Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические и правовые основы организации социальной работы с молодежью по формированию ответственного родительства
1.1. Молодежь как объект и субъект социальной работы 11
1.2. Ответственное родительство как социальный и психолого-педагогический феномен 18
1.3. Организационные и правовые условия социальной работы с
молодежью по формированию ответственного родительства 28
Глава II. Эмпирическое исследование организации социальной работы с молодежью по формированию ответственного родительства в процессе социального проектирования (на примере общественных объединений Алтайского края)
2.1. Организация социальных проектов для молодежи по формированию ответственного родительства в общественных объединениях Алтайского края 42
2.2. Оценка и прогнозирование потребности молодежи в социальных
проектах по формированию ответственного родительства: результаты
анкетирования 50
2.3. Методические рекомендации по формированию ответственного
родительства для общественных объединений 71
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение 91
Актуальность исследования. Современное общество переживает широкомасштабный кризис ценностей, по заверению ученых, семья прямо или косвенно отражает все изменения, которые претерпевает общество. Исходя из этого, современная семья и ее проблемы становятся объектом изучения многих наук: педагогики, медицины, социологии, демографии, экономики, психологии.
Одними из острых проблем современности являются вопросы о низкой подготовленности молодежи, как ответственных родителей, отход от традиционного распределения ролей в семье, девальвация семейных ценностей и традиций, значительное снижение стабильности семьи, распространение детской беспризорности и сиротства, увеличение количества однодетных семей, феминизация, рост «безотцовщины» и другие актуальные явления в сфере детско - родительских отношений [34]. Н.В. Богачева отмечает: «Самоутверждение и автономность как наиболее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи. При этом супружество становится основной линией внутрисемейных отношений, тогда как родительство - второстепенной» [37]. В связи с этим становится актуальным рассмотрение родительства в качестве социального института. Более детальное изучение на теоретическом уровне его функций, структуры, а также факторов, определяющих характер его функционирования, будет способствовать оптимизации его деятельности, минимизации дисфункциональных состояний.
Выполнение поставленной задачи имеет не только теоретическую значимость, но и особую практическую ценность, заключающуюся в формулировании основных принципов создания социальных программ, проектов по повышению ответственного восприятия родительской роли. Современная социальная политика следует семейно-ориентированному подходу, принимаются меры по укреплению семьи как института социализации ребенка. Однако, несмотря на позитивные результаты, сфера организации работы с молодежью по формированию ответственного родительства требует особого внимания. Неоднозначный эффект от реализуемых программ обусловливает потребность в изучении факторов, влияющих на ответственное родительство, поэтому идея создания адресных проектов по формированию ответственного родительства в различных образованиях Алтайского края может поспособствовать решению вышеперечисленных проблем.
Степень изученности проблемы. В науке, как показывает проведенный анализ научной и методической литературы, вопросы реализации социальной роли «родитель», семейного воспитания, поддержки детско-родительских отношений находят отражение в работах А.И. Антонова, В.И. Горбачевой, С.Н. Куровской, И.С. Кона, С.Г. Чудовой и др. Вместе с тем, проблема готовности к ответственному родительству только начинает разрабатываться в науке. Самостоятельным предметом исследования родительская ответственность выступает лишь в отдельных работах (Л.П. Алексеева, Н.В. Богачева, В.В. Коробкова, Р.В. Овчарова и т.д.). Следует сказать, что одними из базовых источников информации являются труды Л.В. Карцевой, Т.А. Куликовой, Л.В. Мардахаева, где представлена общая информация о семье, воспитании, воспитательном потенциале, а также описываются методы повышения родительской компетентности. В отечественной социологии и социальной работе родительство рассматривается в контексте проблематики семьи. В работах А.И. Антонова А.Г. Вишневского, А.Г. Волкова и др. охарактеризованы тенденции семейной жизни россиян, при этом родительство рассматривается как социально значимая функция семьи. Эта позиция выражена в публикациях Н.Г. Аристовой, И.В. Гребенникова, В.М. Медкова и др. На основе представленных источников и литературы был собран и систематизирован материал относительно теории, представляющей феномен ответственного родительства.
