Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью посредством проектной деятельности

Работа №93307

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы108
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
1.1. Определение активный словарный запас как феномен системы
развития речи
1.2. Основные закономерности усвоения активного словаря в
онтогенезе
1.3. Особенности активного словаря у обучающихся с умственной
отсталостью
16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОГО
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1. Характеристическая база исследования
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение
сформированности активного словаря по теме: «Профессии»
обучающихся с умственной отсталостью в младших классах
2.3. Анализ результатов исследования развития активного словаря по теме: «Профессии» обучающихся с умственной отсталостью в младших
классах
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННЫЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПО ТЕМЕ: «ПРОФЕССИИ» ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по развитию активного словаря обучающихся с умственной отсталостью по теме: «Профессии» посредством проектной деятельности
3.2. Содержание работы по развитию активного словаря обучающихся с умственной отсталостью по теме: «Профессии» посредством проектной


3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию активного словаря обучающихся с умственной отсталостью
по теме: «Профессии» посредством проектной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Речь выступает как основное средство общения людей и обеспечивает установление межличностных контактов. Характерные черты психического развития ребенка с умственной отсталостью выражаются в нарушениях речевой деятельности. Речевая активность обучающихся с умственной отсталостью снижена из-за бедности, ограниченности и примитивности словаря [49]. В результате чего замедляется процесс социализации, очень важный в жизни всех обучающихся. Работа над лексикой ведет к формированию важных познавательных процессов, развиваются мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и так далее. Л. С. Выготский утверждал, что развитие мышления и речи - необходимое условие развития остальных человеческих способностей, побуждающих их к дальнейшему развитию и совершенствованию [14, с. 30].
Общение возможно только потому, что человек отражает реальность, используя мышление в целом [16, с. 2]. Слово выполняет познавательную функцию, а развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов [41, с. 45].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), одной из задач обязательной предметной области «Филология» для обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах являются развитие устного и письменного общения, развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка, а также развитие диалога и монологической устной и письменной речи, развитие коммуникативных навыков. В то же время важным направлением является развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации, формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с духовными, моральными и социокультурными ценностями принятыми в семье и обществе. А одна из основных задач на предмете «Речевая практика» - расширение представлений об окружающей действительности и об основах жизни в обществе [31].
Начальное общее образование является обязательной ступенью непрерывной системы образования и, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 73, должно быть направлено на формирование личности и развитие всех сторон речи обучающегося [61].
Вопросы развития словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью широко раскрывается в трудах многих психологов и педагогов. Вопросам развития речи посвящены исследования таких ученых и психологов, как И. В. Белякова, В. В. Давыдов, Т. В. Егорова, Д. Б. Петрова, Д. Б. Эльконин и др. Коррекционные методы по развитию словаря у обучающихся с умственной отсталостью рассматривали А. К. Аксенова, А. Г. Зикеев, Р. И. Лалаева, Э. В. Якубовская и др. Проблемой развития речи и обогащения словаря занимались такие ученые, как А. М. Бородич, М. П. Каноныкин, Н. В. Крушевский, Т. А. Ладыжская, В. Г. Толстов и др. В течение нескольких десятков лет велось интенсивное изучение особенностей психического развития детей с интеллектуальными нарушениями, поиски организационных форм их обучения и воспитания, разработка новых коррекционных технологий. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие обучающихся. Однако в практике развития словаря обучающихся чаще всего используются традиционные средства по формированию словаря обучающихся и реже применяются практические методы и приемы, интересные и инновационные формы работы, которые способны вызвать эмоциональный отклик и интерес учеников. Такое положение дел может привести к не эффективной педагогической деятельности, направленной на развитие словаря обучающихся с умственной отсталостью, а следовательно, нельзя ожидать у них существенных сдвигов в развитии коммуникации и речевой практики обучающихся. Одним из главных компонентов успешной социализации обучающихся является - профориентационная работа. На этапе начального образования у обучающихся младших классов должно сформироваться добросовестное отношение к труду взрослых, понимание его роли в жизни человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, интерес к часто встречаемым профессиям.
Объект - изучение эффективных методов и приемов, средств формирования активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью посредством проектной деятельности.
Предмет - процесс развития активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью посредством проектной деятельности.
Цель - на теоретическом и эмпирическом уровне определить результативность проектной днятльности по развитию активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия активный словарь в психолого­педагогической науке и определить особенности развития активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах.
2. Раскрыть содержание работы по развитию активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в организациях реализующих АООП.
3. Проанализировать методики изучения активного словаря обучающихся с умственной отсталостью.
4. Разработать и реализовать педагогический проект направленный на развитие активного словаря по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью.
5. Осуществить поэтапное изучение уровня и динамики развития активного словаря по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах в процессе реализации проектной деятельности и сделать вывод о ее результативности.
Методы исследования: анализ теоретический научной и методической литературы, обобщение, наблюдение, анкетирование, анализ методик изучения активного словаря обучающихся с умственной отсталостью, педагогический эксперимент.
