Применение технологий преодоления стресса в процессе психолого-
педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей
с расстройствами аутистического спектра
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7
1.1. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих
детей с расстройствами аутистического спектра 7
1.2. Описание проявлений стресса у членов семей, воспитывающих
детей с расстройствами аутистического спектра 12
1.3. Обзор технологий преодоления стресса и специфика их применения
в процессе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра 21
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СТРЕССА У СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ПРОЦЕССЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ 26
2.1. Характеристика базы исследования и выборки испытуемых 26
2.2. Обоснование выбора методов и методик выявления уровня стресса
у семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра 27
2.3. Описание психодиагностических процедур и анализ результатов
экспериментального изучения уровня стресса у семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра 30
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА 34
3.1. Составление программы психолого-педагогического
сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, с применением технологий преодоления стресса 34
3.2. Описание процесса апробации названной программы
(формирующий этап эксперимента) 42
3.3. Промежуточный мониторинг результатов апробации программы и
составление методических рекомендаций в адрес специального психолога по дальнейшей её апробации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
Актуальность проблемы исследования выражается определением противоречия между запросами членов семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (расстройство аутестического спектра), на оказание высококвалифицированной помощи и самими детям, и семье и недостаточным уровнем разработки конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения названных семей, поскольку дети с расстройство аутестического спектра только недавно получили свою нишу в образовательном пространстве. Произошло это благодаря закону «Об образовании» (2012 год) и появившемуся в 2014 году федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), который вступил в силу с первого сентября 2016 года. Благодаря этим законодательным актам дети с расстройство аутистического спектра получили возможность обучаться в соответствии с требованиями ФГОС НОО по четырём вариантам получения образования (8.1., 8.2., 8.3., 8.4.).
Актуальность темы исследования заключается в определении противоречия в конкретном направлении оказания помощи семьям, воспитывающим детей с расстройство аутистического спектра. Противоречие обнаружено между теоретической разработанностью технологий преодоления стресса и практическим их воплощением в процесс психолого-педагогического сопровождения названных семей.
Так, при анализе исследований отечественных и зарубежных ученых, таких, например, как К. С. Лебединская, О. С. Никольская и её многочисленные сотрудники и ученики, И. Л. Шпицберг, Р. Шрамм и другие, можно найти указания на то, что проблемам семейного воспитания детей с расстройство аутистического спектра необходимо уделять самое пристальное внимание.
Семьи, воспитывающие детей с расстройство аутистического спектра, прежде всего, страдают от тех ограничений, которые связаны с особенностями структуры дефекта при этом нарушении развития ребёнка. У ребёнка с расстройство аутистического спектра нет возможности традиционного для детей общения не только с социумом, по и со своими родителями. Сами родители также затрудняются в определении
потребностей ребёнка в контактах, не имеют компетенций в налаживании его отношений со сверстниками и другими людьми. Это вызывает стресс у родителей, а вторично стремление замкнуться в рамках семьи, чтобы оградить ребёнка от негативного влияния окружающих людей, которые не всегда понимают, что происходит с ребенком, почему он так себя ведет, проявляют бестактность по отношению и к ребёнку, и к его родителям, что еще больше усугубляет состояние последних. Семья, воспитывающая ребенка с расстройство аутистического спектра, также аутизируется, замыкается в своём горе. Такая вынужденная изолированность от социума еще более углубляет проблемы и ребенка, и его родителей.
В некоторых исследованиях учёных (в частности, американских психологов) указывается, что в большей мере стрессу подвержены матери детей с расстройство аутистического спектра, поскольку они, во-первых, испытывают чувство вины необъяснимой даже для себя, во-вторых, они в как раз осуществляют уход за своим ребенком, находясь постоянно при нём. Такие женщины, как правило, отрекаются от своей жизни: от своих занятий, профессиональной карьеры, учебы, интересов, круга друзей и т.д. ради благополучия ребенка, посвящая ему всё своё время, одновременно страдая от своей беспомощности и неумения наладить контакт с ним. Поэтому родителям таких детей, особенно матери, нужна и моральная и психолого-педагогическая поддержка, а также обучение приемам и методам, способствующим возможной социализации ребенка. Все это укладывается в рамки психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройство аутистического спектра.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
Предмет исследования - технологии преодоления стресса в процессе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Цель исследования - составление и апробация программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, с применением технологий преодоления стресса у членов этих семей.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать источники и научную литературу по проблеме и теме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап эксперимента по выявлению уровня стресса в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
3. Проанализировать полученные результаты.
