Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление агрессивности в поведении детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью методом сенсорной интеграции в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования

Работа №93351

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы187
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ 10
1.1. Синдром дефицита внимания и гиперактивность 10
1.2. Факторы возникновения агрессивности в поведении у дошкольников
с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 19
1.3. Характеристика сенсорной интеграции, как метода преодоления
агрессивного поведения у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ... 35
2.1. Обоснование методов исследования уровня развития сенсорной
интеграции и уровня агрессивности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 35
2.2. Планирование экспериментальной работы по изучению уровня
развития сенсорной интеграции и уровня агрессивности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 46
2.3. Анализ результатов исследования по изучению уровня развития
сенсорной интеграции и уровня агрессивности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ МЕТОДОМ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 58
3.1. Теоретическое обоснование программы по преодолению
агрессивности в поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью методом сенсорной интеграции 58
3.2. Коррекционно-развивающая программа преодоления агрессивности
в поведении детей дошкольного возраста с синдром дефицита внимания и гиперактивностью методом сенсорной интеграции в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования 63
3.3. Анализ эффективности программы по преодолению агрессивности в
поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности методом сенсорной интеграции 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 97

В последние десятилетия в нашей стране и во всем мире все больше говорят о проблемах детей с особыми образовательными потребностями, и, в частности, о положении детей с синдром дефицита внимания и гиперактивностью (далее СДВГ). По данным разных источников (Всемирная организация здоровья и Российская академия медицинских наук) на 2021 год количество детей с СДВГ составляет от 2% до 12% из всей детской популяции, чем обусловлена актуальность исследования. Изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивностью занимались такие учёные, как А. М. Радаев, В. М. Трошин, Ю. С. Шевченко, Л. А. Ясюкова [14, 41].
Нарушения поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в различных аспектах изучали А. Э. Тамбиева, С. Д. Медведева, Н. Н. Заваденко, В. В. Кучма, Л. С. Алексеева [48]. Дети с СДВГ в большей мере, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают трудности в продуктивном общении, так как в большинстве случаев страдает их поведение. Это объясняется рядом причин, одной из которых является нарушение процесса сенсорной интеграции, а именно некорректной работой вестибулярной, проприоцептивной, слуховой, зрительной, тактильной, вкусовой и обонятельной систем. Как правило, агрессия у детей с СДВГ вызывается гиперчувствительность или гиппочувствительность к разного рода сенсорным раздражителям. В связи с этим дети не способны «адекватно» принять, обработать и ответить на эти раздражители, от чего и появляется агрессия, как механизм защиты [21].
Одним из методов работы, направленных на успешное преодолении агрессивности в поведении детей с СДВГ, является метод сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция представляет собой процесс получения информации от всех рецепторов организма нервной системой. Метод сенсорной интеграции предполагает упорядочивание ощущений, полученных от окружающего мира, в процессе игровой деятельности в специально созданных условиях. Развитие сенсорных систем у дошкольников с СДВГ проводится по тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся сверстников, но имеет специфические особенности и сложности, обусловленные особенностями эмоционально--волевой сферы и дефицитом внимания. Проблемами сенсорной интеграции детей занимались Э. Дж. Айрес, У. Кислинг и другие [3, 8].
Таким образом, нарушения работы сенсорных систем у дошкольников с СДВГ влекут за собой нарушения поведения, в частности агрессию, в свою очередь которые влияют на коммуникативный опыт детей.
На современном этапе учёные, которые разрабатывают тему коррекции поведения у детей с СДВГ, больше внимания уделяют именно школьному возрасту, когда от детей начинают требовать дисциплины, усидчивости, сосредоточенности, а они в свою очередь психо-физиологически к этому не готовы [33]. У детей дошкольного возраста с СДВГ такие же особенности развития высших психических функций (далее ВПФ), но при этом к ним не выдвигается таких жёстких требований и проблема в поведении не так ярко выражена. Хотя, если провести коррекционно -развивающие мероприятия у детей с СДВГ в дошкольном возрасте в игровой форме, то уже к школьному возрасту, возможно, ребёнок с СДВГ будет готов к учебному виду деятельности. Но на данный момент рекомендации и методики по преодолению агрессивности у дошкольников с СДВГ разработаны недостаточно, чем и обусловлена проблема исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода сенсорной интеграции как метода преодоления агрессивности в поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Объект исследования - поведение у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Предмет исследования - процесс коррекционно-развивающей работы по преодолению агрессивности в поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с использованием метода сенсорной интеграции в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики для проведения констатирующего этапа эксперимента по определению уровня сформированности компонентов сенсорной интеграции и уровня агрессивности в поведении у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гииперактивностью.
