. Поэтому проблема изучения формирования звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией является актуальной. [17].
В этой работе мы рассмотрим коррекционную роль использования логопедических средств воздействия на логопедических занятиях в развитии звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией.
Объект исследования: состояние звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией .
Предмет исследования: процесс формирование звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией средствами логопедического воздействия.
Цель исследования: на основе изучения литературы и анализа результатов логопедического обследования старших дошкольников с ОНР и дизартрией разработать содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Подготовить констатирующий эксперимент и провести анализ полученных результатов.
3. Подобрать содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при дизартрии.
Методы исследования выбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также цели и задач исследования:
Методы исследования:
- теоретический метод: анализ психологической, педагогической,
клинической и методической отечественной и зарубежной литературы;
- экспериментальный метод: проведение констатирующего эксперимента и анализа полученных результатов исследования состоит в разработке и систематизации методов диагностики данной проблемы.
Теоретическая значимость: в работе представлено теоретико -
методологическое обоснование проблемы формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и дизартрией.
Практическая значимость работы заключается в подборе логопедической литературы по содержанию логопедической работы по формированию звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР и дизартрией.
Методологической основой и теоретической базой данной работы являются работы отечественных ученых, в которых рассматриваются следующие вопросы:
- процесс развития речи в онтогенезе (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин и др.);
- особенности развития речи детей с ОНР (Т.В. Волосовец, О.Н. Жовницкая, Г.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и, др.);
- методические рекомендации по коррекции общего недоразвития речи (Л.С. Волкова, Т.В. Волосовец, Г.Г. Голубева, Е.Н. Кутепова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина,Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева,М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, Г.Р. Шашкина и др.).
Исследование осуществлялось на базе МБДОУ № 31 комбинированного вида в городе Нижний Тагил. В период с 15 сентября по 10 октября 2021 года. В эксперименте принимали участие 10 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет с ОНР при дизартрии.
Дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста и имеет тенденцию к существенному увеличению. Ведущее нарушение в структуре речевого дефекта при дизартрии - стойкое нарушение звукопроизношения, обуславливающее недоразвитие фонематического слуха и восприятия, а также трудности в формировании грамматического строя речи, что в свою очередь ведёт, в дальнейшем, к снижению успеваемости в период школьного обучения и служит причиной дисграфии и дислексии, что подтверждается в работах Р.Е. Левиной [8,24].
Е.Ф. Архипова отмечает, что нарушение звукопроизношения у детей с дизартрией связано с органической недостаточностью иннервации мышц (периферического речевого аппарата), проявляющееся в искажении, смешении, замене или пропусках звуков [1,3].
Изучением общего недоразвития речи (ОНР) занимались такие известные авторы как Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и другие исследователи.
В своих работах Р.Е. Левина [24] указывает на недоразвитие фонематических процессов у детей с дизартрией. При нормотипичном развитии, овладение ребенком звукопроизношением его сенсорные и моторные компоненты речи представляют собой единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесном взаимодействии. При дизартрии речедвигательный анализатор в процессе восприятия устной речи играет тормозящую роль. Нарушения в нем создают вторичные осложнения в дифференциации звуков и звуковом анализе, что приводит к смазанной, непонятной речи у детей с дизартрией, которая не даёт возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля и звукового анализа
В работе с данной категорией детей необходима своевременная логопедическая помощь. Для успешного преодоления перечисленных нарушений логопеды ищут новые подходы, технологии и приемы для устранения недостатков речи. Игровые технологии приобретают важное значение в коррекционно-развивающем процессе детей дошкольного возраста с ОНР при дизартрии. В трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как Л.С. Выготского, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др., указывается, что игра направлена на всестороннее развитие ребенка. Коррекционная работа с детьми с ОНР и дизартрией требует разнообразных игровых приемов коррекции, вызывающих интерес к занятиям и учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. [7, 25, 33, 43].
Воспитание речи в дошкольном возрасте - необходимое условие для полноценного развития личности. Важно своевременно выявить детей с ОНР, организовать логопедическое воздействие для исправления первичного дефекта и предупреждения вторичного, а также подготовить их к дальнейшему обучению в школе. Поэтому проблема изучения формирования звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией является актуальной. [17].
В этой работе мы рассмотрим коррекционную роль использования логопедических средств воздействия на логопедических занятиях в развитии звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией.
Объект исследования: состояние звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией .
Предмет исследования: процесс формирование звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией средствами логопедического воздействия.
Цель исследования: на основе изучения литературы и анализа результатов логопедического обследования старших дошкольников с ОНР и дизартрией разработать содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Подготовить констатирующий эксперимент и провести анализ полученных результатов.
3. Подобрать содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при дизартрии.
