ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИНЦИП «СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ» НА ПРИМЕРЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
1.1 «Симфония властей» как принцип взаимодействия между Церковью
и Государством 8
1.2 Политико-правовой статус Византийского
императора 21
2. ПРИНЦИП «СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ» В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
2.1 Исторический опыт взаимодействия Российского Государства и
Церкви 35
2.2 Правовой статус Русской Православной Церкви в современной
России 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Вопросы взаимоотношений между Государством и Церковью, Государством и религиозными организациями в условиях светскости государства вовсе не утрачивают своей актуальности и значимости. Церковь является одним из важнейших социальных институтов, оказывает огромное влияние на верующих, способна консолидировать общество, и Государство должно выстраивать с ней гармоничные отношения. В условиях поликонфессиональности общества огромное значение приобретает необходимость налаживания межконфессионального диалога, в чем Государство также может содействовать, являясь «нейтральной» стороной. На протяжении многих веков религия выполняла роль государствообразующей мировоззренческой системы, или идеологии, такова, например, роль православия в истории России.
В XXI в. во многих государствах религия продолжает оставаться актуальной идеологической системой - это мусульманские страны арабского востока, Индия, Израиль. В других странах - прежде всего, Европы и Северной Америки - произошла секуляризация, и на смену религиозной пришла светская идеология - либерализм, которая предусматривает религиозную свободу личности, свободу совести и вероисповедания.
Изучение церковно-государственных отношений в России служит отправной точкой исторического, юридического, нравственного поиска для каждого гражданина, пытающегося решить вопросы о смысле и значении настоящей исторической ситуации и перспективах для нашего Отечества в будущем. Вопрос об отношениях Церкви и Государства является одним из сложнейших вопросов в истории человечества. В Священном Писании только указан основополагающий принцип церковно-государственных отношений: воздавать «Кесарево Кесарю, Божее - Богу», т. е. подчиняться всякой власти во всем, что не противоречит воле Божьей. Границей повиновения власти является необходимость повиновения Богу. Этот неизменный принцип отношения христиан ко всякому Государству как явлению богоустановленному придает Церкви антиреволюционный характер. Церковь может существовать при всяком политическом режиме, благословляя его или терпя гонения, но «заветов Царства не от мира сего она уступить ему не может».
Из многообразия вариантов сосуществования Г осударства и церковной организации, как правило, выделяются три модели их взаимодействия: цезарепапизм (соотношение Церкви и Государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а царю помимо абсолютной светской власти передаются и священные функции), папоцезаризм (превалирование духовной власти над светской) и симфония (sumjwnia; consensus), которая предполагает союз церковной и государственной власти. В основе этого союза лежит идея гармонии и согласия властей, сосуществующих, но не сливающихся друг с другом, взаимодействующих, но не стремящихся к подчинению друг друга. Именно равноправие, равная значимость, «неслитное» и «нераздельное» существование церковной и светской власти отличает концепцию симфонии властей от доктрин папоцезаризма и цезарепапизма. Симфония Государства и Церкви предполагала взаимодействие во всех сферах власти - законодательной, исполнительной, судебной.
Отношения Православной Церкви и Государства никогда не были простыми. Уже в Византии православие было превращено в идеологический инструмент и долгое время выполняло функцию апологии государственной власти. Разумеется, и на Западе имела место идеологизация католической церкви. Однако там Церковь была гораздо более независима от Государства, что сделало возможным постепенное освобождение веры от всякого рода чуждых ее природе идеологических построений. Что же касается православной веры, то она всегда составляла с Государством сущностное единство. Конечно, трения между духовной и мирской властью были и в православном мире, и подчас они приобретали драматическую заостренность. Однако эти конфликты несопоставимы с аналогичными конфликтами на Западе. В православном мире не было длительной борьбы, даже войны между главами Церкви и Государства. Ни в одной православной стране Церковь не обособлялась от Государства. Возможно, поэтому православие остается «государственным делом» и в нашем столетии.
Сегодня Россия переживает тревожные времена, и для достойного преодоления выпавших испытаний необходима внутренняя сплоченность, национальное единство, которое немыслимое без сотрудничества Государства, общества и Церкви. Сложившиеся в современной России взаимоотношения между Православной Церковью и Государством принято на языке церковных актов называть соработничеством. В постановлениях состоявшегося 2-3 февраля 2015 г. Архиерейского совещания Русской Православной Церкви содержится такое положение: «В современных условиях, когда вере и нравственности бросаются новые вызовы, особо значимыми становятся свободное соработничество Церкви, государства и общества».