4. На основе полученных результатов и с опорой на теоретический анализ проблемы исследования составить программу психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, с применением технологий преодоления стресса у членов этих семей.
5. Частично апробировать программу.
6. Провести промежуточный мониторинг результатов апробации программы.
7. Составить методические рекомендации в адрес специального психолога по дальнейшей апробации программы.
Теоретическую базу исследования составили труды, посвященные изучению особенностей взаимоотношений между детьми и родителями:
А. Я. Варга, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, В. В. Столин и др. Кроме того, опора была на теоретические положения исследований в области расстройств аутистического спектра у детей: К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др.
Методы и методики исследования:
1. Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез; аналогия; обобщение.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий этапы
эксперимента.
Методики:
Методика обозначения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; анкетный тест Спилбергера; опросник Т.А. Иванченко, М.А. Иванченко, Т.П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»; шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье Филлиона.
Структура работы: в целом работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В процессе выполнения исследования в рамках выпускной квалификационной работы были проанализированы теоретические источники и литература, посвященные основным теоретическим блокам, входящим в актуализированные проблему и тему исследования. Были проанализированы методологические основания проблемы понятийно-терминологических оснований таких дефиниций, как «сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение», «расстройства аутистического спектра», «дети с расстройствами аутистического спектра», «семья, воспитывающая детей с расстройствами аутистического спектра», «стресс», «технологии преодоления стресса» и другие сопутствующие им понятия. Теоретический анализ позволил изложить указанные дефиниции в параграфы первой теоретической главы работы.
Вторая глава работы позволила осветить тему исследования с практической точки зрения работы педагога-психолога по диагностическому направлению сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройство аутистического спектра. В эксперименте приняли участие две семьи. Экспериментальная работа проводилась в индивидуальном формате с членами семьи. В диагностическом процессе применялся хорошо зарекомендовавший себя в практической деятельности психологов диагностический инструментарий, в должной мере валидный и несложный для выполнения респондентами.
Данные, полученные в процессе диагностики, подтвердили теоретические положения о том, что стресс является непреложенным спутником состояния членов семей, которые воспитывают детей с расстройство аутистического спектра. Подтверждён факт того, что в большей мере стрессу подвержены матери таких детей, которые все свои жизненные ресурсы тратят на своего ребёнка, помогая ему в деле социализации. Но более всего стрессовые состояния вызывает, конечно, отношение социального окружения к самому факту существования этих семей с таким неординарным по поведению ребёнком. Поводом для накопления стресса и проявлений стрессового состояния, к сожалению, является и процесс организации образования этих детей. Далеко не все педагоги видят в своём функционале обязанность сопровождать семью такого ребёнка долженствующим образом. Таким образом у семьи, воспитывающей ребенка с расстройство аутистического спектра, есть множество причин для пополнения багажа стрессовых состояний. Кроме того, следует отметить факт, что в одной из семей, участвующих в экспериментальной работе, ребёнок воспитывается одной мамой, что тоже является дополнительным стрессогенным фактором, усугубляющим состояние как самой матери, так и её ребенка с расстройство аутистического спектра. Отсюда, именно у этой мамы выявлена низкая сопротивляемость стрессу, её моральное и психологическое состояние вызывает обоснованные опасения. У членов второй семьи выявлен пороговый уровень сопротивления стрессу. Более того, отмечается чёткая корреляция между уровнем сопротивления стрессу и количеством и качеством стрессовых ситуаций в жизни, связанных с проблемами ребёнка с расстройство аутистического спектра. Устойчивость к стрессу снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. В той и другой семье устойчивость к влиянию стрессогенных факторов снижается от того, что на борьбу с возникающими негативными психологическими состояниями эти люди вынуждены тратить большую часть своей энергии и жизненных ресурсов.
Главный вывод экспериментального этапа исследования состоит в том, что ребёнок с расстройство аутистического спектра, находясь ежедневно в окружении самых близких людей, истощенных стрессами и в целом несчастных, не может не получать негативных влияний от их состояния, поэтому тоже получает свои стрессовые состояния. Иначе говоря, у несчастных родителей не может быть счастливого ребенка. Отсюда следует необходимость оказания поддержки членам семей, воспитывающих детей с расстройство аутистического спектра.
В третьей главе данного исследования приводится процесс составления и частичной апробации программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройство аутестического спектра, с применением технологий преодоления стресса.
В целом программа рассчитана на проведение 12 занятий продолжительностью 40 минут с использованием технологий преодоления стресса у членов семей, воспитывающих детей с расстройство аутистического спектра. В силу известных обстоятельств, в практической деятельности экспериментатора было реализовано шесть занятий.
