Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие и сущность общения как феномена психологической науки. 7
1.2. Возрастные особенности общения нормотипичных детей младшего
школьного возраста 11
1.3. Особенности оптимизации общения детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ
СРЕДЫ 22
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 22
2.2. Описание методов и методик психодиагностики, направленных на
изучение особенностей общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивной среды 24
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 28
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ 36
3.1. Теоретический анализ подходов к оптимизации общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде 36
3.2. Процесс составления и содержание программы оптимизации общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в
инклюзивной среде. Особенности её апробации 38
3.3. Проведение промежуточного мониторинга эффективности
апробации программы и анализ его результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 119
ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие и сущность общения как феномена психологической науки. 7
1.2. Возрастные особенности общения нормотипичных детей младшего
школьного возраста 11
1.3. Особенности оптимизации общения детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ
СРЕДЫ 22
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 22
2.2. Описание методов и методик психодиагностики, направленных на
изучение особенностей общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивной среды 24
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 28
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ 36
3.1. Теоретический анализ подходов к оптимизации общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде 36
3.2. Процесс составления и содержание программы оптимизации общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в
инклюзивной среде. Особенности её апробации 38
3.3. Проведение промежуточного мониторинга эффективности
апробации программы и анализ его результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 119
Актуальность темы. Проблема социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) привлекает большое внимание в специальной педагогике и специальной психологии. Взаимодействие, общение и межличностные отношения с другими людьми оказывают непосредственное влияние на общее, личностное и психическое развитие детей (Л. И. Божович, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.)
Современный этап развития общества ставит новую задачу - воспитать ребенка. Социальные и экономические изменения в России влияют на здоровье детского населения. Растет число детей-инвалидов. По мнению клиницистов, педагогов и психологов, умственная отсталость в настоящее время является одной из наиболее распространенных форм своеобразного развития психики в онтогенезе (Н. Ю. Борякова, Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова, Н. А. Цыпина и др.)
Проблеме общения в детском возрасте уделялось большое внимание (З. М. Богуславская, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и др.) Проблема изучения общения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями изучена недостаточно. Успех в обучении, формировании личности, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями зависит от уровня овладения коммуникативными навыками. Это прекрасно относится к детям с умственной отсталостью (ЗПР).
Поэтому изучение специфических особенностей и коррекция недостатков общения детей с ЗПР продолжает оставаться актуальной проблемой.
Общение является важным условием жизни, а также играет важную роль в социализации учащихся и формировании личности, поэтому оно важно для сверстников школьников с задержкой психического развития.
Ограничения исследования: исследование по теме ограничено описанием общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития со сверстниками.
Объект - общение со сверстниками у детей младшего школьного возраста.
Предмет - процесс оптимизации общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде.
Цель - составление и апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде.
Задачи:
1. Методический обзор психологической литературы по проблемам оптимизации взаимоотношений детей с задержками психического роста и нормально развитых сверстников в младшем школьном возрасте.
2. Подбор методических инструментов для диагностики психологического общения детей в младшем школьном возрасте с задержкой развития психики.
3. Психологическое исследование общения детей в младшем школьном возрасте с задержкой развития психических процессов.
4. Создание апробации программы по оптимизации общения детей в младшем школьном возрасте с задержкой развития психических процессов в процессе психотерапевтического сопровождения в их инклюзивных условиях.
5. Проведения промежуточных мониторингов оптимизации взаимодействия детей младших школьников с задержкой развития психических процессов в процессе психо-педагогической поддержки их в условиях инклюзивных условий.
Организация и методы исследования. Методы исследования определялись исходя из задач исследования. Теоретические методы (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, сравнительно-сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение). Эмпирические методы:
1. Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман).
2. Методика «Картинки» (Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова).
3. Методика «Выбор ролей» (Т. Ю. Андрущенко).
4. Социометрия.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа Свердловской области (МАОУ «СОШ № 24»).
Выборка испытуемых: дети младшего школьного возраста в количестве 27 человек, из них 5 чел. с диагнозом ЗПР (форма 7.1).
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Современный этап развития общества ставит новую задачу - воспитать ребенка. Социальные и экономические изменения в России влияют на здоровье детского населения. Растет число детей-инвалидов. По мнению клиницистов, педагогов и психологов, умственная отсталость в настоящее время является одной из наиболее распространенных форм своеобразного развития психики в онтогенезе (Н. Ю. Борякова, Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова, Н. А. Цыпина и др.)
