ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
|
Введение 3
Глава 1. Генезис правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае 8
1.1. Правовое регулирование образовательной деятельности в
Российской Федерации 8
1.2. Исторические этапы развития правового регулирования
образовательной деятельности в Алтайском крае 14
Глава 2. Теоретические предпосылки современной концепции правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае 25
2.1. Понятие «правовое регулирование образовательной
деятельности» 25
2.2. Субъекты правового регулирования образовательной
деятельности в Алтайском крае 34
2.3. Объект правового регулирования образовательной
деятельности в Алтайском крае 43
2.4. Механизм правового регулирования образовательной
деятельности в Алтайском крае 51
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 61
Глава 1. Генезис правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае 8
1.1. Правовое регулирование образовательной деятельности в
Российской Федерации 8
1.2. Исторические этапы развития правового регулирования
образовательной деятельности в Алтайском крае 14
Глава 2. Теоретические предпосылки современной концепции правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае 25
2.1. Понятие «правовое регулирование образовательной
деятельности» 25
2.2. Субъекты правового регулирования образовательной
деятельности в Алтайском крае 34
2.3. Объект правового регулирования образовательной
деятельности в Алтайском крае 43
2.4. Механизм правового регулирования образовательной
деятельности в Алтайском крае 51
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 61
Актуальность исследования. Образование всегда являлось и является одной из важнейших сфер общественной жизни, по мере развития общества его значение постоянно возрастает. Это важнейший фактор не только социального и духовного прогресса общества, но и экономического развития, политической стабильности, финансового благополучия личности и общества.
В последнее десятилетие в нашей стране усиливается административный контроль над учебными заведениями всех форм собственности, самоуправление в образовательных организациях ограничено жесткими рамками закона об образовании. Органы государственного управления устанавливают обязательные требования к учебным планам и программам, содержанию формируемых компетенций, качеству подготовки обучающихся. Эти требования имеют форму федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, а их соблюдение является не только гарантией права на образование каждого гражданина Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 «Закона об образовании в Российской Федерации»), но и необходимым условием профессиональной деятельности.
Жесткое правовое регулирование вопросов образования, с одной стороны, сдерживает развитие образовательной сферы, недостаточность регулирования, с другой стороны, затрудняет судопроизводство, деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законности, осложняет работу адвокатуры по защите прав граждан в сфере образования и связанных с нею правовых отношений. Определенная правовая неурегулированность сложившихся общественных отношений в области образования, противоречивость, заметная устарелость ряда норм законодательства об образовании приводят к неэффективности государственного управления и самоуправления.
Особого внимания заслуживает сложившаяся практика правового регулирования образовательной деятельности в субъектах РФ. Развитие проблемы можно проследить в двух направлениях:
1. Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную сферу, мало отличаются в разных субъектах РФ. Не всегда учитывается региональная специфика.
2. В связи с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации», требуется приведение в соответствие местного законодательства в сфере образования.
Проблемы правового регулирования образования в России, рассматривались в работах отечественных ученых. Среди них Э.П. Андрюхина, С.В. Анюшин, Е.В. Буслов, Е.Д. Волохова, Л.Ю. Грудцына, А.А. Гусева, Г.А. Дорохова, С.Ю. Дубровина, Е.А. Киримова, А.Г. Князева, А.Н. Козырин, И.Ю. Крылатова, Ю.А. Кудрявцев, Г.И. Леонтьевская, Л.Ю. Новицкая, С.М. Петров, В.В. Спасская, Б.М. Сырых, Т.В. Твердова, Н.В. Третьяк, А.Н. Тубельский, М.Ф. Тучков, В.Е. Усанов, М.Ю. Федорова, Т.Н. Хабеев, Д.А. Ягофаров и др.
Вместе с тем, для решения практических задач, связанных с проблемами правового регулирования образованием в регионах, необходимы дальнейшие исследования.
Объектом исследования являются отношения в системе образования, ее правовая природа и особенности правового регулирования.
Предметом исследования являются особенности правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае.
Исходя из актуальности темы, в исследовании ставится цель - рассмотреть особенности правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае.
Цель исследования предопределила соответствующие задачи:
1) Интерпретировать генезис правового регулирования
образовательной деятельности в Алтайском крае.
2) Определить исторические этапы развития правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае.
3) Изучить сущность понятия «правовое регулирование образовательной деятельности».