С учетом сказанного научные атрибуты дипломной работы определяются следующим образом:
Предмет исследования - содержание организации работы с молодежью по формированию ответственного родительства в процессе социального проектирования в рамках объекта исследования - социальная работа с молодежью.
Цель исследования: раскрыть содержание организации социального проектирования в процессе социальной работы с молодежью по формированию ответственного родительства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть специфику молодежи как социальной группы с позиции объекта и субъекта социальной работы.
2. Определить сущность и содержание ответственного родительства как социально-психолого-педагогического феномена.
3. Выявить и обосновать организационные и правовые условия социальной работы с молодежью по формированию ответственного родительства.
4. Проанализировать опыт реализации социальных проектов по формированию ответственного родительства общественными объединениями как субъектами социальной работы в Алтайском крае.
5. Изучить потребности и интересы молодежи в сфере формирования ответственного родительства с позиции организации социальной работы.
6. Выработать научно-методические рекомендации для организации социальной работы с молодежью по формированию ответственного родительства.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, молодежь как социальная группа выступает не только объектом социальной работы по формированию ответственного родительства, но и субъектом, транслируя семейные ценности и традиции в процессе социального взаимодействия.
2. Вероятнее всего, ответственное родительство является интегративной понятийной категорией и аккумулирует в себе существенные признаки родительства как социального института и родительства как социокультурного феномена.
3. Вероятнее всего, организация социальной работы с молодежью по формированию ответственного родительства в государственных организациях социального обслуживания охватывает только категорию нуждающихся клиентов и недостаточно решает задачи продвижения семейных ценностей и первичной профилактики инфантильного родительства в молодежной среде.
4. Вероятнее всего, организация социальной работы по формированию ответственного родительства на основе социального проектирования в Алтайском крае реализуется преимущественно в общественных организациях, развивающих инициативные и инновационные социальные практики.
5. Вероятно, интересы и потребности молодежи в сфере формирования ответственного родительства ресурсами социальной работы связаны с участием молодежи в социальных проектах, родительских обучающих курсах, школе для родителей.
Таким образом, исследование будет направлено на решение проблем: поиска ресурсов (организационных, кадровых, социально-ориентированных и др.) для мотивации молодежи к ответственному родительству и развития у них родительских компетенций; преодоления недостаточности технологического обеспечения организации социальной работы с молодежью по заявленному направлению через разработку и реализацию социальных проектов; повышения ценности института семьи, родительства в современном обществе.
Методологическую основу исследования образуют: системный подход (А.И. Антонов, В.А. Борисов, С.И. Голод), по мнению авторов, применение системного подхода позволяет адекватно отобразить в научных моделях системную природу семьи как объекта изучения и добиться в рамка социологического объяснения семейной динамики согласования медицинских, экономических, демографических, психологических и других данных; семейно-ориентированный подход (Т.А. Гурко) - при рассмотрении специфики функционирования семьи и родительства в современном российском обществе, а также трансформационных процессов этих социальных институтов; аксиологический подход к проблемам семьи и ее взаимодействию с другими социальными структурами, особенно с государством (Л. Берталанфи, И. Миллер, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова); функциональный подход, согласно которому управление деятельностью других рассматривается как процесс, представляющий собой совокупность непрерывных взаимосвязанных видов деятельности (М. Альберт, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.Х. Мескон, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, А. Файоль); проектный подход как способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом (Е.С. Полат, И.А. Зимняя, Г.Л. Ильина, В.И. Слободчиков и др.).
Для достижения цели и решения задач будет использоваться группа методов: теоретические (анализ научной, учебной, методической литературы); эмпирические (анкетирование, анализ нормативно-правовых актов, вторичный анализ документов); количественный и качественный анализ данных.
