ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие «орфографический навык» как научный
феномен 8
1.2. Психолого - педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 11
1.3. Особенности формирования орфографического навыка у
обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАРЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 25
2.1. Характеристика базы исследования и контингента
обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментальногоисследования 26
2.2. Обоснование выбора методов и методик изучения уровня
сформированности орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 29
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленного на изучение сформированности орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 34
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У 43
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
3.1. Программа коррекционной работы, направленная на
формирование орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 43
3.2. Педагогические условия, способствующие эффективности
реализации коррекционной программы по формированию
орфографического навыка у обучающихся с умственной
отсталостью на уровне начального образования 50
3.3. Методические рекомендации педагогам и родителям по
формированию орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
Обучение детей грамотности - одна из важнейших проблем не только в педагогике, но и в общественной жизни. Это способность человека уметь писать и читать, умение писать по правилам грамматики и орфографии, способность человека относиться к внешней среде и как можно быстрее адаптироваться. Орфографические навыки, вместе с коммуникативными навыками, предоставляют нормальное функционирование индивида в системе социальных отношений и считаются минимальной предпосылкой для осуществления жизнедеятельности индивида, особенно для обучающихся с умственной отсталостью [28, с. 127].
Развитие орфографии и грамотного письма - одна из сложнейших задач, которую необходимо решать в школах. У детей предполагается развитие фонетически правильных навыков письма, формирование умения писать по правилам. При письме, как для какой-либо речевой деятельности, требуется большое количество операций. Обучающийся должен
проанализировать слова, соотносить звук и букву с правилами графической и графики, чётко следить за пространственной ориентацией и осуществлять двигательные и графические движения. Все эти операции даются с трудом для обучающихся с умственной отсталостью [27, с. 12].
Р. И. Лалаева обращает внимание, что основанием нарушения письма у обучающихся с умственной отсталостью являются органические, функциональные, биологические и социальные причины [26]. Органические повреждения участков коры мозга, входящих в процесс письма, задержка развития этих органов мозга, нарушения функций мозга - все эти факторы могут стать причиной нарушений общения. Продолжительные соматические заболевания также приводят к усугублению состояния письма у детей в раннем возрасте. Нарушение письма может быть связано с негативным внешним фактором - неграмотной речи окружающих, недостатком внимания на развитие речи в семье ребенка, недостаточностью контакта с речью, неблагоприятной семейной обстановкой.
Исходя из этого можно назвать следующие категории ошибок: изменение слов, смешение, неправильная вставка букв или слов, написание слов слитно, написание одного слова раздельно, не выделение границы предложения, аграмматические ошибки, неправильная структура оформления предложения, пропуск в предложениях слов. По вышеупомянутым причинам, обучающиеся с умственной отсталой испытывают трудности в обучении письму. Коррекционное обучение таких детей на раннем этапе может часто привести к существенным положительным изменениям развития ребенка, которые будут сказаться на его будущем. Как уже упоминалось выше, орфографическая грамотность обучающихся с умственной отсталостью остается на низком уровне. Это в первую очередь свидетельствует о недостаточном и неполном усвоении орфографии [42, с. 53].
В условиях современного общества серьезной проблемой для олигофренопедагогики является формирование орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Н. Н. Алгазина [4], Д. Н. Богоявленский [7], М. Р. Львов [28] на протяжении нескольких лет изучали нарушение письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью. Сложность в усвоении навыков письма в связи с многочисленными нарушениями высших психических функций, а также скудность методических рекомендаций в настоящее время дают основания говорить о том, что данная проблема может быть актуальной.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что частью общей языковой культуры является орфографический навык, это обеспечивает точность в выражении мыслей, а также взаимопонимание в письменном общении и требует целенаправленной и систематической работы учителя с целью его формирования и совершенствования. В связи с этим очевидна важность выбранной темы.
Объект исследования - специфика нарушений орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - составление программы коррекционной работы по формированию орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью и разработка методических рекомендаций педагогам и родителям по теме исследования.
Для реализации поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования формирования орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
2. Сделать анализ и подобрать методики для изучения орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, провести и проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента по выявлению нарушений орфографического навыка.
3. Составить программу коррекционной работы по формированию орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, разработать методические рекомендации педагогам и родителям по формированию данного навыка.
Методы исследования: теоретические методы исследования - анализ лингвистической, дидактической, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования орфографических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта; беседа, объяснение, наглядные и практические методы.
Эмпирические методы исследования - исследование
констатирующего, качественный и количественный анализ результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, в состав которого вошли следующие материалы: содержание диагностических методик О. Б. Иншаковой, А. Н. Корнева, Т. А Фотековой.
Объем работы - 81 страница машинописного текста. В работе
представлено 11 таблиц и 12 рисунков.
Развитие орфографии и грамотного письма - одна из сложнейших задач, которую необходимо решать в школах. Для детей предполагается развитие фонетически правильных навыков письма, формирование умения писать по правилам. При письме, как для какой-либо речевой деятельности, требуется большое количество операций. Обучающийся должен проанализировать слова, соотносить звук и букву с правилами графической и графики, чётко следить за пространственной ориентацией и осуществлять двигательные и графические движения. Все эти операции даются с трудом для обучающихся с умственной отсталостью [27, с. 12].
