Модели организации деятельности педагога-психолога психолого-
медико-педагогической комиссии по определению специальных условий
обучения для детей с особыми образовательными потребностями с
учетом уровневого подхода
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПМПК ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.... 9
1.1. Модели ПМПК: исторический аспект развития медико-психолого¬
педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в рамках психолого-медико-педагогических
комиссий 9
1.2. Определение, характеристика особых образовательных
потребностей детей на начальном уровне образования 20
1.3. Особенности деятельности педагога-психолога ПМПК по
определению специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями с учетом уровневого подхода... 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ), ОРГАНИЗОВАННОЕ
ПО ЗАПРОСУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 32
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 32
2.2. Обзор и обоснование диагностического инструментария,
направленного на выявление уровней школьной адаптации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 39
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения школьной
дезадаптации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 42
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-
ПСИХОЛОГА 53
3.1.Описание направлений специальной психологической деятельности по преодолению школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в работе педагога- психолога 53
3.2. Программа педагога-психолога по преодолению школьной
дезадаптации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 57
3.3. Реализация и апробация коррекционной программы 68
3.4. Определение эффективности работы педагога-психолога по
программе преодоления школьной дезадаптации у детей с задержкой психического развития 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 165
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 180
Актуальность исследования
В современной России создана и успешно действует система специального образования, ориентированная на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с различными отклонениями в развитии, которая активно совершенствуется. (Т. С. Зыкова, И. В. Королева, Н. Н. Малафеев, Г. Н. Пенин, Л. М. Шипицына, и другие). Дети с особыми потребностями обучаются в общеобразовательных учреждениях, что приводит к несвоевременному усвоению учебных материалов, возникновению школьных трудностей, потере самооценки и интереса к учёбе. Педагоги образовательных учреждений фактически не готовы оказывать таким детям адекватную педагогическую поддержку.
Основную помощь детям с особыми образовательными потребностями для получения образования организует психолого-медико-педагогическая комиссия. При решении проблем ребёнка специалисты комиссии используют социальные, медицинские и образовательные подходы, которые позволяют рационально взаимодействовать между собой, не дублируя друг друга. Деятельность педагога-психолога в этих условиях отличается от деятельности специалистов образовательных организаций.
В последние годы количество детей с различными трудностями в развитии в России увеличилось, в том числе и количество детей с задержкой психического развития (далее ЗПР). Так, по данным В. В. Виноградова- Савченко, за 20 лет количество детей, которые не могут освоить школьную программу, увеличилось на 30%, то есть в 2-2,5 раза. По данным О. А. Сергеевой, в последнее время задержка психического развития среди детей достигает 25%. А. Е. Голощапов приводит данные, что из детей, которые приходят в школу, около 20%-с задержкой психического развития, а остальные 50% всех детей не справляются с учебной программой.
В этой связи особую актуальность приобретает деятельность педагога- психолога, направленная на психолого-педагогическое сопровождение таких детей, обеспечение их успешной адаптации с учётом состояния здоровья и индивидуально-типологических особенностей.
Так в процессе деятельности педагога-психолога по оказанию комплексной психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями выявился комплекс противоречий:
1. Между гарантированным правом на получение качественного образования детьми с разным уровнем психического развития, с одной стороны, и их психофизиологическими возможностями и уровнем подготовки, с другой.
2. Между необходимостью раннего выявления проблем у детей с целью оказания своевременной психологической коррекционной помощи и непониманием проблемы родителями в связи с недостаточной их психологической просвещенностью.
3. Между необходимостью оказания своевременной психологической помощи детям в условиях общеобразовательных учреждений и отсутствием в них соответствующих специалистов.
Из перечисленных противоречий вытекает проблема оказания своевременной психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Объект исследования-профессиональная деятельность педагога- психолога психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями с учетом уровневого подхода.
Предмет исследования-процесс разработки модели деятельности педагога-психолога психолого-медико-педагогической комиссии по
определению специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями (на примере обучающихся с задержкой психического развития) на начальном уровне образования.
Цель исследования-представить схему модели деятельности педагога- психолога психолого-медико-педагогической комиссии и апробировать программу его работы по запросу образовательной организации как одной из составляющих психолого-педагогического сопровождения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по развитию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями в рамках психолого-медико-педагогической комиссии.
2. На основе деятельности педагога-психолога в рамках психолого- медико-педагогической комиссии выявить проблемы детей с особыми образовательными потребностями, связанные с началом их обучения в образовательной организации (работа психолога по запросу образовательной организации.
3. Определить специальные условия обучения для детей с особыми образовательными потребностями (на примере детей с задержкой психического развития) для решения выявленных проблем школьной дезадаптации на начальном уровне образования.
4. Подобрать методики и осуществить диагностику уровня школьной дезадаптации у детей с особыми образовательными потребностями (на примере детей с задержкой психического развития).
