Преодоление агрессивности у детей младшего школьного возраста
с умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе
психолого - педагогического сопровождения их образования
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМТСВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Определение понятий. Онтогенез агрессивности у детей младшего
школьного возраста 10
1.2. Характерные возрастные особенности агрессивности у детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью 18
1.3. Песочная терапия как средство преодоления агрессивности у
младшего школьного возраста с умственной отсталостью в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования 21
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 27
2.1. Характеристика базы исследования и выборки испытуемых 27
2.2. Обоснование методов и методик на выявление уровня
агрессивности у испытуемых 33
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его
результатов 37
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 43
3.1. Описание процесса составления программы преодоления агрессивности у детей младшего школьного возраста с легкой
умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования 43
3.2. Программа по преодолению агрессивности у младших школьников
с умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования 46
3.3. Условия апробации программы и технология проведения
контрольного этапа эксперимента с анализом его результатов 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
В российской науке проблемы агрессивного поведения рассматриваются в работах известных педагогов и психологов. Учитывались и биологические аспекты этой проблемы в работах Б. С. Братуся, Л. Л. Вдовиченко, В. П. Кащенко, А. Е. Личко, П. И. Сидорова и др. Психолого-педагогические подходы к проблеме агрессивных проявлений в поведении разрабатывали И. П. Башкатов, С. А. Беличева, О. Н. Боровикова, Т. Д. Брагинская, В. В. Веселова, В. И. Петрищев, В. Ф. Пирожков и др. Социальные причины девиантного поведения детей младшего школьного возраста изучали В. С. Афанасьев, В. Г. Бочарова, Я. И. Глинский, И. И. Карпец, Ю. А. Клейберг, И. С. Кон, В. Н. Кудрявцев, Ю. Б. Леонтьев, Н. М. Романова, А. М. Яковлев и др.
Поэтому коррекционно-педагогическая помощь в развитии коммуникативных навыков рассматривается многими учёными как необходимое условие осуществления специального образования и социокультурной адаптации младшего школьника с умственной отсталостью (А. А. Ерёмина, Н. М. Назарова и др.).
Успешной интеграции и социализации у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью во внешний мир будет способствовать адекватное восприятие, понимание и использование невербальной информации. Учить восприятию и пониманию невербальной информации необходимо на понятном, доступном и близком к уровню развития детей материале (М. Г. Агавелян, Н. А. Першина, Н. Б. Шевченко).
Научный аппарат исследования по теме ВКР:
Актуальность исследования. В наше время распространена пропаганда насилия в средствах массовой информации. Искажаются нравственные значения, видеофильмы, различные видеоролики на просторах интернета сцены насилия все это вызывает враждебной реакции в поведении детей младшего школьного возраста, вызывают ощущение раздражения, немотивированное противодействие неповиновения, собственно, что ярко проявляется у детей с умственной отсталостью в силу их эмоционального и умственного развития. Микроклимат в семьях где есть дети с умственной отсталостью, как правило, неблагополучный, родители показывают агрессивное поведение в семейных отношениях, воспитательные проблемы также способствуют агрессивного поведения у умственно отсталых детей из- за с присущей им склонностью к подражанию и механическому копированию.
Как отмечают педагоги, агрессивные проявления в поведении детей младшего школьного возраста - одно из наиболее частых явлений у обучающихся с умственной отсталостью.
Агрессивное поведение детей является не просто тревожным явлением, а очень серьезной педагогической, социальной и психологической проблемой. Агрессивные дети враждебны к окружающим, легко возбудимы, упрямы, раздражительны, драчливы, обидчивы, несговорчивы. Их отношения с близкими, сверстниками и учителями всегда напряженны и амбивалентны. Агрессивные проявления в поведении подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно влияет на процессы личностного развития и социализации этих детей в последующие возрастные периоды [27, с. 189].
Таким образом, возникают противоречия между проявлениями агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и неготовностью педагогов, сверстников и родителей правильно откликаться на агрессивные проявления и понимать их, между необходимостью анализа причин и агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста; между задачей эффективной психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения и профилактики и не развитостью подобной системы.
