Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические условия формирования воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №93349

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Определение понятия «воображение» в психологической литературе 8
1.2. Возрастные особенности формирования воображения у детей младшего школьного возраста 14
1.3. Специфика формирования воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 21
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 25
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 25
2.2. Обоснование выбора психодиагностического
инструментария для определения уровня сформированности воображения у испытуемых 27
2.3. Организация и проведение констатирующего этапа
эксперимента и анализ его результатов 29
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ КАК ОДНО ИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ 40
3.1. Обоснование необходимости составления программы
формирования воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 40
3.2. Процесс составления и содержание программы
формирования воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 42
3.3. Частичная апробация программы и промежуточный
мониторинг её результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68



Исследование процесса творчества и способов развития воображения имеет решающее значение для эффективного обучения творческих людей всем видам профессиональной деятельности. Социальные потребности проявляют настоятельную потребность в формировании творческой личности, проявляющей положительное отношение к окружающей действительности, привносящей новые идеи, готовой к поиску и решению новых задач.
Творческие люди работают со страстью и энтузиазмом, экономя силы и время. Творчество естественным образом включает в себя все действия ребенка. Везде, где нет установки на личную самостоятельность, инициативу, развитие творческих принципов, их место начинает занимать бездумное исполнение. Но наше время требует подготовки людей к творческому, грамотному, ответственному и эффективному участию во всех сферах общественной жизни. Поэтому на всех ступенях школы (начальной, средней, высшей) обращайте внимание на наибольший стимул устойчивого творческого интереса, на цель творческого поиска, на необходимость терпения для решения творческих задач [6].
В младшем школьном возрасте воображение, когда происходит формирование в игровых замещениях одних предметов другими, может переходить и в другие виды деятельности. Научно доказано, что воображение тесным образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающим учебную деятельность.
Следовательно, нужно уделять необходимое внимание развитию воображения, иначе педагоги снижают качественный уровень обучения обучающихся. Создатель психоанализа З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который главенствует в младшем школьном возрасте, находит свое отражение в грёзах и фантазиях ребёнка. Согласно Фрейду, сознание ребенка до определенного возраста свободно. Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Начальной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т. е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистичному мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реалистичность и начинает приспосабливаться к ней [18].
Актуальность данной работы заключается в том, что бурное развитие науки и техники с середины 20 века постепенно вытеснило образное мышление. Технократическая эпоха разрушает фигуративную культуру. Сказки, рассказываемые перед сном, где дети должны использовать свое воображение, были заменены телевидением. Он принес готовые, готовые стереотипные образы агрессии, сокрушив собственную детскую фантазию.
Воображение общепризнанно считается одним из самых известных и в то же время непонятных психологических феноменов, а его природа и значение до сих пор полностью не исключены, несмотря на многочисленные попытки исследований. С. Л. Рубинштейн подчеркивал: «Воображение — это особая форма разума, и оно может существовать только у людей. Он постоянно связан со способностью человека изменять мир, изменять реальность и создавать что-то новое. Л. С. Выготский говорил: "Воображение строит какие-то новые линии из ранее накопленных впечатлений, а не повторяет ранее накопленные впечатления. Таким образом, в наши впечатления вносится что-то новое". то, что мы называем воображением.
Объект исследования - воображение у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс формирования воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством апробации составленной программы.
Цель исследования - составление и апробация программы как одного из психологических условий формирования воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Провести анализ проблемы формирования воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2. Обосновать выбор диагностического инструментария для определения уровня сформированности воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях.
3. Организовать и провести констатирующий этап эксперимента и проанализировать его результаты.
4. Обосновать необходимость составления программы как одного из психологических условий формирования воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
5. Составить программу и описать её содержание.
6. Частично апробировать программу и провести промежуточный мониторинг её результатов.
7. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы и методики исследования: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, рисуночный метод, метод наблюдения.
Методика 1. «Вербальная фантазия», автор: Р.С.Немов
Методика 2. «Рисунок», автор: Я.Ф.Яфальян
Методика 3. «Скульптура», автор: Р.С.Немов
База исследования: МАОУ СОШ №1 г.Первоуральск
Методологическая база исследования: труды Т. Рибо, Э. Канта, Г. Гегеля, К. Юнга, А. Адлера, В. Вундта, Ж. Пиаже, А. Бине, З. Фрейда, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Н. И. Шевандрина, К. М. Гуревича, М. К. Акимовой и других авторов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав (одной теоретической и двух практических), заключения, списка источников и литературы (в списке 40 наименований), приложения, в состав которого вошли следующие материалы:
В целом работа имеет объём 72 машинописных страниц. В работе выполнено 9 таблиц, 7 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что воображение играет большую роль в жизни человека. С помощью воображения люди создают свою деятельность, планируют ее и разумно управляют ею. Почти все материальные и духовные человеческие культуры являются продуктами человеческого воображения и творчества. Воображение также очень важно для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает нам о прошлом и открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, чего не может позволить себе ни одно другое живое существо в мире. Прошлое запечатлевается в образах памяти, добровольно воскрешаемых усилием воли, будущее изображается в мечтах и фантазиях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства практических действий. Это во многом помогает ему в тех жизненных случаях, когда практические действия либо невозможны, либо затруднительны, либо просто нецелесообразны.
Процесс, посредством которого человек получает и перерабатывает различную информацию, поступающую в мозг через органы чувств, и восприятие, заканчивающееся формированием образа, отличается в воображении тем, что образ не всегда соответствует действительности.
Воображение и фантазия являются наиболее важными частями нашей жизни. Они являются высшими и самыми необходимыми человеческими способностями. Благодаря развитию воображения и мышления в детстве вам будет предоставлена возможность создавать новые и необычные вещи. Без творческого подхода сложно решать задачи, поэтому необходимо развивать творческие способности людей раннего детства. Основная роль в осуществлении развития творчества ребенка лежит, прежде всего, на его родителях, которые должны не терять времени и постоянно заниматься с ребенком. Образовательные учреждения также играют важную роль в развитии воображения и творческих способностей. От уровня развития конкретного ребенка, а, в конечном счете, и всего человеческого потенциала государства, зависит то, насколько профессиональные педагоги и педагоги справляются со своей работой, насколько точной и интересной является программа обучения детей, зависит, во что она выльется.
Целью исследования было: составление и апробация программы как одного из психологических условий формирования воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Провести анализ проблемы формирования воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2. Обосновать выбор диагностического инструментария для определения уровня сформированности воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях.
3. Организовать и провести констатирующий этап эксперимента и проанализировать его результаты.
4. Обосновать необходимость составления программы как одного из психологических условий формирования воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Составить программу и описать её содержание.
6. Частично апробировать программу и провести промежуточный мониторинг её результатов.
7. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
В своей работе, в теоретическом аспекте, я подробно рассказала о понятии «воображение» в психологической литературе, о возрастных особенностях формирования воображения у детей младшего школьного возраста, рассказала о специфике формирования воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В практическом аспекте я определяла уровень сформированности воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях: подобрала психодиагностический инструментарий для выявления уровня развития воображения, определила уровень развития и сделала анализ его результатов на констатирующем этапе исследования, составила и частично апробировала программу формирования воображения, провела промежуточный мониторинг результатов развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Таким образом, выполненная работа углубляет знания об особенностях воображения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также показывает эффективность разработанной коррекционной программы и использованных при ее создании методов.


1. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. В. Боровик. - М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2017. - 112 с.
2. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : моногр. / Н. М. Борытко ; науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград : Перемена, 2018. — 127 с.
2. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Воображение у детей / Д. С. Брунер - М. : Просвещение, 1977. - 294 с.
3. Бурлачук, Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии на основе метода Роршаха / Л. Ф. Бурлачук - Киев, 1979. - 179 с.
4. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей /
М. Э. Ванник / Наши дети. - 2015. - № 4. - С. 21-22.
5. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. -2017. - №11. - стр. 38
6. Воображение, его функции и виды [Электронный ресурс]. - URL : https://studme.org/193008165139/psihologiya/voobrazhenie_ego_funktsii_vidy
7. Воображение и его связь с другими психическими процессами
[Электронный ресурс] / К. Г. Оропай - URL :
http ://referatwork.ru/refs/source/ref-203 97.html
8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада /Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Воображение, его виды и функции. Понятие воображения / М. Шулика. - URL : https://www.proza.ru/2021/06/07-75
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский - Спб. 1999. - 305 с.
11. Выготский, Л. С. Развитие высших функций / Л. С. Выготский - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 420 с.
12. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — Санкт-Петербург : Питер, 2017. — 358 с.
13. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О. М. Дьяченко / Вопросы психологии. - 2018. - №6. - С.52-59.
14. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества / Т. С. Комарова. - М. : Мнемозина, 2017. - 147 с.
15. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.
16. Котова, Т. Н. Творческие задания как средство развития креативного воображения школьников в учебном процессе / Т. Н. Котова. - Новотроицк, 2017. - 24 с.
17. Краткий психологический словарь / ред. - сост. Л. А. Карпенко / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов-н/Д. : изд-во «Феникс», 2016 - 512с.
18. Кураев, Г. А. Лекции по курсу «Возрастная психология» : учеб. для студентов высших учебных заведений / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская / - Ростов-на-Дону. : изд. «РГУ», 2018. - 146 с.
19. Маклаков, А. Общая психология [Электронный ресурс] / А. Маклаков - URL : https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/11.php (дата обращения: 22.03.2019).
20. Медведева, Е.А. Коррекционная технология формирования
предпосылок и элементов творческого воображения у старших
дошкольников с ЗПР в театрализованных играх//Восп. и обуч. детей с нарушениями развития.. -М.: Просвещение -2018.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