Развитие института банкротства юридических лиц в России
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Возникновение и развитие конкурсного права в России. Понятие, критерии, признаки несостоятельности 6
1.1 История становления и развития законодательства о банкротстве 6
1.2 Понятие банкротства. Критерии несостоятельности юридического лица 14
1.3 Определение признаков несостоятельности юридического лица 24
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 31
2.1. Правовое содержание понятий «предупреждение банкротства» и «восстановление платежеспособности» коммерческой организации 31
2.2. Меры по предупреждению несостоятельности. Досудебная санация. Договорные формы санации неплатежеспособного должника 38
2.3. Особенности правового регулирования предупреждения банкротства юридических лиц в условиях пандемии 47
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Глава 1. Возникновение и развитие конкурсного права в России. Понятие, критерии, признаки несостоятельности 6
1.1 История становления и развития законодательства о банкротстве 6
1.2 Понятие банкротства. Критерии несостоятельности юридического лица 14
1.3 Определение признаков несостоятельности юридического лица 24
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 31
2.1. Правовое содержание понятий «предупреждение банкротства» и «восстановление платежеспособности» коммерческой организации 31
2.2. Меры по предупреждению несостоятельности. Досудебная санация. Договорные формы санации неплатежеспособного должника 38
2.3. Особенности правового регулирования предупреждения банкротства юридических лиц в условиях пандемии 47
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
В условиях современной России институт несостоятельности (банкротства) проходит процесс своего формирования и адаптации под необходимые экономические условия и как нам кажется, находится на первоначальных стадиях своего развития, так как федеральный закон, регулирующий данный вид деятельности, действует сравнительно недавно.
Очень большую потребность в анализе оценки вероятности наступления кризисной ситуации и банкротства сейчас испытывает обширный круг специалистов, от руководителей корпораций для целей принятия правильных управленческих решений, до банков, которые осуществляют кредитование предпринимательской деятельности. Не остаются в стороне и инвесторы, им в целях принятия решения об инвестировании определенных проектов просто необходима информация о степени финансовой устойчивости юридических лиц.
Кроме всего прочего, уровень банкротства юридических лиц является своего рода индикатором реального состояния экономики государства. Наука на современном этапе уже выработала довольно универсальные подходы и критерии к оценке вероятности наступления несостоятельности (банкротства), но все же наблюдается достаточно широкий разброс мнений и подходов в отношении процедур регламентирования несостоятельности (банкротства) и оценке мер его предупреждения. Также достаточно широко известно, что гораздо легче предупредить болезнь, чем лечить ее. С этих позиций представляется очень важным изучение опыта функционирующей фирмы в части профилактики несостоятельности банкротства.
В настоящее время экономика России находится под воздействием ряда негативных факторов как неэффективность управления юридическими лицами и предприятиями, кризис неплатежей, высокая изношенность оборудования и другие. Отсутствие инвестиционных вложений в экономику страны оказывает влияние на существование ряда юридических лиц. Наличие задолженностей по обязательствам ставит под вопрос дальнейшее успешное функционирование юридического лица.
Таким образом, рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с несостоятельностью (банкротством) корпораций, несомненно будет являться актуальным.
Обусловлено это также тем, что в последние годы институт несостоятельности (банкротства), в целом, и хозяйственных обществ, в частности, является весьма востребованным на практике. В последнее время продолжается совершенствование законодательства в области банкротства юридических лиц. Совершенствование процедуры банкротства хозяйственных обществ представляет интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку по некоторым аспектам процедуры несостоятельности (банкротства) в настоящее время до сих пор отсутствует единообразие судебной практики.
Цель научной работы – выявить исторические аспекты развития института банкротства, современные тенденции законодательного регулирования и формы предупреждения банкротства юридических лиц.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать историю становления и развития законодательства о несостоятельности;
- провести анализ подходов к определению банкротства и критерии несостоятельности юридических лиц;
- определить признаки несостоятельности юридических лиц;
- рассмотреть определения содержания понятий «предупреждение банкротства» и «восстановление платежеспособности» кредитных организаций;
- изучить меры по предупреждению несостоятельности;
- выявить особенности правового регулирования предупреждения банкротства юридических лиц в условиях пандемии;
- предпринять попытку выявления проблем правового регулирования предупреждения банкротства юридических лиц.
Объектом исследования являются отношения, в рамках которых происходит формирование нормативно-правовой базы по регулированию и предупреждению несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Предметом исследования являются теоретические и практические подходы к пониманию несостоятельности юридических лиц, а также нормы законодательства о мероприятиях и способах ее предупреждения.