Эмпирическая база исследования представлена:
1. Действующими федеральными и региональными правовыми нормативами, определяющими организацию социальной работы с молодежью по формированию ответственного родительства.
2. Материалами и статистическими данными, предоставленными информационным порталом некоммерческих организаций Алтайского края.
3. Данными и выводами, представленными в 2015-2016 годах в процессе реализации социально-значимого проекта «Крепка семья корнями» (грант Президента РФ), в реализации которого автор выступает в качестве исполнителя, а также данными и выводами, полученными автором в процессе анкетирования.
Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке инструментария по оценке готовности молодежи к ответственному родительству, в обосновании необходимости организации социальной работы с молодежью по формирования ответственного родительства на основе проектного подхода в социальном партнерстве государственных организаций с общественным сектором.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснованы использование подходов в социальной работе с молодежью по формированию ответственного родительства (системный, аксиологический, семейно-ориентированный) и принципы организации социальной работы по формирования ответственного родительства в процессе социального проектирования; определены основные направления повышения уровня компетентности молодежи в сфере формирования ответственного родительства ресурсами социальной работы, заключающиеся в минимизации его дисфункций, а также в корректировке сложившегося ряда социальных факторов, негативно влияющего на формирование ответственного родительства.
Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована программа тренинга для молодежи по формированию ответственного родительства «Секреты семейного счастья» в рамках реализации проекта «Крепка семья корнями», поддержанного Грантом Президента РФ для НКО (2015-2016 гг.). Практическая значимость работы определяется тем, что выводы проведенного исследования и разработанные рекомендации могут быть направлены на развитие программ по подготовке молодежи к ответственному родительству в Алтайском крае. Научно-методические рекомендации, выработанные автором, могут быть использованы в учебно-воспитательной работе со студентами ссузов и вузов региона, а также будут полезны специалистам-практикам системы образования, социальной защиты населения, общественных организаций.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Молодежь как особая социально-демографическая группа считается наиболее динамичной частью общества и является не только объектом, но и субъектом в системе социальной работы, так как ей присущи специфические общественные функции - воспроизводственная, трансляционная, инновационная.
2. Организация социальной работы с молодежью по формированию ответственного родительства не ограничивается предоставлением материальных форм помощи, включает методы работы, направленные на решение социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем.
3. Формирование ответственного родительства является востребованным направлением социального проектирования при организации социальной работы с молодежью и реализуется посредством оперативного взаимодействия семей, молодежи, специалистов и добровольцев в условиях информационно-коммуникативной среды.
4. Организация социальной работы с молодежью по формированию ответственного родительства в некоммерческом секторе Алтайского края базируется на развитии мер первичной профилактики инфантильного родительства, обеспечивающих повышение социально-педагогической грамотности молодежи и представлена такими видами социальных проектов как: информационные, образовательные и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы были апробированы автором в 2015-2017 гг. на 11 научно-практических конференциях различного уровня (международных, всероссийских, региональных). По теме исследования опубликовано в открытой печати 14 научных работ.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблемы организации работы с молодежью по формированию ответственного родительства являются актуальными, об этом свидетельствуют рост количества социальных сирот, поведенческие проблемы современных детей при внешнем благополучии семей. Данная магистерская диссертация посвящена изучению организации социальной работы с молодежью по формированию ответственного родительства в процессе социального проектирования. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование основ организации социальной работы с молодежью по формирования ответственного родительства и феномена ответственного родительства, в частности позволяет сделать следующие выводы:
1. Молодежь как особая социально-демографическая группа является наиболее динамичной частью общества и выступает не только объектом, но субъектом социальной работы, что на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент ее становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании.
2. Ответственное родительство - осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к детям, представляющее собой единое психологическое образование личности. Ответственные родители способны анализировать свои ошибки, искать и использовать новые методы для воспитания детей. Сформированность родительской ответственности может быть разного уровня, но объективных инструментов измерения на данный момент не существует в силу малоизученности феномена.