В прошлом подобное сотрудничество Церкви и Государства называлось симфонией. Этот термин употребляется ныне по преимуществу в историческом контексте, когда речь идет о Византии или допетровской России, - распространено убеждение, что византийская по своему происхождению симфония несовместима с политическими и юридическими реальностями современного мира, и говоря более предметно - несовместима с конституционным строем Российской Федерации.
Объектом изучения является принцип «симфонии властей» как основа взаимодействия Государства и Церкви.
Предметом настоящего изучения является роль и значение принципа «симфонии властей» в развитии отношений Православной Церкви и Государства на примере Византии и России.
Цель данной работы состоит в изучении принципа «симфонического» взаимодействия Государства и Церкви в истории Православного государства. Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:
- проанализировать принцип «симфонии властей» на примере Византийской империи;
- раскрыть политико-правовой статус Византийского императора;
- изучить принцип «симфонии властей» в государственно-правовой истории России;
- исследовать правовой статус Русской Православной Церкви в современной Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики. В процессе данного исследования применялись различные общенаучные методы познания: восхождения от конкретного к абстрактному и наоборот, анализ, и синтез, описание, сравнительный, логический и статистический метод. Познавательные принципы историзма и системности.
Теоретической базой явились законодательные акты, учебная литература, электронные ресурсы, а также материалы из периодических изданий и научные труды. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные акты, а также памятники права эпохи Петра I, Екатерины II и различные документы советского периода истории России.
Основные выводы, содержащиеся в исследовании, было бы невозможно сделать без изучения трудов таких известных ученых: Л. А. Тихомирова, А. А. Васильева, И. П. Медведева, А. М. Величко, Г. Г. Литаврина, Ф. И. Успенского, М. В. Баглая, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина и других исследователей.
В процессе исследования были изучены работы, посвященные вопросам принципа «симфонии властей» в истории Российского государства современных православных иерархов: митрополит Иоанн Снычев, протоиереи - Валентин Асмус, Георгий Флоровский и Владислав Цыпин.
Полученные результаты исследования могут использоваться при организации учебного процесса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Симфония Церкви и Государства представляет собой одну из исторически сложившихся моделей церковно-государственных взаимоотношений.
Учение об отношении Церкви к Государству содержится в посланиях апостола Павла: Рим. 13, 1-7; 1 Тим. 2, 1-3; Тит. 3, 1. Главная мысль этого учения: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены».
В эпоху царствования императора Константина признавшего христианство, закладывался фундамент правовой базы, на основе которой в Восточной Римской империи (Византии) выстраивались отношения Государства и Церкви. Идеал церковно-государственных отношений был изложен в теории симфонии властей. Её содержание было сформулировано императором Юстинианом - это не только разделение «сфер влияния», но и взаимодействие, сотрудничество между священством и царством, их взаимное служение людям при обоюдной поддержке. Сам термин, который употреблен - «симфония», «согласие», подчеркивает, что Государство и Церковь «звучат» по-разному, каждая согласно своей природе, своей реальности. Каждая из сил живет своей жизнью, но так, что от их одновременного «звучания» получается гармоничное «созвучие».
Юстиниан впервые в истории он утверждал, что императору подобает верховное попечение о Церкви и забота о спасении подданных, он - блюститель канонов и божественных законов. Царь через соборы священников утверждает правую веру . Принцип «симфонии властей» была закреплен законом как главный принцип государственного устройства. Согласие закона и канона было постоянным принципом государственного законодательства Византии. Император Лев Философ издал постановление об отмене всех законов, противоречащих церковным канонам .
Принцип «симфонии властей» также нашел свое отражение в таком памятнике византийского права, как «Эпанагога» (конец IX в.): «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства». А в X в. византийский император Иоанн I Цимисхий писал так: «Я признаю две власти в этой жизни: священство и царство. Создатель мира вручил первой заботу о душах и последней - заботу о телах; если ни одна из них не ущемлена, мир находится в безопасности».
