Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений формирования орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования

Работа №93261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
199
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие «орфографический навык» как научный
феномен 8
1.2. Психолого - педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 11
1.3. Особенности формирования орфографического навыка у
обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАРЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 25
2.1. Характеристика базы исследования и контингента
обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментальногоисследования 26
2.2. Обоснование выбора методов и методик изучения уровня
сформированности орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 29
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленного на изучение сформированности орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 34
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У 43
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
3.1. Программа коррекционной работы, направленная на
формирование орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 43
3.2. Педагогические условия, способствующие эффективности
реализации коррекционной программы по формированию
орфографического навыка у обучающихся с умственной
отсталостью на уровне начального образования 50
3.3. Методические рекомендации педагогам и родителям по
формированию орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79


Обучение детей грамотности - одна из важнейших проблем не только в педагогике, но и в общественной жизни. Это способность человека уметь писать и читать, умение писать по правилам грамматики и орфографии, способность человека относиться к внешней среде и как можно быстрее адаптироваться. Орфографические навыки, вместе с коммуникативными навыками, предоставляют нормальное функционирование индивида в системе социальных отношений и считаются минимальной предпосылкой для осуществления жизнедеятельности индивида, особенно для обучающихся с умственной отсталостью [28, с. 127].
Развитие орфографии и грамотного письма - одна из сложнейших задач, которую необходимо решать в школах. У детей предполагается развитие фонетически правильных навыков письма, формирование умения писать по правилам. При письме, как для какой-либо речевой деятельности, требуется большое количество операций. Обучающийся должен
проанализировать слова, соотносить звук и букву с правилами графической и графики, чётко следить за пространственной ориентацией и осуществлять двигательные и графические движения. Все эти операции даются с трудом для обучающихся с умственной отсталостью [27, с. 12].
Р. И. Лалаева обращает внимание, что основанием нарушения письма у обучающихся с умственной отсталостью являются органические, функциональные, биологические и социальные причины [26]. Органические повреждения участков коры мозга, входящих в процесс письма, задержка развития этих органов мозга, нарушения функций мозга - все эти факторы могут стать причиной нарушений общения. Продолжительные соматические заболевания также приводят к усугублению состояния письма у детей в раннем возрасте. Нарушение письма может быть связано с негативным внешним фактором - неграмотной речи окружающих, недостатком внимания на развитие речи в семье ребенка, недостаточностью контакта с речью, неблагоприятной семейной обстановкой.
Исходя из этого можно назвать следующие категории ошибок: изменение слов, смешение, неправильная вставка букв или слов, написание слов слитно, написание одного слова раздельно, не выделение границы предложения, аграмматические ошибки, неправильная структура оформления предложения, пропуск в предложениях слов. По вышеупомянутым причинам, обучающиеся с умственной отсталой испытывают трудности в обучении письму. Коррекционное обучение таких детей на раннем этапе может часто привести к существенным положительным изменениям развития ребенка, которые будут сказаться на его будущем. Как уже упоминалось выше, орфографическая грамотность обучающихся с умственной отсталостью остается на низком уровне. Это в первую очередь свидетельствует о недостаточном и неполном усвоении орфографии [42, с. 53].
В условиях современного общества серьезной проблемой для олигофренопедагогики является формирование орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Н. Н. Алгазина [4], Д. Н. Богоявленский [7], М. Р. Львов [28] на протяжении нескольких лет изучали нарушение письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью. Сложность в усвоении навыков письма в связи с многочисленными нарушениями высших психических функций, а также скудность методических рекомендаций в настоящее время дают основания говорить о том, что данная проблема может быть актуальной.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что частью общей языковой культуры является орфографический навык, это обеспечивает точность в выражении мыслей, а также взаимопонимание в письменном общении и требует целенаправленной и систематической работы учителя с целью его формирования и совершенствования. В связи с этим очевидна важность выбранной темы.
Объект исследования - специфика нарушений орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - составление программы коррекционной работы по формированию орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью и разработка методических рекомендаций педагогам и родителям по теме исследования.
Для реализации поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования формирования орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
2. Сделать анализ и подобрать методики для изучения орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, провести и проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента по выявлению нарушений орфографического навыка.
3. Составить программу коррекционной работы по формированию орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, разработать методические рекомендации педагогам и родителям по формированию данного навыка.
Методы исследования: теоретические методы исследования - анализ лингвистической, дидактической, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования орфографических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта; беседа, объяснение, наглядные и практические методы.
Эмпирические методы исследования - исследование
констатирующего, качественный и количественный анализ результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, в состав которого вошли следующие материалы: содержание диагностических методик О. Б. Иншаковой, А. Н. Корнева, Т. А Фотековой.
Объем работы - 81 страница машинописного текста. В работе
представлено 11 таблиц и 12 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие орфографии и грамотного письма - одна из сложнейших задач, которую необходимо решать в школах. Для детей предполагается развитие фонетически правильных навыков письма, формирование умения писать по правилам. При письме, как для какой-либо речевой деятельности, требуется большое количество операций. Обучающийся должен проанализировать слова, соотносить звук и букву с правилами графической и графики, чётко следить за пространственной ориентацией и осуществлять двигательные и графические движения. Все эти операции даются с трудом для обучающихся с умственной отсталостью [27, с. 12].
Р. И. Лалаева обращает внимание, что основанием нарушения письма у обучающихся с умственной отсталостью являются органические, функциональные, биологические и социальные причины [26]. Органические повреждения участков коры мозга, входящих в процесс письма, задержка развития этих органов мозга, нарушения функций мозга - все эти факторы могут стать причиной нарушений общения. Продолжительные соматические заболевания также приводят к усугублению состояния письма у детей в раннем возрасте. Нарушение письма может быть связано с негативным внешним фактором - неграмотной речи окружающих, недостатком внимания на развитие речи в семье ребенка, недостаточностью контакта с речью, неблагоприятной семейной обстановкой.
Исходя из этого можно назвать следующие категории ошибок: изменение слов, смешение, неправильная вставка букв или слов, написание слов слитно, написание одного слова раздельно, не выделение границы предложения, аграмматические ошибки, неправильная структура оформления предложения, пропуск в предложениях слов. По вышеупомянутым причинам обучающиеся с умственной отсталой испытывают трудности в обучении письму. Коррекционное обучение таких детей на раннем этапе может часто привести к существенным положительным изменениям развития ребенка, которые будут сказаться на его будущем. Как уже упоминалось выше, орфографическая грамотность обучающихся с умственной отсталостью остается на низком уровне. Это в первую очередь свидетельствует о недостаточном и неполном усвоении орфографии [42, с. 53].
В условиях современного общества серьезной проблемой для олигофренопедагогики является формирование орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Н. Н. Алгазина [4], Д. Н. Богоявленский [7], М. Р. Львов [28] на протяжении нескольких лет изучали нарушение письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью. Сложность в усвоении навыков письма в связи с многочисленными нарушениями высших психических функций, а также недостаточность методических рекомендаций в настоящее время дают основания считать данную проблему актуальной.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что орфографический навык выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность в выражении мыслей и взаимопонимание в письменном общении и требует целенаправленной и систематической работы учителя с целью его формирования и совершенствования. В связи с этим очевидна важность выбранной темы.
Базой исследования, задействованной в констатирующем этапе экспериментального исследования, явилась муниципальное автономное образовательное учреждение Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 20», реализующая основные
общеобразовательные программы и адаптированные основные общеобразовательные программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.
Был проведен эксперимент в 3 классе в количестве шести человек.
Изучив научную литературу по проблеме формирования орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального общего образования и проанализировав результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, можно сделать заключение, что обучающиеся с умственной отсталостью допускают множество орфографических ошибок на письме, что приводит к необходимости создать программу коррекционной работы, направленную на формирование орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Таким образом, реализовывая коррекционную программу по формированию орфографического навыка, можно наблюдать положительную динамику у обучающихся на уроках русского языка.
В ходе работы представлены методические рекомендации педагогам и родителям для детей с интеллектуальными нарушениями на уровне начального образования. Используя данные рекомендации систематически в школе и дома, можно закрепить полученный результат по формированию орфографического навыка.
Итак, в ходе исследования достигнуты поставленные цели. Для развития орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью существуют свои особенности, процесс формирования навыка будет сопровождаться трудностями, связанными с особенностями психофизического развития обучающихся.