3. В настоящее время молодежная семейная политика находится на этапе развития как на федеральном, так и на региональном уровнях. Новое отношение к молодежи и молодой семье как субъекту молодежной политики связано с ориентацией молодых людей на благополучную семью, на ответственное родительство и позитивные ценности семейной жизни. Действующие меры государственной социальной помощи и поддержки способствуют решению проблем молодежи в процессе реализации ими семейных функций и создают условия для эффективной семейной социализации молодежи. Комплекс программных мероприятий, предусмотренных целевыми программами, обеспечивает реализацию межведомственного и территориального подходов к решению актуальных вопросов молодежной семейной политики.
4. Организация социальной работы по формированию ответственного родительства осуществляется в процессе социализации с привлечением инструментов социально-психолого-педагогической коррекции, например в ходе проектной деятельности, которая способствует повышению уровня осознанности реализации себя как родителя.
5. Особенность воспитания в современных семьях состоит в противоречии между осознанием того, что родители являются главными субъектами в воспитании семей, и проблемой самоустранения родителей от воспитания и развития детей. Большинство родителей предпочитают решать возникающие проблемы самостоятельно, но постепенно возрастает количество молодых родителей, обращающихся за помощью к специалистам. В современных семьях наблюдается несбалансированность использования воспитательных мер, от поощрения ребенка до излишней требовательности к нему, снижение роли трудового воспитания, эмоциональной теплоты и внимания родителей к своим детям. Так, семьи, где есть проблемы в воспитании, чаще используются различные виды наказаний и реже используются похвала, добрые слова детям, совместный досуг.
В свою очередь родители достаточно высоко оценивают свою родительскую компетентность, но при этом, готовы получать информацию для повышения социально-педагогической грамотности.
Соответственно целесообразно было изучить существующую систему повышения социально-педагогической грамотности родителей на примере Алтайского края.
В настоящее время в Алтайском крае организацией работы по повышению ответственного восприятия родительской роли активно занимаются специалисты учреждений различных форм собственности - государственных, общественных и частных организаций. В работе используются различные формы - беседы, лекции, тренинги, акции, праздники, родительские школы и др. Государственные социальные организации являются основными поставщиками бесплатных социально-педагогических услуг для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченных категорий населения. При этом больший комплекс услуг предоставляется именно семьям с детьми-инвалидами и детьми с особенностями развития. В частных учреждениях есть платные курсы по подготовке к родам и уходу за новорожденными детьми. Анализ существующей системы показывает ее нацеленность преимущественно на повышение социально-педагогической грамотности заинтересованных в решении проблем родителей, система слабо развита и необходимо дальнейшее ее развитие в плане помощи нуждающимся слоям населения, не имеющих ресурсов для получения социально-педагогических услуг. Также выявлен существенный уклон на нормализацию детско-родительских отношений, привлечения внимания родителей к своим детям, то есть идет попытка привить родителям аксиологический компонент родительской компетентности.
Мы полагаем, что все формулированные во введении задачи решены, гипотезы проверены, цель исследования достигнута.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http: //www.consultant.ru/popular/cons/.
2. Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 № 223-ФЗ
[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/popular/tkrf/.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.consultant.ru/popular/tkrf/.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.consultant.ru/popular/gkrf1/.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.consultant.ru/popular/housing/.
6. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (действующая редакция)
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/popular/posobie/.
7. Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154779/.
8. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах
гражданского состояния» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //base. garant.ru/173972/.
9. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 02.07.2013) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12151286/.
10. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/
11. Указ Президента РФ от 08.08.2016 N 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
12. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/
13. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/
14. Закон Алтайского края № 29-ЗС от 10.04.2007 «О порядке и размере
выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW016&n=16357#0
15. Закон Алтайского края от 06.09.2007 N 80-ЗС (ред. От 01.10.2015)
«О единовременном пособии гражданам, усыновившим детей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW016;n= 1724
16. Закон Алтайского края от 15.10.2004 № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW016&n=11216#0
17. Постановление Администрации Алтайского края от 06.02.2009 №44 «Об утверждении Положения о порядке проезда в санаторно-курортные учреждения и обратно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http: //www.regionz.ru/index.php?ds=176702
18. Постановление Администрации Алтайского края от 11.07.2011 № 376 «Об утверждении положений о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW016&n=30314&dst=100001#0
19. Постановление Администрации Алтайского края от 15.08.2011 №
448 «Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременных денежных выплат отличникам и аттестат с отличием учащимся-выпускникам 11 классов общеобразовательных школ Алтайского края из многодетных семей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW016;n=30650
20. Решение Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 № 549 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления единовременных денежных выплат молодым семьям городского округа - города Барнаула Алтайского края» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW016;n=29925
Литература
21. Акутина, С. П. Роль педагогической компетенции родителей в воспитании духовно-нравственных ценностей детей / С. П. Акутина // Вестник университета Российской академии образования. - 2009. - № 2. - С. 125-126.
22. Алексеева, Э. Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России / Э. Р. Алексеева // Вестник Башкирского университета. Серия «Философия, социология, политология и культурология». - 2008. - №3. - С. 644-646.
23. Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве / А.И. Антонов // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. - 2010. - № 4. - С. 134-150.
24. Антонов, А. И. Кризис семьи и пути его преодоления / А. И. Антонов, В. А. Борисов. - М, 1990. - 36 с.
25. Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов. В. М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 304 с.
26. Антонов, А.И. Демографические процессы в России XXI века / А.И. Антонов, В.М. Медков, В.Н. Архангельский. — М. : Грааль, 2002. - 168 с.
27. Антонов, А.И. Депопуляция и кризис семьи в постсоветской России: кто виноват и что делать? / А.И. Антонов // Вестник Московского университета. Сер. 18 : Социология и политология. — 1995. — № 2. - С. 75-84.
28. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. — М. : Изд-во МГУ ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 304 с.
29. Аристова, Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций / Н.Г. Аристова // Семья как объект социальной политики. — М. : ИСИ АН СССР, 1986. - С. 45-58.
30. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С. А. Бадмаев. - М.: Магистр, 1997. - 65 с.
31. Беляева, К.А. Инструментарий для изучения готовности молодежи
к ответственному родительству /К.А. Беляева // NovaInfo.Ru(Электронный журнал.) - 2016 г. - № .ru/article/6092
32. Беляева, К.А. Особенности воспитания детей в современных семьях /К.А. Беляева // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе [Электронный ресурс]: материалы III междунар. науч.- практ. интернет-конф. (6-7 декабря 2016 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Электрон. дан. - Пермь, 2016. - 4,83 Мб. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
33. Беляева, К.А. Родительская компетентность: уровни и самооценка родителей /К.А. Беляева // NovaInfo.Ru(Электронный журнал.) - 2016 г. - № 46 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://novainfo.ru/article/6251
34. Беляева, К.А. Тренинг семейного самоопределения и гармонизации детско-родительских отношений/ К.А. Беляева, Е.Н. Дронова, А.В. Мыльникова // Экономика и социум. - 2015. - №6(19) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://iupr.ru/sovremennye nauki i obrazovanie 6 19 2015 g/
35. Беляева, К.А. Факторы риска трансформации социального института семьи /К.А. Беляева, Е.Н. Дронова, А.В. Мыльникова // Технологии социальной работы с молодежью: материалы IV межрегиональной научно¬практической интернет-конференции с международным участием, посвященной 25-летию основания социальной работы в России (Кострома, 13¬15 октября 2016 г.) / сост. О. Н. Веричева; науч. ред. Н. Ф. Басов. - Кострома : КГУ, 2016. - С.160-164.
