Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков
у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной
области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 8
1.1. Анализ лингвистических и психологических аспектов понятия
«коммуникативные навыки» 8
1.2. Характеристика обучающихся с умственной отсталостью с
точки зрения сформированности у них коммуникативных навыков на уровне начальных классов школы по данным литературы 12
1.3. Анализ нормативной и методической документации в
отношении требований к содержанию процесса формирования коммуникативных навыков и состоянию их сформированности у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы .... 16
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ 22
2.1. Описание условий базы исследования и психолого-педагогическая
характеристика контингента испытуемых 2 2
2.2. Обоснование подбора и анализа методов и методик определения
сформированности коммуникативных навыков у испытуемых 26
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его
результатов 31
ГАЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «ИГРОВОЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ 37
ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ»
3.1. Определение понятия «игровой метод» и обзор направлений его
практического применения для развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы .... 37
3.2. Процесс составления и описание содержания коррекционно¬
развивающего курса «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы» 40
3.3. Описание процесса апробации коррекционно-развивающего курса
и анализ его результатов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
Общение является главным социальным фактором, влияющим на жизнь обучающегося в обществе. Благодаря общению обучающийся способен познать себя как личность, а также окружающий его мир и людей, что позволяет обучающемуся комфортно жить в обществе. Потребность в общении идет следом за физиологическими потребностями (сон, еда, вода), но она является более значимой для человеческой личности.
Формирование у обучающегося коммуникативных навыков - это важный воспитательный и образовательный процесс в начальных классах. В общении обучающийся развивает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление обучающегося как личности [4, с. 4].
Для обучающихся с умственной отсталостью общение не дается так легко, как обучающимся с нормальным развитием. Развитие коммуникативных навыков является важной задачей в работе с обучающимися с умственной отсталостью, так как именно эти навыки позволяют адаптироваться к жизни в обществе.
В повседневной жизни общение занимает главное место у обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с нормальным развитием, поэтому проблема формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью остается актуальной и в настоящее время.
Э. В. Якубовская в своих работах говорит о том, что обучающиеся с умственной отсталостью не коммуникабельны и не способны адекватно реагировать во время общения с другими людьми. Причиной этой реакции часто становится неспособность глубоко осознавать характер своих отношений с окружающими и интересы партнера по коммуникативному взаимодействию. Все это замедляет развитие личностных и деловых отношений у обучающихся с умственной отсталостью [42, с. 20].
Опираясь на коммуникативные навыки, обучающийся получает возможность самопрезентации, к тому же информативно-коммуникационная функция является основой организации образовательного процесса. В процессе обучения информация не просто передается или принимается, а формируется, что становится важным фактором в становлении творческого продуктивного общения, способности выразить свое «за» или «против» и прийти к определенным согласованным или новым результатам. В области изучения коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью можно подчеркнуть работы П. О. Омаровой, Е. И. Разуван [28, с. 160; 34, с. 6].
Обучающиеся с умственной отсталостью имеют равные права на самореализацию, социализацию и обучение наравне с обучающимися с нормальным развитием.
В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС), которые учитывают образовательные потребности и особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в системе образования происходит переосмысление содержания коррекционной работы. Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически меняет образование обучающихся, ориентируясь на их развитие, учет особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала [40, с. 5].
Объект исследования - коммуникативные навыки обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью посредством игрового метода.
Цель исследования - провести теоретическое и экспериментальное обоснование составления и апробации коррекционно-развивающего курса по теме: «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы».
Задачи исследования.
1. На основе анализа источников и литературы определить состояние разработанности проблемы и темы исследования на теоретико-практическом уровне.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап экспериментальной работы на базе исследования и проанализировать его результаты.
3. Составить программу коррекционно-развивающего курса «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы».
4. Апробировать в экспериментальных условиях коррекционно-развивающий курс по теме «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы» и проанализировать результаты его апробации.
5. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- анализ нормативной документации;
- наблюдение;
- беседа;
- эксперимент;
- анализ полученных результатов.
Методики исследования.
1. «Изучение уровня речевой коммуникации».
2. «Необитаемый остров» автора О.В. Дыбиной.
3. «Отражение чувств» автора О.В. Дыбиной.
4. «Изучение жестов».
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 г. Пензы.
Структура работы: введение; три главы: одна теоретическая и две практические; заключение; список источников и литературы (42 источника); приложение, в состав которого вошли следующие материалы: протокол наблюдения №1 по методике «Изучение уровня речевой коммуникации»; протокол наблюдения №2 по методике «Необитаемый остров»; протокол обследования №3 по методике «Отражение чувств»; протокол обследования №4 по методике «Изучение жестов»; конспект урока по речевой практике: «Общение: узнай меня»; игры для формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы. Объём работы - 83 страниц машинописного текста. В работе выполнено 5 таблиц и 8 рисунков.
