ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
1.1. Определение активный словарный запас как феномен системы
развития речи
1.2. Основные закономерности усвоения активного словаря в
онтогенезе
1.3. Особенности активного словаря у обучающихся с умственной
отсталостью
16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОГО
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1. Характеристическая база исследования
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение
сформированности активного словаря по теме: «Профессии»
обучающихся с умственной отсталостью в младших классах
2.3. Анализ результатов исследования развития активного словаря по теме: «Профессии» обучающихся с умственной отсталостью в младших
классах
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННЫЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПО ТЕМЕ: «ПРОФЕССИИ» ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по развитию активного словаря обучающихся с умственной отсталостью по теме: «Профессии» посредством проектной деятельности
3.2. Содержание работы по развитию активного словаря обучающихся с умственной отсталостью по теме: «Профессии» посредством проектной
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию активного словаря обучающихся с умственной отсталостью
по теме: «Профессии» посредством проектной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Речь выступает как основное средство общения людей и обеспечивает установление межличностных контактов. Характерные черты психического развития ребенка с умственной отсталостью выражаются в нарушениях речевой деятельности. Речевая активность обучающихся с умственной отсталостью снижена из-за бедности, ограниченности и примитивности словаря [49]. В результате чего замедляется процесс социализации, очень важный в жизни всех обучающихся. Работа над лексикой ведет к формированию важных познавательных процессов, развиваются мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и так далее. Л. С. Выготский утверждал, что развитие мышления и речи - необходимое условие развития остальных человеческих способностей, побуждающих их к дальнейшему развитию и совершенствованию [14, с. 30].
Общение возможно только потому, что человек отражает реальность, используя мышление в целом [16, с. 2]. Слово выполняет познавательную функцию, а развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов [41, с. 45].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), одной из задач обязательной предметной области «Филология» для обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах являются развитие устного и письменного общения, развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка, а также развитие диалога и монологической устной и письменной речи, развитие коммуникативных навыков. В то же время важным направлением является развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации, формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с духовными, моральными и социокультурными ценностями принятыми в семье и обществе. А одна из основных задач на предмете «Речевая практика» - расширение представлений об окружающей действительности и об основах жизни в обществе [31].
Начальное общее образование является обязательной ступенью непрерывной системы образования и, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 73, должно быть направлено на формирование личности и развитие всех сторон речи обучающегося [61].
Вопросы развития словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью широко раскрывается в трудах многих психологов и педагогов. Вопросам развития речи посвящены исследования таких ученых и психологов, как И. В. Белякова, В. В. Давыдов, Т. В. Егорова, Д. Б. Петрова, Д. Б. Эльконин и др. Коррекционные методы по развитию словаря у обучающихся с умственной отсталостью рассматривали А. К. Аксенова, А. Г. Зикеев, Р. И. Лалаева, Э. В. Якубовская и др. Проблемой развития речи и обогащения словаря занимались такие ученые, как А. М. Бородич, М. П. Каноныкин, Н. В. Крушевский, Т. А. Ладыжская, В. Г. Толстов и др. В течение нескольких десятков лет велось интенсивное изучение особенностей психического развития детей с интеллектуальными нарушениями, поиски организационных форм их обучения и воспитания, разработка новых коррекционных технологий. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие обучающихся. Однако в практике развития словаря обучающихся чаще всего используются традиционные средства по формированию словаря обучающихся и реже применяются практические методы и приемы, интересные и инновационные формы работы, которые способны вызвать эмоциональный отклик и интерес учеников. Такое положение дел может привести к не эффективной педагогической деятельности, направленной на развитие словаря обучающихся с умственной отсталостью, а следовательно, нельзя ожидать у них существенных сдвигов в развитии коммуникации и речевой практики обучающихся. Одним из главных компонентов успешной социализации обучающихся является - профориентационная работа. На этапе начального образования у обучающихся младших классов должно сформироваться добросовестное отношение к труду взрослых, понимание его роли в жизни человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, интерес к часто встречаемым профессиям.
Объект - изучение эффективных методов и приемов, средств формирования активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью посредством проектной деятельности.
Предмет - процесс развития активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью посредством проектной деятельности.
Цель - на теоретическом и эмпирическом уровне определить результативность проектной днятльности по развитию активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия активный словарь в психологопедагогической науке и определить особенности развития активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах.
2. Раскрыть содержание работы по развитию активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в организациях реализующих АООП.
3. Проанализировать методики изучения активного словаря обучающихся с умственной отсталостью.
4. Разработать и реализовать педагогический проект направленный на развитие активного словаря по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью.
5. Осуществить поэтапное изучение уровня и динамики развития активного словаря по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах в процессе реализации проектной деятельности и сделать вывод о ее результативности.
Методы исследования: анализ теоретический научной и методической литературы, обобщение, наблюдение, анкетирование, анализ методик изучения активного словаря обучающихся с умственной отсталостью, педагогический эксперимент.
Методологической основой исследования является работы следующих авторов исследовавших данную проблему: А. К. Аксенова, А. Г. Зикеев, Р. И. Лалаева, Э. В. Якубовская и др. Проблемой развития речи и обогащения словаря занимались такие ученые, как А. М. Бородич, М. П. Каноныкин, Н. В. Крушевский, Т. А. Ладыжская, В. Г. Толстов. Все эти ученые, а также многие другие отмечали влияние развития словарного запаса обучающихся с умственной отсталостью на социальнокоммуникативное развитие и социализацию обучающихся в обществе.
