ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.. 6
1.1. Определение понятия «межличностные отношения» в
источниках и научной литературе. Межличностные отношения нормотипичных детей дошкольного возраста 6
1.2. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с
умственной отсталостью 11
1.3. Специфика межличностных отношений у детей дошкольного
возраста с умственной отсталостью по данным научных исследований 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 22
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
задействованных в экспериментальном изучении специфики межличностных отношений 22
2.2. Обоснование выбора психодиагностического инструментария и
описание процесса психологической диагностики межличностных отношений детей дошкольного возраста с умственной отсталостью... 25
2.3. Ход констатирующего этапа эксперимента и анализ результатов
экспериментального изучения специфики межличностных отношений детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 33
ГЛАВА 3. ПЕСКОТЕРАПИЯ КАК ОДНОИЗ СРЕДСТВ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 46
3.1. Пескотерапия как одно из средств работы специального психолога с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью, в том числе по совершенствованию у них межличностных
отношений 46
3.2. Процесс составления и содержание программы
совершенствования межличностных отношений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством
пескотерапии 52
3.3. Частичная апробация программы и проведение промежуточного
мониторинга с анализом его результатов с последующим составлением методических рекомендаций педагогам по дальнейшей апробации программы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 141
Актуальность темы межличностных отношений детей дошкольного возраста с умственной отсталостью объясняется тенденцией интеграции данной категории детей в общеобразовательные учреждения. В последнее время родители детей с умственной отсталостью предпочитают отдавать их на обучение в общеобразовательные учреждения общего назначения.
Любые отношения - это взаимодействие людей. А в психологии «взаимодействие» - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, порождающий взаимную связь. Потребность во взаимной связи, то есть в общении, возникает у человека чуть ли не с самого рождения. Известно, что личность человека формируется в процессе общения с людьми. Поэтому первые отношения с родителями, взрослыми, а в дальнейшем общение со сверстниками создают платформу для развития ребенка в будущем, его благоприятной социализации [17].
Умственная отсталость - это нарушение познавательной деятельности, возникающее как следствие органического поражения коры головного мозга. Нарушения интеллекта,характеризующиеся недоразвитием высших психических функций и когнитивной сферы, различается по патогенезу, этиологии, локализации, особенностям течения, клиническим проявлениям и времени, когда оно возникло. Особенности обучающихся с нарушением интеллектуального развития устанавливают ограничения в получении информации об окружающем мире, меняют способы коммуникации, создают множество трудностей социальной адаптации. Нарушения, возникающие вследствие умственной отсталости, ведут к трудностям в коммуникативных отношениях, со сверстниками в том числе. Это происходит из-за неадекватных эмоционально-волевых проявлений. Поэтому детям дошкольного возраста с умственной отсталостью трудно включаться в коллектив, адаптироваться, налаживать отношения со сверстниками в новой социальной среде.
Коммуникативные способности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью формируются также, как и у нормотипичных детей, но с существенным опозданием и рядом особенностей. То, что изучение отклонений в развитии межличностных отношений является актуальным и важным именно на первых этапах становления личности, несомненно, поскольку конфликт во взаимоотношениях обучающегося со сверстниками может стать серьёзной угрозой личностному развитию и социальной адаптации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды следующих ученых: А. Д. Виноградова, Н. В. Коломенского, А. П. Конова, А. Р. Лурия, В. Г. Петрова и др.
Объект исследования - специфика межличностных отношений детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Предмет исследования - пескотерапиякак одно из средств совершенствования межличностных отношений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Цель исследования - составление программы совершенствования межличностных отношений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством пескотерапии, её частичная апробация с последующим составлением методических рекомендаций педагогам по ее дальнейшей апробации.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу и другие источники по теме исследования.
2. Спланировать, организовать и реализовать констатирующий этап эксперимента с целью выявления специфики межличностных отношений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
3. Составить и частично апробировать программу
совершенствования межличностных отношений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством пескотерапии.
4. Провести промежуточный мониторинг результатов апробации программы и составить методические рекомендации педагогам по ее дальнейшей апробации.
5. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями «Положения о выпускной квалификационной работе в УрГПУ».
База исследования: исследование проводилось на базе филиала МАДОУ № 49 «Радуга» - детский сад № 5 «Ручеек», реализующего
адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с задержками психического развития, нарушениями интеллекта и детей с расстройствами аутистического спектра».
Методы и методики исследования:
Методы: наблюдение, беседа
Методики: методика Т.Д. Марцинковской «Два ломика»; проективная визуально-вербальная методика Рене Жиля; методика «Цветовая социометрия».
Структура работы:работа состоит извведения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Работа в своей структуре содержит 16 рисунков и 7 таблиц. Объем - 77 страниц машинописного текста. В приложении представлены регистрационные листы констатирующего этапа эксперимента и промежуточного мониторинга апробации коррекционно-развивающей программы к методике фильм-тест Рене Жиля, таблица-ключ к данной методике, также протоколы диагностики по методике Дж. Л. Морено «Цветовая социометрия» констатирующего этапа эксперимента и промежуточного мониторинга апробации коррекционно-развивающей программы, интерпретация данных к этой методике.
