Дискриминация в сфере труда
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА 7
1.1. Понятие и формы дискриминации как общеправовой категории 7
1.2. Закрепление запрета дискриминации в сфере труда в нормах международного права 12
1.3. Дискриминация в сфере труда: понятие, основания, правовое закрепление в нормах российского права 21
ГЛАВА 2. ОТГРАНИЧЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА ОТ СМЕЖНЫХ КАТЕГОРИЙ. ЗАЩИТА ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ 36
2.1. Отграничение дискриминации в сфере труда от смежных категорий 36
2.2. Защита от дискриминации в сфере труда 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ ВКР 72
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА 7
1.1. Понятие и формы дискриминации как общеправовой категории 7
1.2. Закрепление запрета дискриминации в сфере труда в нормах международного права 12
1.3. Дискриминация в сфере труда: понятие, основания, правовое закрепление в нормах российского права 21
ГЛАВА 2. ОТГРАНИЧЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА ОТ СМЕЖНЫХ КАТЕГОРИЙ. ЗАЩИТА ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ 36
2.1. Отграничение дискриминации в сфере труда от смежных категорий 36
2.2. Защита от дискриминации в сфере труда 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ ВКР 72
Обязательным признаком демократического правового государства является обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина. Тем не менее, на современном этапе мирового развития многие государства столкнулись с проблемой дискриминации в сфере труда. Дискриминация - одно из самых опасных проявлений посягательств на права человека, поскольку ее результатом является уничтожение или ущемление пользования любыми лицами своими правами и свободами на равной основе. Мировое сообщество прикладывает множество усилий для обеспечения равенства и искоренения дискриминации в сфере труда, однако не всегда эти усилия приносят ожидаемый эффект.
Российская Федерация в соответствии с международными обязательствами закрепила в своем законодательстве запрет дискриминации в любой форме, в том числе и в сфере труда. Однако действующее законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия дискриминации в сфере труда. Тем самым отсутствие четкого понятийного аппарата в трудовом законодательстве дает возможность недобросовестным работодателям толковать нормы выгодным для себя образом, а работники сталкиваются со сложностью отстоять свои права в судебном процессе.
Кроме того, определенное влияние норм международного права влечет изменение внутреннего законодательства и правоприменительной практики реализации принципа запрета дискриминации в сфере труда в Российской Федерации. Тенденция реформирования института запрета дискриминации в сфере труда в российском законодательстве, возрастающие глобальные проблемы человечества, а также нарастающие процессы имплементации норм международного права в национальную правовую систему обусловили необходимость детального анализа данного правового явления и актуальность проводимого исследования.
Цель исследования заключается в раскрытии содержания и комплексном анализе правового закрепления запрета дискриминации как одного из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Цель исследования обуславливает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие «дискриминация» как общеправовой категории;
- определить и проанализировать понятие дискриминации в сфере труда и ее основания;
- проанализировать международно-правовое нормы, закрепляющие запрет дискриминации в сфере труда;
- выявить место и влияние норм международного права о запрете дискриминации в сфере труда на реализацию данного запрета в Российской Федерации;
- сформулировать понятие и основания дискриминации в сфере труда по законодательству Российской Федерации;
- выявить характер соотношения дискриминации в сфере труда со смежными категориями;
- определить формы защиты от дискриминации в сфере труда;
- разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в части защиты от дискриминации в сфере труда.
Объектом является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере труда в связи с реализацией принципа запрета дискриминации.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих запрет дискриминации в сфере труда как на международном, так и на национальном уровнях, труды ученых в указанной сфере, материалы судебной практики.
Методологической основой исследования является система различных приемов и методов. В рамках проведенного исследования применялись как общенаучные, так и частно-научные методы: формально-логические методы исследования (метод индукции, дедукции, аналогии, синтеза, сравнения, наблюдения, описания, систематизации), формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, институциональный, системного анализа.
В процессе исследования был проведен анализ периодической литературы и монографий, международных и национальных нормативно-правовых актов, решений Конституционного Суда Российской Федерации и актов Европейского суда по правам человека, материалов судебной практики; рассмотрено закрепление дискриминации в сфере труда в историческом аспекте; проведен сравнительный анализ закрепления понятия дискриминации в сфере труда в нормах международного и национального права.
