Совершенствование самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в групповой форме работы специального психолога
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1 Самооценка как психологический феномен в структуре личности 8
1.2. Особенности самооценки детей в младшем школьном возрасте с
задержкой психического развития 14
1.3. Подходы к диагностике и коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
2.1. Характеристика психодиагностической процедуры изучения
самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 23
2.2. Описание экспериментального изучения самооценки детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 27
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения самооценки
личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 29
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
3.1. Групповая форма работы специального психолога по совершенствованию самооценки личности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 41
3.2. Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки личности детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития 48
3.3. Апробация программы и предварительный анализ ее
результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 154
ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1 Самооценка как психологический феномен в структуре личности 8
1.2. Особенности самооценки детей в младшем школьном возрасте с
задержкой психического развития 14
1.3. Подходы к диагностике и коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
2.1. Характеристика психодиагностической процедуры изучения
самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 23
2.2. Описание экспериментального изучения самооценки детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 27
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения самооценки
личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 29
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
3.1. Групповая форма работы специального психолога по совершенствованию самооценки личности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 41
3.2. Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки личности детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития 48
3.3. Апробация программы и предварительный анализ ее
результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 154
Важным фактором, влияющим на поведение индивида, является его самооценка. Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т. е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [8].
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни [15].
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом [40].
Изучением детской самооценки занимались многие исследователи: Л. И. Божович, Е. Е. Кравцова, Э. Эриксон, А. Л. Венгер, Н. И. Гуткина и др. Младший школьный возраст, согласно их исследованиям, - это самый ответственный этап школьного детства. Воспитательная деятельность является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста, поэтому учителя должны понимать психологические особенности обучающихся и учитывать в учебном процессе личностные особенности самооценки, проводить личностные и результативные воспитательные работы [2].
Начальным периодом осознания детьми самых себя, а также своих потребностей и мотивов в мире человеческих отношений является младший школьный возраст. Дети, вступая в этот возраст, начинают постепенно осознавать факт собственного существования. Тем самым, в данный период времени крайне необходимо сформировать основы для развития у ребенка дифференцированной адекватной самооценки.
Стоит сказать, что у детей с задержкой психического развития самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих людей. Это связано с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов. Согласно исследованиям Л. И. Божович, формирование самооценки обучающихся с задержкой психического развития сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью [2].
В российской и зарубежной психологической литературе значительное внимание было уделено самооценке. Вопросы, которые касаются онтогенеза самооценки, ее функций и структуры, а также возможностей ее направленного формирования активно изучаются в научных трудах М. И. Лисиной, И. С. Кона, Л. И. Божович, К. Роджерса, Э. Эриксона,
A. И. Липкиной и др.[21].
В современной психологической литературе исследованию закономерностей формирования у детей самооценки было посвящено множество научных трудов следующих исследователей: Т. Ю. Андрющенко, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, О. А. Белобрыкиной, А. В. Захаровой,
B. А. Горбачевой, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Г. И. Катрич, А. И. Липкиной, Л. И. Уманец, В. М. Слуцкий, Е. И. Савонько и др. [2].
Эта проблема применительно к детям с задержкой психического развития является еще более актуальной, так как специфика обуславливает последующее психическое развитие таких детей и их поведение в социуме.
Актуальность данной работы обусловлено тем, что происходит рост числа детей с задержкой психического развития, что говорит о необходимости оптимизации процесса социализации этой категории детей в обществе и о необходимости изыскания оптимальных методов коррекции их личностной сферы.
Цель исследования - изучение и совершенствование самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - самооценка обучающихся с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - составление и частичная апробация коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Провести анализ педагогических и психологических литературных источников по вопросам формирования самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2. Определить эффективные методики психологической диагностики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития уровня сформированности самооценки.
3. Изучить проявления самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях.
4. Разработать и отчасти апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на повышение самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Определить эффективность разработанной программы, направленной на повышение самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни [15].
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом [40].
Изучением детской самооценки занимались многие исследователи: Л. И. Божович, Е. Е. Кравцова, Э. Эриксон, А. Л. Венгер, Н. И. Гуткина и др. Младший школьный возраст, согласно их исследованиям, - это самый ответственный этап школьного детства. Воспитательная деятельность является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста, поэтому учителя должны понимать психологические особенности обучающихся и учитывать в учебном процессе личностные особенности самооценки, проводить личностные и результативные воспитательные работы [2].
Начальным периодом осознания детьми самых себя, а также своих потребностей и мотивов в мире человеческих отношений является младший школьный возраст. Дети, вступая в этот возраст, начинают постепенно осознавать факт собственного существования. Тем самым, в данный период времени крайне необходимо сформировать основы для развития у ребенка дифференцированной адекватной самооценки.
Стоит сказать, что у детей с задержкой психического развития самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих людей. Это связано с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов. Согласно исследованиям Л. И. Божович, формирование самооценки обучающихся с задержкой психического развития сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью [2].