Методы исследования выбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также цели и задач исследования:
Методы исследования:
- теоретический метод: анализ психологической, педагогической,
клинической и методической отечественной и зарубежной литературы;
- экспериментальный метод: проведение констатирующего эксперимента и анализа полученных результатов исследования состоит в разработке и систематизации методов диагностики данной проблемы.
Теоретическая значимость: в работе представлено теоретико -
методологическое обоснование проблемы формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и дизартрией.
Практическая значимость работы заключается в подборе логопедической литературы по содержанию логопедической работы по формированию звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР и дизартрией.
Методологической основой и теоретической базой данной работы являются работы отечественных ученых, в которых рассматриваются следующие вопросы:
- процесс развития речи в онтогенезе (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин и др.);
- особенности развития речи детей с ОНР (Т.В. Волосовец, О.Н. Жовницкая, Г.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и, др.);
- методические рекомендации по коррекции общего недоразвития речи (Л.С. Волкова, Т.В. Волосовец, Г.Г. Голубева, Е.Н. Кутепова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина,Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева,М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, Г.Р. Шашкина и др.).
Исследование осуществлялось на базе МБДОУ № 31 комбинированного вида в городе Нижний Тагил. В период с 15 сентября по 10 октября 2021 года. В эксперименте принимали участие 10 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет с ОНР при дизартрии.
В ходе нашей работы мы рассмотрели онтогенез становления произносительной стороны речи детей дошкольного возраста, рассмотрели функции речи с точки зрения различных авторов и выяснили, что развитие речи неразрывно связано с ведущей деятельностью ребёнка и высшими психическими функциями.
Также мы проанализировали психолого-педагогические особенности детей с ОНР и дизартрией, понятие «ОНР» и дизартрия,а также уровни речевого развития, выделенные Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой.
Мы выяснили, что при ОНР отмечаются нарушения в формировании всех компонентов речевой системе (недоразвитие фонематического слуха, нарушения звукопроизношения, отставание формирования лексико-грамматического строя речи) у детей с сохранным слухом и интеллектом. Проявления дефекта по степени тяжести могут иметь общее недоразвитие речи трех уровней. Данные три уровня подробно описала в своей работе Р.Е. Левина.
Анализ источников по коррекции ОНР показал, что у данной категории детей формирование звукопроизношения не возможно без коррекции других процессов. Кроме того, дети нуждаются в длительной, систематической логопедической помощи, направленном на развитие всех компонентов речевой системы.
В ходе эксперимента, мы выявили, что у абсолютного числа исследуемых нами детей (100%) нарушено звукопроизношение. И наибольшее количество нарушений выявлено в группе сонорных звуков. Наименьшие нарушения в группе свистящих и шипящих. Произношение звуков группы переднеязычных, заднеязычных, губно-зубных звуков у детей старшего возраста с ОНР и с дизартрией не нарушено.
Основные виды нарушений по типу искажений, отсутствие звуков, замена и горловой ротацизм.
Так же мы выявили, что у большинства детей (70%) полиморфное нарушение звукопроизношения, а мономорфный вариант нарушения звукопроизношения выявлен у 30 % детей.
Проведенное исследование показало, что у всех исследуемых детей старшего дошкольного возраста с ОНР и дизартрией имеются нарушения общей моторики. Наиболее ярко выражены такие нарушения, как нарушение объема, нарушение произвольных движений, скорости, переключаемости и амплитуды движений невозможность удержания поз, нарушен самоконтроль, недостаточное понимание инструкций. Все это указывает на необходимость коррекционной работы общей моторики у исследуемой группы детей.
Анализируя полученные результаты по диагностике мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и дизартрией, можно сделать вывод, что мелкая моторика рук у исследуемых детей недостаточно развита.
Их движения напряжены, скованны, замедленны, нарушена переключаемость от одного движения к другому, отмечаются содружественные движения пальцев рук. Особые затруднения у детей вызвали задания, при которых необходимы различные манипуляции с пальцами рук. Большая часть детей нуждаются в развитии мелкой моторики.
Таким образом, у большинства детей характеризуются нарушенные стороны моторики рук.
Изучение фонематического восприятия у наших исследуемых показало, что фонематическое восприятие развито недостаточно у всех детей. Большинство из них испытывает затруднения при дифференциации свистящих и шипящих звуков, при анализе звукового состава слова. Так, дети испытывали затруднения и делали ошибки в воспроизведении сложных ритмов, но могли исправить свои ошибки со второго предъявления. При повторении за логопедом цепочки слов, такие как почка - бочка - почка, у детей так же возникали затруднения. Как и при фонемном анализе слов и звуковом синтезе.
Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что нарушения звукопроизношения влияют на формирование фонематического слуха и к овладениям навыкам звукового синтеза.
Проанализировав результаты обследования исследуемых детей мы определили основные моменты логопедической работы с каждым ребёнком, что позволило на индивидуальных занятиях отработать слабые стороны речевого и общего развития ребёнка, которые больше всего нуждаются в коррекции.