Проблеме общения в детском возрасте уделялось большое внимание (З. М. Богуславская, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и др.) Проблема изучения общения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями изучена недостаточно. Успех в обучении, формировании личности, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями зависит от уровня овладения коммуникативными навыками. Это прекрасно относится к детям с умственной отсталостью (ЗПР).
Поэтому изучение специфических особенностей и коррекция недостатков общения детей с ЗПР продолжает оставаться актуальной проблемой.
Общение является важным условием жизни, а также играет важную роль в социализации учащихся и формировании личности, поэтому оно важно для сверстников школьников с задержкой психического развития.
Ограничения исследования: исследование по теме ограничено описанием общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития со сверстниками.
Объект - общение со сверстниками у детей младшего школьного возраста.
Предмет - процесс оптимизации общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде.
Цель - составление и апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде.
Задачи:
1. Методический обзор психологической литературы по проблемам оптимизации взаимоотношений детей с задержками психического роста и нормально развитых сверстников в младшем школьном возрасте.
2. Подбор методических инструментов для диагностики психологического общения детей в младшем школьном возрасте с задержкой развития психики.
3. Психологическое исследование общения детей в младшем школьном возрасте с задержкой развития психических процессов.
4. Создание апробации программы по оптимизации общения детей в младшем школьном возрасте с задержкой развития психических процессов в процессе психотерапевтического сопровождения в их инклюзивных условиях.
5. Проведения промежуточных мониторингов оптимизации взаимодействия детей младших школьников с задержкой развития психических процессов в процессе психо-педагогической поддержки их в условиях инклюзивных условий.
Организация и методы исследования. Методы исследования определялись исходя из задач исследования. Теоретические методы (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, сравнительно-сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение). Эмпирические методы:
1. Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман).
2. Методика «Картинки» (Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова).
3. Методика «Выбор ролей» (Т. Ю. Андрущенко).
4. Социометрия.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа Свердловской области (МАОУ «СОШ № 24»).
Выборка испытуемых: дети младшего школьного возраста в количестве 27 человек, из них 5 чел. с диагнозом ЗПР (форма 7.1).
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Проблема общения всегда была актуальна, но сегодня она все чаще становится особым предметом исследований. Коммуникация, по сути, проникает во все аспекты общества и человеческой жизни и начинает осознаваться как ценность во многих гуманитарных науках, так и как «белая точка». Признание того факта, что «частная» проблема коммуникации становится все более важной в современном мире, а плодотворность ее решений в теории и практике во многом определяет решение многих важных человеческих проблем и даже частичное будущее культуры и цивилизации.
Одной из особенностей формирования межличностных отношений между младшими школьниками является формирование когнитивных и волевых аспектов деятельности ребенка и направленности взаимосвязанных ценностей. Для детей младшего школьного возраста ценности, направленные на него, его успех и счастье, имеют первостепенное значение. Также для младших школьников характерны новые отношения с учителями и одноклассниками, участие в новых командах, новые виды деятельности. Все это способствует расширению сферы ответственности, формированию характера, воли, межличностных отношений.
Ребенок развивается в различных возрастных периодах, каждая из которых отличается своими психофизическими особенностями, и определённым периодом развития. В современном периодическом развитии психических процессов младшие школьные возрасты охвачены периодом от 6-7 до 9-11.
Основной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность, которая является обязательной, целенаправленной, социально значимой и систематической. Игра продолжает занимать важное место в жизни ребенка, но она не является доминирующей. Образовательная деятельность может быть истолкована как синоним обучения, преподавания и обучения. Образовательная деятельность понимается как особая форма социальной активности, которая проявляется субъектным и познавательным поведением.
В первой главе проводилось экспериментальное исследование общения младших школьников с задержкой развития психических процессов. Цель исследования заключается в изучении общения младших школьников с задержкой развития психики.
Исследование проводилось на базе : Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ No24 с углубленной подготовкой отдельных дисциплин» Асбестовский городской округ Свердловской обл. МОУ «СОШ No24» В исследовании приняли участие 27 ребят 1 -го класса, из которых 5 имеют диагноз ЗПР форма 7.1. Из многочисленных методик оптимизации коммуникации детей младших школьников с задержкой развития мы выбрали игровые методики, потому что мы считаем этот метод одним из наиболее перспективных методик оптимизации коммуникации детей младших школьников с задержкой развития психических процессов. С помощью этого метода можно наиболее естественным образом проникнуть в состояние эмоционального состояния ребенка, с помощью игры воздействовать как средство коммуникации на основные процессы прогрессивных изменений в психической и личностной сфере ребенка, происходящие именно во время игрового процесса. При анализе полученных данных в ходе контрольного эксперимента вы можете сделать следующее вывод: большая часть детей страдает от трудностей в диалоге с сверстниками.
