Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программно-целевое управление арт-терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Работа №93218

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования программно-целевого управления арт-терапевтической деятельностью 8
1.1. Основы изучения программно-целевого управления 8
1.2. Арт-терапия как технология деятельности 28
Глава 2. Организация арт-терапевтической деятельности при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей 40
2.1. Условия и предпосылки разработки программы управления арт- терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров
помощи детям, оставшимся без попечения родителей 40
2.2. Программа как инструмент управления арт-терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей 53
Заключение 67
Список литературы 72
Приложения

Актуальность темы исследования. Проблема реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда. Федеральные и местные органы власти, а также педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для комфортного пребывания детей в интернатных учреждениях, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации и реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ проблем реабилитации воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, позволяет сделать вывод, что результатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие таких характеристик, как неразвитый социальный интеллект, нарушение коммуникации, повышенный уровень отклоняющегося поведения, отсутствие организованного досуга и т.д.
Арт-терапия как технология реабилитации в социальной работе используется относительно небольшой промежуток времени. Однако она постепенно набирает свои обороты и в настоящее время арт-технологии все чаще используются в диагностике, коррекции и психотерапии среди различных групп общества, в том числе при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Значение арт-терапевтической деятельности заключается в том, что это реабилитация, которая осуществляется средствами художественного творчества. Для того чтобы достичь максимально положительного результата при реабилитации воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо не просто использовать определенные технологии арт-терапевтической деятельности, а внедрять целостные программы, ориентирующиеся на достижение конкретного результата в решении определенной проблемы, т.е. программно-целевое управление арт- терапевтической деятельностью. Разработанные целостные программы арт- терапевтической деятельности будут оказывать более эффективное воздействие, способствовать адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, создавать безопасное пространство для общения и условия для самовыражения, способствовать повышению уверенности в себе и своих силах и развитию сотрудничества, помогут преодолеть коммуникационные барьеры, а также способствует снятию напряжения. Таким образом, разрабатывая программы арт-терапевтической деятельности и воплощая их среди воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, можно ускорить и сделать более качественным процесс их адаптации.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением теоретико-методологических основ программно-целевого управления занимались такие исследователи как Поспелов Г.С., Рапопорт В.С., Шихиях Р.А. Прогнозирование, стратегическое планирование - область изучения исследователя Кузык Б.Н. Исследователь Титова Ю.В. занималась изучением основ проектного управления. Изучением арт-терапевтической деятельности занимались такие исследователи как: А.И. Копытин, П. Ефимов, М.В. Киселева, а также С. Дженнингс, А. Минде, Н.Е. Пурнис, Е.С. Романова, К. Рудестам, Е.Ю. Черемнова.
Объект - арт-терапевтическая деятельность с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Предмет - программно-целевое управление арт-терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Цель исследования - обосновать необходимость внедрения программно-целевого управления арт-терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Задачи:
1) Изучить основы исследования программно-целевого управления;
2) Рассмотреть арт-терапию как технологию деятельности;
3) Выявить условия и предпосылки разработки программы управления арт-терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
4) Разработать программу управления арт-терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Гипотезы:
1) Скорее всего, арт-терапия как технология деятельности способствует достижению нескольких целей при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
2) Вероятнее всего, существуют условия и предпосылки для разработки программы управления арт-терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
3) Скорее всего, программа как инструмент управления арт- терапевтической деятельностью позволит систематизировать работу специалистов центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
4) Возможно, программно-целевое управление имеет высокую степень эффективности и является инструментом для решения сложных задач по организации работы в образовательной сфере.
Теоретико-методологическую основу работы составляют системные и междисциплинарные подходы исследования арт-терапии. Арт-терапию стоит рассматривать как технологию адаптации и реабилитации воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, с точки зрения психологии, медицины, педагогики и социальной работы.
Методы исследования: анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, интернет ресурсов.
Эмпирическую базу магистерского исследования составляет международные, федеральные нормативно-правовые документы; научная литература.
Положения, выносимые на защиту:
1) Программно-целевой подход — это современный и, безусловно, высокоэффективный метод управления, который позволяет надёжно добиваться решения поставленных задач и достижения целей. Существуют различные направления исследования программно-целевого управления.
2) Арт-терапия как технология деятельности при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, направлена на решение нескольких целей. Среди задач арт-терапии выделяют следующие: воспитательные, коррекционные, психотерапевтические, диагностические, развивающие.