Теоретическую основу исследования составили труды И.Я. Киселева, Н.Л. Лютова, А.Л. Мазина, Н.М. Митиной, С.Ю. Головиной, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, К.Д. Крылова, Ю.П. Орловского и других авторов, посвятивших свои работы данной проблематике.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормы международного права, правовые позиции высших судов Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека.
Структура магистерской работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Российская Федерация в соответствии с международными обязательствами закрепила в своем законодательстве запрет дискриминации в любой форме, в том числе и в сфере труда. Однако действующее законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия дискриминации в сфере труда. Тем самым отсутствие четкого понятийного аппарата в трудовом законодательстве дает возможность недобросовестным работодателям толковать нормы выгодным для себя образом, а работники сталкиваются со сложностью отстоять свои права в судебном процессе.
Кроме того, определенное влияние норм международного права влечет изменение внутреннего законодательства и правоприменительной практики реализации принципа запрета дискриминации в сфере труда в Российской Федерации. Тенденция реформирования института запрета дискриминации в сфере труда в российском законодательстве, возрастающие глобальные проблемы человечества, а также нарастающие процессы имплементации норм международного права в национальную правовую систему обусловили необходимость детального анализа данного правового явления и актуальность проводимого исследования.
Цель исследования заключается в раскрытии содержания и комплексном анализе правового закрепления запрета дискриминации как одного из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Цель исследования обуславливает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие «дискриминация» как общеправовой категории;
- определить и проанализировать понятие дискриминации в сфере труда и ее основания;
- проанализировать международно-правовое нормы, закрепляющие запрет дискриминации в сфере труда;
- выявить место и влияние норм международного права о запрете дискриминации в сфере труда на реализацию данного запрета в Российской Федерации;
- сформулировать понятие и основания дискриминации в сфере труда по законодательству Российской Федерации;
- выявить характер соотношения дискриминации в сфере труда со смежными категориями;
- определить формы защиты от дискриминации в сфере труда;
- разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в части защиты от дискриминации в сфере труда.
Объектом является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере труда в связи с реализацией принципа запрета дискриминации.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих запрет дискриминации в сфере труда как на международном, так и на национальном уровнях, труды ученых в указанной сфере, материалы судебной практики.
Методологической основой исследования является система различных приемов и методов. В рамках проведенного исследования применялись как общенаучные, так и частно-научные методы: формально-логические методы исследования (метод индукции, дедукции, аналогии, синтеза, сравнения, наблюдения, описания, систематизации), формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, институциональный, системного анализа.
В процессе исследования был проведен анализ периодической литературы и монографий, международных и национальных нормативно-правовых актов, решений Конституционного Суда Российской Федерации и актов Европейского суда по правам человека, материалов судебной практики; рассмотрено закрепление дискриминации в сфере труда в историческом аспекте; проведен сравнительный анализ закрепления понятия дискриминации в сфере труда в нормах международного и национального права.
Теоретическую основу исследования составили труды И.Я. Киселева, Н.Л. Лютова, А.Л. Мазина, Н.М. Митиной, С.Ю. Головиной, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, К.Д. Крылова, Ю.П. Орловского и других авторов, посвятивших свои работы данной проблематике.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормы международного права, правовые позиции высших судов Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека.
Структура магистерской работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Дискриминация представляет общеправовой термин, обозначающий обычно ущемление прав государства, юридических или физических лиц по сравнению с другими государствами, юридическими или физическими лицами. Дискриминация во всех формах запрещается внутренним правом демократических государств, а также международным правом. Объектом дискриминации является равенство, предстающее в трех аспектах: равенство прав, равенство возможностей и равенство обращения. Особую актуальность на данном этапе мирового развития приобретает запрет дискриминации в сфере труда.
Основополагающие акты, предусматривающие запрет дискриминации в сфере труда, приняты специализированным учреждением ООН, занимающимся вопросами регулирования трудовых отношений - Международной организацией труда, членом которой является и Российская Федерация (Конвенция № 111 МОТ, Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г., Конвенция № 100 МОТ и т.д.).
Легальное определение дискриминации в сфере труда в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует, оно сформулировано наукой трудового права. В юридической литературе под дискриминация в сфере труда понимается всякое ограничение трудовых прав и свобод или установление преимуществ в трудовых правах и свободах на основании каких-либо обстоятельств в случае, когда такое ограничение или преимущество не связано с деловыми качествами работника, количественными или качественными характеристиками труда.