Проанализировав литературу, мы выяснили, что развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью зависят, в первую очередь, от структуры и глубины дефекта. У обучающихся с умственной отсталостью необходимо формировать познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, поведение и мышление.
Мы выяснили, что федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класса по предметной области «Язык и речевая практика» предусматривает развитие коммуникативных навыков или коммуникативных базовых учебных действий. В примерной программе АООП указано, что коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Мы применили игровой метод, который подходит для развития коммуникативных навыков. Использование в учебном процессе игрового метода значительно развивает коммуникативную функцию речи у обучающихся. Ведь именно игра совершенствует у обучающихся коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально-волевую сферу.
Результаты эксперимента, полученные в ходе изучения обучающихся 2Г класса показали низкие результаты. Обучающиеся не взаимодействуют и не понимают друг друга, часто присутствует агрессия; есть обучающиеся, которые не идут на контакт с окружающими людьми. Обучающиеся не пользуется формами речевого этикета.
На основании полученных результатов констатирующего этапа эксперимента в 4Г классе был составлен и апробирован коррекционно-развивающий курс «Игровой метод как средство формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы».
Показателем усвоения обучающимися коррекционно-развивающего курса являлось овладение способами использования вербальных и невербальных средств для осуществления общения с окружающими людьми в разных ситуациях.
После завершения коррекционно-развивающего курса контрольный этап эксперимента показал, что у обучающихся повысился уровень коммуникативных навыков. Обучающиеся взаимодействовали с друг другом без конфликтов, часто пользовались формами речевого этикета, присушивались друг другу. У одного обучающегося остался низкий результат в связи с его особенностями развития (расстройство аутистического спектра). К этому обучающемся нужен был более индивидуальный подход работы.
Основная цель выпускной квалификационной работы была в проведении теоретического и экспериментального обоснования составления и апробации коррекционно-развивающего курса по теме: «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы», с которой мы справились, получив в основном положительные результаты работы.
Данная выпускная квалификационная работы подойдет учителям начальных классов общего образования, учителям-дефектологам начального класса, для воспитателей дошкольного образования и школ-интернатов.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 1996. - 376 с.
2. Андреева, Л. Н. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - М. : Изд-во «Просвещение», 1993. - 146 с.
3. Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Рус. словесность. - 2003. - № 1. - С. 35-40.
4. Венецкая, А. Б. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе /
А. Б. Венецкая. - Магнитогорск : [б. и.], 2003. - 159 с.
5. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А.В. Губанов ; науч. редактор Б. С. Волков. - М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. - 352 с.
6. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. - М. : Книголюб, 2014. - 104 с.
7. Гуровец, Г. В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией / Г. В. Гуровец, Л. Р. Давидович, Л. П. Пересторонина // Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие для студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений ; под ред. А. А. Алмазовой, В. И. Селиверстова. - М., 2011. - 544 с.
8. Данилкина, Г. И. Особенности обучения русскому языку во
вспомогательной школе: (на материале 1 кл.) : учеб.пособие /
Г. И. Данилкина ; Ленинград. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Л. : [б. и.], 1979. - 68 с.
9. Дридзе, Т. М. Организация и методы
лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации : методич. пособие-практикум по спецкурсу «Введение в
лингвосоциопсихологию» / Т. М. Дридзе. - М., 1979. - 231 с.
10. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: для работы с детьми 5 - 7 лет : пособие для воспитателей и учителей начальных классов / О. В. Дыбина [и др.]. - Москва : Мозаика- Синтез, 2008. - 58 с.
11. Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования
коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 /
И. А. Емельянова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 22 с.
12. Забегайлова, И. В. Типология становления произвольной
регуляции в младшем школьном возрасте / И. В. Забегайлова // Вестник Московского государственного университета. Серия 14:
Психология. - 2000. - № 4. - С. 20-33.
13. Забрамная, С. Д. Организация изучения учащихся во вспомогательной школе / С. Д. Забрамная, Л. И. Романова // Дефектология. - 1978. - № 5. - С. 56-62.
14. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1995. - 112 с.
15. Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология / Г. Л. Зайцева. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 192 с.
16. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь /
В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : АСТ, 2009. - 811 с.
17. Ильина, С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых
старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку / С. Ю. Ильина // Дефектология. - 2003. -
№ 5. - С. 58-64.
18. Коробкова, О. Ф. Содержание понятия «коммуникативная
компетенция» в контексте коммуникативной направленности обучения русскому языку в школе / О. Ф. Коробкова // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред.
Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012.
- Вып. 7. - С. 171-183.
19. Коробкова, О. Ф. Урок речевой практики в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. Ф. Коробкова // Специальное образование. - 2019. - № 2 (54). - С. 52-64.
...