Методологической основой исследования является работы следующих авторов исследовавших данную проблему: А. К. Аксенова, А. Г. Зикеев, Р. И. Лалаева, Э. В. Якубовская и др. Проблемой развития речи и обогащения словаря занимались такие ученые, как А. М. Бородич, М. П. Каноныкин, Н. В. Крушевский, Т. А. Ладыжская, В. Г. Толстов. Все эти ученые, а также многие другие отмечали влияние развития словарного запаса обучающихся с умственной отсталостью на социально­коммуникативное развитие и социализацию обучающихся в обществе.
Работа состоит из трех глав. В первой главе на теоретическом уровне изучили научную литературу по проблеме развития активного словаря обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах. Рассмотрели определение активного словарного запаса и основные закономерности его усвоения в онтогенезе. Также подробнее изучил основные особенности активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью. Вторая глава посвящена изучению сформированности активного словарного запаса обучающихся с умственной отсталостью по теме: профессии. В третей главе рассмотрели методику развития словарного запаса в условиях обучения в образовательных учреждениях, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы начального общего образования, а также описали содержание работы по развитию активного словаря обучающихся с умственной отсталостью по теме: «Профессии» посредством проектной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Словарь обучающихся с умственной отсталостью отличается бедностью, неполноценностью и невыразительностью, из-за чего обучающиеся испытывают большие трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Все это сказывается на развитии их коммуникативных навыков и дальнейшей - на социализации в обществе. Кроме того, имеющиеся нарушения речи тесно связаны с процессами развития познавательной сферы учеников, поэтому с можно говорить об актуальности и значимости педагогической деятельности по коррекции нарушений в развитии словарного запаса обучающихся начальных классов с умственной отсталостью на всех этап обучения. Однако целенаправленная и систематическая работа с активным привлечением родителей обучающихся по развитию активного словарного запаса способствует развитию речи, коммуникации и познавательного интереса.
В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме развития активного словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью, изучили особенности и условия развития активного словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью. На основании изученного материала мы разработали проект, направленный на развитие активного словарного запаса обучающихся с умственной отсталостью по теме: «Профессии». Разработанный нами проект способствует, с одной стороны, развитию познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, с другой - создает благоприятные условия для качественного развития словаря и коммуникативных возможностей по теме: «Профессии», о чем говорят результаты контрольного эксперимента. Проект разработан в соответствии с интересами детей, работа осуществляется в тесной взаимосвязи как с педагогом, родителями, так и со сверстниками и способствует развитию навыков общения у детей; не требует больших материальных затрат, применяется в интеграции с другими областями.
В ходе проекта проведены диагностики, для первичного замера исходного уровня развития активного словарного запаса обучающихся по теме: «Профессии». Проведены классные часы, с целью знакомства с профессиями и составлен лекбук - «азбука профессий». Организована работа с родителями, в ходе подготовки презентаций и докладов о профессиях родителей. Проведены экскурсии в магазин, на почту, школьную столовую, медицинский кабинет и школьную библиотеку. Заключительным этапом проектной деятельности стал «Город мастеров», на каждой станции профессий обучающиеся выполнили увлекательные задания.
Далее проведен вторичный замер по выявлению уровня развития активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью. По данным диагностических методик, на основе сопоставления результатов первичного и вторичного замера можно сделать вывод, о положительной динамике развития активного словаря по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью за период реализации проекта «Все профессии важны!»: повысился словарный запас имен существительных и глаголов по теме профессии, многие обучающие свободно употребляют названия с местами работы предъявленных профессий. Некоторые обучающиеся смогли ответить на вопросы «Какой?», но при этом использовали однотипные прилагательные - красивый, хороший, добрый.
Так как проект вызвал позитивный эмоциональный отклик у обучающихся и интерес к теме «Профессии», считаем необходим увеличить время проектной деятельности до шести месяцев, и на изучении каждой отдельной профессии отводить неделю. С целью более глубокого изучения разнообразных профессий важно внедрять в проект еще больше практических игр, заданий с приглашением представителей разнообразных профессий, в том числе из числа родителей, чаще использовать динамичные классные часы с широким применением таких форм работы, как викторины, сюжетно-ролевые игры.
Анализ результатов реализации проекта показал, что при условии широкого использования разнообразного наглядного материала, осуществлении свободного общения педагога с обучающимися, проведении экскурсий, осуществлении тесной работы с родителями и разными представителями профессий, проект «Все профессии важны!» является результативным средством развития словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью!


1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. для учителя / А. К. Аксенова,
Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 1991. - 174 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
4. Алышева, Т. В. Олигофренопедагогика : учеб. для студентов вузов / Т. В. Алышева [и др.]. - М. : Дрофа, 2009. - 400 с.
5. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - М. : Прометей, 2013. - 193 с.
6. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Н. А. Иполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред.
М. Т. Баранова. - М. : Академия, 2001. - 368 с.
7. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология / Н. Л. Белопольская. - М. : Христоматия, 2010. - 351 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / А. М. Бородич. - М. : Просвеещение, 2004. - 256 с.
9. Бородич, А. М. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Ю. Борякова. - М. : Просвещение, 1999. - 220 с.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 2010. - 176 с.
11. Возрастные особенности усвоения знаний / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1996. - 797 с.
12. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 144 с.
13. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе : пособ. для учит. и студ. деф. факультетов / В. В. Воронкова. - М. : Школа-Пресс, 2008. - 416 с.
14. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов / Л. С. Выготский ; под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 488 с.
15. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. - М. : Учпедгиз, 1935. - 81 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