Суть византийской модели соотношения светской и церковной властей состояла в том, что:
1) они не сливаются друг с другом, а существуют автономно (Церковь служит божественному, небесному, а Государство - человеческому, земному; целью Церкви является вечное спасение людей, а цель Государства - их земное благополучие);
2) они постоянно взаимодействуют, помогают друг другу (Церковь обеспечивает идеологическую основу функционирования Государства, духовно окормляет подданных, воспитывает их в духе послушания власти, а государство, в свою очередь, оказывает материальную поддержку Церкви, обеспечивает охрану ее монополии в идеологическом пространстве, помогает ей в деле распространения вероучения);
3) они не стремятся господствовать друг над другом и не вмешиваются в дела друг друга.
Православная Церковь в Византийской империи, не ставила перед собой задачи подчинения гражданской власти духовенству, она свидетельствовала о неотмирности своих канонов. Взаимное согласие между Церковью и Государством следует понимать как преобразование государственных законов по духу христианских начал для образования христианского Государства как альтернативу Государству языческому. В процессе своего воцерковления Государство приобщается к тем высшим ценностям, которые представлены Церковью, к тому, чтобы самому преобразиться в Церковь. Наиболее просвещенные императоры Византийской истории видели в поддержании симфонии властей залог процветания Государства.
«Симфония властей» - это идеальная модель, которая могла служить образцом, но на практике, в Византии «симфония властей» не существовала в абсолютно чистой форме. На практике она подвергалась нарушениям и искажениям. Это так называемые цезарепапистские и папоцезариские устремления. В реальных государственно-церковных отношениях императоры, пользуясь своей политической властью, часто диктовали свои условия Церкви.
В рамках симфонической модели и был определен статус императора. Современники могли оценивать (как при жизни, так и посмертно) деятельность императора на предмет соответствия своему высокому статусу. Император имел права на жизнь и имущество любого гражданина Византии, но его действия могли быть справедливыми или нет. Например, император лишал чиновника имущества и даже жизни, отправлял в изгнание или ссылку; или, наоборот, обласкивал подарками и званиями. И первое, и второе действия находились в границах царской правоспособности, и формально василевс действовал по закону. Но его действия могли быть признаны несправедливыми, а потому подлежащими отмене.
Как правило, такие ревизии осуществлялись при деятельном участии или даже по инициативе граждан Византии. Римский император не был абсолютным деспотом, которому подвластно все. С нравственной точки зрения, легко переходившей в правовую и политическую плоскость, над ним располагался Божий Закон, церковная иерархия, Вселенские Соборы, а также «страж благочестия» - римский народ. И невидимую для формального права границу своего всевластия император прекрасно осознавал.
Крещение Руси и ее ориентация на византийский образец, предопределило тесный союз между Церковью и Государством, который был выгоден обеим сторонам. Церковь имела собственное управление в лице Митрополита (позднее, с 1589 г. - Патриарха), за Церковью закреплялось церковное имущество как неприкосновенное и неотчуждаемое, Государство практически не вторгалось во внутренние дела Церкви. Во взаимоотношениях между Государственной властью и Православной Церковью в допетровской России действительно существовала «симфония», суть которой была сформулирована Большим Московским Собором 1666-1667 гг.: «Да будет признано заключение, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - церковных, дабы таким образом сохранилась целой и непоколебимой во век стройность церковного учреждения».
Более четырех веков этот идеал в различных интерпретациях так или иначе сопровождал изменения в России; наблюдается элементы его присутствия и сейчас. Только, пожалуй, два исключения запечатлела история: отмена Патриаршества Петром I и введение синодального управления по протестантскому образцу, а также период от Октября 1917 г. до начала 60х гг. XX в.
29 апреля 1917 г. было восстановлено патриаршество. Церковь вновь обрела самостоятельность в управлении своими делами, но после прихода к власти большевиков, ни о какой «симфонии» уже и речи быть не могло.
Сейчас исследователи задаются вопросом - возможно ли возвращение к симфонии? Сегодня о незримом участии Российской православной церкви в делах государственных свидетельствуют решения Архиерейского собора, присутствие патриарха на важнейших государственных мероприятиях, посещения первыми лицами государства церковных служб, благословение Патриархом всех проектов, имеющих национальное значение, введение в общеобразовательных школах изучения православия, бюджетная поддержка и возвращение Церкви зданий, сооружений и церковных ценностей.