4) Дать характеристику основным субъектам и объекту правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае .
5) Описать механизм правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае.
Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования - сравнительно-правовой, системно-структурный, логический, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, дедукция, индукция, аналогия; практические методы исследования - анализ документов, включенное наблюдение, анкетирование, беседа, экспертный опрос.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Устав (основной закон) Алтайского края», постановления и распоряжения Администрации Алтайского края и губернатора Алтайского края и другие нормативные акты.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в изучении системы правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае, недостаточно изученной с точки зрения правового обеспечения и дальнейшего совершенствования.
На защиту выносятся следующие основные положения, которые содержат элемент новизны и представляют определенный теоретический и практический интерес.
1. Система правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации имеет давнюю историю, которая оказывает влияние на ее современное функционирование и развитие.
2. Не в полной мере сформирован, реализуется и применяется правовой механизм развития и осуществления закрепленных прав человека в сфере образования, что приводит к нарушениям конституционных прав и свобод личности.
3. Отсутствует эффективный юридический механизм, который бы обеспечивал соблюдение Закона об образовании в Российской Федерации.
4. Законы субъектов Российской Федерации должны обеспечить создание системы правового регулирования образовательной деятельности, которая не дублирует, а органично дополняет федеральное законодательство. Регионы должны разрабатывать оригинальные нормы, а не механически заимствовать положения федерального законодательства.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется выводами и предложениями, направленными на эффективное правовое регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае.
Изложенные в магистерской диссертации положения, выводы и предложения могут быть использованы:
- в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства в сфере образования;
- в научных исследованиях по проблемам правового регулирования образовательной деятельности;
- в практической работе государственных, муниципальных общественных органов управления образованием, образовательных учреждений и организаций;
- в преподавании учебных дисциплин студентам, как юридических вузов, так и отдельных курсов: «Управление образованием», «Правовое воспитание младших школьников» и др.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования использовались на научно-практических конференциях, к числу которых можно отнести:
• международную научную конференцию «Антология и аксиология права» (Омск, Омская академия МВД России, 2003),
• межрегиональную научно-практическую конференцию «Детство, открытое миру» (Омск, ОмГПУ, 2015),
• краевую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы нравственно-правового воспитания и гражданского становления учащейся молодежи: региональные аспекты» (Барнаул, Барнаульский юридический институт, 2008),
• межвузовскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы экономики, управления и права в современных условиях» (Барнаул, 2010) и др.
В работе нашел отражение опыт работы автора в качестве преподавателя отделения «Правоведение» в КГПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж» , преподавание дисциплин «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Правовое воспитание младших школьников», «Правовое обеспечение начального образования», «Правовое обеспечение организации предшкольной подготовки детей» в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет».
Основные выводы и предложения диссертации изложены в пяти опубликованных научных статьях диссертанта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка
В последнее десятилетие в нашей стране усиливается административный контроль над учебными заведениями всех форм собственности, самоуправление в образовательных организациях ограничено жесткими рамками закона об образовании. Органы государственного управления устанавливают обязательные требования к учебным планам и программам, содержанию формируемых компетенций, качеству подготовки обучающихся. Эти требования имеют форму федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, а их соблюдение является не только гарантией права на образование каждого гражданина Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 «Закона об образовании в Российской Федерации»), но и необходимым условием профессиональной деятельности.
Жесткое правовое регулирование вопросов образования, с одной стороны, сдерживает развитие образовательной сферы, недостаточность регулирования, с другой стороны, затрудняет судопроизводство, деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законности, осложняет работу адвокатуры по защите прав граждан в сфере образования и связанных с нею правовых отношений. Определенная правовая неурегулированность сложившихся общественных отношений в области образования, противоречивость, заметная устарелость ряда норм законодательства об образовании приводят к неэффективности государственного управления и самоуправления.
Особого внимания заслуживает сложившаяся практика правового регулирования образовательной деятельности в субъектах РФ. Развитие проблемы можно проследить в двух направлениях:
1. Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную сферу, мало отличаются в разных субъектах РФ. Не всегда учитывается региональная специфика.
2. В связи с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации», требуется приведение в соответствие местного законодательства в сфере образования.
