Принцип «симфонии властей» как основа взаимодействия Государства и Церкви
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИНЦИП «СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ» НА ПРИМЕРЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
1.1 «Симфония властей» как принцип взаимодействия между Церковью
и Государством 8
1.2 Политико-правовой статус Византийского
императора 21
2. ПРИНЦИП «СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ» В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
2.1 Исторический опыт взаимодействия Российского Государства и
Церкви 35
2.2 Правовой статус Русской Православной Церкви в современной
России 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. ПРИНЦИП «СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ» НА ПРИМЕРЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
1.1 «Симфония властей» как принцип взаимодействия между Церковью
и Государством 8
1.2 Политико-правовой статус Византийского
императора 21
2. ПРИНЦИП «СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ» В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
2.1 Исторический опыт взаимодействия Российского Государства и
Церкви 35
2.2 Правовой статус Русской Православной Церкви в современной
России 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Вопросы взаимоотношений между Государством и Церковью, Государством и религиозными организациями в условиях светскости государства вовсе не утрачивают своей актуальности и значимости. Церковь является одним из важнейших социальных институтов, оказывает огромное влияние на верующих, способна консолидировать общество, и Государство должно выстраивать с ней гармоничные отношения. В условиях поликонфессиональности общества огромное значение приобретает необходимость налаживания межконфессионального диалога, в чем Государство также может содействовать, являясь «нейтральной» стороной. На протяжении многих веков религия выполняла роль государствообразующей мировоззренческой системы, или идеологии, такова, например, роль православия в истории России.
В XXI в. во многих государствах религия продолжает оставаться актуальной идеологической системой - это мусульманские страны арабского востока, Индия, Израиль. В других странах - прежде всего, Европы и Северной Америки - произошла секуляризация, и на смену религиозной пришла светская идеология - либерализм, которая предусматривает религиозную свободу личности, свободу совести и вероисповедания.
Изучение церковно-государственных отношений в России служит отправной точкой исторического, юридического, нравственного поиска для каждого гражданина, пытающегося решить вопросы о смысле и значении настоящей исторической ситуации и перспективах для нашего Отечества в будущем. Вопрос об отношениях Церкви и Государства является одним из сложнейших вопросов в истории человечества. В Священном Писании только указан основополагающий принцип церковно-государственных отношений: воздавать «Кесарево Кесарю, Божее - Богу», т. е. подчиняться всякой власти во всем, что не противоречит воле Божьей. Границей повиновения власти является необходимость повиновения Богу. Этот неизменный принцип отношения христиан ко всякому Государству как явлению богоустановленному придает Церкви антиреволюционный характер. Церковь может существовать при всяком политическом режиме, благословляя его или терпя гонения, но «заветов Царства не от мира сего она уступить ему не может».
Из многообразия вариантов сосуществования Г осударства и церковной организации, как правило, выделяются три модели их взаимодействия: цезарепапизм (соотношение Церкви и Государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а царю помимо абсолютной светской власти передаются и священные функции), папоцезаризм (превалирование духовной власти над светской) и симфония (sumjwnia; consensus), которая предполагает союз церковной и государственной власти. В основе этого союза лежит идея гармонии и согласия властей, сосуществующих, но не сливающихся друг с другом, взаимодействующих, но не стремящихся к подчинению друг друга. Именно равноправие, равная значимость, «неслитное» и «нераздельное» существование церковной и светской власти отличает концепцию симфонии властей от доктрин папоцезаризма и цезарепапизма. Симфония Государства и Церкви предполагала взаимодействие во всех сферах власти - законодательной, исполнительной, судебной.
Отношения Православной Церкви и Государства никогда не были простыми. Уже в Византии православие было превращено в идеологический инструмент и долгое время выполняло функцию апологии государственной власти. Разумеется, и на Западе имела место идеологизация католической церкви. Однако там Церковь была гораздо более независима от Государства, что сделало возможным постепенное освобождение веры от всякого рода чуждых ее природе идеологических построений. Что же касается православной веры, то она всегда составляла с Государством сущностное единство. Конечно, трения между духовной и мирской властью были и в православном мире, и подчас они приобретали драматическую заостренность. Однако эти конфликты несопоставимы с аналогичными конфликтами на Западе. В православном мире не было длительной борьбы, даже войны между главами Церкви и Государства. Ни в одной православной стране Церковь не обособлялась от Государства. Возможно, поэтому православие остается «государственным делом» и в нашем столетии.