В диалоге с партнёром нет заинтересованности. Большинство детей не могут решать конфликтную ситуацию самостоятельно, обращаясь за помощью к взрослому, просто отступают от конфликта или решают ее агрессивно, что свидетельствует о низком коммуникативном потенциале детей в отношении сверстников. Результаты свидетельствующих этапов эксперимента указывают на необходимость коррекционной и развивающей работы по оптимизации общения со своими сверстниками с ЗПР.
При частичном утверждении программы коррекции, развития у шести испытуемых динамика общения со своими сверстниками свидетельствует о успешности программы. Возможно, эта динамика вызвана игровыми занятиями, потому что у детей, задержанных психическим развитием в младшей школе, до сих пор преобладает игра.
Таким образом, полное тестирование программы, рассчитанное на 40 часов, поможет оптимизировать общение детей с ЗПР.
Одной из особенностей формирования межличностных отношений между младшими школьниками является формирование когнитивных и волевых аспектов деятельности ребенка и направленности взаимосвязанных ценностей. Для детей младшего школьного возраста ценности, направленные на него, его успех и счастье, имеют первостепенное значение. Также для младших школьников характерны новые отношения с учителями и одноклассниками, участие в новых командах, новые виды деятельности. Все это способствует расширению сферы ответственности, формированию характера, воли, межличностных отношений.
Ребенок развивается в различных возрастных периодах, каждая из которых отличается своими психофизическими особенностями, и определённым периодом развития. В современном периодическом развитии психических процессов младшие школьные возрасты охвачены периодом от 6-7 до 9-11.
Основной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность, которая является обязательной, целенаправленной, социально значимой и систематической. Игра продолжает занимать важное место в жизни ребенка, но она не является доминирующей. Образовательная деятельность может быть истолкована как синоним обучения, преподавания и обучения. Образовательная деятельность понимается как особая форма социальной активности, которая проявляется субъектным и познавательным поведением.
В первой главе проводилось экспериментальное исследование общения младших школьников с задержкой развития психических процессов. Цель исследования заключается в изучении общения младших школьников с задержкой развития психики.
Исследование проводилось на базе : Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ No24 с углубленной подготовкой отдельных дисциплин» Асбестовский городской округ Свердловской обл. МОУ «СОШ No24» В исследовании приняли участие 27 ребят 1 -го класса, из которых 5 имеют диагноз ЗПР форма 7.1. Из многочисленных методик оптимизации коммуникации детей младших школьников с задержкой развития мы выбрали игровые методики, потому что мы считаем этот метод одним из наиболее перспективных методик оптимизации коммуникации детей младших школьников с задержкой развития психических процессов. С помощью этого метода можно наиболее естественным образом проникнуть в состояние эмоционального состояния ребенка, с помощью игры воздействовать как средство коммуникации на основные процессы прогрессивных изменений в психической и личностной сфере ребенка, происходящие именно во время игрового процесса. При анализе полученных данных в ходе контрольного эксперимента вы можете сделать следующее вывод: большая часть детей страдает от трудностей в диалоге с сверстниками.
В диалоге с партнёром нет заинтересованности. Большинство детей не могут решать конфликтную ситуацию самостоятельно, обращаясь за помощью к взрослому, просто отступают от конфликта или решают ее агрессивно, что свидетельствует о низком коммуникативном потенциале детей в отношении сверстников. Результаты свидетельствующих этапов эксперимента указывают на необходимость коррекционной и развивающей работы по оптимизации общения со своими сверстниками с ЗПР.
При частичном утверждении программы коррекции, развития у шести испытуемых динамика общения со своими сверстниками свидетельствует о успешности программы. Возможно, эта динамика вызвана игровыми занятиями, потому что у детей, задержанных психическим развитием в младшей школе, до сих пор преобладает игра.
Таким образом, полное тестирование программы, рассчитанное на 40 часов, поможет оптимизировать общение детей с ЗПР.
Подобные работы
- Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕРСКОЙ «ВСЕГДА РЯДОМ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Психологическое консультирование педагогов по вопросам вхождения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями (Сургутский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