3. Исследовать уровень агрессивности и уровень развития сенсорных систем у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гииперактивностью.
4. Составить и апробировать коррекционно-развивающую программу по преодолению агрессивности в поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с использованием метода сенсорной интеграции.
5. Проверить эффективность представленной коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессивности в поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и гипрактивностью с использованием метода сенсорной интеграции.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что преодоление агрессивности в поведении у дошкольников с СДВГ будет эффективно, если в процесс психолого-педагогического сопровождения их образования будут включены:
1. Коррекционно-развивающая работа, которая будет включать в себя такие направления, как: развитие сенсорных систем (вестибулярной, проприоцептивной, слуховой, зрительной, тактильной, вкусовой и обонятельной) и сказкотерапия.
2. Обучение родителей правильной организации сенсорного пространство ребёнка дошкольного возраста с СДВГ.
3. Обучение специалистов дошкольных учреждений корректному взаимодействию с ребёнком с СДВГ.
Методологическую основу исследования составили:
- принцип системной организации высших психических функций (А.Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский);
- принцип деятельностного подход в образовании (А. Н. Леонтьев; В. М. Смирнов);
- учение о функциональных системах (П. К. Анохин);
- учение об обусловленности формирования психики развитием мозга и слаженной работы 3-х блоков мозга (А. Р. Лурия, Л. С. Выготский);
- методология педагогического исследования (Б. А. Ашмарин; В. В. Краевский, П. К. Петров, Ю. К. Бабанский);
- теория сенсорной интеграции (Э. Дж. Айрис).
Методы исследования: теоретический анализ медицинской,
психологической, педагогической литературы, методы моделирования. В психологическое исследование были включены эмпирические методы (наблюдение за детьми, анкетирование, опрос) и экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента). Полученные в ходе экспериментальной работы данные были обработаны с применением методов математической статистики и качественной обработки фактических данных.
Научная новизна исследования заключается в разработке коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессивности в поведении детей дошкольного возраста с СДВГ с использованием метода сенсорной интеграции.
Теоретическая значимость исследования проявляется в том, что полученные экспериментальные данные позволяют:
- уточнить теоретические подходы к преодолению агрессивности в поведении дошкольников с СДВГ в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования;
- доказать, что метод сенсорной интеграции имеет большой потенциал в преодолении нарушений поведения в процессе его использования различными специалистами службы сопровождения образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- подобраны методики для изучения уровня сформированности сенсорных систем у дошкольников с СДВГ;
- представлена модель психолого-педагогического сопровождения образования по преодолению агрессивности в поведении дошкольников с СДВГ с использованием метода сенсорной интеграции в деятельности разных специалистов;
- на практике апробировано содержание коррекционной работы нацеленной на преодоление агрессивности в поведении детей с СДВГ методом сенсорной интеграции.
Апробация материалов представленных в дипломной работе:
Участие в международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» 23 - 24 апреля 2020 года. Публикация на тему: «Плюсы и минусы использования сенсорно - интегративной терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями».
Участие в международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» 26 апреля - 24 мая 2021 года. Публикация на тему:
«Экспериментальное изучение уровня агрессивности и уровня развития сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».
Структура исследования: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Согласно статистическим данным с каждым годом увеличивается количество детей с СДВГ. Авторы отмечают, что у данной категории детей нарушено поведение. В ряде случаев такое поведение характеризуется как агрессивное. В связи с этим было проведено исследование и разработана коррекционно-развивающая модель, которая направлена на преодоление агрессивности в поведении детей с СДВГ методом сенсорной интеграции в процессе сопровождения их образования.
Для решения первой задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература и определена степень изученности данной проблемы. В результате анализа литературы выяснилось, что в большинстве случаев агрессивное поведение детей с СДВГ объясняется нарушением формирования адекватных ответных реакций на сенсорные раздражители. А именно агрессию, как защитный механизм или механизм стимуляции сенсорных систем.
У детей дошкольного возраста с СДВГ уровни развития сенсорных систем характеризуются, в основном гипер - или гипочувствительностью к раздражителям. В основном данную группу детей описываю как: рассерженный «впадает в бешенство»; ведёт себя подобно «настороженному животному»; постоянно нуждается в помощи и контроле педагога; рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия; «дикий взгляд», смотрит исподлобья; очень непослушен, не соблюдает дисциплину.
