Организационные основы деятельности негосударственных некоммерческих организаций в условиях реформирования федерального законодательства (на примере Алтайского края)
Введение 3
1 глава. Теоретико-методологические основания исследования деятельности негосударственных некоммерческих организаций в условиях реформирования федерального законодательства 11
1.1 Теоретические подходы к изучению организационных основ
деятельности негосударственных некоммерческих организаций 11
1.2 Негосударственные некоммерческие организации как поставщики
социальных услуг населению 22
2 глава. Эмпирическое исследование деятельности негосударственных некоммерческих организаций в условиях реформирования федерального законодательства 45
2.1 Методы исследования организационных основ деятельности
негосударственных некоммерческих организаций в условиях реформирования федерального законодательства 45
2.2 Особенности функционирования негосударственных некоммерческих организаций в условиях реформирования федерального законодательства (на
примере Алтайского края) 51
Заключение 58
Список литературы 62
Приложение 1 70
Приложение 2
В современном мире развитие третьего (некоммерческого) сектора экономики является неотъемлемой составляющей гражданского общества и приоритетной задачей государства. Некоммерческие организации (НКО) создаются и функционируют в различных сферах, являясь важнейшим звеном в системе предоставления услуг населению. Это касается и услуг социальной сферы. Именно поэтому некоммерческая организация сегодня активно включается в систему социального обслуживания населения, позиционируется как важный субъект реализации социальной политики и социальной работы, рассматривается как один из поставщиков социальных услуг. Это подтверждает принятие федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442-ФЗ, вступившего в силу1 января 2015 года, в котором некоммерческая негосударственная организация включается в систему социального обслуживания наряду с государственными и иными организациями.
Согласно закону, НКО могут получить доступ к бюджетному финансированию и льготам, при условии их вхождения в реестр поставщиков социальных услуг - информационную систему в сфере социального обслуживания, содержащую информацию о поставщике социальных услуг. Однако спустя несколько лет после вступления закона в силу, доля некоммерческих негосударственных организаций в реестрах поставщиков социальных услуг крайне низка. Несмотря на явные преимущества, которые могут получить НКО, находясь в реестрах, они не активно включаются в них. Это подтверждают статистические данные. На сегодняшний день в Алтайском краев краевом регистре социально-ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной поддержки зарегистрировано 1130 НКО. Однако в реестре поставщиков социальных услуг Алтайского края присутствует лишь две общественные организации и два общества с ограниченной ответственностью.[25, 36]
В этих условиях актуальным является исследование причин слабой представленности некоммерческих негосударственных организаций в реестрах поставщиков социальных услуг. Прежде всего, это актуально для всего российского общества, поскольку, как уже было отмечено, развитие гражданского общества невозможно без развития некоммерческой сферы.
Помимо этого, идеология самого федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442- ФЗ предполагает повышение качества и эффективности социального обслуживания за счет формирования рынка поставщиков различных организационно-правовых форм (в том числе некоммерческих негосударственных организаций)и стимулирования конкуренции между поставщиками.
Также результаты исследования представляют определенное значение для руководителей и членов НКО. Результаты исследования для представителей НКО актуальны в информативном плане и в плане анализа причин слабой деятельности по включению в реестры различных организаций некоммерческой сферы.
Исследование данной темы актуально и для социальной работы, так как некоммерческая организация является одним из важных ее субъектов.
Степень научной разработанности проблемы. Активное исследование некоммерческого сектора начинается с 90-х. гг. XX века, как в зарубежной, так и в отечественной литературе.
В зарубежных исследованиях некоммерческие организации, их опыт, общественное значение, межсекторное взаимодействие, методы оценки их деятельности рассмотрены в работах многих авторов (Х. Анхайера,Э. Аршамбо, В. Бестора, В. Галстона, Р. Графа Штрахвица, М. Имада, Дж. Катт,Дж. Кендалла, Р. Лингшайда, Р. Маекава, В. Мюррей, А. Окабе, Е. Приллера, Л. Саламона, К. Симона, Т. Скокпола, П. Уиллеттса, М. Фингера, А. Циммер, А. Шлихтера, А. Эверса, К. Элгера и др.).
В российских исследованиях авторы занимаются изучением вопросов общего состояния некоммерческих организаций, их значения, законодательной базы, взаимодействия с властью и государственными структурами (С. Андреев, П. Вахрин, А. Винокурова, С. Галушкин, П. Гамольский, Г. Градосельская, Г. Дилигенский, А. Жданова, А. Клишин, Л. Коновалова, М. Латкова, М. Либоракина, М. Макальская, И. Мерсиянова, А. Началов, Е. Петренко, Н. Пирожкова, Е. Пономаренко, А. Сунгуров, И.Шугрин, В. Якимец, Л. Якобсони др.).
Некоммерческие организации, особенности их функционирования, проблемы и трудности, позиции руководителей рассматриваются современными российскими авторами в различных аспектах. Непосредственно для данной работы, интерес представляют исследования деятельности и особенностей функционирования некоммерческих организаций в социальной сфере (Л. Аврорина, М. Белоусова, Т. Бородина, Т. Воронина, Б. Жогин, А. Тополев-Солдунов, Е. Феоктистова, К. Чагин и др.).