1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
2. Аксенова, А. К. Русский язык : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /
A. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. - 4 класс. - М. : Просвещение, 2016. - 271 с.
3. Аксенова, А. К. Русский язык. 3 класс: учеб.
для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 2016. - 237 с.
4. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков
учащихся: учебно-методическое пособие / Н. Н. Алгазина. - М. :
Просвещение, 1997. - 132 с.
5. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 560 с.
6. Ахутина Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б Иншакова,
B. А. Секачев. - М. : 2008. - 128с.
7. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы обучения орфографии: учебное пособие / Д. Н. Богоявленский. - М. : Просвещение, 1986. - 123 с.
8. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В. Я. Булохов // Начальная школа. -1991- № 1.
9. Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо моторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцикина. - М. : Логопед, 2005. - №3. - С. 84-94.
10. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы / В. В. Воронкова. - М., 2008. - 145 с.
11. Воронкова, В. В. К вопросу о дифференциации учащихся вспомогательной школы при обучении русскому языку / В. В. Воронкова, В. Г. Петрова // Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении ; под ред. В. Г. Петровой. - М. : 2016. - 318 с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов. - М. : АСТ: АСТРЕЛЬ, 2005. - 351 с.
14. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. - М. : 1965. - 210 с.
15. Граник Г. Г. Секреты орфографии: книга для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1995. - 222 с.
16. Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Новая шк., 2005. - 80 с.
17. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. Серия : Образовательный процесс. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 157 с.
18. Жедек, П. С. Усвоение фонетического принципа письма и формирование орфографического действия / П. С. Жедек. - М., 1975.
19. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - М., 1998. - 94 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