Педагогическое сопровождение обучающихся с синдромом Дауна
посредством реализации коррекционно-развивающей программы по
совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С СИНДРОМОМ ДАУНА, НАПРАВЛЕННОГО НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ У НИХ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ 8
1.1. Понятия «психомоторные и сенсорные процессы», как научный
феномен 8
1.2. Медико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
синдромом Дауна 16
1.3. Особенности формирования психомоторных и сенсорных
процессов у обучающихся с синдромом Дауна 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ,
НАПРАВЛЕННОЕ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ
СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ
ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С СИНДРОМОМ ДАУНА 31
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
синдромом Дауна, задействованных в констатирующем этапе
экспериментального исследования 31
2.2. Методы и методики проведения констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленные на определение уровней сформированности психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна 37
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на определение уровней
сформированности психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна 42
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С СИНДРОМОМ ДАУНА ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ, И АНАЛИЗ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 53
3.1. Коррекционно-развивающая программа по совершенствованию у
обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов 53
3.2. Анализ апробации коррекционно-развивающей программы по
совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов 63
3.3. Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей направленные на совершенствование психомоторных и
сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема исследования. В условиях современного общества уделяется особое внимание возможности осуществления педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью, в том числе и с синдромом Дауна, которые проживают в детских домах-интернатах. Важной проблемой для олигофренопедагогики становится реализация коррекционно-развивающей работы с лицами с синдромом Дауна, при имеющихся у них сенсорных и психомоторных нарушениях, недостаточной информированности персонала об особенностях и способностях таких обучающихся. Ее решение будет способствовать совершенствованию сенсорных и психомоторных процессов у обучающихся с синдромом Дауна и как следствие более успешному формированию жизненных компетенций. Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является усовершенствование педагогического сопровождения обучающихся с синдромом Дауна посредством реализации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов (Э. Д. Айрес, П. Л. Жиянова, П. С. Уиндерс).
Актуальность темы заключается в том, что с вступлением в силу от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на обучение получили все лица, в том числе и те, которые не обучались ранее. Лица с синдромом Дауна, часто не имели возможности получения коррекционно-развивающей помощи, при имеющихся у них нарушениях сенсорных и психомоторных процессов. Поэтому на данный момент у педагогов не имеется достаточного педагогического опыта для составления и реализации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов. (Т. П. Есипова, Е. А. Кобякова, Л. А. Метиева, А. В. Мерковская, Э.Я. Удалова).
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. Изучая научную литературу, можно прийти к выводу о недостаточной освещенности проблемы развития психомоторики и сенсорных процессов у зарубежных и отечественных исследователей. Исследованиями в области сенсорного развития занимались М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли. Психомоторное развитие исследовали Ш. Бюллер и Г. Гетцер «Тесты нервно¬психического развития детей 1-6 годов жизни», на основе тестов А. Гезелла была разработана также «Шкала психомоторного развития в раннем детстве», предложенная О. Брюне и И. Лезин. Е. Ф. Архиповой, М. Г. Борисенко, М. О. Гуревич, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н. А. Лукиной, Л. А. Нисневич, Н. И. Озерецкий, Е. А. Осипова, С. А. Райвичер, Г. Е. Сухарева, С. А. Чугунов и др. Исследователи Л. А. Венгер,
А. В. Запорожец, А. П. Усова сформировали положения, которые легли в основу системы сенсорного воспитания. Л. А. Метиева и Э. Я. Удалова занимались развитием психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с умственной отсталостью. Е. А. Воробьева, Г. А. Грибина, Е. Л. Ермолаева, Г. Г. Зак, Е. С. Илюшина, А. В. Кубасов, Н. В. Сергеева, Л. А. Федосеева проводили исследования, направленные на изучение уровня развития моторики обучающихся с синдромом Дауна. Изучением сенсорного развития у обучающихся с синдромом Дауна занимались А. В. Алёхина, П. Л. Жиянова, Е. А. Маланченко.
Объект исследования - реализация коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов.
Предмет исследования - процесс совершенствования у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов.
Цель исследования - изучить сформированность психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна, составить коррекционно-развивающую программу по совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов и определить её эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме педагогического сопровождения обучающихся с синдромом Дауна посредством реализации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов.
2. Провести констатирующий этап экспериментального исследования, направленный на изучение уровней сформированности психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна.
3. Составить коррекционно-развивающую программу по совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов.
4. Составить методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей, направленные на совершенствование психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна.
Гипотеза исследования.