3) Психоэмоциональное состояние воспитанников центров помощи
детям, оставшимся без попечения родителей - одно из самых главных условий для разработки программы управления арт-терапевтической деятельностью. Так как дети находятся в состоянии постоянного стресса в связи с отсутствием постоянного опекуна, чувства защищенности, в связи с проживанием в условиях стационарного учреждения, атмосферой детского дома и так далее. Предпосылкой для разработки программно-целевого управления арт-терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является фрагментное, частичное использование ПЦУ. Отсутствует системный механизм и отслеживание изменения психоэмоционального состояния детей. Задачами программно-целевого управления арт-терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, выступают, во-первых, систематизирование деятельности; во-вторых, изменение психоэмоционального состояния детей; в-третьих, повышение эффективности деятельности специалистов.
4) Программно-целевое управление арт-терапевтической деятельностью поможет специалистам организовать свою деятельность, а также послужит средством решения многих проблем воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Научная новизна исследования заключается в том, что арт-терапия как технология деятельности при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, рассматривается именно с точки зрения программно-целевого подхода. В выпускной квалификационной работе рассмотрены основные направления исследования программно-целевого управления в образовательной среде, выявлены условия и предпосылки разработки программно-целевого управления арт- терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Разработано программно-целевое управление арт-терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Теоретическая значимость работы: теоретически обоснована необходимость программно-целевого управления арт-терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы специалистами центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, при организации работы.
Апробация результатов исследования отсутствует.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема реабилитации детей оставшихся без попечения родителей была, есть и будет актуальной. Воспитанники центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семьях. Лишение материнской заботы сказывается на всех уровнях развития: социальном, психическом, физическом. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, как правило, отстают в интеллектуальном развитии, страдают повышенной агрессивностью, у них плохо развиты языковые навыки, присутствует недостаток в концентрации внимания, страдают низкой самооценкой и склонны к девиантному поведению. Воспитанники центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, находятся в стоянии постоянного стресса: отсутствие постоянных опекунов, проживание в учреждении интернатного типа, неопределенность в будущем, отсутствие чувства защищенности и т.д. Таким детям не хватает внимания, заботы. В большинстве случаев покидая центр помощи воспитанники не готовы к самостоятельной жизни. К тому же многие дети, поступающие в детские дома и школы-интернаты, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, сексуальное насилие, алкоголизм и наркоманию, и многое другое.
Одной из причин девиантного поведения воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является снижение занятости полезной деятельностью. В связи с этим специалистам, работающим с такими детьми, необходимо организовывать их свободное время с пользой. В качестве технологии организации деятельности воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может выступать арт-терапия.
Арт-терапия - это инновационной направление, которое стало активно развиваться в последние годы. Особо значимый интерес в практической деятельности представляет педагогическое направление арт-терапии. Исследования различных ученных свидетельствуют о том, что изобразительная деятельность оказывает заметное положительное влияние на психическое состояние воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, так как является для них не только творчеством, но и речью. При помощи рисования реализуется значимая для воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, возможность в самовыражении.
В современной литературе описываются различные подходы к организации арт-терапевтических занятий. Многие исследователи в составляющей термина «арт» акцентируют внимание в основном на изобразительном творчестве. Но при этом активно используются также музыка, танец, театрализация, сочинение сказок и т.д. Такое комплексное сочетание называется мультимедийным и часто используется в арт- педагогической практике. Следует отметить, что арт-терапия как технология является многозадачной. Воспитательная, коррекционная, реабилитационная, психотерапевтическая, диагностическая, развивающая - основные задачи арт- терапии.
Задачей нашего общества является воспитание полноценных личностей. Личность - объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, в определенной стране с её национальным составом. Развитию воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, как полноценных личностей способствуют арт-терапевтические занятия. Однако, занятие, проведенное всего один раз, не окажет значимого влияния на эмоционально-психическое состояние ребенка. Для того чтобы достичь максимально положительного результата при реабилитации воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо не просто использовать определенные технологии арт- терапевтической деятельности, а внедрять целостные программы, ориентирующиеся на достижение конкретного результата в решении определенной проблемы, т.е. программно-целевое управление арт- терапевтической деятельностью. Максимально полноценной и эффективной будет программа в состав которой включит в себя все виды арт-терапии: библиотерапия, музыкотерапия, драматерапия, куклотерапия, танцевальная терапия, изотерапия и т.д. Важно использовать все подходы для достижения наилучшего результата. Целью данной программы будет улучшение психо- эмоционального состояние воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Программа по арт-терапевтической деятельности при работе с воспитанниками интернатных учреждений будет нацелена на решение определенных задач и функций, и будет включать в себя тематические блоки в состав которых войдут различные занятия.