Проблемы правового регулирования образования в России, рассматривались в работах отечественных ученых. Среди них Э.П. Андрюхина, С.В. Анюшин, Е.В. Буслов, Е.Д. Волохова, Л.Ю. Грудцына, А.А. Гусева, Г.А. Дорохова, С.Ю. Дубровина, Е.А. Киримова, А.Г. Князева, А.Н. Козырин, И.Ю. Крылатова, Ю.А. Кудрявцев, Г.И. Леонтьевская, Л.Ю. Новицкая, С.М. Петров, В.В. Спасская, Б.М. Сырых, Т.В. Твердова, Н.В. Третьяк, А.Н. Тубельский, М.Ф. Тучков, В.Е. Усанов, М.Ю. Федорова, Т.Н. Хабеев, Д.А. Ягофаров и др.
Вместе с тем, для решения практических задач, связанных с проблемами правового регулирования образованием в регионах, необходимы дальнейшие исследования.
Объектом исследования являются отношения в системе образования, ее правовая природа и особенности правового регулирования.
Предметом исследования являются особенности правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае.
Исходя из актуальности темы, в исследовании ставится цель - рассмотреть особенности правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае.
Цель исследования предопределила соответствующие задачи:
1) Интерпретировать генезис правового регулирования
образовательной деятельности в Алтайском крае.
2) Определить исторические этапы развития правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае.
3) Изучить сущность понятия «правовое регулирование образовательной деятельности».
4) Дать характеристику основным субъектам и объекту правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае .
5) Описать механизм правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае.
Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования - сравнительно-правовой, системно-структурный, логический, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, дедукция, индукция, аналогия; практические методы исследования - анализ документов, включенное наблюдение, анкетирование, беседа, экспертный опрос.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Устав (основной закон) Алтайского края», постановления и распоряжения Администрации Алтайского края и губернатора Алтайского края и другие нормативные акты.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в изучении системы правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае, недостаточно изученной с точки зрения правового обеспечения и дальнейшего совершенствования.
На защиту выносятся следующие основные положения, которые содержат элемент новизны и представляют определенный теоретический и практический интерес.
1. Система правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации имеет давнюю историю, которая оказывает влияние на ее современное функционирование и развитие.
2. Не в полной мере сформирован, реализуется и применяется правовой механизм развития и осуществления закрепленных прав человека в сфере образования, что приводит к нарушениям конституционных прав и свобод личности.
3. Отсутствует эффективный юридический механизм, который бы обеспечивал соблюдение Закона об образовании в Российской Федерации.
4. Законы субъектов Российской Федерации должны обеспечить создание системы правового регулирования образовательной деятельности, которая не дублирует, а органично дополняет федеральное законодательство. Регионы должны разрабатывать оригинальные нормы, а не механически заимствовать положения федерального законодательства.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется выводами и предложениями, направленными на эффективное правовое регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае.
Изложенные в магистерской диссертации положения, выводы и предложения могут быть использованы:
- в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства в сфере образования;
- в научных исследованиях по проблемам правового регулирования образовательной деятельности;
- в практической работе государственных, муниципальных общественных органов управления образованием, образовательных учреждений и организаций;
- в преподавании учебных дисциплин студентам, как юридических вузов, так и отдельных курсов: «Управление образованием», «Правовое воспитание младших школьников» и др.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования использовались на научно-практических конференциях, к числу которых можно отнести:
• международную научную конференцию «Антология и аксиология права» (Омск, Омская академия МВД России, 2003),
• межрегиональную научно-практическую конференцию «Детство, открытое миру» (Омск, ОмГПУ, 2015),
• краевую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы нравственно-правового воспитания и гражданского становления учащейся молодежи: региональные аспекты» (Барнаул, Барнаульский юридический институт, 2008),
• межвузовскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы экономики, управления и права в современных условиях» (Барнаул, 2010) и др.
В работе нашел отражение опыт работы автора в качестве преподавателя отделения «Правоведение» в КГПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж» , преподавание дисциплин «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Правовое воспитание младших школьников», «Правовое обеспечение начального образования», «Правовое обеспечение организации предшкольной подготовки детей» в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет».
Основные выводы и предложения диссертации изложены в пяти опубликованных научных статьях диссертанта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка
На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Идея правового регулирования образовательной деятельности состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить субъектам образовательных отношений (родителям, учащимся, образовательным учреждениям) больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов в организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.
Государство обеспечивает своим гражданам право на образование через создание системы образования и сопутствующих социально-экономических условий для его получения, через правовое регулирование образовательной деятельности.
