ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ 10
1.1. Понятия «специальная индивидуальная программа развития»
(СИПР) как педагогический феномен индивидуализации обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)... 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся по
специальной индивидуальной программе развития в условиях образования на дому 18
1.3. Особенности составления специальной индивидуальной
программы развития ребенка, получающего образование на дому 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 44
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 44
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение
особенностей разработки и реализации индивидуальной образовательной программы и специальной образовательной программы обучающихся, получающих образование на дому 49
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на изучения особенностей разработки и реализации индивидуальной образовательной программы и специальной индивидуальной образовательной программы
обучающихся, получающих образование на дому 59
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ 66
3.1. Составление варианта специальной индивидуальной
образовательной программы ребенка, получающего образование на дому 66
3.2. Анализ апробации варианта специальной индивидуальной
образовательной программы ребенка, получающего образование на дому 72
3.3. Методические рекомендации участникам образовательного
процесса по составлению и реализации специальной индивидуальной образовательной программы ребенка, получающего образование на дому 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
В современной действительности с развитием ранней диагностики здоровья человека наблюдается увеличение количества детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). До введения Стандарта многие годы общество возлагало на плечи родителей, медицинских и специальных учреждений все заботы и трудности по улучшению качества жизни и поддержания здоровья детей с умеренной тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью. Говорить об их скрытых способностях в обучении и возможном развитии было непринято.
За последние двадцать лет в развитии специального образования произошли серьезные изменения по отношению к этим детям. Сегодня приоритетным направлением модернизации российского образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Законом «Об образовании в РФ», является обучение всех категорий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения): с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой в решении задачи гумманизации общества [67].
«Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей» [66].
Критерием того, что обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может автономно проживать в социуме, является его способность к самообслуживанию, принятию правильных решений в стереотипных ситуациях, осознание своих сильных сторон и ограничений в действительности. Для достижения этих результатов ему предстоит пройти путь выявления, развития своих возможностей в условиях обучения и воспитания в специальном общеобразовательном учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы (далее, АООП).
Актуальным вопросом, которые возникают у педагогов на начальном этапе знакомства с ребенком, является вопрос содержания учебной программы и условий обучения: чему и как учить? Известно, что интеллектуальные возможности детей отличаются степенью тяжести психофизических нарушений, значит, планировать объем и содержание программы необходимо, опираясь на сопроводительные рекомендательные документы ПМПК. Во-вторых, необходимо руководствоваться
методическими рекомендациями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который регламентирует образовательные условия АООП в.1, или АООП, в. 2.
Индивидуализация образования, как приоритетное направление в развитии мировой и отечественной образовательной системы, в основе которой заложен принцип личностно-ориентированного подхода, учитывает потребности индивидуальных возможностей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми множественными нарушениями развития, как правило, это дети с инвалидностью. Поэтому актуальным и практически значимым решением для этого контингента детей является обучение их по второму варианту АООП ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который регламентирует создание специальной индивидуальной программы развития (далее СИПР).
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также регламентирует положение об обязательной образовательной услуге для ребенка с инвалидностью, вне зависимости от диагноза, условия которой прописываются в СИПР [68].
При разработке СИПР требуется опираться на подходы исследователей в области проектирования и основываться на положения современной нормативно-правовой документации ФГОС [66].
Степень разработанности темы. В числе первопроходцев в разработке примерных индивидуальных программ развития для детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью можно выделить таких специалистов и ученых, как Л. Б. Баряева, А. В. Закрепина, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева и др.
В методических материалах представлены разные подходы к структуре и содержанию индивидуальных программ для контингента младшего школьного возраста с разными психофизическими нарушениями, таких авторов, как И. М. Бгажнокова, А. Д, Вильшанская, А. К. Виноградов, В. В. Коркунов, М. В. Кочкина, И. Кузьмина, Г. П. Лекус, И. С. Макарьев, Е. А. Ямбург, которые указывают на важные аспекты в содержании программ для разностороннего развития ребенка с ОВЗ [60].
