Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение технологий преодоления стресса в процессе психолого- педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

Работа №93359

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7
1.1. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих
детей с расстройствами аутистического спектра 7
1.2. Описание проявлений стресса у членов семей, воспитывающих
детей с расстройствами аутистического спектра 12
1.3. Обзор технологий преодоления стресса и специфика их применения
в процессе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра 21
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СТРЕССА У СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ПРОЦЕССЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ 26
2.1. Характеристика базы исследования и выборки испытуемых 26
2.2. Обоснование выбора методов и методик выявления уровня стресса
у семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра 27
2.3. Описание психодиагностических процедур и анализ результатов
экспериментального изучения уровня стресса у семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра 30
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА 34
3.1. Составление программы психолого-педагогического
сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, с применением технологий преодоления стресса 34
3.2. Описание процесса апробации названной программы
(формирующий этап эксперимента) 42
3.3. Промежуточный мониторинг результатов апробации программы и
составление методических рекомендаций в адрес специального психолога по дальнейшей её апробации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60


Актуальность проблемы исследования выражается определением противоречия между запросами членов семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (расстройство аутестического спектра), на оказание высококвалифицированной помощи и самими детям, и семье и недостаточным уровнем разработки конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения названных семей, поскольку дети с расстройство аутестического спектра только недавно получили свою нишу в образовательном пространстве. Произошло это благодаря закону «Об образовании» (2012 год) и появившемуся в 2014 году федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), который вступил в силу с первого сентября 2016 года. Благодаря этим законодательным актам дети с расстройство аутистического спектра получили возможность обучаться в соответствии с требованиями ФГОС НОО по четырём вариантам получения образования (8.1., 8.2., 8.3., 8.4.).
Актуальность темы исследования заключается в определении противоречия в конкретном направлении оказания помощи семьям, воспитывающим детей с расстройство аутистического спектра. Противоречие обнаружено между теоретической разработанностью технологий преодоления стресса и практическим их воплощением в процесс психолого-педагогического сопровождения названных семей.
Так, при анализе исследований отечественных и зарубежных ученых, таких, например, как К. С. Лебединская, О. С. Никольская и её многочисленные сотрудники и ученики, И. Л. Шпицберг, Р. Шрамм и другие, можно найти указания на то, что проблемам семейного воспитания детей с расстройство аутистического спектра необходимо уделять самое пристальное внимание.
Семьи, воспитывающие детей с расстройство аутистического спектра, прежде всего, страдают от тех ограничений, которые связаны с особенностями структуры дефекта при этом нарушении развития ребёнка. У ребёнка с расстройство аутистического спектра нет возможности традиционного для детей общения не только с социумом, по и со своими родителями. Сами родители также затрудняются в определении
потребностей ребёнка в контактах, не имеют компетенций в налаживании его отношений со сверстниками и другими людьми. Это вызывает стресс у родителей, а вторично стремление замкнуться в рамках семьи, чтобы оградить ребёнка от негативного влияния окружающих людей, которые не всегда понимают, что происходит с ребенком, почему он так себя ведет, проявляют бестактность по отношению и к ребёнку, и к его родителям, что еще больше усугубляет состояние последних. Семья, воспитывающая ребенка с расстройство аутистического спектра, также аутизируется, замыкается в своём горе. Такая вынужденная изолированность от социума еще более углубляет проблемы и ребенка, и его родителей.
В некоторых исследованиях учёных (в частности, американских психологов) указывается, что в большей мере стрессу подвержены матери детей с расстройство аутистического спектра, поскольку они, во-первых, испытывают чувство вины необъяснимой даже для себя, во-вторых, они в как раз осуществляют уход за своим ребенком, находясь постоянно при нём. Такие женщины, как правило, отрекаются от своей жизни: от своих занятий, профессиональной карьеры, учебы, интересов, круга друзей и т.д. ради благополучия ребенка, посвящая ему всё своё время, одновременно страдая от своей беспомощности и неумения наладить контакт с ним. Поэтому родителям таких детей, особенно матери, нужна и моральная и психолого-педагогическая поддержка, а также обучение приемам и методам, способствующим возможной социализации ребенка. Все это укладывается в рамки психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройство аутистического спектра.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
Предмет исследования - технологии преодоления стресса в процессе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Цель исследования - составление и апробация программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, с применением технологий преодоления стресса у членов этих семей.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать источники и научную литературу по проблеме и теме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап эксперимента по выявлению уровня стресса в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
3. Проанализировать полученные результаты.
