Введение 3
1 .МАРКЕТИНГОВЫЙ АУДИТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие, способы и необходимость проведения маркетингового
аудита 6
1.2. Алгоритм и методика проведения маркетингового аудита 1
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АО «БЕЛГОРОДСКОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия
2.2. Анализ финансового состояния деятельности АО
«Белгородское авиапредприятие»
2.3. Предварительная оценка цели и стратегии маркетинга в
АО «Белгородское авиапредприятие»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
АО «БЕЛГОРОДСКОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ» 44
3.1. Особенности методики маркетингового аудита в организации
3.2. Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности.. 52
Заключение 57
Список использованной литературы
Приложения
В современных условиях очень часто предприятия не имеют возможности внедрять у себя полноценный маркетинг. Причин этому множество: нехватка знаний, плохая организация маркетинга, и, конечно, недостаток финансовых ресурсов, причиной которого является недостаток квалифицированного персонала, невозможность привлекать ценные информационные источники. В таких условиях актуальным становится вопрос концентрации усилий отделов маркетинга на наиболее перспективных направлениях.
В сфере маркетинга задачи, стратегии и программы быстро устаревают, поэтому возникает необходимость переоценки фирмой своего общего подхода к рынку. Менеджменту следует делать акцент на такой инструмент маркетинга как аудит. Существует три типа аудита - финансовый, управленческий и маркетинговый. О том, хорошо или плохо работает предприятие, руководитель и собственники узнают в большинстве случаев из финансовых отчетов. Но финансы - это категория, которая не отражает эффективность использования имеющихся ресурсов, а также ошибки и просчеты в деятельности предприятия. Гораздо более полную и объективную картину эффективности работы всего предприятия, отдельных подразделений и специалистов дает маркетинговый аудит. Пока он не нашел широкого развития, но не по причине невостребованности, а по причине неготовности основной части аудиторских фирм к оказанию подобных услуг. Имеет также влияние фактор неподготовленности руководства предприятий. Значительная их часть в слабой степени представляет то, какого уровня достигла современная теория маркетинга.
Маркетинговый аудит, выступая инструментом осуществления независимого контроля, адресован, прежде всего, коммерческим предприятиям и организациям, интересующимся насколько правильно и эффективно, используются их маркетинговые стратегии на тех или иных рыночных сегментах.
Актуальность темы обусловлена тем что, аудит маркетинга - важная составная часть процесса управления маркетингом, а также состоит в том, что услуги по маркетинговому аудиту весьма перспективны, поскольку выживание и благополучие предприятий все больше определяется с новым инструментом анализа и оценки бизнеса - маркетинговым аудитом. По результатам аудита и на основе полученных данных подвергается коррекции общая стратегия предприятия, обеспечивается его прибыльность и долгосрочная выживаемость. Следует отметить, что маркетинговый аудит не подменяет другие виды контроля, осуществляемого специальными контролирующими органами, не препятствует сотрудничеству с ними, а чаще всего дополняет их.
Добросовестный маркетинговый аудит может быть весомым подспорьем в работе маркетинговой деятельности предприятия и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности его работы, полноту и качество выполнения маркетинговых функций.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности в исследуемой организации. Объектом исследования выступает Акционерное общество «Белгородское авиапредприятие», целью деятельности которого является достижение качественно нового уровня обслуживания пассажиров, багажа, груза и почты, обслуживание ВС, а также формирование производственного, экономического и кадрового потенциала, значительного увеличения объема авиаперевозок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие, способы и необходимость проведения маркетингового аудита;
2. рассмотреть методикупроведения маркетингового аудита;
3. рассмотреть организационно-экономическая характеристика деятельности исследуемого предприятия и провести анализ его финансового состояния;
4. изучить особенности методики маркетингового аудита в организации;
5. дать оценку цели и стратегии маркетинга исследуемой организации.
Источниками информации при написании выпускной квалификационной работы послужили бухгалтерская финансовая отчетность организации, первичные документы, регистры учета, официальная информация АО «Белгородавиа», представленная на сайте авиакомпании.
Теоретической основой работы послужили нормативные и законодательные акты, научная и учебная литература, периодические издания в области аудита и маркетинга.
