ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие научной фантастики, её корни и история 8
1.1. Что есть фантастика. Определение научной фантастики 8
1.2. Миф, волшебная сказка и научная фантастика 23
1.3. Будущее как важный компонент фантастики 44
ГЛАВА 2. Костюм человека будущего в фантастическом кинематографе....60
2.1. Возникновение и развитие жанра фантастики в кино 60
2.2. Костюм человека будущего в зарубежном научно-фантастическом
кинематографе 72
2.3. Костюм человека будущего в отечественном научно-фантастическом
кинематографе 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 127
Актуальность. Тема нашей диссертации - костюм человека будущего в кинофантастике. Мы остановили свой выбор на данной теме по нескольким причинам. Во-первых, фантастический кинематограф является недостаточно исследованной областью искусства. Есть довольно много научных трудов на тему фантастики в литературе, но тема фантастики в кино всё ещё изучена мало. Во-вторых, футуристические костюмы в кино бывают очень необычными и поражают воображение. В таких костюмах модельер может в полную силу проявить свою фантазию, сдерживаясь только доступным бюджетом. Таким образом, костюм в кинофантастике может показать «истинное лицо» модельера. В-третьих, у фантастики, в том числе в кино, есть свойство предугадывать развитие науки и техники, культуры и общества. Это свойство относится не к каждой кинокартине, но только будущее покажет, какое кино действительно оказалось пророческим. Именно свойством предугадывать пути развития и тренды нам интересна эта тема.
Практическая значимость. Тема имеет практическую ценность: материалы нашей магистерской диссертации могут быть использованы сценографами при создании костюмов и декораций для фантастических спектаклей. Также наши материалы могут быть использованы в образовательной сфере (к примеру, в школах для развития у детей воображения, необходимого в творческом процессе); в дизайнерской сфере; в общеобразовательных курсах (к примеру, в курсе культурологии).
Обзор и анализ источников и литературы. Главный источник в нашем исследовании - научно-фантастические произведения киноискусства, в которых в той или иной степени показан человек будущего.
Мы выбрали в качестве источников только некоторые произведения научно-фантастического кинематографа из числа самых значимых. Значимость каждого фильма была определена, исходя из степени его культурного влияния, степени его влияния на дальнейшее развитие научно-фантастического кинематографа (и кинематографа вообще, если речь идёт, например, об изобретении новых спецэффектов и приёмов в кино), и, наконец, мы исходили также из популярности произведения киноискусства в годы его создания и в наши дни (2010-е годы). Последний критерий, популярность, для нас был менее значим, чем остальные.
Перечислим основные источники. Из зарубежного кино это «Путешествие на Луну» ( Le Voyage dans la Lune, 1902, режиссёр Ж. Мельес), также «Звёздный путь: оригинальный сериал» (Star Trek: The Original Series, 1966¬1969,Д. Родденбери), «Космическая одиссея 2001» (2001: A Space Odyssey, режиссёр С. Кубрик, 1968), «Назад в будущее» (Back to the Future, режиссёр Р. Земекис, 1985-1989-1990), «Эквилибриум» (Equilibrium, режиссёр Курт Уиммер, 2002). Из отечественного кино можно назвать такие источники, как «Аэлита» (режиссёр Я. Протазанов, 1924), «Космический рейс» (режиссёр В. Журавлёв, 1935), «Солярис» (режиссёр А. Тарковский, 1972), «Гостья из будущего» (режиссёр П. Арсенов, 1984).
Литературы по нашей теме оказалось сравнительно немного. Тема кинофантастики является более исследованной в зарубежной, особенно англоязычной, литературе, чем в отечественной. Тем не менее, нам удалось выявить некоторое количество русскоязычных авторов, чьи работы затрагивают интересующую нас тему. Перечислим основное: Ханютин Ю., «Реальность фантастического мира: Проблемы западной кинофантастики» (1977), Фрумкин К., «Философия и психология фантастики» (2004), монография Чернышёвой Т. «Природа фантастики» (1985), Неёлов Е., «Волшебно-сказочные корни научной фантастики» (1986), Гуревич Г. «Карта страны фантазий» (1967).