Нами была составлена логопедическая программа на основе программы Лопатиной Л.В., Голубевой Г.Г., Баряевой Л.Б.
В нашей работе мы разработали такие направления как:
- Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики.
- Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
- Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.
Особая роль в работе отводится активной помощи воспитателя и родителей, что способствует значительному сокращению срока работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты.
Таким образом, в процессе специально - организованного обучения с дошкольниками с дизартрией, имеющими нарушения звукопроизношения, удается не только преодолеть эти нарушения, но и овладеть системой практической грамматики, что позволит преодолеть трудности в дальнейшем школьном обучении и постепенно сформировать базу для успешного обучения в школе.
Также мы проанализировали психолого-педагогические особенности детей с ОНР и дизартрией, понятие «ОНР» и дизартрия,а также уровни речевого развития, выделенные Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой.
Мы выяснили, что при ОНР отмечаются нарушения в формировании всех компонентов речевой системе (недоразвитие фонематического слуха, нарушения звукопроизношения, отставание формирования лексико-грамматического строя речи) у детей с сохранным слухом и интеллектом. Проявления дефекта по степени тяжести могут иметь общее недоразвитие речи трех уровней. Данные три уровня подробно описала в своей работе Р.Е. Левина.
Анализ источников по коррекции ОНР показал, что у данной категории детей формирование звукопроизношения не возможно без коррекции других процессов. Кроме того, дети нуждаются в длительной, систематической логопедической помощи, направленном на развитие всех компонентов речевой системы.
В ходе эксперимента, мы выявили, что у абсолютного числа исследуемых нами детей (100%) нарушено звукопроизношение. И наибольшее количество нарушений выявлено в группе сонорных звуков. Наименьшие нарушения в группе свистящих и шипящих. Произношение звуков группы переднеязычных, заднеязычных, губно-зубных звуков у детей старшего возраста с ОНР и с дизартрией не нарушено.
Основные виды нарушений по типу искажений, отсутствие звуков, замена и горловой ротацизм.
Так же мы выявили, что у большинства детей (70%) полиморфное нарушение звукопроизношения, а мономорфный вариант нарушения звукопроизношения выявлен у 30 % детей.
Проведенное исследование показало, что у всех исследуемых детей старшего дошкольного возраста с ОНР и дизартрией имеются нарушения общей моторики. Наиболее ярко выражены такие нарушения, как нарушение объема, нарушение произвольных движений, скорости, переключаемости и амплитуды движений невозможность удержания поз, нарушен самоконтроль, недостаточное понимание инструкций. Все это указывает на необходимость коррекционной работы общей моторики у исследуемой группы детей.
Анализируя полученные результаты по диагностике мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и дизартрией, можно сделать вывод, что мелкая моторика рук у исследуемых детей недостаточно развита.
Их движения напряжены, скованны, замедленны, нарушена переключаемость от одного движения к другому, отмечаются содружественные движения пальцев рук. Особые затруднения у детей вызвали задания, при которых необходимы различные манипуляции с пальцами рук. Большая часть детей нуждаются в развитии мелкой моторики.
Таким образом, у большинства детей характеризуются нарушенные стороны моторики рук.
Изучение фонематического восприятия у наших исследуемых показало, что фонематическое восприятие развито недостаточно у всех детей. Большинство из них испытывает затруднения при дифференциации свистящих и шипящих звуков, при анализе звукового состава слова. Так, дети испытывали затруднения и делали ошибки в воспроизведении сложных ритмов, но могли исправить свои ошибки со второго предъявления. При повторении за логопедом цепочки слов, такие как почка - бочка - почка, у детей так же возникали затруднения. Как и при фонемном анализе слов и звуковом синтезе.
Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что нарушения звукопроизношения влияют на формирование фонематического слуха и к овладениям навыкам звукового синтеза.
Проанализировав результаты обследования исследуемых детей мы определили основные моменты логопедической работы с каждым ребёнком, что позволило на индивидуальных занятиях отработать слабые стороны речевого и общего развития ребёнка, которые больше всего нуждаются в коррекции.
Нами была составлена логопедическая программа на основе программы Лопатиной Л.В., Голубевой Г.Г., Баряевой Л.Б.
В нашей работе мы разработали такие направления как:
- Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики.
- Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
- Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.
Особая роль в работе отводится активной помощи воспитателя и родителей, что способствует значительному сокращению срока работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты.
Таким образом, в процессе специально - организованного обучения с дошкольниками с дизартрией, имеющими нарушения звукопроизношения, удается не только преодолеть эти нарушения, но и овладеть системой практической грамматики, что позволит преодолеть трудности в дальнейшем школьном обучении и постепенно сформировать базу для успешного обучения в школе.