Сегодня Россия переживает тревожные времена, и для достойного преодоления выпавших испытаний необходима внутренняя сплоченность, национальное единство, которое немыслимое без сотрудничества Государства, общества и Церкви. Сложившиеся в современной России взаимоотношения между Православной Церковью и Государством принято на языке церковных актов называть соработничеством. В постановлениях состоявшегося 2-3 февраля 2015 г. Архиерейского совещания Русской Православной Церкви содержится такое положение: «В современных условиях, когда вере и нравственности бросаются новые вызовы, особо значимыми становятся свободное соработничество Церкви, государства и общества».
В прошлом подобное сотрудничество Церкви и Государства называлось симфонией. Этот термин употребляется ныне по преимуществу в историческом контексте, когда речь идет о Византии или допетровской России, - распространено убеждение, что византийская по своему происхождению симфония несовместима с политическими и юридическими реальностями современного мира, и говоря более предметно - несовместима с конституционным строем Российской Федерации.
Объектом изучения является принцип «симфонии властей» как основа взаимодействия Государства и Церкви.
Предметом настоящего изучения является роль и значение принципа «симфонии властей» в развитии отношений Православной Церкви и Государства на примере Византии и России.
Цель данной работы состоит в изучении принципа «симфонического» взаимодействия Государства и Церкви в истории Православного государства. Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:
- проанализировать принцип «симфонии властей» на примере Византийской империи;
- раскрыть политико-правовой статус Византийского императора;
- изучить принцип «симфонии властей» в государственно-правовой истории России;
- исследовать правовой статус Русской Православной Церкви в современной Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики. В процессе данного исследования применялись различные общенаучные методы познания: восхождения от конкретного к абстрактному и наоборот, анализ, и синтез, описание, сравнительный, логический и статистический метод. Познавательные принципы историзма и системности.
Теоретической базой явились законодательные акты, учебная литература, электронные ресурсы, а также материалы из периодических изданий и научные труды. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные акты, а также памятники права эпохи Петра I, Екатерины II и различные документы советского периода истории России.
Основные выводы, содержащиеся в исследовании, было бы невозможно сделать без изучения трудов таких известных ученых: Л. А. Тихомирова, А. А. Васильева, И. П. Медведева, А. М. Величко, Г. Г. Литаврина, Ф. И. Успенского, М. В. Баглая, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина и других исследователей.
В процессе исследования были изучены работы, посвященные вопросам принципа «симфонии властей» в истории Российского государства современных православных иерархов: митрополит Иоанн Снычев, протоиереи - Валентин Асмус, Георгий Флоровский и Владислав Цыпин.
Полученные результаты исследования могут использоваться при организации учебного процесса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
В XXI в. во многих государствах религия продолжает оставаться актуальной идеологической системой - это мусульманские страны арабского востока, Индия, Израиль. В других странах - прежде всего, Европы и Северной Америки - произошла секуляризация, и на смену религиозной пришла светская идеология - либерализм, которая предусматривает религиозную свободу личности, свободу совести и вероисповедания.
Изучение церковно-государственных отношений в России служит отправной точкой исторического, юридического, нравственного поиска для каждого гражданина, пытающегося решить вопросы о смысле и значении настоящей исторической ситуации и перспективах для нашего Отечества в будущем. Вопрос об отношениях Церкви и Государства является одним из сложнейших вопросов в истории человечества. В Священном Писании только указан основополагающий принцип церковно-государственных отношений: воздавать «Кесарево Кесарю, Божее - Богу», т. е. подчиняться всякой власти во всем, что не противоречит воле Божьей. Границей повиновения власти является необходимость повиновения Богу. Этот неизменный принцип отношения христиан ко всякому Государству как явлению богоустановленному придает Церкви антиреволюционный характер. Церковь может существовать при всяком политическом режиме, благословляя его или терпя гонения, но «заветов Царства не от мира сего она уступить ему не может».