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, основываясь на результатах этих исследований, предписывает строгую компонентную структуру по содержанию СИПР и опору на диагностические данные о ребенке с ОВЗ, представленные в психолого-педагогической характеристике.
Обязательными компонентами также являются цель, задачи коррекционно-развивающей деятельности и требования контроля результата обучения [55].
Деятельностный и дифференцированные подходы, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности обучающихся с учетом общих закономерностей возрастного развития описаны в теоретических положениях классиков- методологов, дефектологов Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др.
Ученые и специалисты, известные олигофренопедагоги-практики, которые занимались изучением, обучением и воспитанием детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, А. Р. Лурия, Н. Н. Малофеев, А. Р. Маллер, Н. М. Назарова, Н. А. Новоселова, Е. А. Рудакова, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицына, А.А. Шлыкова и др.
Актуальность исследования заключается в том, что разработка специальной индивидуальной программы развития для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР является на сегодня приоритетным направлением в образовании детей в контексте с ФГОС. СИПР отражает особую стратегию в педагогическом сопровождении ребенка на дому при включении в образовательный процесс группы специалистов психолого-педагогического сопровождения и родителей. СИПР исходит из структуры нарушений, образовательных потребностей и потенциальных возможностей обучающегося. В связи с этим отмечаем важность междисциплинарного взаимодействия специалистов как на этапе разработки СИПР, так и на этапе ее реализации. На первом диагностическом этапе психолого-педагогического обследования обучающегося с умственной отсталостью могут возникнуть проблемы в выборе диагностического материала, во взаимодействии междисциплинарной команды специалистов, а на этапе реализации СИПР ребенка на дому могут возникнуть сложности в соблюдении психолого¬педагогических условий обучения. Проблема исследования заключается в том, что содержание программы АООП, в. 2, на основе которой разрабатывается СИПР, может оказаться недоступным для освоения, в силу особенностей и возможностей здоровья для обучающегося на дому, поэтому педагогу требуется выбрать из перечня образовательных задач именно те, которые для него актуальны, то есть спрогнозировать положительный результат обучения и определить психолого-педагогические условия путем согласования требований ФГОС, АООП, в. 2 с возможностями обучающегося на дому.
Объект - специальная индивидуальная программа развития ребенка в условиях педагогического сопровождения его образования на дому.
Предмет - процесс составления и апробации специальной индивидуальной программы развития ребенка в условиях педагогического сопровождения его образования на дому.
Цель - провести педагогическое экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей разработки и апробации специальной индивидуальной программы развития обучающегося,
получающего образование на дому.
Гипотеза: специальная индивидуальная программа развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), даст положительную динамику его развития в условиях педагогического сопровождения его образования на дому, если будут учитываться его индивидуальные возможности и требования ФГОС.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и нормативно правовую документацию по проблеме исследования.
2. Изучить особенности разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития в контексте ФГОС.
3. Провести эмпирическое исследование (качественный и количественный анализ) развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), с ТМНР, обучающегося на дому по СИПР.
4. Разработать и апробировать специальную индивидуальную программу развития ребенка, в условиях педагогического сопровождения образования на дому.
Для решения поставленных задач методами исследования явились:
- теоретические (изучение нормативно-правовой документации, изучение понятий и параллельной терминологии исследуемой темы, анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анализ продуктов детской деятельности);
- эмпирические (наблюдение, описание, сбор статистических данных, составление таблиц, диаграмм, составление характеристики, беседа с родителем обучаемого ребенка на дому, проектирование и реализация СИПР).
Апробация исследования: материалы исследования данной ВКР апробировались в процессе научно-практических конференций:
В 2020 году являлась участником XI Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Мир без границ» г. Ставрополь, проходящей в дистанционном формате. Получила сертификат за научную публикацию статьи, вошедшей в научный сборник ВАК. Тема статьи: «Педагогическое консультирование родителей, имеющих детей с ОВЗ: направление и принципы» (Приложение 19).
