Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ
АМНИСТИИ 9
1.1. Понятие налоговой амнистии и ее правовая природа 9
1.2. Институт налоговой амнистии в системе налогового, финансового и
административного законодательства 28
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 40
2.1. Институт налоговой амнистии: особенности административно-правовой
формы выражения 40
2.2. Правовой статус субъектов правоотношений, возникающих при
объявлении и реализации налоговой амнистии 68
Заключение 86
Список литературы 94
Актуальность темы работы. Одним из основных направлений правовой политики современного государства является совершенствование законодательства на основе принципов равенства всех перед законом и гуманизма. К числу инструментов, направленных на реализацию принципа гуманизма, относится амнистия как акт милосердия в виде освобождения от ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В исторической ретроспективе амнистия в основном применялась в отношении лиц, совершивших преступления. Однако современная практика правового регулирования свидетельствует о применении института амнистии и в иных отраслях законодательства, в частности в финансовом и налоговом. Так, первая налоговая амнистия в Российской Федерации была проведена на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1773 «О
проведении налоговой амнистии в 1993 году», вторая - на основании Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами».
Специфика налоговой амнистии заключается в использовании данного мероприятия в качестве одного из способов решения проблем экономического развития государства. Поэтому объявление и реализация налоговой амнистии может привести как к позитивным (формированию доверительных отношений между государством и обществом, профилактике совершенных правонарушений, поступлению в бюджет дополнительных финансовых ресурсов), так и к негативным последствиям (дестабилизации отношений в налоговой сфере, увеличению числа неплательщиков налогов). Достижение положительных результатов требует тщательной проработки условий и деталей правового регулирования налоговой амнистии. Однако до настоящего времени законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено ни понятия налоговой
амнистии, ни основ правового регулирования механизма ее
реализации. Это приводит к различному толкованию данного правового феномена в теории налогового права, отождествлению со смежными понятиями - экономической амнистией, финансовой амнистией и амнистией капиталов. Также не решенными являются вопросы о субъекте, уполномоченном объявлять налоговую амнистию, о системе правоотношений, возникающих в связи с ее объявлением, о формах правовой регламентации указанных отношений и др.
В науке финансового права остается неисследованной проблема правовой природы налоговой амнистии и ее места как в системе налогового и финансового права, так и в системе российского законодательства. Актуальность темы исследования также объясняется тем, что налоговая амнистия может быть использована в качестве способа профилактики наиболее распространенных видов налоговых
правонарушений, например неуплаты налога на доходы, полученные физическими лицами от предоставления жилых помещений по договору найма или аренды.
Сказанное выше предопределяет необходимость разработки теоретических положений о правовой природе и сущности института налоговой амнистии, факторах, обеспечивающих положительные итоги ее проведения, особенностях и формах правовой регламентации. Таким образом, вопросы правового регулирования налоговой амнистии требуют самостоятельного комплексного исследования как в аспекте развития теории финансового и налогового права, так и совершенствования правоприменительной деятельности.
Объектом исследования выступает налоговая амнистия и практика ее применения в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормы финансового,
налогового и иных отраслей российского законодательства, регламентирующие отношения по проведению налоговой амнистии; положения о содержании правоотношений, возникающих при проведении налоговой амнистии; материалы правоприменительной практики; данные официальной статистики, отражающие результаты налоговых амнистий в России и за рубежом, а также степень доверия общества государственной власти и др.
Целью исследования является формирование теоретической модели правового института налоговой амнистии, раскрывающей сущность последней и особенности ее правового регулирования и позволяющей разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию правового порядка объявления и реализации налоговых амнистий в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- выявить характерные признаки налоговой амнистии как самостоятельного налогово-правового понятия и сформулировать его определение;
- установить правовую природу института налоговой амнистии;
- определить место института налоговой амнистии в системе налогового и финансового права, а также российского законодательства;
- выявить специфику правовых форм выражения налоговой
амнистии;
- раскрыть особенности норм, регулирующих отношения в области налоговой амнистии;
- определить финансово- правовой статус субъектов
правоотношений, возникающих на основании акта об объявлении налоговой амнистии.
Методологической основой работы явилось использование комплекса общенаучных и частно-научных методов, основанных на теории диалектики. Для формулирования понятия и раскрытия сущности налоговой амнистии использован формально-логический метод. Благодаря формально-юридическому методу проанализировано действующее законодательство, выявлены проблемы правового регулирования налоговой амнистии. С помощью системно-структурного и сравнительно-правового методов проведено исследование соотношения налоговой амнистии с иными понятиями - экономической амнистией, финансовой амнистией, амнистией капиталов, амнистией налоговых преступлений.
Кроме того, применение данных методов позволило определить специфику налоговой амнистии как основания освобождения от налоговой ответственности и соотнести ее с иными мерами, направленными на обеспечение исполнения налоговой обязанности. Сравнительно-правовой метод использован также при изучении отечественного и зарубежного опыта проведения налоговой амнистии...
В рамках проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами на основе комплексного изучения особенностей генезиса становления и развития налоговой амнистии в Российской Федерации изложены основные теоретические выводы по вопросам действующего законодательства.
Анализ развития современных правовых основ свидетельствует о появлении и развитии института амнистии в различных отраслях права, в том числе и в сфере финансового права (его подотрасли - налоговом праве), что указывает на межотраслевой характер данного института.
Отмечено, что действующее законодательство не содержит понятия налоговой амнистии, а в юридической литературе нет единого понимания ее сущности. В рамках указанного направления исследования было проведено изучение понятия «налоговая амнистия», в ходе которого выявлена его многоаспектность.