Многие отечественные (Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Л. М. Шипицына и др.) и зарубежные (Р. Бейлз, Х. Блэкок, Г. Уиткин и др.) ученые занимались изучением межличностных отношений. Исследования данного феномена продолжаются и в настоящее время. Особое внимание уделяется изучению межличностных отношений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Межличностные отношения включают в себя не только коммуникацию ребенка со сверстниками, но и с педагогами, воспитателями и родителями. Движущей силой развития ребенка являются его деятельность и общение с окружающими людьми, особенно это важно на начальных этапах формирования личности - в дошкольном возрасте. Поэтому изучение межличностных отношений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью представляется важным и актуальным.
Для большинства детей с умственной отсталостью в дошкольном возрасте наиболее характерной является ситуативно-деловая форма общения, т.е. общение со взрослым проще и естественнее для них происходит на фоне деловых контактов. Внеситуативные формы общения у них развиты крайне слабо: они обычно пренебрегают познавательными контактами и беседами на личностные темы. Лишь у немногих детей дошкольного возраста с умственной отсталостью к 7 годам начинает преобладать внеситуативно - познавательная форма общения.
Дети дошкольного возраста с умственной отсталостью мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий. На настоятельные вопросы собеседника дети с умственной отсталостью отвечают очень кратко и односложно. Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностного, необходимо постоянно стимулировать их активность.Своевременное выявление нарушений в сфере межличностных отношений и последующая коррекция способствует эффективной адаптации ребенка в обществе.
Диагностика отношений со сверстниками является одной из важных задач психодиагностики. Для полной оценки нужно использовать комплекс методов и методик, позволяющий оценить все стороны отношений со сверстниками. В данной работе были использованы методы наблюдения и беседы и методики Т. Д. Марцинковской «Два домика», проективная визуально-вербальная методика фильм-тест Рене Жиля,
методика Дж. Л. Морено «Цветовая социометрия».
Экспериментальное изучение проходило на базе филиала МАДОУ № 49 «Радуга» - детский сад № 5 «Ручеек», реализующий АООП дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Соответственно контингент
испытуемых составили дети дошкольного возраста с умственной отсталостью. Это были обучающиеся 6-7 лет в количестве 10 человек.В результате проведения эксперимента были выявлены: низкий уровень потребности в общении, несформированность коммуникативных навыков, неумение работать в команде, слушать собеседника и договариваться, неспособность самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию.
На основании анализа результатов проведенного констатирующего этапа эксперимента была составлена коррекционно-развивающая программа по совершенствованию межличностных отношений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством пескотерапии. В ходе формирующего этапа эксперимента из данной коррекционно-развивающей программы было проведено 15 занятий. Был проведен промежуточный мониторинг апробации коррекционно-развивающей программы и методические рекомендации педагогам по дальнейшему эффективному использованию данной программы.
В результате анализ результатов промежуточного мониторинга показал, что составленная программа дает положительную динамику в совершенствовании межличностных отношений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью и вероятнее всего будет эффективна в достижении положительных результатов.
Обобщая результаты проделанной работы, можно сказать, что цель выпускной квалификационной работы была достигнута, задачи реализованы.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : учеб. пособие / В. В. Абраменкова. - Москва : ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
2. Алифанов, С. А. Основные направления анализа лидерства / С. А. Алифанов // Вопросы психологии. - 2015.- № 3. - С. 90-96.
3. Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учеб.пособие / О. В. Алмазова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования УрГПУ, 2010. - 305 с.
4. Андреева, Г. М. Межличностное восприятие в группе / Г. М. Андреева, А. И. Донцова. - М. : МГУ, 2016. - 292 с.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2019. - 363 с. -
6. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в
коллективе / Н. П. Аникеева. - М. : Просвещение, 2016. - 94 с.
7. Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых
обучающихся дошкольного возраста и пути его активизации / Д. И. Аугене // Дефектология. - 2015. - №4 - С. 76-80.
8. Баряева, Л. Б. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, А. Зарин. - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 479 с.
9. Бежаева, Д. Н. Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников: материалы VIII междунар. науч. конф., Самара, март 2016 г. / Д. Н. Бежаева, О. А. Зиновенко. - Самара : Изд-во АСГАРД,
2016. - С. 53-56.
10. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2015. - 192 с.
11. Бодалева, А. А. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М. : Изд-во Моск. ун-та,
2017. - 304с.
12. Большебратская, Э. Э. Песочная терапия / Э. Э. Большебратская.
- Петропавловск, 2010. - 74 с.
13. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.
- СПб. : Союз, 2015. - 143 с.
14. Гаурилиус, А. И. Возрастная динамика представлений учащихся вспомогательной школы о себе и одноклассниках в системе межличностных отношений: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 19.00.07 / А. И. Гаурилиус. - Мн, 2016. - 20 с.
15. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман, Г. С. Прокопенко. - М. : Знак Почета, 2016. - 23 с.
16. Головина, Ж. Н. Некоторые особенности общения с взрослым обучающихся дошкольного возраста с нарушениями умственного развития. Обучение и воспитание умственно отсталых обучающихся и подростков / Ж. Н. Головина. Иркутск : ИГПИ. - 2017. - 231 с.
17. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Институт социальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.
18. Донцов, А. И. О понятии группы в социальной психологии. Социальная психология: хрестоматия/ А. И. Донцов ; сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М. : Аспект-Пресс, 2015 - 471с.
19. Донцов, А. И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования / А. И. Донцов. - М. : МГУ , 2015. - 207 с.
20. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев.
- М. : Норма-Инфа, 2016. - 624 с.
...