На данный момент проблема коррекции агрессивных поведенческих реакций у детей младшего школьного возраста продолжает оставаться крайне востребованной.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими факторами: постоянное увеличение процента умственно отсталых детей в человеческой популяции (данные ВОЗ на 2020 год); стремительный рост зарегистрированных случаев проявления агрессии среди детей младшего школьного возраста, страдающих ментальными нарушениями.
Подобное положение придает особую актуальность проблеме нивелирования агрессивных поведенческих реакций у детей младшего школьного возраста, страдающих умственной отсталость.
Относительно новым методом, способным решить данную проблему, является т.н. песочная терапия, которая сегодня находит широкое применение в процессе психолого-педагогического обеспечения образовательных учреждений.
Анализ доступной литературы показывает, что текущий уровень теоретической и методологической проработки данного вопроса остается недостаточным. Требуется создание новых подходов к проблеме агрессивного поведения школьников младшей возрастной группы, которые будут эффективны не только в период пребывания в образовательном учреждении, но и вне его.
Распространенный на сегодня гуманистический метод в работе с детьми, страдающими ментальными нарушениями, требует не только глубокого владения теоретической базой, но и понимания их личностно-индивидуальных и возрастных особенностей.
Результат психолого-педагогической работы во многом зависит от системности и умений психолого-педагогического коллектива координировать свои действия, грамотно взаимодействовать с родителями ребенка. Более того, в подобных ситуациях оказание психоло-педагогической помощи должно распространяться на всех членов семьи ребенка, с которыми у него происходит постоянный контакт. Практикующим работникам следует постоянно помнить, что близкие ребенка, как правило, не обладают должны уровнем профессиональных знаний. Этот факт значительно осложняет взаимодействие с ними.
Положительный результат психолого-педагогического нивелирования агрессивных поведенческих реакций у ребенка, страдающего умственной отсталостью, возможен лишь в случае выстраивания эффективной индивидуальной работы с каждым членом семьи ребенка. Специалист должен понимать причины и механизмы подобных проявлений, владеть комплексом методик их диагностики и предупреждения.
Для оказания качественной помощи член психолого-педагогического коллектива обязан использовать дополнительные источники информации по социальной педагогике, физиологии, медицине, психологии (в том числе, возрастной) и другим смежным дисциплинам.
Таким образом, различные формы агрессивных поведенческих реакций у младших школьников, как страдающих умственной отсталостью, так и ментально здоровых, являются довольно частым явлением. Было установлено, что грамотно подобранные методы диагностики, коррекции и профилактики способны снизить или даже полностью устранить элементы агрессии, а также предупредить переход данных видов девиации в устойчивую психологическую форму.
Объект исследования - проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс составления и апробации программы по преодолению агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью методом песочной терапии.
Цель исследования - теоретически обосновать, составить и апробировать программу по преодолению агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Задачи исследования:
1. Подбор и анализ литературы.
2. Выявить характерные черты агрессивного поведения младших школьников с умственной отсталостью.
3. Определить этапы, методы и методики исследования.
4. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
5. Составить и реализовать программу преодоление агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень агрессивного поведения младших школьников с умственной отсталостью способен измениться при реализации программы преодоление агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью методом песочной терапии на ряду с другими мероприятиями в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Методы и методики исследования:
Для выполнения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение
• эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный
Методики:
• тестирование по методикам: «Несуществующее животное»
М. З. Дукаревич, «Кактус» М. А. Панфилова
• анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко
• математико-статистические методы - Т-критерий Вилкоксона
• опросник «Агрессивность» (ребенок глазами взрослого)
Практическая значимость исследования состоит в составлении и апробации программы, ориентированной на преодоление агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью методом песочной терапии, составлены психолого-педагогические рекомендации по преодолению агрессивного поведения младших школьников с умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Апробация результатов.
Результаты исследования были представлены и опубликованы:
1. Статья «Песочная терапия как метод преодоления агрессивности у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями», в сборнике Международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета , 23-24 апреля 2020 г., г. Екатеринбург.
