ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ПРИ РАБОТЕ С СЮЖЕТНЫМИ ЗАДАЧАМИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
7
1.1. Выделение особенностей формирования умения построения
речевых высказываний и типов заданий для формирования и развития речи обучающихся
7
1.2. Определение «сюжетной задачи», ее видов и выделение этапов ее
решения 14
1.3. Соотнесение типов заданий для формирования умения построения
речевых высказываний с этапами работы с сюжетными задачами в курсе математики
20
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ СОВОКУПНОСТИ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ФОРМАХ ПРИ РАБОТЕ С СЮЖЕТНЫМИ ЗАДАЧАМИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 79-Х КЛАССОВ
25
2.1. Особенности речевого развития обучающихся 7-9-х классов 25
2.2. Совокупность заданий для формирования умения построения
речевых высказываний в устной и письменной формах при работе с сюжетными задачами в курсе математики 7 -9-х классов
28
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 53
Согласно ФГОС, обучающиеся средней школы должны показывать метапредметные результаты, связанные с умением осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; уметь определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Данные требования показывают необходимость формирования умения построения речевых высказываний у школьников, так как речь является одним из основных инструментов взаимодействия человека с окружающим миром и социумом. Поэтому умение выражать свои мысли и потребности в виде речевых высказываний - важное условие для развития личности школьника.
Язык и речь рассматриваются в психолингвистике относительно любой возрастной категории детей, однако, в большинстве случаев такие исследования связаны с выявлением или устранением патологий речевого аппарата или же с формированием речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Нами, в свою очередь, исследуется формирование умения построения речевых высказываний в устной и письменной формах как универсальное учебное действие среди школьников 7-9-х классов в предметной области «Математика».
Вышеуказанное умение построения речевых высказываний зачастую рассматривается в предметных областях русского языка и литературы и имеет предметные результаты в большинстве научных работ по схожим темам. Умение строить речевые высказывания относят как к познавательным, так и к коммуникативным универсальным учебным действиям в зависимости от рассматриваемых результатов деятельности. Умение построения речевых
5 высказываний может иметь как предметные, так и метапредметные результаты.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. относят умение построения речевых высказываний к группе познавательных УУД. Они определяют исследуемое умение как общеучебное. Для предметной области математики речевые высказывания представляют как совокупность некоторых смысловых единиц на языках алгебры и геометрии.
В свою очередь Дудковская Е.Е. выделяет умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации в контексте коммуникативной компетенции обучающихся. Умение построения речевых высказываний может быть определено и таким образом как коммуникативное УУД.
В предметной области «Математика» вышеуказанное умение в отличие от некоторых других предметных областей исследовалось мало или рассматривалось только на примере нескольких задач.
Анализируя литературу в рамках представленной проблематики, укажем, что само умение построения речевых высказываний, согласно ФГОС, имеет следующие метапредметные результаты:
1) создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения; умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение умением моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
4) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира;
5) развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач.
Исходя из представленных результатов, сформулируем суждение о том, что формирование умения построения речевых высказываний в устной и письменной формах недостаточно рассматривается в предметной области «Математика». Сказанное подтвердим тем фактом, что в большинстве учебников математики присутствуют задачи, связанные с исследуемым умением, только в виде ответов на вопросы к материалу параграфов или задач на доказательства в геометрии, что является недостаточным по разнообразию и количеству комплексом заданий для формирования столь важного универсального учебного действия.
Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС к умению построения речевых высказываний в устной и письменной формах, а также тем, что исследуемое умение является одним из важнейших в развитии личности обучающегося и часто используемым в учебной деятельности школьника.
Объектом исследования является организация работы обучающихся с сюжетными задачами в курсе математики 7-9-х классов.
Предметом исследования являются средства формирования умения построения речевых высказываний при работе с сюжетными задачами на уроках математики в 7-9-ых классах.
Цель исследования: создание совокупности заданий для формирования умения построения речевых высказываний в устной и письменной формах при работе с сюжетными задачами в курсе математики 7-9-х классов.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников, посвященных проблеме формирования умения построения речевых высказываний в устной и письменных формах с целью выделения типов заданий для формирования и развития речи обучающихся;
2. Определить «сюжетную задачу», выделить основные этапы ее решения и основные классы сюжетных задач в курсе математики;
3. Соотнести типы заданий для формирования умения построения речевых высказываний с этапами работы с сюжетными задачами в курсе математики;
4. Выделить особенности речевого развития обучающихся 7-9-х классов;
5. Разработать совокупность заданий для формирования умения построения речевых высказываний в устной и письменных формах при работе с сюжетными задачами в курсе математики 7-9-х классов.