Из многообразия вариантов сосуществования Г осударства и церковной организации, как правило, выделяются три модели их взаимодействия: цезарепапизм (соотношение Церкви и Государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а царю помимо абсолютной светской власти передаются и священные функции), папоцезаризм (превалирование духовной власти над светской) и симфония (sumjwnia; consensus), которая предполагает союз церковной и государственной власти. В основе этого союза лежит идея гармонии и согласия властей, сосуществующих, но не сливающихся друг с другом, взаимодействующих, но не стремящихся к подчинению друг друга. Именно равноправие, равная значимость, «неслитное» и «нераздельное» существование церковной и светской власти отличает концепцию симфонии властей от доктрин папоцезаризма и цезарепапизма. Симфония Государства и Церкви предполагала взаимодействие во всех сферах власти - законодательной, исполнительной, судебной.
Отношения Православной Церкви и Государства никогда не были простыми. Уже в Византии православие было превращено в идеологический инструмент и долгое время выполняло функцию апологии государственной власти. Разумеется, и на Западе имела место идеологизация католической церкви. Однако там Церковь была гораздо более независима от Государства, что сделало возможным постепенное освобождение веры от всякого рода чуждых ее природе идеологических построений. Что же касается православной веры, то она всегда составляла с Государством сущностное единство. Конечно, трения между духовной и мирской властью были и в православном мире, и подчас они приобретали драматическую заостренность. Однако эти конфликты несопоставимы с аналогичными конфликтами на Западе. В православном мире не было длительной борьбы, даже войны между главами Церкви и Государства. Ни в одной православной стране Церковь не обособлялась от Государства. Возможно, поэтому православие остается «государственным делом» и в нашем столетии.
Сегодня Россия переживает тревожные времена, и для достойного преодоления выпавших испытаний необходима внутренняя сплоченность, национальное единство, которое немыслимое без сотрудничества Государства, общества и Церкви. Сложившиеся в современной России взаимоотношения между Православной Церковью и Государством принято на языке церковных актов называть соработничеством. В постановлениях состоявшегося 2-3 февраля 2015 г. Архиерейского совещания Русской Православной Церкви содержится такое положение: «В современных условиях, когда вере и нравственности бросаются новые вызовы, особо значимыми становятся свободное соработничество Церкви, государства и общества».
В прошлом подобное сотрудничество Церкви и Государства называлось симфонией. Этот термин употребляется ныне по преимуществу в историческом контексте, когда речь идет о Византии или допетровской России, - распространено убеждение, что византийская по своему происхождению симфония несовместима с политическими и юридическими реальностями современного мира, и говоря более предметно - несовместима с конституционным строем Российской Федерации.
Объектом изучения является принцип «симфонии властей» как основа взаимодействия Государства и Церкви.
Предметом настоящего изучения является роль и значение принципа «симфонии властей» в развитии отношений Православной Церкви и Государства на примере Византии и России.
Цель данной работы состоит в изучении принципа «симфонического» взаимодействия Государства и Церкви в истории Православного государства. Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:
- проанализировать принцип «симфонии властей» на примере Византийской империи;
- раскрыть политико-правовой статус Византийского императора;
- изучить принцип «симфонии властей» в государственно-правовой истории России;
- исследовать правовой статус Русской Православной Церкви в современной Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики. В процессе данного исследования применялись различные общенаучные методы познания: восхождения от конкретного к абстрактному и наоборот, анализ, и синтез, описание, сравнительный, логический и статистический метод. Познавательные принципы историзма и системности.
Теоретической базой явились законодательные акты, учебная литература, электронные ресурсы, а также материалы из периодических изданий и научные труды. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные акты, а также памятники права эпохи Петра I, Екатерины II и различные документы советского периода истории России.
Основные выводы, содержащиеся в исследовании, было бы невозможно сделать без изучения трудов таких известных ученых: Л. А. Тихомирова, А. А. Васильева, И. П. Медведева, А. М. Величко, Г. Г. Литаврина, Ф. И. Успенского, М. В. Баглая, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина и других исследователей.
В процессе исследования были изучены работы, посвященные вопросам принципа «симфонии властей» в истории Российского государства современных православных иерархов: митрополит Иоанн Снычев, протоиереи - Валентин Асмус, Георгий Флоровский и Владислав Цыпин.
Полученные результаты исследования могут использоваться при организации учебного процесса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Симфония Церкви и Государства представляет собой одну из исторически сложившихся моделей церковно-государственных взаимоотношений.