Основополагающие нормы о запрете дискриминации в сфере труда содержатся в Конституции Российской Федерации (ст. 19, ст. 37) и ТК РФ (ст. 2, ст. 3, ч. 2,5 ст. 64, ст. 132 и др.). К иным актам, устанавливающим запрет дискриминации в сфере труда, относятся, например, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и ряд других.
На региональном уровне нормы о запрете дискриминации в сфере труда содержатся, прежде всего, в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. При этом в ряде нормативно-правых актов субъектов содержатся нормы, направленные непосредственно на закрепление данного запрета (например, ч. 3 ст. 10 Устав (Основной закон) Алтайского края), в других - закрепляется общий принцип запрета дискриминации (например, ч. 2 ст. 2 Устава Красноярского края, ч. 1 ст. 12 Устава (Основного Закона) Саратовской области).
Дискриминацию в сфере труда необходимо рассматривать в комплексе с такими категориями, как единство и дифференциация правового регулирования. Для трудового права, как и для любой другой отрасли права, характерным является его единство, свидетельствующее о внутренней, неразрывной связи всей совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере наемного труда. Однако единство основных принципов правового регулирования и общих норм трудового права, их единообразие (унификация) не исключают дифференциации, т.е. различий или разнообразия в средствах правового регулирования трудовых отношений некоторых категорий работников. Нарушение пределов дифференциации (или установление необоснованных различий) влечет трансформацию дифференциации в дискриминацию. По сути своей дискриминация является той же самой дифференциацией, но при отсутствии объективной необходимости в ее реализации либо осуществляемой средствами, не соответствующими поставленной цели социальной справедливости.
Законодателю далеко не всегда удается реализовать принцип равенства и дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений без нарушения запрета дискриминации. В связи с этим, необходимо на законодательном уровне установление пределов дифференциации с целью обеспечения соблюдения принципа запрещения дискриминации.
Защита от дискриминации в сфере труда может осуществляться в различных формах как самостоятельными действиями, так и через обращение за защитой в компетентные органы, в частности, в суд.
Анализ действующего законодательства показал, что нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере содержит ряд недостатков, которые требуют внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Так, например, запрет дискриминации должен быть распространен на всю область труда и занятий, включая доступ к труду и к различным занятиям. В связи с этим представляется необходимым уточнить редакцию абз. 2 и 3 ст. 3 ТК РФ, дополнив их после слова «работник» словами «или лицо, ищущее работу», для легального распространения действия соответствующих норм на сферу содействия занятости и трудоустройству.
Отсутствие возможности досудебного рассмотрения дел о дискриминации в сфере труда приводит к длительным судебным разбирательствам по данной категории дел, что ухудшает положение работника. В связи с этим необходимо расширить круг органов, имеющих право рассматривать дела, связанные с дискриминацией. Представляется необходимым создание специализированного органа по обеспечению равноправия и борьбе с дискриминацией и внесение в ч. 4 ст. 3, ст. 391 ТК РФ соответствующих изменений.
Кроме того, необходимо внести ряд дополнений в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». В частности предусмотреть положения которые бы облегчали бремя доказывания фактов дискриминации, а также рекомендацию компетентным органам при рассмотрении дел о дискриминации в сфере труда взыскивать с нарушителя компенсацию морального вреда в значительных суммах с целью оказания предупредительного воздействия на нарушителя.
Для устранения выявленных при исследовании недостатков в нормативных положениях действующего законодательства, были подготовлены проекты Федерального закона (Приложение 1) и Постановления Пленума Верховного Суда РФ (Приложение 2), предусматривающие внесение изменений в нормы, закрепляющие запрет дискриминации в сфере труда, в целях оптимизации борьбы с дискриминацией в области трудовых отношений.
Основополагающие акты, предусматривающие запрет дискриминации в сфере труда, приняты специализированным учреждением ООН, занимающимся вопросами регулирования трудовых отношений - Международной организацией труда, членом которой является и Российская Федерация (Конвенция № 111 МОТ, Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г., Конвенция № 100 МОТ и т.д.).
Легальное определение дискриминации в сфере труда в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует, оно сформулировано наукой трудового права. В юридической литературе под дискриминация в сфере труда понимается всякое ограничение трудовых прав и свобод или установление преимуществ в трудовых правах и свободах на основании каких-либо обстоятельств в случае, когда такое ограничение или преимущество не связано с деловыми качествами работника, количественными или качественными характеристиками труда.
