ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
7
1.1. Определение основных понятий темы исследования: «суицид», «суицидальные наклонности»
7
1.2. Психологические особенности и нарушения эмоциональноволевой сферы детей подросткового возраста
12
1.3. Обзор методов и методик, направленных на выявление нарушений эмоционально-волевой сферы и суицидальных
наклонностей у детей подросткового возраста
15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
20
2.1.Описание базы исследования и психолого-педагогическая
характеристика контингента испытуемых
20
2.2. Обоснование выбора психодиагностического инструментария и технологий его применения на констатирующем этапе
эксперимента
22
2.3.Проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его результатов
24
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ АРТ- ТЕРАПИИ (ДРАМАТЕРАПИИ) 40...
Актуальность темы: в 2020 году Россия заняла первое место в Европе по суициду среди подростков. Каждый 12 ребенок в России совершает попытку суицида, всего за год было зафиксировано 20 случаев самоубийства на 100 тысяч подростков [36].
В связи с быстрыми изменениями в современном мире многие подростки не успевают перестроиться и адаптироваться к требованиям со стороны социума. В связи с этим многие из них не могут найти позитивный смысл своей жизни, в частности, из-за разрушения старых ценностей и традиций, навязанных им родителями, а также из-за дискредитации новых ценностей и традиций, которые ещё не стали их собственностью (не интериоризировались). Кроме того у детей подросткового возраста еще не сформирована культура мировоззренческой рефлексии, позволяющая прийти своим неповторимым путем к осознанию уникального смысла собственной жизни.
Необходимо сказать, что в связи с тем, что с подростками мало кто разговаривает про жизнь, про то, как необходимо реагировать на те, или иные изменения в личной жизни и в общественной, подростки чувствуют себя одиноко и «испытывают постоянно скуку». Также многие подростки лишены эмоциональной привязанности и многие из них не всегда понимают эмоции других людей и уж тем более свои.
Подростковый суицид гораздо сложнее, чем, кажется на первый взгляд. В психологии подростковый возраст - это кризис, где ребёнок переходит из детства во взрослую жизнь. Он уже не ребёнок, но ещё не взрослый. У него 4
появляется «чувство взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этом периоде является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого подростка, но и появлением огромного количества конфликтов с окружающим миром. Попытка войти в новый, взрослый мир связана с проблемами, которые подросток не в силах решить самостоятельно и не в силах объяснить, прежде всего, самому себе, не говоря уже о социальном окружении [49, 51].
Объект исследования: суицидальные наклонности у детей
подросткового возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Предмет исследования: драматерапия как способ профилактики суицидальных наклонностей у детей подросткового возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Цель исследования: составление и апробация программы
профилактики суицидальных наклонностей у детей подросткового возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы посредством арт-терапии (драматерапии).
Задачи исследования:
1) Подбор и теоретический анализ специальной психологической литературы и других источников по проблеме отклонений эмоционально - волевой сферы и проблеме суицидального поведения у детей подросткового возраста;
2) Обоснование подбора психодиагностического инструментария для выявления суицидальных наклонностей у испытуемых;
3) Составление программы профилактики суицидальных наклонностей у детей подросткового возраста с нарушением эмоционально - волевой сферы посредством арт-терапии (драматерапии);
4) Сравнение результатов констатирующего этапа эксперимента и результатов после частичной апробации программы;
5) Написание рекомендаций в адрес специального психолога по дальнейшей апробации программы.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ гимназии № 526 Московского района г. Санкт-Петербурга,
реализующей общеобразовательные программы. В эксперименте приняли участие дети подросткового возраста от 14 до 17 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, включающих параграфы, заключения, списка литературы и источников (51 наименование), приложения. Общий объём работы 88 страниц машинописного текста. Работа иллюстрирована одной таблицей и 20 графическими рисунками.