Учение об отношении Церкви к Государству содержится в посланиях апостола Павла: Рим. 13, 1-7; 1 Тим. 2, 1-3; Тит. 3, 1. Главная мысль этого учения: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены».
В эпоху царствования императора Константина признавшего христианство, закладывался фундамент правовой базы, на основе которой в Восточной Римской империи (Византии) выстраивались отношения Государства и Церкви. Идеал церковно-государственных отношений был изложен в теории симфонии властей. Её содержание было сформулировано императором Юстинианом - это не только разделение «сфер влияния», но и взаимодействие, сотрудничество между священством и царством, их взаимное служение людям при обоюдной поддержке. Сам термин, который употреблен - «симфония», «согласие», подчеркивает, что Государство и Церковь «звучат» по-разному, каждая согласно своей природе, своей реальности. Каждая из сил живет своей жизнью, но так, что от их одновременного «звучания» получается гармоничное «созвучие».
Юстиниан впервые в истории он утверждал, что императору подобает верховное попечение о Церкви и забота о спасении подданных, он - блюститель канонов и божественных законов. Царь через соборы священников утверждает правую веру . Принцип «симфонии властей» была закреплен законом как главный принцип государственного устройства. Согласие закона и канона было постоянным принципом государственного законодательства Византии. Император Лев Философ издал постановление об отмене всех законов, противоречащих церковным канонам .
Принцип «симфонии властей» также нашел свое отражение в таком памятнике византийского права, как «Эпанагога» (конец IX в.): «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства». А в X в. византийский император Иоанн I Цимисхий писал так: «Я признаю две власти в этой жизни: священство и царство. Создатель мира вручил первой заботу о душах и последней - заботу о телах; если ни одна из них не ущемлена, мир находится в безопасности».
Суть византийской модели соотношения светской и церковной властей состояла в том, что:
1) они не сливаются друг с другом, а существуют автономно (Церковь служит божественному, небесному, а Государство - человеческому, земному; целью Церкви является вечное спасение людей, а цель Государства - их земное благополучие);
2) они постоянно взаимодействуют, помогают друг другу (Церковь обеспечивает идеологическую основу функционирования Государства, духовно окормляет подданных, воспитывает их в духе послушания власти, а государство, в свою очередь, оказывает материальную поддержку Церкви, обеспечивает охрану ее монополии в идеологическом пространстве, помогает ей в деле распространения вероучения);
3) они не стремятся господствовать друг над другом и не вмешиваются в дела друг друга.
Православная Церковь в Византийской империи, не ставила перед собой задачи подчинения гражданской власти духовенству, она свидетельствовала о неотмирности своих канонов. Взаимное согласие между Церковью и Государством следует понимать как преобразование государственных законов по духу христианских начал для образования христианского Государства как альтернативу Государству языческому. В процессе своего воцерковления Государство приобщается к тем высшим ценностям, которые представлены Церковью, к тому, чтобы самому преобразиться в Церковь. Наиболее просвещенные императоры Византийской истории видели в поддержании симфонии властей залог процветания Государства.
«Симфония властей» - это идеальная модель, которая могла служить образцом, но на практике, в Византии «симфония властей» не существовала в абсолютно чистой форме. На практике она подвергалась нарушениям и искажениям. Это так называемые цезарепапистские и папоцезариские устремления. В реальных государственно-церковных отношениях императоры, пользуясь своей политической властью, часто диктовали свои условия Церкви.
В рамках симфонической модели и был определен статус императора. Современники могли оценивать (как при жизни, так и посмертно) деятельность императора на предмет соответствия своему высокому статусу. Император имел права на жизнь и имущество любого гражданина Византии, но его действия могли быть справедливыми или нет. Например, император лишал чиновника имущества и даже жизни, отправлял в изгнание или ссылку; или, наоборот, обласкивал подарками и званиями. И первое, и второе действия находились в границах царской правоспособности, и формально василевс действовал по закону. Но его действия могли быть признаны несправедливыми, а потому подлежащими отмене.
Как правило, такие ревизии осуществлялись при деятельном участии или даже по инициативе граждан Византии. Римский император не был абсолютным деспотом, которому подвластно все. С нравственной точки зрения, легко переходившей в правовую и политическую плоскость, над ним располагался Божий Закон, церковная иерархия, Вселенские Соборы, а также «страж благочестия» - римский народ. И невидимую для формального права границу своего всевластия император прекрасно осознавал.