Предполагаем, что составление и реализация коррекционно-развивающей программы для обучающихся с синдромом Дауна повысит их уровни сформированности психомоторных и сенсорных процессов. А также сопоставление эмпирических данных, полученных как в естественных, так и в экспериментальных условиях, возможно, позволит определить особенности педагогического сопровождения обучающихся с синдромом Дауна и составить методические рекомендации по совершенствованию психомоторных и сенсорных процессов для педагогов, воспитателей и родителей.
Методика исследования.
Е. Ф. Архиповой «Пробы на праксис позы», направленная на изучение оптико-кинестетической организации движения; М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной «Диагностика развития ребенка»;
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Л. А. Нисневич «Карта наблюдений»; Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревич «Схема обследования уровня сформированное™ моторных и сенсорных процессов у детей».
Элементы научной и (или) практической новизны, представленные в работе.
1. Создана и апробирована коррекционно-развивающая программа по совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов.
2. На основе анализа исследования, полученных в ходе апробации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов, выделены особенности педагогического сопровождения.
3. Даны методические рекомендации для педагогов и воспитателей по совершенствованию педагогического сопровождения лиц с синдромом Дауна.
4. Разработан авторский игровой альбом «Сенсомоторный чемоданчик» по совершенствованию психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа содержит: введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы и приложение.
Для решения поставленных задач:
• Проанализирована научная литература по проблеме педагогического сопровождения обучающихся с синдромом Дауна посредством реализации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов;
• Проведен констатирующий этап экспериментального
исследования, направленный на изучение уровней сформированности психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна;
• Составлена коррекционно-развивающая программа по совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов;
• Составлены методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей, направленные на совершенствование психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна.
Проанализировав теоретические основы педагогического сопровождения обучающихся с синдромом Дауна, направленного на совершенствование у них психомоторных и сенсорных процессов, можно сделать следующие выводы:
Тема исследования потребовала рассмотрения терминологического аппарата: «психомоторные процессы», «психомоторика» (В. У. Агеевец, Е. Ф. Архипова, Н. А. Бернштейн, А. Валлон, М. О. Гуревич, М. П. Голощекина, В. П. Дудьев, П. Ф. Лесгафт, В. В. Никандров, Н. И. Озерецкий, В. П. Озеров, К. К. Платонов, И. М. Сеченов). А также рассмотрены понятия: «сенсорные процессы», «сенсорные системы», «ощущение», «сенсорное воспитание» (А. В. Гадаев, А. В. Запорожец, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, А. Н. Леонтьев, И. П. Павлов, Р. Шмидт). Е. Ф. Архипова отмечает, что работа по развитию психомоторики состоит из трёх этапов: развитие крупной и мелкой моторики, кинетическое и кинестетическое развитие, ориентация в пространстве [6]. В свою очередь психомоторика тесно связана с сенсорными процессами и развитие двух этих сфер в онтогенезе происходит параллельно. Двигательные функции обеспечивают организацию различных видов восприятия, а анализаторы сенсорной системы регулируют практические действия. Исследования Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Ю. М. Хохряковой указывают на то, что развитие сенсорной сферы состоит из 5 этапов таких, как развитие слухового восприятия, развитие тактильного восприятия, развитие вкусового восприятия, развитие зрительного восприятия и закрепление сенсорных эталонов - общепринятых образцов свойств предметов [17; 44; 96].
Г. Е. Сухарева отмечает, что все больные с этой формой олигофрении имеют характерный облик, обусловливающий внешнее сходство между ними. Обучающиеся с синдромом Дауна овладевают многими навыками в процессе обучения, но недостаточно, так как у них имеются двигательные нарушения: нарушение равновесия, мышечной силы, повышенная гибкость суставов, поэтому они быстро утомляются при выполнении каких-либо физических нагрузок. Также у данных обучающихся имеется трудности при сложных двигательных актах из-за нарушения извлечения сенсорной информации о мире. Данные исследований Ф. Анвар и Р. Л. Франца показали, что обучающиеся с синдромом Дауна лучше оперируют материалом, воспринимаемым зрительно, чем на слух. При этом данные лица избегают сложных изобразительных конфигураций и предпочитают простые стимулы.
Обучающиеся с синдромом Дауна нуждаются в специальном педагогическом сопровождении из-за ряда присущих им отклонений в развитии психомоторики и сенсорных процессов [76]. Педагогическое сопровождение лиц с синдромом Дауна осуществляют такие специалисты, как учитель, воспитатель, логопед, психолог. Коррекционно-развивающая программа по совершенствованию психомоторных и сенсорных процессов у
обучающихся с синдромом Дауна строится на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [92]. Состоит данная программа из таких основных компонентов, как планируемый результат, содержание образование, календарно-тематическое планирование. Содержание программы по совершенствованию психомоторных и сенсорных процессов строится на том, что развитие движений в онтогенезе протекает в тесном контакте с психическим развитием (Е. Ф. Архипова, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Ю. М. Хохряковой). Проблема педагогического сопровождения обучающихся с синдромом Дауна посредством реализации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов остаётся недостаточно изученной.