36. Беляева, К.А. Факторы социализации в формировании ответственного родительства /К.А. Беляева // Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / под общ. ред. С.Г. Чудовой, Ю.А. Калининой. - Электрон. текст. дан. (1 файл.: 5 Мб). - Барнаул: ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», 2015. - 1 эл. опт. диск (CD ROM).
37. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб., 2004. - 300 с.
38. Богачёва, Н. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: автореф. канд. социол. наук / Н.В. Богачева. - Казань, 2005. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/roditelstvo-kak-faktor-ustoichivosti-semi-v-sovremennom-rossiiskom-obshchestve
39. Бойко, В. В. Репродуктивное поведение семьи и личности: Социально -психологическое изучение рождаемости: Дис....докт. психол. наук /
В. В. Бойко. - Л.,1981. - 32 с.
40. Борисов, В.А., Синельников, А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ / А.В. Борисов, А.Б. Синельников // 2-е изд. — М. : НИИ семьи, 2011. — 231 c.
41. Быстрова, Н. Н. Компетентность родителей как результат компетентной работы специалистов системы образования / Н. Н. Быстрова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №4-2. - С. 20-24.
42. Валеева, Н. Ш. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / Н. Ш. Валеева, М. М. Шубович // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - № 4. - С. 359 - 360.
43. Вершинин, В. Н. Домашнее воспитание. Книга для учителей, воспитателей, родителей / В. Н. Вершинин. - Чебоксары: «КЛИО», 1998. - 200 с.
44. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер. - М., 1998. - 208 с.
45. Вишневский, А.Г. Современная семья: идеология и политика/ А.Г. Вишневский // Свободная мысль. — 1993. — № 11. - С. 110-120.
46. Волков, А.Г. Семья — объект демографии / А.Г. Волков. — М. : Мысль, 1986. - 271 с.
47. Голод, С.И. Перспективы моногамной семьи: сравнительный межкультурный анализ / С.И. Голод // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2003. — Т. VI. — № 2. - С. 106-119.
48. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. — СПб. : Петрополис, 1998. - 272 с.
49. Голод, С.И. Современная семья: мачизм, феминизм, трибадизм /
С.И. Голод // Человек. — 2006. - № 6. - С. 69-81.
50. Горбачева, В. И. Родительская компетентность как социальная проблема / В. И. Горбачева // Вестник РГГУ. - 2009. - N 2. - С. 276-283.
51. Горлова, Е. Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию / Е. Л. Горлова // Вестник РГГУ: Серия «Психология» - 2010. - №17 (61)/10. - С 214-224.
52. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. — М. : Просвещение, 1991. — 158 с.
53. Грицай, Л. А. Социальное измерение современного российского родительства / Л. А. Грицай // Вестник института социологии. - 2011. - №2. - С. 188-201.
54. Гурко, Т.А. Брак и родительство в России / Т.А. Гурко. — М. : Институт социологии РАН, 2008. — 325 с.
55. Гурко, Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / Т.А. Гурко // Социологические исследования. — 1997. — № 1. - С. 23-35.
56. Гурко, Т.А. Трансформация института семьи: постановка проблемы / Т.А. Гурко // Социологические исследования. — 1995. — № 10. - С. 95-100.
57. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.— 352 с.
58. Зикратов, В. В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. В. Зикратов // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 232-236.
59. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя -М.: Логос, 2000.-384 с.
60. Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический ана лиз / С. Н. Иконникова. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1974.
61. Иконникова С.Н. Социология молодежи. Л.: Знание, 1985.
62. Институт семьи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fc.duny.ru/
63. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с
семьей: учебное пособие / Л. В. Карцева. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 224 с.
64. Кон И.С. Молодежь // Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: С.С. Северинцев и др. 2-е изд. М., 1989.
65. Кон, И. С. Этнография родительства / И. С. Кон. - М.: Высшая школа, 2001. - С. 36.