Крещение Руси и ее ориентация на византийский образец, предопределило тесный союз между Церковью и Государством, который был выгоден обеим сторонам. Церковь имела собственное управление в лице Митрополита (позднее, с 1589 г. - Патриарха), за Церковью закреплялось церковное имущество как неприкосновенное и неотчуждаемое, Государство практически не вторгалось во внутренние дела Церкви. Во взаимоотношениях между Государственной властью и Православной Церковью в допетровской России действительно существовала «симфония», суть которой была сформулирована Большим Московским Собором 1666-1667 гг.: «Да будет признано заключение, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - церковных, дабы таким образом сохранилась целой и непоколебимой во век стройность церковного учреждения».
Более четырех веков этот идеал в различных интерпретациях так или иначе сопровождал изменения в России; наблюдается элементы его присутствия и сейчас. Только, пожалуй, два исключения запечатлела история: отмена Патриаршества Петром I и введение синодального управления по протестантскому образцу, а также период от Октября 1917 г. до начала 60х гг. XX в.
29 апреля 1917 г. было восстановлено патриаршество. Церковь вновь обрела самостоятельность в управлении своими делами, но после прихода к власти большевиков, ни о какой «симфонии» уже и речи быть не могло.
Сейчас исследователи задаются вопросом - возможно ли возвращение к симфонии? Сегодня о незримом участии Российской православной церкви в делах государственных свидетельствуют решения Архиерейского собора, присутствие патриарха на важнейших государственных мероприятиях, посещения первыми лицами государства церковных служб, благословение Патриархом всех проектов, имеющих национальное значение, введение в общеобразовательных школах изучения православия, бюджетная поддержка и возвращение Церкви зданий, сооружений и церковных ценностей.
По-прежнему актуален вопрос - какое место занимает Церковь, и какую роль она должна играть в общественной жизни, насколько тесным должно быть ее общение с Государством?
В Основах социальной концепции, принятой Архиерейским собором Русской православной церкви и излагающей базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений, отмечается, что «нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга».
Такое положение, на наш взгляд, в целом соответствует принципам «симфонии властей». Хотя Россия и является светским Государством, существует много сфер сотрудничества Государства и Церкви - духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание, благотворительность, урегулирование конфликтов, противодействие терроризму, профилактика иных правонарушений, поддержка семьи, материнства и детства и др.
Осуществим ли этот византийский идеал в полной мере в наши дни? Едва ли. Мир меняется, и условия существования того или иного человеческого общества и самой Церкви не могут быть изменены столько как того требует для своей реализации данный политический образ. Хотим мы признавать это или нет, но мир живет сегодня в условиях дехристианизации человечества.
Исследование имеющегося мирового опыта и проблем, возникающих в процессе взаимодействия Государства с религиозными организациями, приобретает особую значимость в поликультурном и поликонфессиональном мире. В современной России складывается практически новая система взаимоотношений Государства с религиозными организациями, направленная на признание общественной значимости религии и Церкви, на сотрудничество, но в условиях отделения Церкви от Государства.
По-прежнему актуально звучат слова 15-го Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные им в 2004 г.: «О симфонии в византийско-древнерусском смысле сегодня говорить не приходится. Однако это не значит, что Церковь и государство не должны искать согласия, партнерства, то есть, опять же, «симфонии», в новых условиях».
Сегодня основным актом, осуществляющим правовую регламентацию деятельности Церкви, является Конституция Российской Федерации. На основе Конституции РФ был принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ, который также имеет прямое отношение к правовому статусу Русской Православной Церкви.
Исходя из положений действующего законодательства, следует вывод о том, что сегодня Российская Федерация определена как светское Государство, в котором никакая религия не может быть установлена в качестве государственной и обязательной. Тем не менее, данные положения не мешают Церкви оставаться крупнейшим религиозным институтом общества.
Учение об отношении Церкви к Государству содержится в посланиях апостола Павла: Рим. 13, 1-7; 1 Тим. 2, 1-3; Тит. 3, 1. Главная мысль этого учения: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены».