Теперь остановимся подробнее на двух основных книгах. Во-первых, нам пригодилась монография Т. Чернышёвой «Природа фантастики» (1985). В монографии проводится классификация фантастических произведений, выделяются три группы фантастических образов и два типа повествований в современной фантастике; исследуется происхождение и развитие их. Особое внимание уделено научной фантастике и характеру связи ее образной системы с тем еще не вполне изученным процессом, который автор называет современным натурфилософским мифотворчеством.
Кроме того, при написании теоретической части нашей работы нам оказалась полезна монография К. Г. Фрумкина «Философия и психология фантастики» (2004), автор которой рассматривает фантастику не только как вид литературы, но и как феномен культуры и мышления. Автор пытается ответить на вопросы: что такое фантастика, чем она привлекательна для человека, как существование фантастики предопределено человеческими желаниями и какие стратегии объяснения и оправдания фантастических феноменов характерны для современной фантастической литературы. В книге делается попытка выявить значение характерной для фантастики идеи множественности миров. Также в монографии анализируются некоторые бытующие в современной российской фантастике социально-политические парадигмы.
Объект и предмет исследования. Объект нашего исследования - кинофантастика, предмет - костюмы человека будущего.
В своей работе мы не ограничивались только кинофантастикой о будущем, мы взяли шире - кинофантастику, костюмы людей в которой создают впечатление, ощущение футуристичности. При этом сам киноисточник может быть не о будущем. Например, в фильме «Гиперболоид инженера Гарина», снятом в 1965 году режиссёром А. Гинцбургом по одноимённому роману А. Толстого, показано не будущее, а альтернативное прошлое, 1920-е годы. При этом в данном фильме есть эпизоды, в которых костюмы персонажей свершенно однозначно отождествляются и ассоциируются с будущим. Другой пример - кинофильм «Человек-амфибия», созданный по одноимённому научно-фантастическому роману А. Беляева в 1961 году режиссёрами Г. Казанским и В. Чеботарёвым: в данном фильме костюм Ихтиандра по сюжету не относится к будущему, тем не менее, производит впечатление необычного, футуристичного костюма.
Мы расширили область исследования на неоднозначно футуристические (по времени, которое они изображают) фильмы, поскольку от них все равно есть ощущение футуристичности и они вносят свой вклад в образ будущего, который создается у зрителей, тоже формирует у них представление о том, как может выглядеть будущее.
Костюмом человека будущего мы будем считать тот костюм, который отвечает одному или обоим требованиям:
1) производит впечатление футуристичного костюма;
2) в киноисточнике прямо указано, что данный костюм является костюмом человека будущего.
Таким образом, в область нашего интереса попадают в том числе и очень строгие, обезличенные и минималистичные костюмы-униформа из таких антиутопий, как «Матрица» (1999, режиссёры Л. и Э. Вачовски), «Эквилибриум» (2002, режиссёр К. Уиммер); и почти бытовые, как в обыденной жизни, костюмы учёных на станции планеты Солярис в кинофильме «Солярис» (1972, режиссёр А. Тарковский).
Цели и задачи. Целью исследования является выявление особенностей конструирования костюма человека будущего в кинофантастике разных лет. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следущие задачи.
1. Определить понятие «научная фантастика», раскрыть историю научной кинофантастики.
2. Проанализировать источники (фантастическое кино разных лет).
3. На основе анализа источников выявить закономерности визуальных образов.
Методика исследования. В нашем исследовании мы пользовались специальными и общенаучными методами. Из числа общенаучных мы воспользовались историческим методом, основанным на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности. Кроме того, нами был использован системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Из специальных методов мы применили искусствоведческий анализ при анализе костюма - рассмотрели колористическое, композиционное решение, структуру костюма и т.д.