Методологическую основу работы составляет системный подход к вопросам научно-теоретического исследования несостоятельности юридических лиц. В процессе подготовки текста работы использованы также общенаучные, частные и специальные методы познания, способствующие глубокому рассмотрению явлений окружающей действительности в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности (системный, сравнительно-правовой, формально-юридический анализ, конкретно-исторический, синтез, индукция, дедукция и др.).
Очень большую потребность в анализе оценки вероятности наступления кризисной ситуации и банкротства сейчас испытывает обширный круг специалистов, от руководителей корпораций для целей принятия правильных управленческих решений, до банков, которые осуществляют кредитование предпринимательской деятельности. Не остаются в стороне и инвесторы, им в целях принятия решения об инвестировании определенных проектов просто необходима информация о степени финансовой устойчивости юридических лиц.
Кроме всего прочего, уровень банкротства юридических лиц является своего рода индикатором реального состояния экономики государства. Наука на современном этапе уже выработала довольно универсальные подходы и критерии к оценке вероятности наступления несостоятельности (банкротства), но все же наблюдается достаточно широкий разброс мнений и подходов в отношении процедур регламентирования несостоятельности (банкротства) и оценке мер его предупреждения. Также достаточно широко известно, что гораздо легче предупредить болезнь, чем лечить ее. С этих позиций представляется очень важным изучение опыта функционирующей фирмы в части профилактики несостоятельности банкротства.
В настоящее время экономика России находится под воздействием ряда негативных факторов как неэффективность управления юридическими лицами и предприятиями, кризис неплатежей, высокая изношенность оборудования и другие. Отсутствие инвестиционных вложений в экономику страны оказывает влияние на существование ряда юридических лиц. Наличие задолженностей по обязательствам ставит под вопрос дальнейшее успешное функционирование юридического лица.
Таким образом, рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с несостоятельностью (банкротством) корпораций, несомненно будет являться актуальным.
Обусловлено это также тем, что в последние годы институт несостоятельности (банкротства), в целом, и хозяйственных обществ, в частности, является весьма востребованным на практике. В последнее время продолжается совершенствование законодательства в области банкротства юридических лиц. Совершенствование процедуры банкротства хозяйственных обществ представляет интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку по некоторым аспектам процедуры несостоятельности (банкротства) в настоящее время до сих пор отсутствует единообразие судебной практики.
Цель научной работы – выявить исторические аспекты развития института банкротства, современные тенденции законодательного регулирования и формы предупреждения банкротства юридических лиц.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать историю становления и развития законодательства о несостоятельности;
- провести анализ подходов к определению банкротства и критерии несостоятельности юридических лиц;
- определить признаки несостоятельности юридических лиц;
- рассмотреть определения содержания понятий «предупреждение банкротства» и «восстановление платежеспособности» кредитных организаций;
- изучить меры по предупреждению несостоятельности;
- выявить особенности правового регулирования предупреждения банкротства юридических лиц в условиях пандемии;
- предпринять попытку выявления проблем правового регулирования предупреждения банкротства юридических лиц.
Объектом исследования являются отношения, в рамках которых происходит формирование нормативно-правовой базы по регулированию и предупреждению несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Предметом исследования являются теоретические и практические подходы к пониманию несостоятельности юридических лиц, а также нормы законодательства о мероприятиях и способах ее предупреждения.
Методологическую основу работы составляет системный подход к вопросам научно-теоретического исследования несостоятельности юридических лиц. В процессе подготовки текста работы использованы также общенаучные, частные и специальные методы познания, способствующие глубокому рассмотрению явлений окружающей действительности в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности (системный, сравнительно-правовой, формально-юридический анализ, конкретно-исторический, синтез, индукция, дедукция и др.).
Институт банкротства является необходимым элементом функционирования рыночной экономики в виду того, что основной целью его является повышение эффективности использования производственных ресурсов всех видов, сохранение хозяйствующего субъекта «на плаву».
Согласно статье 2 Федерального Закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Критериями банкротства являются неоплатность и неплатежеспособность. основополагающим признаком банкротства является неспособность должника удовлетворить требования кредиторов и органов государственной власти по основным денежным обязательствам. В Российской Федерации используются два внешних признака банкротства: 1) сумма долга; 2) просрочка в уплате долга более чем на три месяца.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Данное понятие определяется путем указания на его существенные черты. Во-первых, это неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, т. е. рассчитаться по долгам со всеми кредиторами. Во-вторых, это неспособность должника уплатить обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. В-третьих, состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность только после того, как арбитражный суд констатирует наличие признаков его неплатежеспособности, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур банкротства.