В эпоху царствования императора Константина признавшего христианство, закладывался фундамент правовой базы, на основе которой в Восточной Римской империи (Византии) выстраивались отношения Государства и Церкви. Идеал церковно-государственных отношений был изложен в теории симфонии властей. Её содержание было сформулировано императором Юстинианом - это не только разделение «сфер влияния», но и взаимодействие, сотрудничество между священством и царством, их взаимное служение людям при обоюдной поддержке. Сам термин, который употреблен - «симфония», «согласие», подчеркивает, что Государство и Церковь «звучат» по-разному, каждая согласно своей природе, своей реальности. Каждая из сил живет своей жизнью, но так, что от их одновременного «звучания» получается гармоничное «созвучие».
Юстиниан впервые в истории он утверждал, что императору подобает верховное попечение о Церкви и забота о спасении подданных, он - блюститель канонов и божественных законов. Царь через соборы священников утверждает правую веру . Принцип «симфонии властей» была закреплен законом как главный принцип государственного устройства. Согласие закона и канона было постоянным принципом государственного законодательства Византии. Император Лев Философ издал постановление об отмене всех законов, противоречащих церковным канонам .
Принцип «симфонии властей» также нашел свое отражение в таком памятнике византийского права, как «Эпанагога» (конец IX в.): «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства». А в X в. византийский император Иоанн I Цимисхий писал так: «Я признаю две власти в этой жизни: священство и царство. Создатель мира вручил первой заботу о душах и последней - заботу о телах; если ни одна из них не ущемлена, мир находится в безопасности».
Суть византийской модели соотношения светской и церковной властей состояла в том, что:
1) они не сливаются друг с другом, а существуют автономно (Церковь служит божественному, небесному, а Государство - человеческому, земному; целью Церкви является вечное спасение людей, а цель Государства - их земное благополучие);
2) они постоянно взаимодействуют, помогают друг другу (Церковь обеспечивает идеологическую основу функционирования Государства, духовно окормляет подданных, воспитывает их в духе послушания власти, а государство, в свою очередь, оказывает материальную поддержку Церкви, обеспечивает охрану ее монополии в идеологическом пространстве, помогает ей в деле распространения вероучения);
3) они не стремятся господствовать друг над другом и не вмешиваются в дела друг друга.
Православная Церковь в Византийской империи, не ставила перед собой задачи подчинения гражданской власти духовенству, она свидетельствовала о неотмирности своих канонов. Взаимное согласие между Церковью и Государством следует понимать как преобразование государственных законов по духу христианских начал для образования христианского Государства как альтернативу Государству языческому. В процессе своего воцерковления Государство приобщается к тем высшим ценностям, которые представлены Церковью, к тому, чтобы самому преобразиться в Церковь. Наиболее просвещенные императоры Византийской истории видели в поддержании симфонии властей залог процветания Государства.
«Симфония властей» - это идеальная модель, которая могла служить образцом, но на практике, в Византии «симфония властей» не существовала в абсолютно чистой форме. На практике она подвергалась нарушениям и искажениям. Это так называемые цезарепапистские и папоцезариские устремления. В реальных государственно-церковных отношениях императоры, пользуясь своей политической властью, часто диктовали свои условия Церкви.
В рамках симфонической модели и был определен статус императора. Современники могли оценивать (как при жизни, так и посмертно) деятельность императора на предмет соответствия своему высокому статусу. Император имел права на жизнь и имущество любого гражданина Византии, но его действия могли быть справедливыми или нет. Например, император лишал чиновника имущества и даже жизни, отправлял в изгнание или ссылку; или, наоборот, обласкивал подарками и званиями. И первое, и второе действия находились в границах царской правоспособности, и формально василевс действовал по закону. Но его действия могли быть признаны несправедливыми, а потому подлежащими отмене.
Как правило, такие ревизии осуществлялись при деятельном участии или даже по инициативе граждан Византии. Римский император не был абсолютным деспотом, которому подвластно все. С нравственной точки зрения, легко переходившей в правовую и политическую плоскость, над ним располагался Божий Закон, церковная иерархия, Вселенские Соборы, а также «страж благочестия» - римский народ. И невидимую для формального права границу своего всевластия император прекрасно осознавал.