Арт-терапия - это не та технология, после работы с которой результаты проявятся сразу. Она имеет накопительный и длительный эффект. При регулярных занятиях положительные результаты появятся спустя некоторое время. Если на протяжении длительного времени проводить занятия по арт- терапии с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, при этом усложняя их с изменением возраста и интеллекта ребенка - положительный результат будет виден на всех уровнях развития: физическом, социальном, психическом, интеллектуальном. В результате реализации программы по арт-терапевтической деятельности у воспитанников интернатных учреждений: снизится уровень агрессивности, тревожности, девиантного поведения; появится заинтересованность в проведении свободного времени с пользой; наладятся социальные контакты; появится уверенность в себе и своих силах; появится потребность в достижении успеха; повысится самооценка; проснется интерес к окружающему миру. Занятия по арт-терапии поспособствуют развитию мелкой моторики, познавательной активности, жизнерадостности, целеустремленности; воспитанники центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, научатся контролировать свои эмоции, станут более самостоятельными и самоорганизованным.
Таким образом, вышеперечисленные пункты являются доказательством того, что внедрение программно-целевого управления арт-терапевтической деятельности при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является необходимым.



1. Аллан, Д.Ж. Ландшафт детской души. - М.: Эсмо-пресс, 2008. - 352 с.
2. Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. - М.: НГМА, 2009. - 42 с.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Астрель, 2009. - 376 с.
4. Ахтямова, О.В. Социальный портрет сирот // Казанский медицинский журнал, 2010. - № 2. - С. 31-42.
5. Ашхотова, А.М. Проблемы воспроизводства промышленного развития в российском экономическом пространстве // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2013. - №3. - С. 32 - 38.
6. Бабашкин, А.М. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 480 с.
7. Бетенский, М.А. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - СПБ.: Эксмо-пресс, 2009. - 376 с.
8. Бибикова, Н.В. Арт-терапия как технология социальной адаптации людей с ограниченными возможностями // Современные проблемы науки и образования. 2014. - №7. - С. 10 - 16.
9. Божович, Л.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: АСТ ПРЕСС, 2008. - 464 с.
10. Бонде, Л. Магия цвета. - СПБ.: Питер, 2010. - 256 с.
11. Борисевич, В.И. Прогнозирование и планирование экономики. - Минск: Экоперспектива, 2000. - 432 с.
12. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.:
Академический проект, 2011. - 384 с.
13. Василькова, Е.Н. Социальная педагогика // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПБ.: Эксмо-пресс, 2009. - 440
с.
14. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Мысль, 2006. - 400 с.
15. Воронова, Е.Л. Социальная работа с уличными детьми. - М.: Академия, 2009. - 242 с.
16. Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. - М.: АСТ ПРЕСС, 2010. - 317 с.
17. Грегг, М.Ф. Тайный мир рисунка. - СПб.: Деметра, 2003. -176 с.
18. Гуров, В.Н. Реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Ставрополь: Мир, 2009. - 78 с.
19. Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 246 с.
20. Дикмани, X. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание / Под общ. ред. Зеленского. Пер. Г. Л. Дроздецкой и В. В. Зеленского. - СПб.: Академический проект, 2000. - 256 с.
21. Дерманова, И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности. - СПБ.: Вестник, 2008. - 71 с.
22. Донина, О.И. Характеристика современных технологий социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. - Ульяновск: УГУ, 2014. - 121 с.
23. Кисилева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - СПБ.: Речь, 2007. - 336 с.
24. Комисарова, Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
25. Кон, И.С. Ребенок и общество. - М.: Перспектива, 2009. - 248 с.
26. Копытин, А.И. Арт-терапия - новые горизонты. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
27. Копытин, А.И. Тренинг по фототерапии. - СПБ.: Речь, 2009. - 288 с.
28. Копытин, А.И. Основы арт-терапии. - СПБ.: Лань, 2010. - 347 с.
29. Красницкая, Г.Е. Социальное сиротство: причины и профилактика. - М.: Слово, 2002. - 60 с.
30. Кузницова, М.В. Программа психолого-педагогического
сопровождения образования детей-сирот раннего возраста в условиях Дома ребенка. - М.: Владос, 2011. - 170 с.
31. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Экономика, 2008. - 575 с.