5. Составить, апробировать и определить эффективность
реализованной программы по преодолению школьной дезадаптации у детей с задержкой психического развития на начальном уровне образования в рамках деятельности педагога-психолога психолого-медико-педагогической комиссии по запросу образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в том, что взаимодействие педагога- психолога психолого-медико-педагогической комиссии с образовательными организациями будет эффективным, если:
1. Реализовать на практике модель организации деятельности педагога- психолога психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
2. В рамках деятельности педагога-психолога психолого-медико-педагогической комиссии реализовать работу по запросу образовательной организации в решении проблем обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
-подходы к изучению признаков дезадаптации в школьном обучении (В. П. Дружинин, В. П. Зинченко, В. Е. Коган, М. П. Петровский и др.);
-представления о психологических состояниях школьников младших школьников (П. П. Блонский, Л. А. Вегнер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и другие);
-учение о том, что законы нормального и аномального развития едины (Г. Я. Трошин);
-учение об общих закономерностях аномального развития, концепция особых образовательных потребностей детей с различными трудностями в развитии (В. И. Лубовский).
В соответствии с нормативно-правовой базой, регламентирующей образование лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ», письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 года № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психологомедикопедагогических комиссий») подчеркивается необходимость
взаимодействия психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) и психолого-педагогического консилиума (далее Ш1к). ПМПК и Ш1к образовательной организации являются двумя важными взаимосвязанными звеньями в решении задач по выявлению различных нозологических групп, психолого-медико-педагогическому сопровождению детей, оказанию психолого-педагогической помощи детям с особыми потребностями, педагогам, родителям.
Методы исследования:
Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов исследования:
-анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; конкретизация отдельных понятий и определений;
-изучение и анализ психолого-педагогической документации на детей; наблюдение; беседа с детьми; методы психодиагностики и математической статистики.
Применялись следующие методы и методики психодиагностики:
1. Беседа.
2. Наблюдение.
3. Уровни изучение социально-психологической адаптации ребенка в школе ( Э. М. Александровская) (экспертная оценка учителя).
4. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (О. Л. Соколова, О. В. Сорокина, В. И. Чирков).
5. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» 1-4 классы Н. Г. Лускановой.
6. Методика «Краски» (Р. В. Овчарова).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (60 наименований), приложений (15).
На сегодняшний день образовательные организации нуждаются во взаимодействии и поддержке «внешних» специалистов территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра и так далее. С этими специалистами надо построить отношения для решения проблем обучения детей с ООП на начальном уровне образования.
Врамках ПМПК была выявлена проблема школьной дезадаптации у испытуемых детей и поступил запрос от образовательной организации- МАОУ СОШ п. Цементный по работе с школьной дезадаптацией у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В выпускной квалификационной работе представлена схема модели деятельности педагога-психолога психолого-медико-педагогической
комиссии и апробирована программа его работы по запросу образовательной организации как одной из составляющих психолого-педагогического сопровождения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Тем самым задачи решены последовательно. Для решения первой задачи проанализированы 60 источников научной литературы; второй задачи на основе деятельности педагога-психолога в рамках ПМПК выявлена проблема детей с ООП, связанная с началом их обучения в образовательной организации, то есть осуществлена работа педагога-психолога по запросу образовательной организации, а именно школьная дезадаптация младших школьников с задержкой психического развития; третьей задачи определены специальные условия обучения для детей с особыми образовательными потребностями (проведение групповых коррекционных занятий) для решения выявленных проблем школьной дезадаптации на начальном уровне образования; четвертой задачи подобраны методики и осуществлена диагностика уровня школьной дезадаптации у детей с ООП; пятой задачи составлена, частично апробирована (20 занятий из 35) программа и определена ее эффективность.
Задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие. Екатеринбург, 2007. 227 с.
2. Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья : коллективная монография : в 2-х частях / Урал. гос. пед. ун-т ; под общей редакцией проф. О. В. Алмазовой. Екатеринбург, 2016. Часть 1. 252 с.
3. Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья: коллективная монография : в 2-х частях / Урал. гос. пед. ун-т ; под общей редакцией проф. О. В. Алмазовой. Екатеринбург, 2016. Часть 2. 263 с.
4. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. М., 2006. 176 с.
5. Бабич Е. Г., Тактаров В. Г. Социально-психологическая работа по формированию толерантного отношения общества к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья : от преодоления изолированности к решению вопросов инклюзивного образования : учебно¬методическое пособие. М., 2015. 72 с.
6. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, 1992. 93 с.
7. Брагина Е. А., Вершинина В. В., Николаева И. А. Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовании : учебно-методическое пособие. Ульяновск, 2018. 96 с.
8. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Москва, 2001. Часть 1. 160 с.
9. Вульсфон Б. Л. Сравнительная педагогика : Актуальные вопросы теории и методологии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 117-120.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Москва, 2008. Т. 5. 804 с.
11. Глухов В. П. Практикум по психолингвистике : учебное
пособие. М., 2017. 180 с.
12. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы
коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. 272 с.
13. Гребенкина Л. К., Жокина Н. А., Еремкина О. В. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие. Рязань, 2009. 156 с.
14. Детская патопсихология / сост. Н. Л. Белопольская. М., 2010. 352 с.
15. Дмитриева Ю. А., Грязева-Добшинская В. Г. Метод моделирования в социальной психологии // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2013. № 1, том 6. С. 18-26.
16. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 11-17.
17. Жигорева М. В., Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. М., 2016. 208 с.
18. Зак Г. Г., Смирнова А. А. Современное состояние организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2017. С. 177-181.
19. Каленская В. П. Педагогическая психология : учебное пособие. Симферополь, 2016. 204 с.
20. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н. Н. Малофеева. М., 2019. 120 с.
...