В правовом регулировании образовательной деятельности роль государства заключается в выполнении трех основных функций:
• как регулирующего органа власти для всей системы образования в целом;
• как учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы;
• как совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательных систем.
В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием:
1) федеральные (центральные) органы управления образованием;
2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.
Конституционные положения закладывают правовую основу социального и, в частности, правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации. При этом именно такие установленные Конституцией РФ общественные принципы управления, как общенародный характер источника власти, разделение властей, демократический характер управления, федерализм, социальная направленность управления, приоритет прав и свобод личности, законность управления, проявляемые в определенных правовых формах, определяют формирование, функционирование, развитие общественных отношений в образовательной сфере. Названные принципы получают свое развитие применительно к сфере образования в законодательстве об образовании.
В нашей стране вопросы правового регулирования образовательной деятельности позиционируются государством как приоритетные и отражены в таких нормативно-правовых актах, как:
5. Международная конвенция о правах ребенка.
6. Конституция Российской Федерации.
7. Закон Российской Федерации «Об образовании».
8. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка» и др.
Правовое регулирование образовательной деятельности в Алтайском крае тесно связано с историей Алтайского края в целом. Оно стало возможным вследствие Городской реформы 1870 г. Подготовка к реформе органов местного управления начала разрабатываться сразу после Манифеста 1861 г., в связи с приспособлением к потребностям буржуазного развития страны.
В истории правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае можно выделить три этапа:
• дореволюционный,
• советский,
• постсоветский.
Каждый из них характеризуется двумя признаками:
• приоритетность государственных (федеральных) нормативных
правовых актов,
• учет местных условий при правовом регулировании образовательной деятельности.
Изменения, происходившие практически во всех сферах нашей жизни в последнее десятилетие XX-первые десятилетия XXI века, в российском образовании приобрели кардинальный характер. Это значительно повышает прогностическую роль изучения истории российской системы образования. Чтобы объективно взглянуть на настоящее, необходимо детальное осмысление тех периодов развития общества, которые созвучны современности .
Современный этап реформирования образования позволит улучшить структурирование органов управления образованием, расширить их полномочия, обновить функции, определяя приоритетность области и правового регулирования.
Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования. Данная проблема является перспективой нашего дальнейшего исследования.
Правовое регулирование образовательной деятельности является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов правового регулирования образовательной деятельности должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций. Формирование прозрачных механизмов правового регулирования образовательной деятельности сделает более эффективными различные формы общественной поддержки и контроля.
Субъектный состав в различных образовательных правоотношениях разнообразен и зависит, в первую очередь, от уровня образовательной программы и формы ее освоения, а также иных условий получения образования, при этом субъектами образовательного правоотношения являются физические и юридические лица, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей, наделяя их правоспособностью и дееспособностью в сфере образования.
Субъектами правового регулирования в Алтайском крае являются органы администрации Алтайского края в лице Министерства образования и науки Алтайского края, образовательные организации, общественные организации, физические лица - представители этих организаций.
Объект правового регулирования образовательной деятельности - это все то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности ее участников: содержание образования, регулируемое через Федеральные государственные образовательные стандарты, формы получения образования, уровни образования, права и обязанности субъектов образования.
Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Правильное соотношение федерального законодательства и законов субъектов Российской Федерации предполагает создание такой системы правовых норм на уровне субъектов, которая органично дополняла бы федеральное законодательство и содержала только первичные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации, ибо вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Федерации, должны разрешаться в нормативно-правовых актах федеральных органов, а не на уровне субъектов Российской Федерации. При этом права всех субъектов (республик, краев, областей) на регулирование общественных отношений в сфере образования являются, равными.
Таким образом, вопросы правового регулирования образовательной деятельности требуют постоянного совершенствования нормативной базы, ее своевременной корректировки, следовательно, наличия определенного механизма, теоретического и законодательного.
Идея правового регулирования образовательной деятельности состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить субъектам образовательных отношений (родителям, учащимся, образовательным учреждениям) больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов в организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.
Государство обеспечивает своим гражданам право на образование через создание системы образования и сопутствующих социально-экономических условий для его получения, через правовое регулирование образовательной деятельности.
В правовом регулировании образовательной деятельности роль государства заключается в выполнении трех основных функций:
• как регулирующего органа власти для всей системы образования в целом;
• как учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы;
• как совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательных систем.