2. Статья «Анализ констатирующего этапа эксперимента по
преодолению агрессивности младших школьников с умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования», в сборнике Международной научно¬практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, Уральский государственный педагогический университет, 22-23 апреля 2021 г., г. Екатеринбург.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит библиографию из 61 источника литературы, 14 приложений.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена составлению программы по преодолению агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
В теоретической части данной работы была проанализирована литература по проблеме исследования, рассмотрены определения основных понятий «агрессивность», «агрессивные проявления в поведении», «агрессия». Выявлены причины агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
В практической части был проведен констатирующий, контрольный этапы эксперимента. На этапе констатирующего и контрольного этапа эксперимента использовались следующие методики:
1. Опросник «Агрессивность» (Ребенок глазами взрослого) А. А. Романова;
2. Методика «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич);
3. Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова);
4. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко.
В процессе констатирующего этапа эксперимента были обнаружены характерные черты агрессивных проявлений в поведении младших школьников с умственной отсталостью. Анализ результатов дает возможность сказать о том, что у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью выраженное агрессивное поведение. Доминирующей является форма физической агрессии. Для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью свойственны косвенная агрессия, подозрительность, нередкие проявления тревожности.
На формирующем этапе эксперимента была составлена и апробирована программа по преодолению агрессивности у детей младшего школьного возраста методом песочной терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования. Программа включает в себя два этапа- занятия с младшими школьниками с умственной отсталостью и педагогами (классными руководителями). С целью эффективности работы, был проведен контрольный этап эксперимента, анализ результатов которого показал, что у испытуемых данной категории вербальная агрессия стала преобладать над физической агрессией, снизилась склонность к агрессивному поведению, косвенная агрессия стала преобладать над физической, что считается хорошим результатом работы. Стоит отметить, что достижения более устойчивых результатов такие работы необходимо проводить регулярно и продолжительное время. Таким образом, мы можем сделать вывод, что цели и задачи исследования достигнуты, а выдвинутая гипотеза подтверждена.
Для эффективной работы по преодолению агрессии у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования были составлены рекомендации для педагогов.
Рекомендации для педагогов:
1. При работе с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью необходимо принимать их такими, какие они есть.
2. При предъявлении к ребенку требований следует принимать во внимание не свои желания, а способности конкретного ребенка с умственной отсталостью.
3. При совместной деятельности следует акцентировать значимость ребенка в процессе работы.
4. На незначительные агрессивные проявления в поведении младших школьников с умственной отсталостью необходимо игнорировать, не акцентировать на них внимание. Стоит переключить внимание младшего школьника с умственной отсталостью на выполнение какого либо задания.
5. При работе с данной категорией детей постарайтесь проявлять эмпатию, формирую в детях положительные эмоции.
6. Постарайтесь понять переживания и страхи ребенка, помочь пережить данный этап в жизни, преодолеть свои эмоции.
7. Объективно хвалите детей, поощряйте за хорошие поступки.
8. Необходимо помнить, что негативное эмоциональное состояние педагога порождает такое же состояние у детей.
1. Алворд П. Как работать с агрессивными детьми. М., 2007. 280 с.
2. Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. 2000. № 6. 10-11 с., 167 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, М.,
2005. 540 с.
4. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика. Ростов н/Д., 2004. 356 с.
5. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб., 2009. 254 с.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 2004. 198 с.
7. Бутолина Ю.А. Программа «Волшебный мир песка» для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. М., 2014. 150с.
8. Бэрон. Р., Д. Ричардсон «Агрессия». Спб.,2001. 336 с.
9. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное рук. М., 2003. 160 с.
10. Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. М., 2005. 144 с.
11. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 2003. 210 с.
12. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / под ред. Л. С. Выготского, И. И. Данюшевского. М., 1995. 390 с.
13. Гладкая В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов. Минск, 2008. 112 с.
14. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 50 с.
15. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005. 340 с.
16. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас. Тренинг по сказкотерапии. М., 2005.
17. Давыдов В. В. Психическое развитие младших школьников. М., 2007. 245 с.
18. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., 2011. 216 с.
19. Долгова В. И., Напримерова А. А., Латюшин Я. В. Формирование эмоциональной устойчивости личности / РГПУ им. А. И. Герцена ; научный ред. О. К Агавелян. СПБ., 2002. 167 с.
20. Ениколопов С. Н. Практикум по психодиагностике.
Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 2004. 230 с.
...