66. Коробкова, В. В. Воспитательный потенциал семьи / В. В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 99-102.
67. Коробкова, В. В. Структура и содержание воспитательного потенциала семьи / В. В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 9. - С. 87-92.
68. Криволапова, Н. А. Повышение родительской компетентности как социальная проблема / Н. А. Кривопалова, Т. П. Воробьева // Специфика педагогического образования в регионах России. - М., 2012. - С. 143 - 146.
69. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник / Т. А. Куликова. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
70. Куровская, С. Н. Педагогика семьи: учеб. - метод. пособие / С. Н. Куровская. - Гродно: ГРГУ, 2006. - 164 с.
71. Кучмаева, О. В. О современной семье и ее воспитательном потенциале/ О. В. Кучмаева // СОЦИС. - 2010. - № 7. - С. 49-55.
72. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник / Л. В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
73. Мартынова, В.В. Социально - педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В. В. Мартынова. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 216 с.
74. Медков, В.М. Социально-демографические характеристики супругов и их установки на детность / В. М. Медков // Детность семьи: вчера, сегодня, завтра: сб. ст. — М. : Мысль, 1986. — С. 94-103.
75. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. — М. : АСТ, Хранитель, 2006. - 880 с.
76. Мескон, М. Х. Основы менеджмента /М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 1992.
77. Молодежь и современность / под ред. В.Т. Лисовского и В.А. Ядова. М., 1978.
78. Обухова, Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития: учебное пособие / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева. - М., 1999. - С. 8 - 89.
79. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. - М.: Изд - во Института психотерапии, 2003. - 319 с.
80. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р. В. Овчарова. - М.: Московский психолого - социальный институт, 2006. - 496 с.
81. Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева / Под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
82. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. — М. : Аспект Пресс, 1998. - 270 с.
83. Полат, Е.С. Метод проектов/ Е.С. Полат // Иностранный язык в школе. 2000. - № 3. - С. 3-10.
84. Поташник, М.М. Управление развитием образовательного
учреждения / М.М. Поташник // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 20-26.
85. Право на детство [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //deti-fond.tomsk. ru/main.html
86. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
87. Семейное воспитание. Краткий словарь / Под ред. И.В.
Гребенникова, Л.В. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
88. Сизанов, А. Н. Здоровье и семья: психологический портрет / А. Н. Сизанов. - Беларусь, 2008. - 325 с.
89. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
90. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
91. Смирнова, Е. Г. Психолого - педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье / Е. Г. Смирнова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.dissercat.com
92. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. — М., 2000. - 37 с.
93. Файоль, А. Из истории развития менеджмента /А. Файоль, Ф. Тейлор, Г. Форд//. - М., 2002.
94. Филиппова, Г. Г. Психологическая готовность к материнству. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Г. Г. Филиппова / Сост. А. Н. Васина. - М.: УРАО, 2005. - С. 62-65.
95. Филиппова, Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие / Г. Г. Филиппова. - М.: Жизнь и мысль, 1999. - 220 с.
96. Чудова, С. Г. Репродуктивное поведение как объект социологического исследования: дис. . ..канд. соц. Наук / С. Г. Чудова. - Барнаул, 2000. - 23 с.
97. Bandura, Social Learning and Personality Development/ А. Bandura, R.H Walters — N.Y., 1965. - 329p.
98. Geary, D.C. Male, female: The evolution of human sex differences /
D. C. Geary/ Washington, DC: American Psychological Association, 2010. - 555 p.
99. Komarovsky M. Dilemmas of Masculinity / M. Komarovsky/ N.Y.: Published by Norton, 1976. - 274 p.
100. LaRossa, R. The modernization of fatherhood: A social and political history. / R. LaRossa. — Chicago: University of Chicago Press, 1997. - 287 p.
101. Oakley, A. Woman’s work: The housewife, past and present / A. Oakley. — N.Y. : Pantheon Books, 1974. - 275 p.