Основополагающие нормы о запрете дискриминации в сфере труда содержатся в Конституции Российской Федерации (ст. 19, ст. 37) и ТК РФ (ст. 2, ст. 3, ч. 2,5 ст. 64, ст. 132 и др.). К иным актам, устанавливающим запрет дискриминации в сфере труда, относятся, например, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и ряд других.
На региональном уровне нормы о запрете дискриминации в сфере труда содержатся, прежде всего, в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. При этом в ряде нормативно-правых актов субъектов содержатся нормы, направленные непосредственно на закрепление данного запрета (например, ч. 3 ст. 10 Устав (Основной закон) Алтайского края), в других - закрепляется общий принцип запрета дискриминации (например, ч. 2 ст. 2 Устава Красноярского края, ч. 1 ст. 12 Устава (Основного Закона) Саратовской области).
Дискриминацию в сфере труда необходимо рассматривать в комплексе с такими категориями, как единство и дифференциация правового регулирования. Для трудового права, как и для любой другой отрасли права, характерным является его единство, свидетельствующее о внутренней, неразрывной связи всей совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере наемного труда. Однако единство основных принципов правового регулирования и общих норм трудового права, их единообразие (унификация) не исключают дифференциации, т.е. различий или разнообразия в средствах правового регулирования трудовых отношений некоторых категорий работников. Нарушение пределов дифференциации (или установление необоснованных различий) влечет трансформацию дифференциации в дискриминацию. По сути своей дискриминация является той же самой дифференциацией, но при отсутствии объективной необходимости в ее реализации либо осуществляемой средствами, не соответствующими поставленной цели социальной справедливости.
Законодателю далеко не всегда удается реализовать принцип равенства и дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений без нарушения запрета дискриминации. В связи с этим, необходимо на законодательном уровне установление пределов дифференциации с целью обеспечения соблюдения принципа запрещения дискриминации.
Защита от дискриминации в сфере труда может осуществляться в различных формах как самостоятельными действиями, так и через обращение за защитой в компетентные органы, в частности, в суд.
Анализ действующего законодательства показал, что нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере содержит ряд недостатков, которые требуют внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Так, например, запрет дискриминации должен быть распространен на всю область труда и занятий, включая доступ к труду и к различным занятиям. В связи с этим представляется необходимым уточнить редакцию абз. 2 и 3 ст. 3 ТК РФ, дополнив их после слова «работник» словами «или лицо, ищущее работу», для легального распространения действия соответствующих норм на сферу содействия занятости и трудоустройству.
Отсутствие возможности досудебного рассмотрения дел о дискриминации в сфере труда приводит к длительным судебным разбирательствам по данной категории дел, что ухудшает положение работника. В связи с этим необходимо расширить круг органов, имеющих право рассматривать дела, связанные с дискриминацией. Представляется необходимым создание специализированного органа по обеспечению равноправия и борьбе с дискриминацией и внесение в ч. 4 ст. 3, ст. 391 ТК РФ соответствующих изменений.
Кроме того, необходимо внести ряд дополнений в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». В частности предусмотреть положения которые бы облегчали бремя доказывания фактов дискриминации, а также рекомендацию компетентным органам при рассмотрении дел о дискриминации в сфере труда взыскивать с нарушителя компенсацию морального вреда в значительных суммах с целью оказания предупредительного воздействия на нарушителя.
Для устранения выявленных при исследовании недостатков в нормативных положениях действующего законодательства, были подготовлены проекты Федерального закона (Приложение 1) и Постановления Пленума Верховного Суда РФ (Приложение 2), предусматривающие внесение изменений в нормы, закрепляющие запрет дискриминации в сфере труда, в целях оптимизации борьбы с дискриминацией в области трудовых отношений.
Подобные работы
- Защита прав женщин от дискриминации в сфере труда
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СФЕРЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ЗАПРЕЩЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ КАК ПРИНЦИП
ТРУДОВОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Принцип недопущения дискриминации в трудовом праве
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Гендерная дискриминация на современном российском рынке труда
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ЗАПРЕЩЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ КАК ПРИНЦИП ТРУДОВОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Защита от дискриминации в трудовых отношениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Гарантированность конституционных прав и свобод в сфере труд: состояние и перспективы
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЫНКА ТРУДА: УГРОЗА ВОЗРАСТНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2020