Результаты исследования представлены на II международной научнопрактической конференции «Качество обучения как проблема контроля и оценки образовательной деятельности образовательных организаций (учреждений)» 27-28 января 2022, г. Луганск.
Глазырина А.А., Семенова И.Н. Задания для формирования у школьников умения строить речевые высказывания в процессе работы с математическим материалом (принята в печать, письмо от 28.01.2022).
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 40 наименований.
В тексте работы 7 рисунков, 1 таблица.
Сопоставим результаты исследовательской работы с поставленными задачами и целью ВКР.
Согласно ФГОС третьего поколения умение построения речевых высказываний в устной и письменной формах является одним из умений, которые требуется формировать и развивать в образовательном процессе. ФГОС ставит конкретные требования и цели к исследуемому умению, которые зачастую выполняются в предметных областях «Русский язык», «Литература» и «Иностранный язык», однако, так как умение определяется метапредметными результатами, существует необходимость формирования исследуемого умения в предметной области «Математика».
В ходе работы в пункте 1.1. определили понятие речевой деятельности как деятельность, имеющую социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели. Так же выделили действия, входящие в речевую деятельность обучающихся. Определили речевое высказывание, его виды и выделили типы заданий, с помощью которых возможно формирование речи обучающихся.
Под сюжетной задачей, как основой для формирования умения построения речевых высказываний в работе понимается математическая система взаимосвязи некоторых известных элементов и их количественных значений, выраженная в форме жизненной ситуации. Этапы решения сюжетных задачах, на которых возможно формирование умения построения речевых высказываний: анализ текста задачи; построение вспомогательной модели задачи (краткая запись задачи на математическом языке); построение решающей математической модели задачи; осуществление решения задачи; проверка решения задачи; формулировка ответа задачи .
В ходе исследовательской работы определено, что к подростковому периоду речь обучающихся сформирована достаточно для выражения своих мыслей и потребностей в устной и письменной формах с соблюдением известных им правил орфографии, грамматики, пунктуации и орфоэпии. В предметной области «Математика» речевые особенности связаны с доступностью речевых аппаратов алгебры и геометрии для каждой возрастной группы. Для обучающихся 7-х классов языки алгебры и геометрии являются новыми, а значит основная речевая особенность этой возрастной группы, относительно нашего исследования, это полное или частичное неумение использовать аппараты алгебры и геометрии в речи. Отметили, что для 8-9-х классов речевой особенностью, влияющей на процесс формирования умения построения речевых высказываний, является расширение базиса понятий, суждений и утверждений на языках алгебры и геометрии.
В исследовательской работе представлена совокупность задания для формирования умения построения речевых высказываний в устной и письменной формах при работе с сюжетными задачами в курсе математики 7-9-х классов. Совокупность разделена на блоки для каждой возрастной группы с учетом речевых особенностей и освоения языков алгебры и геометрии.
Таким образом, следует считать, что все задачи, поставленные в работе, выполнены, а цель достигнута.
1. Айвазян С. А. и др. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных. Справочное изд. / С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин. — М.: Финансы и статистика, 1983. — 471 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. [и др.]. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008 — 151 с.
3. Асмолов А. Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2011. —159 с.
4. Баранов Р.Е. Пособие по русскому языку с основами языкознания. — М.: МПГУ,2015. — 149 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь : психологические исследования / Л. С. Выготский — Москва; Ленинград: Государственное социальноэкономическое издательство, 1934. — 323 с.
6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
7. Гончарова Н.П. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Н.П. Гончарова, Абрамян Г.С. — М: Просвещение, 2018. — 61 с.
8. Дмитриева С. В. Метапредметный компонент содержания учебного текста / Дмитриева Светлана Валентиновна // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 10. — С. 67-75.
9. Дудковская Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС [Текст] / Е. Е. Дудковская // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). - С. 98-101.
10. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2003. — 223 с.
11. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности: кн. для учителя / О.Б. Епишева, В.И. Крупич. — М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
12. Жемчугова Н. А. Специфика психологической структуры общительности юношей и девушек / Н. А. Жемчугова // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 3. — С. 80-85.
13. Илюшин Л.С. Использование "Конструктора задач" в разработке современного урока // Школьные технологии. — 2013. — № 1.
14. Колягин, Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. 1. // Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. — М., 1997. — 110 с.
15. Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И. Алгебра. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2012. — 319 с...