Р. И. Лалаева обращает внимание, что основанием нарушения письма у обучающихся с умственной отсталостью являются органические, функциональные, биологические и социальные причины [26]. Органические повреждения участков коры мозга, входящих в процесс письма, задержка развития этих органов мозга, нарушения функций мозга - все эти факторы могут стать причиной нарушений общения. Продолжительные соматические заболевания также приводят к усугублению состояния письма у детей в раннем возрасте. Нарушение письма может быть связано с негативным внешним фактором - неграмотной речи окружающих, недостатком внимания на развитие речи в семье ребенка, недостаточностью контакта с речью, неблагоприятной семейной обстановкой.
Исходя из этого можно назвать следующие категории ошибок: изменение слов, смешение, неправильная вставка букв или слов, написание слов слитно, написание одного слова раздельно, не выделение границы предложения, аграмматические ошибки, неправильная структура оформления предложения, пропуск в предложениях слов. По вышеупомянутым причинам обучающиеся с умственной отсталой испытывают трудности в обучении письму. Коррекционное обучение таких детей на раннем этапе может часто привести к существенным положительным изменениям развития ребенка, которые будут сказаться на его будущем. Как уже упоминалось выше, орфографическая грамотность обучающихся с умственной отсталостью остается на низком уровне. Это в первую очередь свидетельствует о недостаточном и неполном усвоении орфографии [42, с. 53].
В условиях современного общества серьезной проблемой для олигофренопедагогики является формирование орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Н. Н. Алгазина [4], Д. Н. Богоявленский [7], М. Р. Львов [28] на протяжении нескольких лет изучали нарушение письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью. Сложность в усвоении навыков письма в связи с многочисленными нарушениями высших психических функций, а также недостаточность методических рекомендаций в настоящее время дают основания считать данную проблему актуальной.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что орфографический навык выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность в выражении мыслей и взаимопонимание в письменном общении и требует целенаправленной и систематической работы учителя с целью его формирования и совершенствования. В связи с этим очевидна важность выбранной темы.
Базой исследования, задействованной в констатирующем этапе экспериментального исследования, явилась муниципальное автономное образовательное учреждение Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 20», реализующая основные
общеобразовательные программы и адаптированные основные общеобразовательные программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.
Был проведен эксперимент в 3 классе в количестве шести человек.
Изучив научную литературу по проблеме формирования орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального общего образования и проанализировав результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, можно сделать заключение, что обучающиеся с умственной отсталостью допускают множество орфографических ошибок на письме, что приводит к необходимости создать программу коррекционной работы, направленную на формирование орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Таким образом, реализовывая коррекционную программу по формированию орфографического навыка, можно наблюдать положительную динамику у обучающихся на уроках русского языка.
В ходе работы представлены методические рекомендации педагогам и родителям для детей с интеллектуальными нарушениями на уровне начального образования. Используя данные рекомендации систематически в школе и дома, можно закрепить полученный результат по формированию орфографического навыка.
Итак, в ходе исследования достигнуты поставленные цели. Для развития орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью существуют свои особенности, процесс формирования навыка будет сопровождаться трудностями, связанными с особенностями психофизического развития обучающихся.
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
2. Аксенова, А. К. Русский язык : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /
A. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. - 4 класс. - М. : Просвещение, 2016. - 271 с.
3. Аксенова, А. К. Русский язык. 3 класс: учеб.
для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 2016. - 237 с.
4. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков
учащихся: учебно-методическое пособие / Н. Н. Алгазина. - М. :
Просвещение, 1997. - 132 с.
5. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 560 с.
6. Ахутина Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б Иншакова,
B. А. Секачев. - М. : 2008. - 128с.
7. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы обучения орфографии: учебное пособие / Д. Н. Богоявленский. - М. : Просвещение, 1986. - 123 с.
8. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В. Я. Булохов // Начальная школа. -1991- № 1.
9. Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо моторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцикина. - М. : Логопед, 2005. - №3. - С. 84-94.
10. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы / В. В. Воронкова. - М., 2008. - 145 с.
11. Воронкова, В. В. К вопросу о дифференциации учащихся вспомогательной школы при обучении русскому языку / В. В. Воронкова, В. Г. Петрова // Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении ; под ред. В. Г. Петровой. - М. : 2016. - 318 с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов. - М. : АСТ: АСТРЕЛЬ, 2005. - 351 с.
14. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. - М. : 1965. - 210 с.
15. Граник Г. Г. Секреты орфографии: книга для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1995. - 222 с.
16. Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Новая шк., 2005. - 80 с.
17. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. Серия : Образовательный процесс. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 157 с.
18. Жедек, П. С. Усвоение фонетического принципа письма и формирование орфографического действия / П. С. Жедек. - М., 1975.
19. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - М., 1998. - 94 с.
...