Работа изложена на 60 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, включает 12 таблиц, 1 рисунок, список литературы насчитывает 62 наименования, к работе приложено 12 документов.
Основными видами деятельности АО «Белгородавиа» являются: обеспечение наземного обслуживания воздушных судов, использование аэропорта в качестве запасного для Московской воздушной зоны, развитие и расширение маршрутной сети в части открытия рейсов во внутренних и туристических направлениях.В 2016 году АО «Белгородавиа» было обслужено 416 817 пассажиров, что на 5% больше по сравнению с 2015 годом. Из/в аэропорт «Белгород» было выполнено 3 199 рейса, что превысило аналогичный показатель в 2015 году на 14,5%.
За рассматриваемый период АО «Белгородавиа» несет убытки. В 2015 году организация получила убыток от продажи в размере 188804 тысячи рублей, в 2016 году убыток составил составила 421285 тысяч рублей. Чистый убыток в 2014-2016 года вырос с 161712 до 343097 тысяч рублей. Стоит отметить, что за 2016 год чистый убыток АО «Белгородавиа» вырос почти в 2 раза по сравнению с предыдущими годами.
Удельный вес внеоборотных активов (85,33%) превышает удельный вес оборотные активы (17,19%) на конец отчетного периода. Оценить положительно такую структуру имущества нельзя, так как большую часть в его составе занимают внеоборотные активы - трудно реализуемые. Из баланса видно, что внеоборотные активы в 2016 году по сравнению с прошлым годом возросли на 83701 тыс. руб., а в 2015 рост составлял 37005 тысяч рублей по сравнению с 2014 годом. Оборотные активы также возросли в 2016 году по сравнению с прошлыми отчетными периодами, так, увеличение в 2016 году составило 8669 тыс. руб. по сравнению с 2015 годом, а в 2015 году 35882 тыс. руб. Увеличение оборотных активов произошло за счет увеличения краткосрочной дебиторской задолженности, запасов, долгосрочной дебиторской задолженности прочих оборотных активов. Увеличение дебиторской задолженности приводит к отвлечению оборотных средств непосредственно из оборота т.е. может привести к уменьшению средств на счетах, что отрицательно влияет на платежеспособность предприятия.
Размер уставного капитала с момента создания Общества до настоящего момента не менялся и составляет 13302700 рублей.
Значение коэффициентов ликвидности не соответствуют норме, так, значение коэффициента срочной ликвидности свидетельствуют о том, что быстро ликвидных активов недостаточно для полного погашения текущих долгов в течение непродолжительного времени. Значения коэффициента абсолютной ликвидности также ниже нормы, например, в 2016 году показатель равен 0,009, в 2015 он был равен 0,01. Показывает, что компания не может погасить текущую задолженность исключительно имеющимися в наличии денежными средствами или их эквивалентами на определенный момент времени.АО «Белгородавиа» неспособно обеспечить покрытия всех обязательств. Коэффициент обеспеченности собственными средствами намного ниже уровня, так как у предприятия высокая зависимость от кредиторов. Коэффициент финансовой устойчивости также не соответствует установленному значению, а именно, в 2016 году он равен (0,4), что намного ниже установленной нормы (0,8-0,9). Это служит для компании очень тревожным сигналом. Такая ситуация может говорить о возникновении риска хронической неплатежеспособности компании, а также ее попадания в финансовую зависимость от кредиторов.
В АО «Белгородавиа» был проведен маркетинговый аудит, цели которого состояли в следующем:оценить состоятельность и достижимость главной цели организации (миссии) и основных целей в области маркетинга, проверить, насколько эффективным является взаимодействие между структурными подразделениями, занимающимися различными аспектами маркетинговой работы, эффективно ли распределены функции маркетинга, полномочия и ответственность в компании, оценить эффективность информационных систем маркетинга в компании, систем планирования и контроля за исполнением плана маркетинга.
При проведении маркетингового аудита были использованы такие процедуры, как опрос, тестирование, аналитические процедуры. По результатам осуществления данных процедур составлены рабочие документы аудитора, сформулированы выводы и рекомендации.