4. На основе полученных результатов и с опорой на теоретический анализ проблемы исследования составить программу психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, с применением технологий преодоления стресса у членов этих семей.
5. Частично апробировать программу.
6. Провести промежуточный мониторинг результатов апробации программы.
7. Составить методические рекомендации в адрес специального психолога по дальнейшей апробации программы.
Теоретическую базу исследования составили труды, посвященные изучению особенностей взаимоотношений между детьми и родителями:
А. Я. Варга, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, В. В. Столин и др. Кроме того, опора была на теоретические положения исследований в области расстройств аутистического спектра у детей: К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др.
Методы и методики исследования:
1. Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез; аналогия; обобщение.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий этапы
эксперимента.
Методики:
Методика обозначения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; анкетный тест Спилбергера; опросник Т.А. Иванченко, М.А. Иванченко, Т.П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»; шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье Филлиона.
Структура работы: в целом работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения исследования в рамках выпускной квалификационной работы были проанализированы теоретические источники и литература, посвященные основным теоретическим блокам, входящим в актуализированные проблему и тему исследования. Были проанализированы методологические основания проблемы понятийно-терминологических оснований таких дефиниций, как «сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение», «расстройства аутистического спектра», «дети с расстройствами аутистического спектра», «семья, воспитывающая детей с расстройствами аутистического спектра», «стресс», «технологии преодоления стресса» и другие сопутствующие им понятия. Теоретический анализ позволил изложить указанные дефиниции в параграфы первой теоретической главы работы.
Вторая глава работы позволила осветить тему исследования с практической точки зрения работы педагога-психолога по диагностическому направлению сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройство аутистического спектра. В эксперименте приняли участие две семьи. Экспериментальная работа проводилась в индивидуальном формате с членами семьи. В диагностическом процессе применялся хорошо зарекомендовавший себя в практической деятельности психологов диагностический инструментарий, в должной мере валидный и несложный для выполнения респондентами.
Данные, полученные в процессе диагностики, подтвердили теоретические положения о том, что стресс является непреложенным спутником состояния членов семей, которые воспитывают детей с расстройство аутистического спектра. Подтверждён факт того, что в большей мере стрессу подвержены матери таких детей, которые все свои жизненные ресурсы тратят на своего ребёнка, помогая ему в деле социализации. Но более всего стрессовые состояния вызывает, конечно, отношение социального окружения к самому факту существования этих семей с таким неординарным по поведению ребёнком. Поводом для накопления стресса и проявлений стрессового состояния, к сожалению, является и процесс организации образования этих детей. Далеко не все педагоги видят в своём функционале обязанность сопровождать семью такого ребёнка долженствующим образом. Таким образом у семьи, воспитывающей ребенка с расстройство аутистического спектра, есть множество причин для пополнения багажа стрессовых состояний. Кроме того, следует отметить факт, что в одной из семей, участвующих в экспериментальной работе, ребёнок воспитывается одной мамой, что тоже является дополнительным стрессогенным фактором, усугубляющим состояние как самой матери, так и её ребенка с расстройство аутистического спектра. Отсюда, именно у этой мамы выявлена низкая сопротивляемость стрессу, её моральное и психологическое состояние вызывает обоснованные опасения. У членов второй семьи выявлен пороговый уровень сопротивления стрессу. Более того, отмечается чёткая корреляция между уровнем сопротивления стрессу и количеством и качеством стрессовых ситуаций в жизни, связанных с проблемами ребёнка с расстройство аутистического спектра. Устойчивость к стрессу снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. В той и другой семье устойчивость к влиянию стрессогенных факторов снижается от того, что на борьбу с возникающими негативными психологическими состояниями эти люди вынуждены тратить большую часть своей энергии и жизненных ресурсов.
Главный вывод экспериментального этапа исследования состоит в том, что ребёнок с расстройство аутистического спектра, находясь ежедневно в окружении самых близких людей, истощенных стрессами и в целом несчастных, не может не получать негативных влияний от их состояния, поэтому тоже получает свои стрессовые состояния. Иначе говоря, у несчастных родителей не может быть счастливого ребенка. Отсюда следует необходимость оказания поддержки членам семей, воспитывающих детей с расстройство аутистического спектра.
В третьей главе данного исследования приводится процесс составления и частичной апробации программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройство аутестического спектра, с применением технологий преодоления стресса.
В целом программа рассчитана на проведение 12 занятий продолжительностью 40 минут с использованием технологий преодоления стресса у членов семей, воспитывающих детей с расстройство аутистического спектра. В силу известных обстоятельств, в практической деятельности экспериментатора было реализовано шесть занятий.