По-прежнему актуален вопрос - какое место занимает Церковь, и какую роль она должна играть в общественной жизни, насколько тесным должно быть ее общение с Государством?
В Основах социальной концепции, принятой Архиерейским собором Русской православной церкви и излагающей базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений, отмечается, что «нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга».
Такое положение, на наш взгляд, в целом соответствует принципам «симфонии властей». Хотя Россия и является светским Государством, существует много сфер сотрудничества Государства и Церкви - духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание, благотворительность, урегулирование конфликтов, противодействие терроризму, профилактика иных правонарушений, поддержка семьи, материнства и детства и др.
Осуществим ли этот византийский идеал в полной мере в наши дни? Едва ли. Мир меняется, и условия существования того или иного человеческого общества и самой Церкви не могут быть изменены столько как того требует для своей реализации данный политический образ. Хотим мы признавать это или нет, но мир живет сегодня в условиях дехристианизации человечества.
Исследование имеющегося мирового опыта и проблем, возникающих в процессе взаимодействия Государства с религиозными организациями, приобретает особую значимость в поликультурном и поликонфессиональном мире. В современной России складывается практически новая система взаимоотношений Государства с религиозными организациями, направленная на признание общественной значимости религии и Церкви, на сотрудничество, но в условиях отделения Церкви от Государства.
По-прежнему актуально звучат слова 15-го Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные им в 2004 г.: «О симфонии в византийско-древнерусском смысле сегодня говорить не приходится. Однако это не значит, что Церковь и государство не должны искать согласия, партнерства, то есть, опять же, «симфонии», в новых условиях».
Сегодня основным актом, осуществляющим правовую регламентацию деятельности Церкви, является Конституция Российской Федерации. На основе Конституции РФ был принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ, который также имеет прямое отношение к правовому статусу Русской Православной Церкви.
Исходя из положений действующего законодательства, следует вывод о том, что сегодня Российская Федерация определена как светское Государство, в котором никакая религия не может быть установлена в качестве государственной и обязательной. Тем не менее, данные положения не мешают Церкви оставаться крупнейшим религиозным институтом общества.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 46. - Ст. 4532.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001
N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 5 (ч. I). -
Ст. 4921.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 25. - Ст. 2954.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - Ст. 3301.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 5. - Ст. 410.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 49. - Ст. 4552.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 52 (1 ч.). - Ст. 5496.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 3.
10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 16.
11. Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 07.01.2002, №1 (ч.1), ст.1
12. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст.3340
13. Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от
08.01. 1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997,
№2, ст.198.
14. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21. 06 2004 №25, ст.2485
15. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, №30, ст. 3031
16. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» (действующая редакция от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, №33 (часть I) ст.3431
17. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ 12.12. 2001, №50, ст.7344
18. Федеральный закон от 19. 09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.197, №39, ст.4465
19. Федеральный закон от 12.01. 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст.145.
Литература
20. Авакьян, С. А. Политический плюрализм и общественные объединения
в Российской Федерации: конституционно-правовые основы /
С. А. Авакьян - М.: Российский Юридический Издательский Дом,
1996. - 359с.
21. Алексеев, А. И. Под знаком конца времён. Очерки русской
религиозности конца XIV начала XVI вв. / А.И. Алексеев - С.-Пб.: Алетейя, 2002. - 352с.
22. Алексеев, Н. Н. Русский народ и государство. / Н.Н. Алексеев - М.: Аграф, 1998. 343с.
23. Андреева, Л.А. Сакрализация власти в истории христианской цивилизации. Латинский Запад и православный Восток. / Л.А. Андреева - М.; Ладомир, 2007. - 304с.
24. Бабкин, М.А. Устав Русской православной церкви: допустимо ли отождествление РПЦ и ПРЦ? / М.А. Бабкин // Общественные науки и современность. М., 2015. № 1. С. 108-114.
25. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай: Учеб. для вузов. - 5-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - 784с.
26. Вальденберг, В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства / В.Е. Вальденберг - СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. -535с.
27. Васильев, А.А. История Византийской империи. Т.1, Т.2. - Режим доступа. http://ihavebook. org/reader/reader - Загл. с экрана.
28. Васильев, Л.С. История Востока. В 2 т.Т.1: Учебник / Л.С. Васильев. - испр. - М.: Высшая школа, 2003. - 512c.