В ходе аудита было выяснено, что разработкой стратегии развития АО «Белгородавиа» занимается высший менеджмент (генеральный директор и заместитель генерального директора по коммерческой деятельности), однако в организации нет утвержденного документа, содержащего принятую стратегию. Управленческие решения принимаются единолично генеральным директором, который устно формулирует цель и задачи маркетинга, однако представление о них не внедрено в сознание исполнителей.Структурным подразделением АО «Белгородавиа», отвечающим за маркетинг, является коммерческая служба. Решением вопросов, связанных с маркетинговой деятельностью, занимаются заместитель генерального директора по коммерческой деятельности и непосредственно руководитель предприятия. При аудите было установлено, что коммерческая служба работает эффективно, функции и полномочия четко разграничены между сотрудниками. Однако, многие функции (ценовая, коммуникационная политика) исполняет непосредственно высшее руководство организации, при этом средний менеджмент и персонал не имеют возможности принятия самостоятельные решения и не всегда информированы о целях и планах генерального директора.
Оценивая эффективность информационной системы маркетинга в АО «Белгородавиа» можно сказать, что ее уровень низкий, всего 28%.
Маркетинговый аудит проводился с использованием следующих инструментов: STEP-анализ, модель М. Портера, SWOT-анализ. По результатам проверки составлен отчет о проведении маркетингового аудита, в котором оценены риск-факторы, свойственные маркетинговой деятельности АО «Белгородавиа», такие как: страновые и региональные, отраслевые,
технологические и эксплуатационные, финансовые, правовые.
Основная задача руководства АО «Белгородавиа» при разработке перспективной стратегии управления сводится к четкому пониманию статуса и значения аэропорта, выбору соответствующей стратегии деятельности и стратегии управления. При разработке стратегии развития АО «Белгородавиа» стратегическая цель может быть сформулирована, как максимальное увеличение дохода от обслуживания пассажиров и грузопотока, проходящих через данный аэропорт - транспортный узел путем наиболее полного удовлетворения спроса авиакомпаний, пассажиров и грузоотправителей на все виды услуг.
По результатам аудита было выявлено, что в АО «Белгородавиа» имеются предпосылки для выработки полноценной маркетинговой стратегии, а именно наличие опыта проведения маркетинговых исследований; узнаваемый фирменный стиль Международный Аэропорт «Белгород»; наличие квалифицированных специалистов.
1. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть первая) [Электронный ресурс] от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от
01.09.2013г.) // http://www.consultant.ru
2. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности: федеральный закон РФ [Электронный ресурс] от 30.12.2008 г. №307-ФЗ (ред. от 04.03.2014г. №23-ФЗ)// Нормативные документы. - http://www.consultant.ru
3. Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении
федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: постановление Правительства от 23.09.2002 г. №696 (ред. от
22.12.2011г. №1095) // Нормативные документы. - http://www.consultant.ru
4. Батырбиев Т.Б.Инновационные аспекты управления устойчивостью торговых предприятий[Текст] / Инновации и инвестиции. -2013. - № 3. - с. 6266.
5. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебное пособие/ Т.Б. Бердникова. - М.: Инфра-М, 2012. - 224 с.
6. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2004. 1373 с.
7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2006. 860 с.
8. Бородушко И.В. Стратегическое планирование и
контроллинг[Текст]: И.В. Бородушко. - СПб.: Питер, - 2013. -108 с.
9. Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль [Текст] / В. В. Бочаров // СПб: Изд-во СПбГУЭФ. - 2010. - 39 с.
10. Брагин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация [Текст]: - М., 2014. - 560с.
11. Верестов А.В. Коммерция и технология торговли [Текст]: - СПб., 2016. - 415с.
12. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность [Текст]: - М.,2013. - 308с.
13. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст]: 2-е изд./ О.С. Виханский. - М.: Гардарика, - 2015. - с. 83-84.
14. Волкова О. А., Егорова С. Е. Анализ эффективности и аудит маркетинговой деятельности / О. А. Волкова, С. Е. Егорова // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - №1 - С.112-121.
15. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование / В.А. Гончарук. М.: Дело, 2015. 248 с...