Родители детей с большим удовольствием откликнулись на предложение поучаствовать в этих занятиях, что ещё раз дополнительно указывает на их личностную ущемлённость в контактах с социумом, а именно с людьми, готовыми понимать их насущные каждодневные проблемы, а также не спешащими осудить их в чём-либо. Одновременно это указывает еще и на недостаточность тех мероприятий, которые проводятся в «стандартном наборе» услуг, которые положены в психолого-педагогическом сопровождении таких семей.
Несмотря на то, что программа не была до конца апробирована, анализ результатов проведенного промежуточного мониторинга с использованием того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе эксперимента, показал, что сопротивляемость стрессовым явлениям у членов семей оказалась на среднем уровне. Таким образом, можно зафиксировать факт эффективности внедрения таких программ в практику психологического сопровождения в рамках общего психолого¬педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройство аутистического спектра.
Предполагаем, что результаты апробации всей программы могли бы дать более высокие показатели эффективности психологической линии сопровождения семей, принявших участие в экспериментальной части данного исследования. Это является перспективной линией исследования наряду с составлением методических рекомендаций в адрес педагогов- психологов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Более полными такие рекомендации станут именно после апробации всей программы в целом.
Таким образом, задачи исследования были решены, следовательно, цель достигнута. Перспективы исследования определены.


1. Бабий, Т. В. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования / Т. В. Бабий // Психология образования: образовательный потенциал развития личности. - 2020. -
С. 372-377.
2. Бабий, Т. В. Традиционные и инновационные формы взаимодействия с педагогами и родителями при осуществлении психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых обучающихся с расстройствами аутистического спектра / Т. В. Бабий // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. - 2021. - С. 199-203.
3. Бессонова, В. В. Программа психолого-педагогического сопровождения семей детей с РАС в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи / В. В. Бессонова // Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. - 2018. - С. 56-62.
4. Высотина, Т. Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Н. Высотина. - СПб., 2015. - 22 с.
5. Горина, Е. Н. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра / Е. Н. Горина, Е. С. Гринина, Т. Ф. Рудзинская // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - №. 5. - С. 33-39.
6. Гурова, М. Д. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ / М. Д. Гурова, Е. А. Байер // Педагогика и психология в современном мире. - 2020. - С. 306-317.
7. Дубровина, Н. А. Оптимизация личностного потенциала родителей как аспект сопровождения семей с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата / Н. А. Дубровина, Е. С. Набойченко // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 8. - С. 199-203.
8. Ермолаева, Ю. Н. Ребенок с ограниченными возможностями в
семье: медикосоциальная реабилитация : дисс... док. мед. наук /
Ю. Н. Ермолаева. - Вологда, 2018. - 385 с.
9. Жданова, М. А. Технологии профилактики и реабилитации в работе службы сопровождения / М. А. Жданова // Академия профессионального образования. - 2020. - № 5. - С. 43-58.
10. Жуков, Д. Е. Центральные личностные функции у родителей детей с РДА / Д. Е. Жуков // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, социальной психологии : матер. III съезда Российской психотерапевтической ассоциации и науч. -практич. конф. - Курск : Изд-во Курск. Гос. Ун-та, 2015. - С. 41-43.
11. Игнатенко, О. Е. Особенности работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития (региональный опыт) / О. Е. Игнатенко, Е. Б. Марущак // Комплексные исследования детства. - 2020. - Т. 2. - № 4. - С. 3-9.
12. Карвасарская, И. Б. Психологическая помощь аутичной семье / И. Б. Карвасарская // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии : мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. - Курск : Изд-во Курск.гос. ун-та, 2017. - С. 271-276.
13. Красильникова, Е. Д. Роль семейного функционирования в процессе реабилитации ребенка с ранним детским аутизмом / Е. Д. Красильникова // Ананьевские чтения - 2018 : материалы научной конференции / под редакцией Л. А. Цветковой, В. М. Аллахвердова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2018. - Выпуск 2. - С. 285-287.
14. Кудайбергенова, С. К. Исследование родительского отношения к детям с ограниченными психическими возможностями : автореф. дис. ... канд. психол. наук / С. К. Кудайбергенова. - Алматы, 2018. - 23 с.
15. Кулагина, Е. В. Гендерные проблемы адаптации семей с детьми- инвалидами / Е. В. Кулагина // Народонаселение. - 2018. - № 4. - С. 15-18.
16. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. - М. : Изд- во Моск. ун-та, 2016. - 167 с.
17. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. - М. : Просвещение, 2018. - 239 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