Работа состоит из трех глав. В первой главе на теоретическом уровне изучили научную литературу по проблеме развития активного словаря обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах. Рассмотрели определение активного словарного запаса и основные закономерности его усвоения в онтогенезе. Также подробнее изучил основные особенности активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью. Вторая глава посвящена изучению сформированности активного словарного запаса обучающихся с умственной отсталостью по теме: профессии. В третей главе рассмотрели методику развития словарного запаса в условиях обучения в образовательных учреждениях, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы начального общего образования, а также описали содержание работы по развитию активного словаря обучающихся с умственной отсталостью по теме: «Профессии» посредством проектной деятельности.
Словарь обучающихся с умственной отсталостью отличается бедностью, неполноценностью и невыразительностью, из-за чего обучающиеся испытывают большие трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Все это сказывается на развитии их коммуникативных навыков и дальнейшей - на социализации в обществе. Кроме того, имеющиеся нарушения речи тесно связаны с процессами развития познавательной сферы учеников, поэтому с можно говорить об актуальности и значимости педагогической деятельности по коррекции нарушений в развитии словарного запаса обучающихся начальных классов с умственной отсталостью на всех этап обучения. Однако целенаправленная и систематическая работа с активным привлечением родителей обучающихся по развитию активного словарного запаса способствует развитию речи, коммуникации и познавательного интереса.
В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме развития активного словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью, изучили особенности и условия развития активного словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью. На основании изученного материала мы разработали проект, направленный на развитие активного словарного запаса обучающихся с умственной отсталостью по теме: «Профессии». Разработанный нами проект способствует, с одной стороны, развитию познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, с другой - создает благоприятные условия для качественного развития словаря и коммуникативных возможностей по теме: «Профессии», о чем говорят результаты контрольного эксперимента. Проект разработан в соответствии с интересами детей, работа осуществляется в тесной взаимосвязи как с педагогом, родителями, так и со сверстниками и способствует развитию навыков общения у детей; не требует больших материальных затрат, применяется в интеграции с другими областями.
В ходе проекта проведены диагностики, для первичного замера исходного уровня развития активного словарного запаса обучающихся по теме: «Профессии». Проведены классные часы, с целью знакомства с профессиями и составлен лекбук - «азбука профессий». Организована работа с родителями, в ходе подготовки презентаций и докладов о профессиях родителей. Проведены экскурсии в магазин, на почту, школьную столовую, медицинский кабинет и школьную библиотеку. Заключительным этапом проектной деятельности стал «Город мастеров», на каждой станции профессий обучающиеся выполнили увлекательные задания.
Далее проведен вторичный замер по выявлению уровня развития активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью. По данным диагностических методик, на основе сопоставления результатов первичного и вторичного замера можно сделать вывод, о положительной динамике развития активного словаря по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью за период реализации проекта «Все профессии важны!»: повысился словарный запас имен существительных и глаголов по теме профессии, многие обучающие свободно употребляют названия с местами работы предъявленных профессий. Некоторые обучающиеся смогли ответить на вопросы «Какой?», но при этом использовали однотипные прилагательные - красивый, хороший, добрый.
Так как проект вызвал позитивный эмоциональный отклик у обучающихся и интерес к теме «Профессии», считаем необходим увеличить время проектной деятельности до шести месяцев, и на изучении каждой отдельной профессии отводить неделю. С целью более глубокого изучения разнообразных профессий важно внедрять в проект еще больше практических игр, заданий с приглашением представителей разнообразных профессий, в том числе из числа родителей, чаще использовать динамичные классные часы с широким применением таких форм работы, как викторины, сюжетно-ролевые игры.
Анализ результатов реализации проекта показал, что при условии широкого использования разнообразного наглядного материала, осуществлении свободного общения педагога с обучающимися, проведении экскурсий, осуществлении тесной работы с родителями и разными представителями профессий, проект «Все профессии важны!» является результативным средством развития словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью!
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. для учителя / А. К. Аксенова,
Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 1991. - 174 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
4. Алышева, Т. В. Олигофренопедагогика : учеб. для студентов вузов / Т. В. Алышева [и др.]. - М. : Дрофа, 2009. - 400 с.
5. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - М. : Прометей, 2013. - 193 с.
6. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Н. А. Иполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред.
М. Т. Баранова. - М. : Академия, 2001. - 368 с.
7. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология / Н. Л. Белопольская. - М. : Христоматия, 2010. - 351 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / А. М. Бородич. - М. : Просвеещение, 2004. - 256 с.
9. Бородич, А. М. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Ю. Борякова. - М. : Просвещение, 1999. - 220 с.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 2010. - 176 с.
11. Возрастные особенности усвоения знаний / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1996. - 797 с.
12. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 144 с.
13. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе : пособ. для учит. и студ. деф. факультетов / В. В. Воронкова. - М. : Школа-Пресс, 2008. - 416 с.
14. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов / Л. С. Выготский ; под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 488 с.
15. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. - М. : Учпедгиз, 1935. - 81 с...