В российской и зарубежной психологической литературе значительное внимание было уделено самооценке. Вопросы, которые касаются онтогенеза самооценки, ее функций и структуры, а также возможностей ее направленного формирования активно изучаются в научных трудах М. И. Лисиной, И. С. Кона, Л. И. Божович, К. Роджерса, Э. Эриксона,
A. И. Липкиной и др.[21].
В современной психологической литературе исследованию закономерностей формирования у детей самооценки было посвящено множество научных трудов следующих исследователей: Т. Ю. Андрющенко, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, О. А. Белобрыкиной, А. В. Захаровой,
B. А. Горбачевой, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Г. И. Катрич, А. И. Липкиной, Л. И. Уманец, В. М. Слуцкий, Е. И. Савонько и др. [2].
Эта проблема применительно к детям с задержкой психического развития является еще более актуальной, так как специфика обуславливает последующее психическое развитие таких детей и их поведение в социуме.
Актуальность данной работы обусловлено тем, что происходит рост числа детей с задержкой психического развития, что говорит о необходимости оптимизации процесса социализации этой категории детей в обществе и о необходимости изыскания оптимальных методов коррекции их личностной сферы.
Цель исследования - изучение и совершенствование самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - самооценка обучающихся с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - составление и частичная апробация коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Провести анализ педагогических и психологических литературных источников по вопросам формирования самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2. Определить эффективные методики психологической диагностики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития уровня сформированности самооценки.
3. Изучить проявления самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях.
4. Разработать и отчасти апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на повышение самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Определить эффективность разработанной программы, направленной на повышение самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В целях максимально развернутого изучения этого феномена в ходе выпускной квалификационной работы был осуществлен психолого-педагогический анализ литературных источников по проблеме адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Выделены особенности формирования самооценки, изучены основные понятия, а также был охарактеризован диагностический инструментарий по исследованию самооценки у обучающихся. Было осуществлено изучение адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях. Участниками исследования стали десять детей. На основе результатов, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, можно сказать, что у испытуемых была или завышенная оценка собственных личностных качеств, или же заниженная оценка самих себя как учащихся, а это не является показателем адекватности самооценки этих детей, а также не соответствует объективной реальности. Дети в соответствии с реальностью не в состоянии оценить собственные качества и собственные возможности. Необходимо назвать основные особенности самооценки этих испытуемых:
• преобладание у детей младшего школьного возраста неадекватно завышенного уровня самооценки;
• низкая, или, напротив, неадекватно завышенная оценка собственных интеллектуальных возможностей;
• высокая оценка своих личностных и физических качеств.
Выявленные сложности в формировании самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития поспособствовали разработке коррекционной программы, которая ориентирована на совершенствование у них адекватности самооценки с практическим использованием некоторых элементов психотерапевтических технологий.
В ходе апробации этой коррекционной программы приняли свое участие десять детей младшего школьного возраста из общей выборки. В групповой форме проводилась работа по совершенствованию у детей самооценки. Промежуточный мониторинг уровня самооценки был произведен после частичной апробации этой программы. Полученные результаты подтвердили, что самооценка испытуемых с ЗПР продвигается в сторону адекватных форм своего проявления, тем самым, можно сказать, что частичная апробация этой программы является эффективной.
В связи с тем, что апробация этой программы только частична, был разработан ряд методических рекомендаций для родителей детей младшего школьного возраста, для психологов и педагогов специализированных учебных заведений. Наилучший результат возможен в случае их последующей реализации.
В целом, комплексная и правильная коррекционная работа имеет большое значение, потому что проблема формирования у детей младшего школьного возраста с ЗПР самооценки, является очень актуальной, ведь развитие личности ребенка во многом от нее зависит.
Цели и задачи, которые были заявлены в этой работе - выполнены.
• преобладание у детей младшего школьного возраста неадекватно завышенного уровня самооценки;
• низкая, или, напротив, неадекватно завышенная оценка собственных интеллектуальных возможностей;
• высокая оценка своих личностных и физических качеств.
Выявленные сложности в формировании самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития поспособствовали разработке коррекционной программы, которая ориентирована на совершенствование у них адекватности самооценки с практическим использованием некоторых элементов психотерапевтических технологий.
В ходе апробации этой коррекционной программы приняли свое участие десять детей младшего школьного возраста из общей выборки. В групповой форме проводилась работа по совершенствованию у детей самооценки. Промежуточный мониторинг уровня самооценки был произведен после частичной апробации этой программы. Полученные результаты подтвердили, что самооценка испытуемых с ЗПР продвигается в сторону адекватных форм своего проявления, тем самым, можно сказать, что частичная апробация этой программы является эффективной.
В связи с тем, что апробация этой программы только частична, был разработан ряд методических рекомендаций для родителей детей младшего школьного возраста, для психологов и педагогов специализированных учебных заведений. Наилучший результат возможен в случае их последующей реализации.
В целом, комплексная и правильная коррекционная работа имеет большое значение, потому что проблема формирования у детей младшего школьного возраста с ЗПР самооценки, является очень актуальной, ведь развитие личности ребенка во многом от нее зависит.
Цели и задачи, которые были заявлены в этой работе - выполнены.
Подобные работы
- Совершенствование самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в групповой форме работы специального психолога
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАРАМЕТРОВ СХЕМЫ ТЕЛА У ПОДРОСТКОВ С ГЕМИПАРЕТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ СО СКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Влияние терапии песком на оптимизацию эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017