Наша жизнь - это сплошная борьба с окружающим нас миром и с самим собой, стремление показать всем, что мы чего -то стоим, а по итогу это не воспринимают в серьез. Дети подросткового возраста не чувствуют поддержки со стороны взрослых, и тем самым впадают в апатию или же отключают свои эмоции, начинают рационализировать все, что происходит с другими и с ними.
Дети подросткового возраста больше всего подвержены чувствовать социальное отчуждение, им кажется, что весь мир настроен враждебно. Дома заставляют выполнять домашние обязанности, в школе выполнять ненужные задания, тем самым не давая возможности развиться самостоятельно, делать выбор и брать за него ответственность. Дети подросткового возраста не понимают, что такое ответственность только из-за того, что за них решают проблемы взрослые, так как не могут полностью доверять своим детям, тем самым взрослые отталкивают их от себя и подростки убегают в свои субкультурные группы или начинают играть в Онлайн игры.
В работе была составлена профилактическая программа для детей подросткового возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы склонных к суицидальным наклонностям. В данной программе проводилась работа над развитием новых стратегий поведения, развитием эмоционального интеллекта.
В ходе исследования была проанализирована психологическая литература по проблеме суицидального поведения детей подросткового возраста, было дано понятие феномену суицидального поведения детей подросткового возраста.
Также была проведена частичную апробацию профилактической программы и анализ ее эффективности.
В результате можно сказать следующее:
• По тесту на эмоциональный интеллект Холла, можно сказать, что работа с эмоциональной сферой для испытуемого № 4 прошла наиболее успешно. Наблюдается положительный рост в каждом направлении. Также испытуемые №1 и 3 также показали положительную динамику, но в меньшей степени, в сравнении с испытуемым №4.
• По опроснику девиантного поведения также можем наблюдать серьезные изменения. Уровень девиантного поведения у испытуемого №1 из среднего уровня перешел в низкий. Уровень девиантного поведения у испытуемого №4 также сделал качественные изменения и опустился на 4 деления.
По результатам частичной апробации программы можно сказать, что программа может быть реализована полностью и может принести наибольший эффект.
В заключении необходимо сказать, что дети подросткового возраста в нашем времени оторваны от реальности, они не могут дифференцировать эмоции у окружающих их людей [49, 51].
1. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. - М.,
1997. - 368 с.
2. Амбрумова, А. Г. Суицид как феномен социальнопсихологической дезадаптации личности / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко. - М., 1983. - Т. 82. - 28 с.
3. Барканова, О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / О. В. Барканова. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М., 1968. - 398с.
5. Бондаренко, А. С. Личностные доминанты у лиц с
суицидальными тенденциями :дис. ... канд. Пси. Наук : 19.00.01 /
А. С. Бондаренко. - Красноярск, 2004. - 19с.
6. Вроно, Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков / Е. М. Вроно. - М.: Академический проект, 2001. - 40 с.
7. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский: Проблема возраста // Собр. Соч. : В 6 т. М., 1984. Т. 3. - 460с.
8. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин; Харвест. - Минск, 1998. - 394 с.
9. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций/ Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Издательство «АСТ», 2018. - 352 с.
10. Григорович, Л. А. Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская; Гардарики. - М., 2004. - 480 с.
11. Гончарова, Е. Л. Специальная психология // Альманах Института
коррекционной педагогики. - 2002. - №5. -
URL: й11рз://а11бе£.ги/ги/аг11с1ез/а1тапай-5/зрес1а1па1а-рз1йо1од11а(Дата обращения: 03.03.2020)
12. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс] / сост. О. Б. Дарвиш. - URL : https://psyera.ru/4761/podrostkovyy-vozrast (дата обращения 10.02.2020)
13. Драгунова, Т. В. Подросток / Т. В. Драгунова.- М., 1973. - 350с.
14. Драматерапия, как направление арт-терапии [Электронный ресурс] / URL: https://or-sun.ru/dramaterapiya-kak-napravlenie-art-terapii/ (дата обращения 03.11.2021)
15. Дюркгейм, Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. С сокр. ; под ред. В. А. Базарова. - М. : Мысль, 1994. - 399с...