В процессе решения задачи подобрать методики для определения уровня сформированности компонентов сенсорной интеграции и уровня агрессивнсти у детей с СДВГ был определён следующий диагностический инструментарий: опросник Шэрон Кермак и Элис Миллер для родителей; «таблицы сенсомоторного развития с 4 до 7 лет» Хельга Зиннхуберг; диагностический лист «Сенсорный профиль ребёнка» Данн - сокращённый вариант; анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко.
Для решения третьей задачи исследовать уровень агрессивности и уровень развития компонентов сенсорных систем был проведен констатирующий этап эксперимента. Для оценки выполнения заданий использовалась бально-уровневая система.
Констатирующий этап эксперимента проводился на базе, на базе центра творческого развития и комплексного воспитания детей «Умный Джо» г. Тюмень, в нём участвовало 20 детей с СДВГ 5 лет.
В результате констатирующего этапа эксперимента было выявлено: у большинства испытуемых отмечается высокий уровень агрессивности (45%), так же дети показали повышенный уровень (30%) и средний уровень (25%) агрессивности; исследование компонентов сенсорных систем показал
низкий уровень сформированности вестибулярной системы, проприоцепции и постуралных реакций (80%), так же дети (60%) показали низкую способность к моторному планированию, фоново снижены реакции осязания (80%), зрения (60%), вкуса (80%) и в некоторых случаях слуха (30%).
В ходе решения четвертой задачи нами была составлена коррекционно¬развивающая программа работы по преодолению агрессивности в поведении у дошкольников с СДВГ, которая включает в себя 2 этапа: подготовительный и основной. На всех этапах работы осуществлялось воздействие на сенсорные системы, на втором этапе подключается сказкотерапия, с целью дать детям шаблон «адекватного» поведения. Так же, параллельно проводилась работа с родителями в групповой и индивидуальной формах и были даны методические рекомендации воспитателям детских садов.
Для решения пятой задачи нами был проведен контрольный этап эксперимента, результаты которого показали эффективность разработанной нами коррекционно-развивающей модели. По итогу коррекционной работы были полученные низкие показатели агрессии и адекватные уровни реакции на сенсорные раздражители у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Таким образом, цель и задачи, поставленные нами, реализованы, гипотеза доказана.
Практическая значимость работы заключается в использовании описанной коррекционно-развивающей модели по преодолению агрессивности в поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования логопедами, психологами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений, педагогами центров развития детей, а так же родителями данной категории детей.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М., 2015. 811 с.
2. Азман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии: учебное пособия для бакалавров, магистрантов и аспирантов. М-во образования на науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. Новосибирск., 2015. 286 с.
3. Айрес Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем. [пер. с англ. Юлии Даре]. 5-е изд. М., 2018. 272 с.
4. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. / Е. А. Аркин, М. : Наука, 1968. 116 с.
5. Артемьева О. А. Качественные и количественные методы исследования в психологии: учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. И доп. М., 2017. 315 с .
6. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения. Нейропсихология сегодня.под ред. Е. Д. Хомской. М.:, 1995. 170 с.
7. Бабородова Л. В., Чернявская А. П. Методология и методы научного исследования : учеб. Пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019. 117 с.
8. Банди А.,Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция : теория и практика. [пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Е. М. Мельникова] ; научное редактирование Д. В. Ермолаев. М., 2017. 424 с.
9. Баянова Л. Ф.Психология дошкольника в нормативной ситуации. Казань. 2017. 125 с.
10. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. Под ред. О. Г. Газенко. М., 1990. 204 с.
11. Бобров М. Я. Законы и категории специальной социологии.; Алт. гос. ун-т, УНПК «Социол., психология и социал. работа». Барнаул. 1994. 97 с.
12. Божович Л. И., Славина Л. С. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения. Вопросы психологии. 1976. 22 с.
13. Боман Ф.Мошенничество под названием СДВГ. Как врачи сделали нормальных детей «пациентами». [пер. с англ. Е. Волошина]. М., 2016. 447 с.
14. Бреслав Г. Э. Агрессия у детей и подростков : учебное пособие.под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2006. 304 с.
15. Бусыгина Н. П. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.
16. Верменская Е. А.Коррекционная и специальная педагогика : учебное пособие. Пятигорск., 2009. 216 с.
17. Власова Т. А. Певзнер М. С. Дети с временными задержками развития. М., 1971. 112 с.
18. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций. Соч. в 6-ти Т. М., 1982. 320 с.
19. Гайнулина Е. В.Общие вопросы специальной психологии : учебно-методическое пособие по основам специальной психологии для студентов педагогического колледжа. Магнитогорск. 2009. 36 с.
20. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для
студентов педвузов. М., 2005. 350 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