29. Величко, А. М. Византийская симфония / А.М. Величко. - М.: Вече, 2013. - 384с.
30. Величко, А. М. История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III - Режим доступа. http://maxima-library.Org/mob/b/236149/ read. - Загл. с экрана.
31. Винников, А.Б. Оттепель (1943-1960) Ч.2 .// Сибирская православная газета №1, 2003. - Режим доступаhttp://ihtus.ru/12003/hi60.shtml.- Загл. с экрана.
32. Гиббон, Э. Закат и падение Римской империи: В 7-и т. Т. 4. /
Э. Гиббон. - М.: Терра - Книжный клуб, 2008. - 624 с.
33. Дагрон, Жильбер. Император и священник. Этюд о византийском «цезаропапизме» / Жильбер Дагрон - СПб., Филологический факультет СПбГУ, Нестор-История, 2010. - 480с.
34. Дворкин, А.П. Очерки по истории Вселенской православной церкви / А.П. Дворкин: Курс лекций. Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. - 340с.
35. Диль, Ш. Основные проблемы византийской истории / под. ред. С.Д. Сказкина. М.: Иностранная литература, 1947. - 184с.
36. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 2 февраля 2016 г. - Режим доступа http://www. patriarchia.ru/db/text/4366063.html - Загл. с экрана.
37. Житенев, Т.Е. Церковноприходские школы в России.
Автореферат диссертации-Режим доступа
http://cheloveknauka.com/tserkovnoprihodskie-shkoly-v-rossii. - Загл. с экрана.
38. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е. Э. Липшиц - Л.: Наука, 1981. - 246с.
39. Законодательство Петра I. - М.: Юридическая литература, 1997. - 880с.
40.Законодательство Екатерины II. В 2-х т. Т.1. - М.: Юридическая литература, 2000. - 1056с.
41. История Византии. В 3-х томах / ред.С.Д. Сказкин. - М.: Наука,
1967. - Т.1-3
42. История государства и права зарубежных стран: В 2т.Т.1.Древний мир и Средние века / Отв. ред. Н.А.Крашенинникова и О.А. Жидков. - М.: Норма, 2004. - 720c.
43. История средних веков. В 2 т. Т.1: Учебник / под. ред. С.П. Карпова.- 4¬е издание. - М.: Изд-во Моск. Ун-та; Изд-во «Высшая школа», 2003 - 640с.
44. Каждан, А.П. Византийская культура / А. П. Каждан. - М.: Наука,
1968. - 233с.
45. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России / Е. И Козлова, О. Е Кутафин: Учеб.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608с.
46. Королев, В. И. Правовой статус религиозных организаций и
перспективы развития законодательства российской Федерации о религиозных объединениях / В. И Королев // Актуальные проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями и вопросы противодействия религиозному экстремизму: Материалы семинара. Тюмень, 2004. С.13-16.
47. Костогрызова Л.Ю. Симфония властей в Византии: опыт
взаимодействия государства и Церкви. - Режим доступа
http://www.bogoslov.ru/text/1609881.html.- Загл. с экрана.
48. Кулаковский, Ю.А. История Византии: В 3-х т. Т. 2 /
Ю.А. Кулаковский СПб.: Алетейя, 1996. - 345с.
49. Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV века. - Режим доступа http://www.istmira.com/.- Загл. с экрана.
50. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц Л.: Наука, 1981. - 246с.
51. Литаврин, Г.Г. Как жили византийцы./Г.Г. Литаврин - Спб.: Алетейя, 2000. - 255с.
52. Медведев, И.П. Правовая культура Византийской империи - Режим
доступа http://www.istmira.com. /istdr/pravovaya-kultura-vizantijskoj-
imperii - Загл. с экрана.
53. Мень, Александр История религии. Учебник Том 2. - Режим доступа http://www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_2_18.html - Загл. с экрана.
54. Мигунова Т.Л., Романовская Л.Р. «Симфония властей» как принцип взаимоотношений между церковью и государством / Т.Л. Мигунова, Л.Р. Романовская // Вестник Нижегородского университета. - 2013. - №3(2). - С. 147-150.
55. Митрополит Иоанн Снычев. Русская Симфония / Иоанн Снычев - М.: Царское дело, 2015. - 496с.
56. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Архиерейский собор 2000 г. М., 2000. - 60с.
57. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.04.1929 «О религиозных объединениях» - Режим доступаhttp://base.consultant.ru /- Загл. с экрана.
58. Православная государственность: 12 писем об Империи / Сб.ст. под ред. А.М. Величко, М.Б. Смолина - СПБ.; Изд-во Юридического института. 2003. - 304с.
59. Семикопов, Даниил. Симфония священства и царства: византийское наследие в современной практике церковно-государственных отношений - Режим доступа // http://devec.ru/almanah/rossija- i-vizantijа - Загл. с экрана.
60. Сильверстова, Е.В. Lex generalis. Императорская конституция в
системе источников греко-римского права V-X вв. н.э. / Е.В. Силиверстова - М.: Индрик, 2007. - 246с.
61. Скрынников, Р. Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX - XVII вв./ Р.Г. Скрынников С.-Пб.: Искусство-СПБ, 2000. - 463с.
62. Скрынников, Р. Г. Святители и власти. / Р.Г. Скрынников - Л: Лениздат, 1990. - 349с.
63. Скрынников, Р. Г. Третий Рим. / Р.Г. Скрынников - С.-Пб.: Вехи, 1994. - 325с.
64. Смолич, И.К. История русской церкви. 1700-1917. - Режим
доступа//.й11р://агЬука.ги/1зегкоу/1з1опуа/1з1огуа-гиззкоЦ1зегку1-1700- 1917-gg-all.shtml#glava_II_tserkov_i_gosudarstvo- Загл. с экрана.
65. Тарасевич, И.А Конституционно-правовой статус Русской православной церкви в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 10. - С. 11 - 18.
66. Тихомиров, Л. А. Монархическая государственность /Л. А Тихомиров - М.: книга по Требованию, 2013. - 756с.
67. Успенский, Ф.И. История византийской империи. В 5т. Т.1. Период I (до 527г.). Период II (518-610 гг.) / Ф.И. Успенский - М.: Астрель - АСТ, 2001. - 624с.
68. Успенский, Ф.И. История Византийской Империи: В 5т. Т.2 Период III (610-716гг.) Иконоборческий период (717-867) / Ф.И. Успенский. - М.: Астрель - АСТ, 2001. - 624с.
69. Успенский, Ф.И. История Византийской Империи: В 5т. Т.3.Период Македонской династии(867-1057г.г.) / Ф.И. Успенский. - М.: Астрель - АСТ, 2002. - 773с.
70. Успенский, Ф.И. История Византийской Империи: В 5т. Т.4.Отдел VI. Комницы Отдел VII. Расчленение империи / Ф.И. Успенский. - М.: Астрель - АСТ, 2002. - 466с.
71. Успенский, Ф.И. История Византийской Империи: В 5т. Т.5 Отдел VIII.
Ласкари и Палеологи / Ф.И. Успенский. - М.: Астрель - АСТ,
2002. - 556с.
72. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / Г.В. Флоровский. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 848с.
73. Хвостова, К.В. Особенности византийской цивилизации /
К.В. Хвостова - М.: Наука, 2009. - 199с.
74. Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. - М.: Проспект, 2001. - 472с.
75.Чекалова, А. А. У истоков византийской государственности: сенат и сенаторская аристократия Константинополя IV — первой половине VII в.: учебное пособие / А. А. Чекалова. — М.: КДУ, 2007. — 258 с.
Электронные ресурсы:
1. Азбука веры (православное общество) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// azbyka.ru, свободный (04.09.2016)
2. Архивы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://
rusarchives.ru, свободный (09.11.2016)
3. Великая страна СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// great-country.ru, свободный (09.11.2016)
4. Документы советской эпохи [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http:// sovdoc.rusarchives.ru, свободный (09.11.2016)
5. Древо - открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http:// drevo-info.ru, свободный (04.01.2017)
6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// constitution.garant.ru, свободный (04.11.2016)
7. Московская православная духовная академия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// patriarchia.ru, свободный (04.01.2017)
8. Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http:// pravenc.ru/, свободный (14.12.2016)
9. Русская Православная Церковь [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http:// patriarchia.ru, свободный (16.12.2016)
10. Энциклопедия старовер [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http:// wiki.starover.net/index.php/, свободный (01.11.2016)
11. Юридический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http:// history-mda. www.jur-words.info.ru, свободный (04.01.2017)