В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием:
1) федеральные (центральные) органы управления образованием;
2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.
Конституционные положения закладывают правовую основу социального и, в частности, правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации. При этом именно такие установленные Конституцией РФ общественные принципы управления, как общенародный характер источника власти, разделение властей, демократический характер управления, федерализм, социальная направленность управления, приоритет прав и свобод личности, законность управления, проявляемые в определенных правовых формах, определяют формирование, функционирование, развитие общественных отношений в образовательной сфере. Названные принципы получают свое развитие применительно к сфере образования в законодательстве об образовании.
В нашей стране вопросы правового регулирования образовательной деятельности позиционируются государством как приоритетные и отражены в таких нормативно-правовых актах, как:
5. Международная конвенция о правах ребенка.
6. Конституция Российской Федерации.
7. Закон Российской Федерации «Об образовании».
8. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка» и др.
Правовое регулирование образовательной деятельности в Алтайском крае тесно связано с историей Алтайского края в целом. Оно стало возможным вследствие Городской реформы 1870 г. Подготовка к реформе органов местного управления начала разрабатываться сразу после Манифеста 1861 г., в связи с приспособлением к потребностям буржуазного развития страны.
В истории правового регулирования образовательной деятельности в Алтайском крае можно выделить три этапа:
• дореволюционный,
• советский,
• постсоветский.
Каждый из них характеризуется двумя признаками:
• приоритетность государственных (федеральных) нормативных
правовых актов,
• учет местных условий при правовом регулировании образовательной деятельности.
Изменения, происходившие практически во всех сферах нашей жизни в последнее десятилетие XX-первые десятилетия XXI века, в российском образовании приобрели кардинальный характер. Это значительно повышает прогностическую роль изучения истории российской системы образования. Чтобы объективно взглянуть на настоящее, необходимо детальное осмысление тех периодов развития общества, которые созвучны современности .
Современный этап реформирования образования позволит улучшить структурирование органов управления образованием, расширить их полномочия, обновить функции, определяя приоритетность области и правового регулирования.
Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования. Данная проблема является перспективой нашего дальнейшего исследования.
Правовое регулирование образовательной деятельности является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов правового регулирования образовательной деятельности должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций. Формирование прозрачных механизмов правового регулирования образовательной деятельности сделает более эффективными различные формы общественной поддержки и контроля.
Субъектный состав в различных образовательных правоотношениях разнообразен и зависит, в первую очередь, от уровня образовательной программы и формы ее освоения, а также иных условий получения образования, при этом субъектами образовательного правоотношения являются физические и юридические лица, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей, наделяя их правоспособностью и дееспособностью в сфере образования.
Субъектами правового регулирования в Алтайском крае являются органы администрации Алтайского края в лице Министерства образования и науки Алтайского края, образовательные организации, общественные организации, физические лица - представители этих организаций.
Объект правового регулирования образовательной деятельности - это все то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности ее участников: содержание образования, регулируемое через Федеральные государственные образовательные стандарты, формы получения образования, уровни образования, права и обязанности субъектов образования.
Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Правильное соотношение федерального законодательства и законов субъектов Российской Федерации предполагает создание такой системы правовых норм на уровне субъектов, которая органично дополняла бы федеральное законодательство и содержала только первичные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации, ибо вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Федерации, должны разрешаться в нормативно-правовых актах федеральных органов, а не на уровне субъектов Российской Федерации. При этом права всех субъектов (республик, краев, областей) на регулирование общественных отношений в сфере образования являются, равными.
Таким образом, вопросы правового регулирования образовательной деятельности требуют постоянного совершенствования нормативной базы, ее своевременной корректировки, следовательно, наличия определенного механизма, теоретического и законодательного.
Подобные работы
- Правовые основы взаимодействия исполнительной власти Алтайского края с органами местного самоуправления города Барнаула
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Институционализация социального механизма взаимодействия рынка
труда и образовательных услуг в Алтайском крае
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Государственная аккредитация в образовательной организации высшего образования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Региональные социально-экономические программы как элемент управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование труда педагогических работников общеобразовательных учреждений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование труда педагогических работников
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Оценка качества предоставляемой помощи семьям, воспитывающим детей
с ментальными нарушениями, в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Отчет по преддипломной практике (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Российский новый университет (РосНОУ))
Отчеты по практике, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019