Крещение Руси и ее ориентация на византийский образец, предопределило тесный союз между Церковью и Государством, который был выгоден обеим сторонам. Церковь имела собственное управление в лице Митрополита (позднее, с 1589 г. - Патриарха), за Церковью закреплялось церковное имущество как неприкосновенное и неотчуждаемое, Государство практически не вторгалось во внутренние дела Церкви. Во взаимоотношениях между Государственной властью и Православной Церковью в допетровской России действительно существовала «симфония», суть которой была сформулирована Большим Московским Собором 1666-1667 гг.: «Да будет признано заключение, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - церковных, дабы таким образом сохранилась целой и непоколебимой во век стройность церковного учреждения».
Более четырех веков этот идеал в различных интерпретациях так или иначе сопровождал изменения в России; наблюдается элементы его присутствия и сейчас. Только, пожалуй, два исключения запечатлела история: отмена Патриаршества Петром I и введение синодального управления по протестантскому образцу, а также период от Октября 1917 г. до начала 60х гг. XX в.
29 апреля 1917 г. было восстановлено патриаршество. Церковь вновь обрела самостоятельность в управлении своими делами, но после прихода к власти большевиков, ни о какой «симфонии» уже и речи быть не могло.
Сейчас исследователи задаются вопросом - возможно ли возвращение к симфонии? Сегодня о незримом участии Российской православной церкви в делах государственных свидетельствуют решения Архиерейского собора, присутствие патриарха на важнейших государственных мероприятиях, посещения первыми лицами государства церковных служб, благословение Патриархом всех проектов, имеющих национальное значение, введение в общеобразовательных школах изучения православия, бюджетная поддержка и возвращение Церкви зданий, сооружений и церковных ценностей.
По-прежнему актуален вопрос - какое место занимает Церковь, и какую роль она должна играть в общественной жизни, насколько тесным должно быть ее общение с Государством?
В Основах социальной концепции, принятой Архиерейским собором Русской православной церкви и излагающей базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений, отмечается, что «нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга».
Такое положение, на наш взгляд, в целом соответствует принципам «симфонии властей». Хотя Россия и является светским Государством, существует много сфер сотрудничества Государства и Церкви - духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание, благотворительность, урегулирование конфликтов, противодействие терроризму, профилактика иных правонарушений, поддержка семьи, материнства и детства и др.
Осуществим ли этот византийский идеал в полной мере в наши дни? Едва ли. Мир меняется, и условия существования того или иного человеческого общества и самой Церкви не могут быть изменены столько как того требует для своей реализации данный политический образ. Хотим мы признавать это или нет, но мир живет сегодня в условиях дехристианизации человечества.
Исследование имеющегося мирового опыта и проблем, возникающих в процессе взаимодействия Государства с религиозными организациями, приобретает особую значимость в поликультурном и поликонфессиональном мире. В современной России складывается практически новая система взаимоотношений Государства с религиозными организациями, направленная на признание общественной значимости религии и Церкви, на сотрудничество, но в условиях отделения Церкви от Государства.
По-прежнему актуально звучат слова 15-го Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные им в 2004 г.: «О симфонии в византийско-древнерусском смысле сегодня говорить не приходится. Однако это не значит, что Церковь и государство не должны искать согласия, партнерства, то есть, опять же, «симфонии», в новых условиях».
Сегодня основным актом, осуществляющим правовую регламентацию деятельности Церкви, является Конституция Российской Федерации. На основе Конституции РФ был принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ, который также имеет прямое отношение к правовому статусу Русской Православной Церкви.
Исходя из положений действующего законодательства, следует вывод о том, что сегодня Российская Федерация определена как светское Государство, в котором никакая религия не может быть установлена в качестве государственной и обязательной. Тем не менее, данные положения не мешают Церкви оставаться крупнейшим религиозным институтом общества.
Подобные работы
- Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций в современной России
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Государство и Русская православная церковь в современной России: способы взаимодействия, проблемы и перспективы развития отношений
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2021 - ЖИЗНЬ И СЛУЖЕНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - МИТРОПОЛИТ ДАНИИЛ РЯЗАНЕЦ:
ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В 20-Х - 30-Х ГГ. XVI В.
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Церковно-государственные отношения в отражении российской
периодической печати (1908 — 1914 гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЭЛИТ С ИНСТИТУТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Становление христианства в качестве государственной религии Римской империи в IV века
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ИСТОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» И ЕЁ ЗАПРЕТ: 1930-2017 ГГ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018