Структура магистерской диссертации представлена введением, двумя главами, разделёнными на параграфы, заключением и развёрнутым научным аппаратом. Первая глава магистерской диссертации посвящена определению термина «научная фантастика» и истории научной фантастики. Во второй главе мы переходим непосредственно к описанию и анализу костюма человека будущего в произведениях киноискусства. В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Таким образом, научная фантастика - это жанр в литературе, кино и других видах искусства, в основе которого лежат фантастические допущения в области науки; при этом в научной фантастике описываются вымышленные технологии и научные открытия, контакты с внеземным разумом, вероятное будущее (подчеркнём, что действие научной фантастики зачастую происходит в будущем, что сближает данный жанр с футурологией) или альтернативные исторические процессы, а также влияние подобных допущений на общество в целом и человека в частности.
Научная фантастика произошла из мифа и сказки. Однако структуры, фольклорно-сказочные по своей природе, сейчас составляют в научно-фантастических произведениях хотя и фундаментальный, но всё-таки лишь первый слой художественной ткани; однако этот слой в немалой степени способствует поэтичности, многозначности и, можно сказать, человечности научной фантастики. При понимании того, что мысль обладает способностью создания того, что не существует в природе и невозможно в принципе, человек может сознательно пользоваться таким свойством собственного мышления и создавать фантастические образы в различных целях, осознавая при этом то, что они являются фантастическими, и придавая им эмоциональную окраску.
Научно-фантастический кинематограф прошёл в своём развитии длинный путь. Изначально фантастика, даже на тему полёта на Луну, была более близка к сказке, чем к собственно научной фантастике. Люди в таких фильмах были одеты, соответственно, по-сказочному, по-театральному. Первый кинофантаст, Ж. Мельес, даже не ставил себе задачу всерьёз показать будущее, каким он его видит. Следующие за Мельесом образы будущего мира и будущего человека были серьёзнее. Возникают фильмы и сериалы о полёте человека в космос, и эти произведения киноискусства уже совершенно точно можно назвать научно-фантастическими. Что касается конца XX-начала XXI века, то в этот период возникает большое количество антиутопий, но они слишком разные, чтобы можно было выявить в костюмах героев этих кинофильмов какую -либо закономерность.
В ходе работы над магистерской диссертацией нами было изучен костюм человека будущего в научно-фантастическом кино. В общей сложности мы рассмотрели и проанализировали костюм в более чем двадцати произведениях отечественного и зарубежного кинематографа. В некоторых произведениях авторы создавали образ человека будущего с помощью блестящих «металлических» тканей, необычных аксессуаров. Другие пошли по пути минимализма в костюме, в основном это антиутопии («Эквилибриум», «Матрица»). Однако, чаще мы видим нечто среднее: рациональный минимализм в повседневной одежде, который сочетается с необычными, футуристичными элементами костюма, например при выходе в открытый космос или спуске на новую планету (скафандры серебристого цвета в кинофильмах «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Гостья из будущего»), или в торжественных (часть костюмов из «Звёздных войн», некоторые торжественные костюмы людей с иных планет из «Звёздного пути»), либо других особых случаях.
Для некоторых фантастических кинофильмов были созданы настолько сложные, разнообразные и фантастичные костюмы, что их сложно как-либо классифицировать («Пятый элемент», 1997).
Следует отметить, что не во всех кинофильмах о будущем выраженно присутствует футуристичность («Солярис», 1972), верно и обратное: в некоторых кино, не затрагивающих тему будущего напрямую, есть явные футуристичные детали («Человек-амфибия», 1961). Очевидно, в кино первого типа будущее - лишь второстепенные декорации, среди которых разворачивается, к примеру, драма души человеческой (как в «Солярисе» Тарковского). Что касается второго типа, то на примере «Человек-амфибии» можно предположить, что футуристичные элементы требуются в таком кино, чтобы выделить чуждость, «инопланетность» определённого персонажа, предмета или явления, при этом остальной контекст, остальной мир в фильме самый обычный.