Родители детей с большим удовольствием откликнулись на предложение поучаствовать в этих занятиях, что ещё раз дополнительно указывает на их личностную ущемлённость в контактах с социумом, а именно с людьми, готовыми понимать их насущные каждодневные проблемы, а также не спешащими осудить их в чём-либо. Одновременно это указывает еще и на недостаточность тех мероприятий, которые проводятся в «стандартном наборе» услуг, которые положены в психолого-педагогическом сопровождении таких семей.
Несмотря на то, что программа не была до конца апробирована, анализ результатов проведенного промежуточного мониторинга с использованием того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе эксперимента, показал, что сопротивляемость стрессовым явлениям у членов семей оказалась на среднем уровне. Таким образом, можно зафиксировать факт эффективности внедрения таких программ в практику психологического сопровождения в рамках общего психолого¬педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройство аутистического спектра.
Предполагаем, что результаты апробации всей программы могли бы дать более высокие показатели эффективности психологической линии сопровождения семей, принявших участие в экспериментальной части данного исследования. Это является перспективной линией исследования наряду с составлением методических рекомендаций в адрес педагогов- психологов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Более полными такие рекомендации станут именно после апробации всей программы в целом.
Таким образом, задачи исследования были решены, следовательно, цель достигнута. Перспективы исследования определены.
1. Бабий, Т. В. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования / Т. В. Бабий // Психология образования: образовательный потенциал развития личности. - 2020. -
С. 372-377.
2. Бабий, Т. В. Традиционные и инновационные формы взаимодействия с педагогами и родителями при осуществлении психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых обучающихся с расстройствами аутистического спектра / Т. В. Бабий // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. - 2021. - С. 199-203.
3. Бессонова, В. В. Программа психолого-педагогического сопровождения семей детей с РАС в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи / В. В. Бессонова // Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. - 2018. - С. 56-62.
4. Высотина, Т. Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Н. Высотина. - СПб., 2015. - 22 с.
5. Горина, Е. Н. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра / Е. Н. Горина, Е. С. Гринина, Т. Ф. Рудзинская // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - №. 5. - С. 33-39.
6. Гурова, М. Д. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ / М. Д. Гурова, Е. А. Байер // Педагогика и психология в современном мире. - 2020. - С. 306-317.
7. Дубровина, Н. А. Оптимизация личностного потенциала родителей как аспект сопровождения семей с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата / Н. А. Дубровина, Е. С. Набойченко // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 8. - С. 199-203.
8. Ермолаева, Ю. Н. Ребенок с ограниченными возможностями в
семье: медикосоциальная реабилитация : дисс... док. мед. наук /
Ю. Н. Ермолаева. - Вологда, 2018. - 385 с.
9. Жданова, М. А. Технологии профилактики и реабилитации в работе службы сопровождения / М. А. Жданова // Академия профессионального образования. - 2020. - № 5. - С. 43-58.
10. Жуков, Д. Е. Центральные личностные функции у родителей детей с РДА / Д. Е. Жуков // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, социальной психологии : матер. III съезда Российской психотерапевтической ассоциации и науч. -практич. конф. - Курск : Изд-во Курск. Гос. Ун-та, 2015. - С. 41-43.
11. Игнатенко, О. Е. Особенности работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития (региональный опыт) / О. Е. Игнатенко, Е. Б. Марущак // Комплексные исследования детства. - 2020. - Т. 2. - № 4. - С. 3-9.
12. Карвасарская, И. Б. Психологическая помощь аутичной семье / И. Б. Карвасарская // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии : мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. - Курск : Изд-во Курск.гос. ун-та, 2017. - С. 271-276.
13. Красильникова, Е. Д. Роль семейного функционирования в процессе реабилитации ребенка с ранним детским аутизмом / Е. Д. Красильникова // Ананьевские чтения - 2018 : материалы научной конференции / под редакцией Л. А. Цветковой, В. М. Аллахвердова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2018. - Выпуск 2. - С. 285-287.
14. Кудайбергенова, С. К. Исследование родительского отношения к детям с ограниченными психическими возможностями : автореф. дис. ... канд. психол. наук / С. К. Кудайбергенова. - Алматы, 2018. - 23 с.
15. Кулагина, Е. В. Гендерные проблемы адаптации семей с детьми- инвалидами / Е. В. Кулагина // Народонаселение. - 2018. - № 4. - С. 15-18.
16. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. - М. : Изд- во Моск. ун-та, 2016. - 167 с.
17. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. - М. : Просвещение, 2018. - 239 с.
...