Исследование по совершенствованию психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна проводилось в ГБОУ СО «Карпинская школа-интернат, реализующая АООП» на базе учреждения «Детский дом-интернат», где проходит обучение данной категории обучающихся. В констатирующем этапе экспериментального исследования принимали участие: обучающиеся 6 класса, в количестве 4 человек и возрасте 12 лет, которым ТПМПК рекомендовала АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Определение уровней сформированности психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна в констатирующем этапе экспериментального исследования проводилось по методикам: Е. Ф. Архиповой «Пробы на праксис позы», направленная на изучение оптико-кинестетической организации движения; М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной «Диагностика развития ребенка»; Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой и Л. А. Нисневич «Карта наблюдений»; Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревич «Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей».
Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования по методикам: Е. Ф. Архиповой «Пробы на праксис позы», направленная на изучение оптико-кинестетической организации движения; М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной «Диагностика развития ребенка»; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Л. А. Нисневич «Карта наблюдений»; Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревич «Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей» показал, что у обучающихся с синдромом Дауна психомоторные и сенсорные процессы сформированы на низком уровне. Констатация результатов указывает на необходимость составления коррекционно-развивающей программы, направленной на совершенствование психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна.
Коррекционно-развивающая программа, направленная на совершенствование психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна 6 класса, была составлена исходя из анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования на начало года. Коррекционно-развивающая программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю. Коррекционно-развивающая программа включает в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание образования, календарно¬тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
Анализ результатов апробации коррекционно-развивающей программы, направленной на совершенствование психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна 6 класса доказывает эффективность данной программы. Анализ результатов показал, что удалось достичь планируемых результатов коррекционно-развивающей программы. У обучающихся с синдромом Дауна на конец года психомоторные и сенсорные процессы сформированы на среднем уровне.
На основании анализа результатов апробации коррекционно-развивающей программы на контрольном этапе экспериментального исследования, были составлены методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по совершенствованию психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна, а именно: рекомендации по реализации принципов, методов, средств и условий.
По итогам теоретической и практической работы, направленной на изучение психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, задачи решены.
1. Агеевец В. У. Пять колец: идеи и мораль. Л., 1985. 160 с.
2. Айрапетьянц Э. Великий труд Ч. С. Шеррингтона. Л., 1969. С. 5-16.
3. Айрес Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция Понимание скрытых проблем развития. М., 2019. 272 с.
4. Аксенова Л. И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. 2002. №5.
5. Алехина А. В. Психологические особенности развития сенсорно¬перцептивных действий у детей с синдромом Дауна // Дефектология. 1999. №5. С. 11-18.
6. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989. 79 с.
7. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М., 2007. 224 с.
8. Багрова И. Г., Богданова Т. Г., Большакова Е. А. Сурдопедагогика. М., 2004. 655 с.
9. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 1993. 96 с.
10. Безбородова М. А. Методики диагностики психомоторного развития школьников и дошкольников. Москва: М., 2019. 68 с.
11. Бельтюков В. И. Зрительное восприятие звуков речи // Спец. Шк. 1964. № 1. С. 8-17.
12. Бернштейн Н. А. О построении движений // Хрестоматия по нейропсихологии. 2004. С. 569-582.
13. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Диагностика развития ребенка. СПб., 2007. 96 с.
14. Боскис Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 2. С. 64-72.
15. Булкина Т. В. В объятиях ласкового «Дауна» // Фактор. 1998. №8. С. 69-71.
16. Валлон А. От действия к мысли. М., 2008. 416 с.
17. Венгер Л. А., Шевченко Ю. С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка // Дефектология. 2004. №1. С. 8¬
17.
18. Вербина Г. Г., Мурзина О. П. Методы развития мелкой моторики детей с синдромом Дауна // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 126-130.
19. Винокурова Е. К. Методические рекомендации педагогическим
коллективам общеобразовательных школ по организации обучения и сопровождения детей с синдромом Дауна. URL:
http://образование44.рф/koiro/io/Shared%20Documents/Методрекомендации д ля учителей по работе с детьми с синдромом Дауна.об!' (дата обращения: 08.09.2020).
20. Вопросы психоневрологии детей и подростков / М. О. Гуревич [и др.]. М., 1934. 199 с.
21. Воробьева Е. А., Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998. 80 с.
...