Выявление юридических критериев обособления совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие на основании правового акта об объявлении налоговой амнистии, позволило определить налоговую амнистию в качестве правового института. В данном аспекте налоговая амнистия - обособленный комплекс взаимосвязанных налогово-правовых норм, регулирующих родственные общественные отношения, возникающие по поводу взимания налога на основании принятия государственного правового акта об объявлении налоговой амнистии.
Также налоговая амнистия рассмотрена в качестве экономической категории как совокупность экономических отношений денежного характера, возникающих в сфере взимания налогов и связанных с движением финансовых ресурсов.
Налоговая амнистия как институт налогового права как подотрасли финансового права объединяет налогово-правовые нормы, регулирующие сравнительно небольшую группу однородных общественных отношений в области налоговой амнистии.
В системе налогового права как подотрасли финансового права институт налоговой амнистии представляет собой обособленное структурное образование Общей части налогового права, включаемое в главу, посвященную вопросам о системе органов, осуществляющих финансовую деятельность и их полномочиях в области налоговых отношений.
Исследование содержания правовых норм, составляющих
институт налоговой амнистии, позволил выявить в нем правовые нормы, регулирующие общественные отношения, пересекающиеся с иными налогово-правовыми институтами: государственного управления
налогообложением, налоговых обязанностей, ответственности участников налоговых правоотношений.
Основываясь на соотношении налогового и финансового права как подотрасли и отрасли права, аргументировано, что налоговая амнистия представляет собой небольшую группу норм, выражающих специфику правового регулирования общественных отношений по поводу осуществления финансовой деятельности государства в области взимания налогов, то есть является субинститутом финансового права.
В системе финансового права субинститут налоговой амнистии расположен в Общей части финансового права, в разделе, посвященном вопросам о правовых основах, формах и методах финансовой деятельности государ - ства и муниципального образования и входит в состав института финансовой деятельности государства (муниципальных образований).
Также налоговая амнистия определена как институт науки налогового права - целостная система научных концепций, представлений, позиций и взглядов по вопросам данного налогово-правового института. В рамках учебной дисциплины «Налоговое право» институт налоговой амнистии автором включен в тему «Налоговое обязательство» раздела II «Правовые основы исполнения налоговой обязанности и налогового администрирования».
Установлено, что правовой институт налоговой амнистии находит свое внешнее выражение в законодательстве о налогах и сборах и представляет собой совокупность нормативных предписаний, регулирующих финансовые общественные отношения в области налоговой амнистии. Выявление в их составе актов конституционного, финансового (банковского, бюджетного) и
других смежных отраслей законодательства дало основание
считать указанный институт межотраслевым институтом российского законодательства.
Анализ сущности налоговой амнистии также проведен путем ее сопоставления с понятиями «экономическая амнистия», «амнистия капиталов», «финансовая амнистия» и «амнистия налоговых преступлений». Используя системно-структурный и сравнительно-правовой методы и руководствуясь концепцией общей теории права о дифференциации юридической ответственности и соотношении отраслей права, выявлено содержание перечисленных категорий и обосновано их самостоятельное значение.
В качестве обобщающего термина предложено использовать понятие «экономическая амнистия» и установлено, что финансовая амнистия, налоговая амнистия, амнистия капиталов и амнистия налоговых преступлений в разной степени направлены на развитие экономических отношений...
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г.: принята всенародным голосованием (с изм. от 21 июля 2014 г., № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4, ст. 445; 2014. - № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 31 декабря 2014 г., № 512-ФЗ) // СЗ РФ. -1996. - № 5, ст. 410; 2014. - № 43, ст. 5799.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63- ФЗ (с изм. от 8 марта 2015 г., № 45-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 25, ст. 2954; Российская газета. - 2015. - 11 марта.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января
1997 г. № 1-ФЗ (с изм. от 8 марта 2015 г., № 40-ФЗ) // СЗ РФ. -
1997. - № 2, ст. 198; 2015. - № 10, ст.1410.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 8 марта 2015 г., № 25-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - № 31, ст. 3823.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля
1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2014 г., № 462-ФЗ) // СЗ РФ. -
1998. - № 31, ст. 3824; 2015. - № 1, ч. 1, ст. 15.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 8 марта 2015 г., №32-ФЗ) // СЗ РФ. - 2000. - № 32, ст. 3340; 2015. - № 10, ст. 1402.
8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. от 8 марта 2015 г., № 41-ФЗ) // Российская газета. - 2002. - 27 июля; 2015. - 11 марта.
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. от 8 марта 2015 г., № 41-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 46, ст. 4532; 2015. - Российская газета. - 11 марта.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2011 г. № 174-ФЗ (с изм. от 8 марта 2015 г., № 47-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52, ч. 1, ст. 4921; Российская газета. - 2015. - 11 марта.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 8 марта 2015 г., № 57-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1, ч. 1, ст. 1; Российская газета. - 2015. - 13 марта.
12. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. от 29 декабря 2014 г., № 484-ФЗ) // Российская газета. - 1996. - 10 февраля; 2014. - 31 декабря.
13. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом
оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (с изм. от 21 июля 2014 г., № 226-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 28, ст. 2787; 2014. - № 30, ч. 1, ст. 4227.
14. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. от 4 ноября 2014 г., № 344- ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 50, ст. 4859; 2014. - 2014. - № 45, ст. 6154.
15. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» // СЗ РФ. - 2007. - № 1, ч. 1, ст. 32...