Как мы видим, кинофантастика прошла большой путь развития в течение периода, ненамного превышающего сто лет. От сказочных, театральных образов Мельеса фантастика в кино быстро продвинулась дальше, и теперь мы можем видеть полёты в космос, иные миры и планеты, а также существ из других солнечных систем так же ясно и убедительно, как если бы это происходило в реальности, а не было результатом работы мастеров по спецэффектам, художников и гримёров. Инопланетяне и монстры больше не похожи на картонных кукол. Кинематограф развивается, и фантастические образы эволюционируют вместе с ним. Теперь создатели кинофильмов могут легко воплотить на экране любую свою фантазию.
В рамках объёма магистерской диссертации мы не смогли бы охватить все интересующие нас научно-фантастические произведения киноискусства, затрагивающие тему мира будущего и человека будущего. Данная тема требует дальнейших исследований.
1. «Аэлита» (режиссёр Я. Протазанов, 1924)
2. «Космический рейс» (режиссёр В. Журавлёв, 1935)
3. «Человек-амфибия» (режиссёры Г. Казанский, В. Чеботарёв, 1961)
4. «Планета бурь» (режиссёр П. Клушанцев, 1961)
5. «Гиперболоид инженера Гарина» (режиссёр А. Гинцбург, 1965)
6. «Туманность Андромеды» (режиссёр Е. Шерстобитов, 1967)
7. «Солярис» (режиссёр А. Тарковский, 1972)
8. «Москва — Кассиопея» (режиссёр Р. Викторов, 1973)
9. «Отроки во Вселенной» (режиссёр Р. Викторов, 1974)
10. «Через тернии к звёздам» (режиссёр Р. Викторов, 1980)
11. «Гостья из будущего» (режиссёр П. Арсенов, 1984)
12. «Путешествие на Луну» (Le Voyage dans la Lune, режиссёр Ж. Мельес, 1902)
13. «Метрополис» (Metropolis, Ф. Ланг, 1926)
14. «Звёздный путь: оригинальный сериал» (Star Trek: The Original Series, Д. Родденбери, 1966-1969)
15. «Звёздный путь: следущее поколение» (Star Trek: The Next Generation, Д. Родденбери, 1987-1994)
16. «Звёздный путь» (Star Trek, Дж. Абрамс, 2009)
17. «Космическая одиссея 2001» (2001: A Space Odyssey, режиссёр С. Кубрик, 1968)
18. «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (Star Wars, режиссёр Дж. Лукас, 1977).
19. «Трон» (Tron, режиссёр С. Лисбергер, 1982)
20. «Назад в будущее» (Back to the Future, режиссёр Р. Земекис, 1985-1989-1990)
21. «Пятый элемент» (The Fifth Element, режиссёр Л. Бессон, 1997)
22. «Матрица» (The Matrix, режиссёры Л. и Э. Вачовски, 1999)
23. «Эквилибриум» (Equilibrium, режиссёр Курт Уиммер, 2002)
24. «Трон: Наследие» (Tron: Legacy, режиссёр Дж. Косински, 2011)
25. «Прометей» (Prometheus, режиссёр Р. Скотт, 2012)
II. ЛИТЕРАТУРА
26. Анненский И. Книги отражений. М.: Наука, 1979. - 691 с.
27. Аскаров Т. Эстетическая природа художественной условности. Фрунзе : Илим, 1966. 157 с.
28. Аверинцев С. С. "Аналитическая психология" К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972, с. 116.
29. Барканов С., Гуров А., Власенко А., Терехин В. Ужас: Аннотированный каталог зарубежных фильмов ужасов и мистики. — М.: НПКЦ «ИНТЕХ», 1994. — С. 608
30. Бахтин Н.Н. К вопросу о происхождении сказки // Педагогическая мысль. - 1999. - №3-4. - С.63 - 66.
31. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000, С. 384
32. Беляев А. Создадим советскую научную фантастику // Детская литература, 1938, № 15-16, с. 1.
33. Биленкин Д. Реализм фантастики // Сборник научной фантастики. Вып. 32. М., 1988. С. 184-204.
34. Бирюков Б. В., Гутчин И. Б. Машина и творчество: Результаты, проблемы, перспективы. М., 1982, с. 74.
35. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 392 с.
36. Булычёв К. Ощущение фантастики // Если. 1998. № 9. С. 268.
37. Булычёв К. «От автора» // Вступление к сборнику «Через тернии к звездам». — М.: АСТ, 2003
38. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998. 416 с.
39. Горький М. О детской литературе. 2-е изд., доп. и испр. М., 1958. - 290 с.
40. Громова А. Г. Золушка. / Литературная газета (М.). - 1964. - 1 февр. - С. 2¬3.
41. Гуревич Г. И. Беседы о научной фантастике, 1983. М., Просвещение; 120 с.
42. Гуревич Г. И. Карта Страны Фантазии, 1967. М., Искусство; 230 с.
43. Дмитриев В. А. Реализм и художественная условность. М., Советский писатель. - 1974. - 280 с.
44. Дилов Л. Несколько слов о фантастике. - Нева, 1975, № 7, с. 91.
45. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 1992. - 340 с.
46. Ефремов И. А. Наука и научная фантастика // Фантастика, 1962. М.: Мол. гвардия, 1962, с 471.
47. Ефремов И. А. Предисловие // Казанцев А. Пылающий остров М., 1962, с. 5 - 6.
48. Злотников В. Художественное воображение как процесс взаимодействия понятий и чувственных образов //Эстетика. Категория и искусство. М, Искусство, 1965, с. 165.
49. Ильенков Э. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики, вып.
6. М., 1964, с. 91.
50. Кагарлицкий Ю. И. Реализм и фантастика. — Вопр. лит., 1971, № 1, с. 114 — 115.
51. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика?: О темах и направлениях зарубежной фантастики вчера и сегодня. - М.: Художеств. лит., 1974. - 349 с.
52. Кларк А. В защиту научной фантастики. — Курьер ЮНЕСКО. - 1962. - №11. - с. 17
53. Кнорре Ф. Капитан Крокус. М., Детская литература. - 1967. - 120 с.
54. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., Московский университет. - 1979 - 240 с.
55. Краткая литературная энциклопедия, т. 7. М., 1972, с. 889.
56. Ломакина И., 1975. Техника-молодёжи.- 1975.- №4.- С. 40-42.
57. Лотман Ю. М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам, т. 10. Тарту, 1978, с. 6.
58. Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973, с. 25.
59. Лотман Ю. М., Минц З. Г. Литература и мифология // Труды по знаковым системам, т. 13. Тарту, 1981, с. 54.
60. Лотман Ю. М. Заметки к структуре художественного текста // Труды по знаковым системам, т. 5. Тарту, 1971, с. 286 - 287.
61. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф - имя - культура // Труды по знаковым системам, т. 6. Тарту, 1973, с. 283.
62. Лифшиц И. М. О невероятном и невозможном // Художественное и
научное творчество. Л., 1972, с. 91 - 92.
63. Ляхова В. В. Категория фантастического в советской драматической сказке для детей // Проблемы метода и жанра, вып. 7. Томск, 1980, с. 20
64. Манн Ю. В. О гротеске в литературе. М.: Сов. писатель, 1966. — 184 с.
65. Манн Ю. В. Эволюция гоголевской фантастики // К истории русского романтизма. М., 1973, с. 225
66. Михайлова А.А. О художественной условности. Издание 2-е, переработанное. М. Мысль 1970. - 300 с.
67. Недошивин Г. А. Очерки теории искусства. М.: Искусство, 1953, с. 220
68. Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 230 с.
69. Немов Р. С. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., 2002. С. 265-266.
70. Олди Г. Л. «Допустим, ты — пришелец жукоглазый... Фантастическое допущение». — Журнал «Мир фантастики» № 54; февраль 2008
71. Павлов С. Пора договориться о терминах В мире фантастики: Сб. лит. - крит. статей и очерков.- М.: Мол. гвардия, 1989.- С. 151-163.
72. Переслегин С. Из дебюта в миттельшпиль // Фантастика-2000. Сборник. Повести, рассказы, критические статьи. М., 2000. С. 521.