Главная цель разработки мер по улучшению финансового состояния - восстановить платежеспособность организации для продолжения ее эффективной хозяйственной деятельности и удовлетворения требований кредиторов.
Предупреждение банкротства необходимо рассматривать как подсистему общей системы управления организацией и системы антикризисного управления в целом. Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Данный процесс является оптимальной комбинации человеческих, материальных и технологических ресурсов, который позволит своевременно идентифицировать кризис и преодолеть его без серьезных последствий для деятельности организации.
В ситуации, когда возможно предотвратить полную ликвидацию и продажу предприятия, составляется план финансового оздоровления, который также должен включать в себя тактику восстановления платежеспособности.
Меры по восстановлению платежеспособности должника, к которым можно отнести финансовое оздоровление, являются весьма актуальными в настоящее время. Обусловлено это тем, что экономическое положение должника в Российской Федерации, требует изменения направления вектора от ликвидационной перспективы в сторону восстановительной.
Среди мер возможных к применению выделяют основные и вспомогательные. В большинстве случаев использование основных мер обусловлено существующими особенностями банкротства должников в соответствии с их категорией, применением мер стратегического характера (продажа предприятия, замещение активов) или социально-экономической значимостью бизнеса организации-должника. Например, для организаций-застройщиков предусмотрены такие основные меры, как передача объекта незавершенного строительства созданному дольщиками жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу и передача жилых помещений дольщикам. Очень часто основной приток денежных средств в период внешнего управления получается за счет применения вспомогательных мер — продажа имущества, истребование дебиторской задолженности.
Вспомогательные меры обычно связаны с так называемым «безинвестиционным» реструктурированием организации, которое является не требующим крупных инвестиций способом ее реформирования. Обоснование вспомогательного характера этих мер основано на сопоставлении возможных сумм от их реализации с величиной реестровых обязательств. Применение вспомогательных мер обусловлено следующими причинами:
- спецификой финансово-хозяйственной деятельности должника;
- ограниченностью срока внешнего управления;
- организацией оптимального управления денежными потоками для повышения ликвидности организации за счет реализации имущества;
- перспективами стабилизации рынка реализации продукции;
- возможностью за счет продажи части имущества избавиться от активов, которые не используются в хозяйственной деятельности должника, и обеспечить дополнительный приток денежных средств для восстановления платежеспособности.
Основными признаками мер по предупреждению банкротства являются:
1) применение их до возбуждения дела о банкротстве;
2) не предполагается ограничение право- и дееспособности должника, не требуется участие специально назначенных лиц, а также контроля со стороны государства;
3) завершение восстановительных процедур и завершение мер по предупреждению банкротства влекут разные последствия. Необходимо также отметить, что в отличие от мер по предупреждению банкротства организаций, судебные восстановительные процедуры определены императивно, порядок их осуществления регламентирован на законодательном уровне.
Эффективность выбранных юридическим лицом мер по предупреждению банкротства, зависит, в первую очередь, от самих причин, которые создают опасность банкротства организации. Среди первостепенных причин можно отметить слабость организационного потенциала, ошибки в принятии решений стратегического характера, а также неэффективность механизмов управления и организации управления.
В настоящее время оценка эффективности деятельности российских компаний невозможна без анализа их экономических показателей (в том числе с целью предупреждения банкротства предприятия). Важными экономическими критериями признаков банкротства являются сведения бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые в том числе должны быть своевременно представлены учредителям, участникам, акционерам компании для принятия мер по предупреждению банкротства организации.
Основная задача мероприятий, направленных на предупреждение банкротства - повышение платежеспособности должника, а также его обеспеченность экономическими ресурсами. Своевременное принятие мер по предупреждению банкротства позволит исключить возможность появления причин, создающих опасность банкротства организации в последующем.
Согласно статье 2 Федерального Закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Критериями банкротства являются неоплатность и неплатежеспособность. основополагающим признаком банкротства является неспособность должника удовлетворить требования кредиторов и органов государственной власти по основным денежным обязательствам. В Российской Федерации используются два внешних признака банкротства: 1) сумма долга; 2) просрочка в уплате долга более чем на три месяца.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Данное понятие определяется путем указания на его существенные черты. Во-первых, это неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, т. е. рассчитаться по долгам со всеми кредиторами. Во-вторых, это неспособность должника уплатить обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. В-третьих, состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность только после того, как арбитражный суд констатирует наличие признаков его неплатежеспособности, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур банкротства.