В 2021 году приняла участие в Международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова по теме: «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза», проходившей в УрГПУ и представила на конкурс среди статей студентов свою научную работу «Особенности первичной диагностики актуального развития у обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)», которая вошла в научный сборник УрГПУ (Приложение 19).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (106 источников), приложений (20).
На сегодняшний день неуклонно возрастает интерес к проблеме обучения детей с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности и тяжелыми множественными нарушения развития, так как они занимают значительную часть категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Достижением последнего времени стало принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе отдельной категорией детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения). Дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития становятся субъектами образовательного процесса в Российской Федерации, что является большим шагом во включении данных детей в жизнь общества. Специалисты, исследовавшие категорию детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, до некоторого времени дискутировали: способны ли данные дети к обучению или они составляют пласт необучаемых лиц?
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
Дети с тяжелыми формами умственной отсталости нуждаются в комплексном подходе к обучению специалистов разных областей. Только тогда мы можем рассуждать об эффективности занятий и образовательного процесса в целом.
СИПР для лиц с умеренной тяжелой и глубокой умственной отсталостью должен строиться с учетом их образовательных потребностей и эмоционально-личностных особенностей, а также возможностей психического и физического здоровья.
Диагностика актуального и ближайшего уровня развития ребенка позволяет нам наметить учебно-развивающий план для оказания коррекционно-образовательных услуг детям с умеренной, тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, с ТМНР с учетом их особых образовательных потребностей.
Нормативно-правовая документация представленная на 4-х уровнях, помогает в осуществлении получения образования обучающимися с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Среди основных современных нормативно-правовых документов - Стандарт, ПрАООП и разработанная образовательной организацией АООП, в. 1, в. 2
Проведенное педагогическое экспериментальное исследование было направленно на изучение особенностей разработки и апробации
специальной индивидуальной программы развития обучающегося, получающего образование на дому.
Составленная в соответствии с ФГОС специальная индивидуальная программа развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) показала положительную динамику его развития в условиях педагогического сопровождения его образования на дому. Индивидуальные особенности и возможности здоровья обучающегося на дому ребенка по требованиям ФГОС.
Цель была достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 7. С. 9-20.
2. Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие. Екатеринбург, 2007. 227 с.
3. Ананьев Б. Г. Проблемы педагогической антропологии // Избр. психол. тр. : в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1980. Т. 2. С. 29-30.
4. Баряева Л. Б., Бойков Д. И., Липакова В. И. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. СПб., 2011. 480 с.
5. Баряева Л. Б. Лопатина Л. В., Логинова Е. Т. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами. М., 2015. 30 с.
6. Бгажнокова И. М. Ульянцева М. Б., Комарова С. В. Воспитание и
обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы / под ред.
И. М. Бгажноковой. М., 2010. 239 с.
7. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы. М., 2007. 181 с.
8. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму. М., 2007. 102 с.
9. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947. 255 с.
10. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. Практическая психология в образовании. М., 1997. 298 с.
11. Бондаренко О. М. Обзор диагностических методик для выявления детей группы риска раннего возраста. Череповец, 2010. 200 с.
12. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Воронеж, 2004. 270 с.
13. Бризе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательной школе. М., 1981. 239 с.
14. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 1980.
300 с.
15. Варенова Т. В. Коррекционная педагогика : учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». Мн., 2007. 112 с.
16. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития : программно-методические
материалы / под. ред. И. М. Бгажноковой. М., 2007. 345 с.
17. Всеобщая декларация прав человека. URL :
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declhr.shtml (дата
обращения: 09.11.2020).
18. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 484 с.
19. Выготский Л. С. Собрание сочинений. / под ред. Т. А. Власовой. М., 1983. Том 5. 369 с.
...