73. Поддубная Р. Н. Рассказ "Сон" И. С. Тургенева и концепция фантастического в русской реалистической литературе 1860 - 1870 годов // Русская литература 1870 - 1890-х годов. Свердловск, 1980, с. 82.
74. Полтавский С. О сюжете в научной фантастике // О литературе для детей. Вып. 1. - Л., 1955. - С. 123-152.
75. Померанцева Э. В. Русская народная сказка. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - 128 с.
76. Пропп В.Я. Фольклор и действительность . - М.: Наука, 1989. - 233 с.
77. Ревич В. А. Не быль, но и не выдумка. М.: Знание, 1979.- 64 с.
78. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Искусство, 1958. -3500 с.
79. Самутина Н. Фантастическое кино. Эпизод первый: Сборник статей. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 408 с.
80. Семибратова И. В. Типология фантастики в русской прозе 30—40-х годов XIX века: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук // МГУ. — М., 1973. — 20 с.
81. Славникова О. Я люблю тебя, империя // Знамя. № 12. 2000. С. 190.
82. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.: Ленинградское отделение изд-ва «Наука». - 1976. - 104 с.
83. Тамарченко Е. Д. Социально-философский жанр современной научной фантастики (Типологическая характеристика) : Автореф. дис. Донецкий гос. ун-т. - Донецк, 1970. - 29 с.
84. Тимофеев Л. О понятии художественного метода // Творческий метод., М.: Искусство, 1960. - 250 с.
85. Улыбина О.Б. Мотив сна и его художественные функции в повести И.С. Тургенева "После смерти". / О.Б. Улыбина // Вопросы сюжета и композиции: Межвузовский сборник научных трудов. Горький, 1982. С. 65-68.
86. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М.: ИФРАН, 1994. - 215 с.
87. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. — М.: Наука. - 1978. - 605 с.
88. Фрумкин К.Г. Философия и психология фантастики. - М.: Едиториал УРСС. - 2004. - 240с.
89. Ханютин Ю. Кинофантастика: Возможности жанра и практика
кинопроизводства // Жанры кино. - М.: Искусство, 1979. - с. 189-204.
90. Ханютин Ю. Реальность фантастического мира: Проблемы зап.
кинофантастики. - М.: Искусство, 1977. - 304 с.
91. Е. Харитонов. Гиперболоид стреляет с экрана: [Заметки об экранизациях НФ произведений А. Н. Толстого] // Если. - 1998. - 8. - С. 296-298.
92. Харитонов Е., Щербак-Жуков А. На экране - чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002 гг.): Материалы к популярной энциклопедии. — М.: В. Секачёв, 2003. — С. 320.
93. Чернышёва Т. А. О старой сказке и новейшей фантастике. - Вопросы литераторы, 1977, № 1, с. 244.
94. Чернышёва Т. А. Фантастика и современное натурфилософское мифотворчество // Художественное творчество. Д., 1985. С. 58—76
95. Т. Чернышёва. Человек и среда в современной научной фантастике // Фантастика, 1968, М.: Мол. гвардия, 1969, с. 299 — 320
96. Чернышёва Т. Природа фантастики.: Моногр. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 1985. — 336 с.
97. Чумаков В. М. Фантастика или научная фантастика? (К вопросу о термине.) // Вопросы истории и теории литературы. Вып. 7 и 8. Челябинск, 1971, с. 117 - 126.