Главная цель разработки мер по улучшению финансового состояния - восстановить платежеспособность организации для продолжения ее эффективной хозяйственной деятельности и удовлетворения требований кредиторов.
Предупреждение банкротства необходимо рассматривать как подсистему общей системы управления организацией и системы антикризисного управления в целом. Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Данный процесс является оптимальной комбинации человеческих, материальных и технологических ресурсов, который позволит своевременно идентифицировать кризис и преодолеть его без серьезных последствий для деятельности организации.
В ситуации, когда возможно предотвратить полную ликвидацию и продажу предприятия, составляется план финансового оздоровления, который также должен включать в себя тактику восстановления платежеспособности.
Меры по восстановлению платежеспособности должника, к которым можно отнести финансовое оздоровление, являются весьма актуальными в настоящее время. Обусловлено это тем, что экономическое положение должника в Российской Федерации, требует изменения направления вектора от ликвидационной перспективы в сторону восстановительной.
Среди мер возможных к применению выделяют основные и вспомогательные. В большинстве случаев использование основных мер обусловлено существующими особенностями банкротства должников в соответствии с их категорией, применением мер стратегического характера (продажа предприятия, замещение активов) или социально-экономической значимостью бизнеса организации-должника. Например, для организаций-застройщиков предусмотрены такие основные меры, как передача объекта незавершенного строительства созданному дольщиками жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу и передача жилых помещений дольщикам. Очень часто основной приток денежных средств в период внешнего управления получается за счет применения вспомогательных мер — продажа имущества, истребование дебиторской задолженности.
Вспомогательные меры обычно связаны с так называемым «безинвестиционным» реструктурированием организации, которое является не требующим крупных инвестиций способом ее реформирования. Обоснование вспомогательного характера этих мер основано на сопоставлении возможных сумм от их реализации с величиной реестровых обязательств. Применение вспомогательных мер обусловлено следующими причинами:
- спецификой финансово-хозяйственной деятельности должника;
- ограниченностью срока внешнего управления;
- организацией оптимального управления денежными потоками для повышения ликвидности организации за счет реализации имущества;
- перспективами стабилизации рынка реализации продукции;
- возможностью за счет продажи части имущества избавиться от активов, которые не используются в хозяйственной деятельности должника, и обеспечить дополнительный приток денежных средств для восстановления платежеспособности.
Основными признаками мер по предупреждению банкротства являются:
1) применение их до возбуждения дела о банкротстве;
2) не предполагается ограничение право- и дееспособности должника, не требуется участие специально назначенных лиц, а также контроля со стороны государства;
3) завершение восстановительных процедур и завершение мер по предупреждению банкротства влекут разные последствия. Необходимо также отметить, что в отличие от мер по предупреждению банкротства организаций, судебные восстановительные процедуры определены императивно, порядок их осуществления регламентирован на законодательном уровне.
Эффективность выбранных юридическим лицом мер по предупреждению банкротства, зависит, в первую очередь, от самих причин, которые создают опасность банкротства организации. Среди первостепенных причин можно отметить слабость организационного потенциала, ошибки в принятии решений стратегического характера, а также неэффективность механизмов управления и организации управления.
В настоящее время оценка эффективности деятельности российских компаний невозможна без анализа их экономических показателей (в том числе с целью предупреждения банкротства предприятия). Важными экономическими критериями признаков банкротства являются сведения бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые в том числе должны быть своевременно представлены учредителям, участникам, акционерам компании для принятия мер по предупреждению банкротства организации.
Основная задача мероприятий, направленных на предупреждение банкротства - повышение платежеспособности должника, а также его обеспеченность экономическими ресурсами. Своевременное принятие мер по предупреждению банкротства позволит исключить возможность появления причин, создающих опасность банкротства организации в последующем.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - Правовая природа банкротства физических лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Ликвидация юридического лица
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица как основание прекращения его деятельности в соответствии с российским законодательством
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ КАК РАЗУКРУПНЯЮЩИХ ФОРМ РЕОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Субсидиарная ответственность руководителя при банкротстве
юридического лица
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3500 р. Год сдачи: 2017 - Процедура банкротства физических лиц в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития (Судебная адвокатура, Самарский Государственный Экономический Университет)
Магистерская диссертация, адвокатское право. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2019 - Правовой режим несостоятельности (банкротства) гражданина
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



