ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ 7
1.1 Сущность, определение и структура функциональной математической грамотности 7
1.2. Задания, направленные на формирование функциональной
математической грамотности 16
1.3. Выявление дидактического потенциала ИКТ при формировании
функциональной математической грамотности 24
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 30
ГЛАВА II. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФМГ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ (5-6-е КЛАССЫ) 31
2.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6-х классов ... 31
2.2. Совокупность заданий к задачам для учащихся 5-6-х классов, направленных на формирование функциональной математической грамотности в процессе обучения математике с помощью средств ИКТ ... 39
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру проводится исследования математической и других видов грамотности. Положение России по качеству образования относительно других стран определяется как средневзвешенное место в международных исследованиях PISA, PIRLS и TIMSS.
В ходе исследования PISA выявлено, что Россия не входит в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.
В связи с этим Президентом РФ от 7 мая 2018 года издан указ № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", где перед Правительством Российской Федерации поставлена задача разработать национальный проект, направленный на повышение качества образования российских школьников в регионах РФ и попасть в десятку стран с высшими образовательными показателями к 2024 году.
Приказом Министерства просвещения России №287 от 31.05.2021 года утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает:
• доступность и равные возможности получения качественного основного общего образования;
• освоение всеми обучающимися базовых навыков, компетенций;
• развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире;
• формированию культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни;
— разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования.
Так же стандарт нового поколения предусматривает 3 вида требования. К третьему виду относятся требования к обеспечению реализации, а также к результатам освоения основных образовательных программ.
В целях обеспечения реализации программы основного общего образования для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Так же в ФГОС сформулированы требования к информационно - образовательной среде - возможность использования современных ИКТ в реализации программы основного общего образования, в том числе использование имеющихся средств обучения и воспитания в электронном виде, электронных образовательных и информационных ресурсов. При этом укажем, что использование средств ИКТ при обучении учащихся разных возрастных групп носит специфический характер, обусловленный, в частности, уровнем сформированности ИКТ-компетенций.
В рамках сказанного выявление путей формирования функциональной математической грамотности с использованием средств ИКТ для конкретного возрастного контингента школьников определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: формирование функциональной
математической грамотности в процессе изучения школьного курса математики.
Предмет исследования: средства формирования функциональной математической грамотности с использованием ИКТ.
Цель исследования: разработать совокупность заданий,
направленных на формирование функциональной математической грамотности с использование средств ИКТ в процессе обучения математике в 5-6-х классах.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать методическую и педагогическую литературу для выявления сущности, структуры и определения понятия «функциональная математическая грамотность»;
2) Проанализировать дидактическую литературу для выделения заданий, направленных на формирование функциональной математической грамотности;
3) Выявить дидактический потенциал средств ИКТ для формирования функциональной математической грамотности;
4) Выделить психолого-педагогическую характеристику
обучающихся 5-6-х классов;
5) На основе интеграции результатов, полученных при решении задач 3 и 4, разработать совокупность заданий для учащихся 5-6-х классов, направленных на формирование функциональной математической грамотности с использованием средств ИКТ.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 32 наименования.
В тексте работы 8 таблиц, 5 рисунков.
Результаты исследования представлены на II международной научно-практической конференции «Качество обучения как проблема контроля и оценки образовательной деятельности образовательных организаций (учреждений)» 27-28 января 2022, г. Луганск.
Жидик Ю.В., Семенова И.Н., Слепухин А.В. Формирование функциональной математической грамотности с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (принята на рецензию, письмо от 11.02.2022).
Целью данной ВКР была разработка совокупности заданий, направленных на формирование функциональной математической грамотности с использование средств ИКТ в процессе обучения математике в 5-6-х классах.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Результатом решения первой задачи является выбранное и сформулированное определение функциональной математической грамотности. В качестве определения функциональной математической грамотности принято следующее:
функциональная математическая грамотность - это способность человека мыслить и рассуждать математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
2. Для решения второй задачи выполнен анализ дидактической литературы, входе которого выявлены задания, коррелирующие со всеми выбранными элементами определения функциональной математической грамотности.
В качестве средств формирования функциональной математической грамотности используются ИКТ, так же предусмотрено использование математических задач со специально разработанными заданиями для учащихся.
3. Для решения задачи 3 выявлен дидактический потенциал средств ИКТ для формирования функциональной математической грамотности . Возможности применения средств ИКТ указаны в Таблице 6.
4. Выделены элементы психолого-педагогической характеристики обучающихся 5-6-х классов, в частности ИКТ-компетентность (Таблица?).
5. На основе интеграции результатов, полученных при решении задач 4 и 5 разработана совокупность заданий к задачам для учащихся 5-6-х классов, направленных на формирование функциональной математической грамотности с использованием средств ИКТ. Каждое задание ориентировано на формирование соответствующего элемента, выделенного в выбранном определении ФМГ.
Считаю, что поставленные цели и задачи в ВКР достигнуты.
1. Assessing Reading, Mathematics and Scientific Literacy: A framework for PISA 2009 OECD, 2009
2. OECD (2013), PISA 2012 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy, OECD Publishing. p. 25
3. UNESCO. Revised Recommendation concerning the International Standardization of Educational Statistics.http://portal.unesco.org/en/ev.php- URL_ID=13136&URL _DO=DO_ TOPIC&URL_SECTION=201.html General Conference of UNESCO. Paris, 27.09.1978, p. 19.
4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. - 448 с., С. - 342.
5. Бине, А. Измерение умственных способностей [Текст] / А. Бине. - СПб.: Союз, 1999. - 432 с.
6. Бодряков, В.Ю., Епанчинцев М. Ю., Кузнецова А. С. Обучение решению модельных профессионально-ориентированных задач как способ формирования функциональной математической грамотности студентов колледжей медицинского профиля // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 87-93.
7. Валеев, И. И. Функциональная математическая грамотность как
основа формирования и развития математической компетенции // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 4. - С. 353-360. DOI:
10.25683/VOLBI.2020.53.417.
8. Демонстрационный вариант диагностической работы для учащихся 5 классов. Математическая грамотность. Характеристики заданий и система оценивания. - 2019. // ФГБНУ "ИСРО РАО" URL: http://skiv.instrao.ru/ (дата обращения: 25.12.2021).
9. Денищева, Л. О., Краснянская К. А. Оценка учебных достижений учащихся 8 класса по математике в рамках международного сравнительного исследования TIMSS 2015 // Педагогические измерения. - 2017. - № 2. -С. 46
• 55.
10. Долинер, Л. И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты : монография Текст] / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 344 с.
11. Иванова, Т. А. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности / Т. А. Иванова, О. В. Симонова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 1-1. - С. 125 - 129.
12. Когнитивная психология / Солсо Р. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). С. - 312.
13. Колосов В. А. Транспортная психология. Краткое учебное пособие / Издательские решения. - 2021. - 254 с. - Текст: непосредственный.
14. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021. - URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978 (дата обращения: 13.10.2021). - Текст: электронный.
15. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с. - Текст: непосредственный. 118120...