98. Alterman Peter. The Surreal Translation of Samuel Delany. Science Fiction Studies, vol. 4, pt. 1, 1977, Mar., p. 25
99. Asimоv Isaac. Social Science Fiction. - In: Modern Science Fiction. N. Y. Ed. by Reginald Bretnor. 1953, p. 192
100. Baxter John, Science Fiction in the Cinema, A S Barnes & Co, 1969
101. Barthell Robert. SF: A Literature of Ideas. - Extrapolation, vol. 15, N 1, 1971, Dec.
102. Barad, Ph. D., Judith; Robertson, Ed (December 5, 2000). The Ethics of Star Trek. HarperCollins
103. Biggar Trisha. Dressing a Galaxy: The Costumes of Star Wars by Trisha Biggar. 2005 Published October 1st 2005 by Palace Press
104. Besson, Luc. The Story of the Fifth Element: The Adventure and Discovery of a Film. — London: Titan Books, 1997
105. Davenport Basil. Inquiry into Science Fiction
106. Del Rey Lester (1980). The World of Science Fiction 1926—1976. Garland Publishing
107. Graham Leman. The Science Fiction Imagination. - Foundation. The Review of Science Fiction, N 3, 1973, Mar., p. 31.
108. Guttmacher Peter, Legendary Sci-Fi Movies, 1997
109. Hardy Phil. The Overlook Film Encyclopedia, Science Fiction. William Morrow and Company, New York, 1995
110. Hillegas Mark. Science Fiction as Cultural Phenomenon: A Re-evaluation. - Extrapolation, vol. 4, N 2, 1963, May, p. 30
111. Johnston Keith. Science Fiction Film: A Critical Introduction
112. Kingsley Amis. New Maps of Hell: A Servey of Science Fiction. N. Y.: Hacourt Brace World, 1960, p. 137
113. Krauss Lawrence. The physics of Star Trek. — Basic Books, 1995. — 188 с
114. Kaufman Milo. Brave New Importable Words: Critical Notes on
«Extrapolation» asa Mimetic technique in Science Fiction. - Extrapolation, vol. 5, N 1, 1963, Dec
115. Mann George. The Mammoth Encyclopedia Of Science Fiction. Robinson. London. 2011
116. MhA Forum. SF: The New Mythology. - Extrapolation, vol. 10, N 2, 1969, May, p. 105
117. Nourse Alan E. Science Fiction and Mans Adaptation to Change
118. Gregg Rickman, The Science Fiction Film Reader, 2004
119. Sagan's Carl cosmic connection: an extraterrestrial perspective. — 2. —
Cambridge University Press, 2000. — P. 183.
120. Sobchack Vivian. Screening Space: The American Science Fiction Film. New Brunswick: Rutgers University Press, 1998
121. Toffler Alvin. Future Shock. London and Sidney: Pan Book, 1975
122. Welch Everman, Cult Science Fiction Films, Citadel Press, 1995
123. Wollheim Donald. The Universe Makers. Science Fiction Today. 1999. p. 16.
124. Кукушкина А. Костюм Ихтиандра сшили из киноплёнки [Электронный ресурс] // Известия. 09.07.2009 URL: http://izvestia.ru/news/350557(дата обращения: 17.04.2016)
125. Вяткин А. Советская космическая фантастика в кино [Электронный
ресурс] // Мир фантастики. 15.10.2003. URL:
http://old.mirf.ru/Articles/art290.htm(дата обращения: 25.01.2016)
126. Великанова М. Первый фильм Кира Булычева о гуманоидах чуть не зарубило Госкино [Электронный ресурс] // Московский Комсомолец. 23.09.2003. URL: http://otroki.druid.ru/pages/show/168.htm(дата обращения: 14.08.2015)
127. Фёдорова Е. Стиль в фильме «Гостья из будущего» [Электронный ресурс] // Blueprint. 21.04.2015. URL: http://theblueprint.ru/culture/guest-from-future(дата обращения: 01.05.2016)
128. Ильин Ю. Эволюция трёхмерной графики в кино: назад в будущее! [Электронный ресурс] // Мир 3D. 05.11.2008 URL: http://mir3d.ru/articles/72/(дата обращения: 16.03.2016)
129. Планета Бурь: Рецензии зрителей [Электронный ресурс] // Кинопоиск.
03.04.2003. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/42990/(дата обращения:
11.04.2015)
130. Itzkoff D. The Two Sides of Star Trek. [Электронный ресурс] // The New
York Times. 09.05.2009. URL: http://goo.gl/1xrVGG(дата обращения:
25.03.2016)