32. Куртышева, М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПБ.: Питер, 2009. - 196 с.
33. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПБ.: Речь, 2003. - 256 с.
34. Левченко, И.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. - М.: Академия, 2009. - 284 с.
35. Лосева, В.К. Рисуем семью [Текст] / В.К.Лосева. - М., 1995. - 273 с.
36. Люшер, М.Р. Какого цвета ваша жизнь. - М.: HIPPO, 2008. - 216 с.
37. Люшер, М.Р. Магия цвета. - Харьков: АО Сфера, 2008. - 278 с.
38. Маллон, Б.А. Творческая визуализация и цвет. - М.: Галактион, 2010. - 174 с.
39. Менджерицкая, Д.В. О детском творчестве / Д.В. Менджерицкая //Детское творчество. - 2008. - № 3 - С. 29 - 32.
40. Миллер, С. Психология игры. - СПб.: Университетская книга, 2008. - 196 с.
41. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Дашков и К,
2008. - 205 с.
42. Мудрик, А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. - М.: Знание, 2009. - 76 с.
43. Мухина, В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
44. Назарова, Т.В. Радуга в графических символах. - М.: Чистые воды, 2009.- 76 с.
45. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 224 с.
46. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии [Текст] / В.Оклендер. - М.: Независимая фирма Класс, 2008. - 198 с.
47. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. - М.: ЭБМ-Контур, 2008. - 278 с.
48. Остер, Дж. Рисунок в психотерапии [Текст] Методическое пособие / Дж.Остер, П.Гоул. - М.: Прогресс, 2009. - 304 с.
49. Петровский, А.В. Введение в психологию. - М.: Развитие, 2009. - 458 с.
50. Плаксин, В.А. Сиротство детей в России как комплексная медико-социальная проблема // Экология человека. - 2009. - №5. - С. 15-21.
51. Плохова, И. А. Социальная реадаптация людей - инвалидов с умственной отсталостью посредством арт-терапии // Учебно¬методическое пособие. - М.: Развитие, 2014. - 69 с.
52. Поспелов, Г.С. Программное целевое планирование и управление. - М.: Советское радио, 2006. - 440 с.
53. Риччи, К. Дети-художники. - М.: Независимая фирма Класс, 2011. - 375 с.
54. Раимова, Л.А. Арт-терапевтическая помощь детям с особенностями развития. - Казань: Веда, 2010. - 146 с.
55. Райзберг, Б.А. Программное-целевое планирование и управление. Учебник для высших учебных заведений. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 428 с.
56. Рапопорт, В.С. Объективные предпосылки и основные положения целевого управления. - М.: Мысль, 2008. - 285 с.
57. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс, 2009. - 352 с.
58. Стребелевой, Е.А. Консультирование и диагностика развития. - М.: Полиграф сервис, 2008. - 336 с.
59. Титова, Ю.В. Управление проектом: основы проектного управления. - М.: Конкурс, 2007. - 768 с.
60. Хашева, З.М. Управление ключевыми компетенциями участников межорганизационных сетей. - М.: Экономика, 2012. - С. 322-329.
61. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. - М.: Дашков и К, 2008. - 280 с.
62. Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - СПБ.: Ювента, 2009. - 375 с.
63. Шичиях, Р.А. Управление ключевыми компетенциями участников межорганизационных сетей // Вестник Адыгейского государственного университета. - М.: Экономика. 2011. - №8. - С. 18-20.
64. Шичиях, Р.А. Совершенствование программно-целевого управления развитием социально экономических систем региона. - М.: Экономика, 2012. - 173 с.
65. Шичиях, Р.А. Методические подходы к оценке эффективности программно-целевого управления развитием агроэкономических систем региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - №9. - С. 178-196.
66. Шичиях, Р.А. Теоретико-методологические основы программно¬целевого управления региональными социально-экономическими системами. - Краснодар. КубГАУ, 2013. - С. 213-237.
67. Эдеймиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - СПБ.: Питер,
2009. - 197 с.
68. Эдрюст, Т.О. Искусство лечения цветом. - М.: ЦАИ, 2009. - 176 с.
69. Ящук, А.В. Социальная дезадаптация у беспризорных детей в приюте.
- М.: Прогресс, 2009. - 293 с.
70. Яковлева, К. А. Инновационные технологии в воспитании характера дезадаптированных детей и подростков в социально-реабилитационном центре // Инновация в непрерывном образовании. - 2010. - №1. - С. 70¬76.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