Анализ научной разработанности проблемы позволяет сделать вывод о том, что исследование НКО началось относительно недавно. Несмотря на активное научное изучение некоммерческого сектора и значительный объем литературы в этой области, многие аспекты проблемы функционирования некоммерческих организаций остаются неисследованными и представляют научный интерес.
Объект работы - некоммерческая негосударственная организация в системе социального обслуживания граждан.
Предмет - деятельность некоммерческих негосударственных организаций в условиях реформирования федерального законодательства.
Цель - исследование включения некоммерческих негосударственных организаций в систему социального обслуживания граждан в процессе реформирования федерального законодательства для разработки рекомендаций представителям органов власти, а также руководителям и представителям НКО.
Задачи:
1. Определить основные теоретические подходы к изучению организационных основ деятельности негосударственных некоммерческих организаций;
2. Исследовать деятельность негосударственных некоммерческих
организаций в качестве поставщиков социальных услуг населению;
3. Определить методы исследования организационных основ деятельности негосударственных некоммерческих организаций в условиях реформирования федерального законодательства;
4. Изучить особенности функционирования негосударственных некоммерческих организаций Алтайского края в условиях реформирования федерального законодательства.
Гипотезы:
1. Вероятно, из множества теоретических подходов к изучению организации для данной работы наиболее приемлемым является структурно- функциональный подход, так как рассматривает организацию как функциональную единицу общей структуры.
2. Скорее всего, нормативно-правовая база Алтайского края, посвященная регулированию включения организаций в реестр поставщиков социальных услуг, несовершенна и не отлаживает этот процесс в полной мере.
3. Слабое включение негосударственных НКО Алтайского края в реестр поставщиков социальных услуг, вероятно, связано с угрозой утраты прежних преимуществ в их деятельности.
4. Основным препятствием для включения негосударственных НКО в реестр поставщиков социальных услуг Алтайского края, скорее всего, является большой объем документации.
Теоретико-методологическую базу исследования составили анализ, синтез, дедукция, обобщение. В качестве собственно социологического метода был использован структурно-функциональный подход.
Эмпирическая база исследования представлена результатами проведенного автором контент-анализа СМИ и исследования «Некоммерческие негосударственные организации как субъект системы социального обслуживания в Алтайском крае».
Для решения исследовательских задач были использованы методы:
1. Анализ научной литературы;
2. Вторичный анализ социологических исследований и статистических
данных;
3. Анализ нормативно-правовых актов;
4. Контент-анализ СМИ;
5. Экспертный опрос.
Научная новизна исследования:
1. Обоснована значимость структурно-функционального подхода для изучения негосударственных некоммерческих организаций.
2. Проанализированы возможности для негосударственных некоммерческих организаций как поставщиков социальных услуг на уровне федерального и регионального законодательства.
3. Разработан инструментарий социологического исследования «Некоммерческие негосударственные организации как субъект системы социального обслуживания в Алтайском крае».
4. Проанализированы информационные мероприятия Алтайского края, проводимые для представителей негосударственных НКО с целью разъяснения положений нового законодательства и возможностей функционирования их в качестве поставщиков социальных услуг.
5. Выявлены трудности, препятствующие негосударственным некоммерческим организациям вступить в реестр поставщиков социальных услуг Алтайского края.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Наиболее оптимальным теоретическим обоснованием для исследования организационных основ деятельности негосударственных некоммерческих организаций является структурно - функциональный подход.
2. Нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня закрепляют возможности функционирования негосударственных НКО как поставщиков социальных услуг населению.
3. Представители негосударственных некоммерческих организаций информированы о возможностях, определенных для них новым законодательством.
4. Преимущества негосударственных НКО могут быть утрачены с включением их в реестр поставщиков социальных услуг,в связи с необходимостью постоянно соответствовать критериям поставщика социальных услуг и ведения отчетности за финансирование из государственного бюджета.
5. Существует несколько основных препятствий для негосударственных НКО при вхождении в реестр поставщиков социальных услуг Алтайского края.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты вносят определенный вклад в развитие современного социологического знания посредством рассмотрения негосударственной некоммерческой организации как структурно-функциональной единицы системы социального обслуживания населения, которая выступает неотъемлемой частью функционирования этой системы на современном этапе.
Практическая значимость работы определяется тем, что выводы исследования могут быть использованы при совершенствовании процесса включения негосударственных НКО в реестры поставщиков социальных услуг регионов. Основные положения и выводы работы могут быть применены при реформировании регионального законодательства в сфере социального обслуживания.
Апробация результатов:
1. Воробьева А.А. Деятельность негосударственных некоммерческих организаций по реализации положений нового законодательства (на примере Алтайского края) // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей. - Вып.8.: в 2 ч. / под.ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. - Ч. 1. - 194 с.
2. Воробьева А.А. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях нового законодательства: возможности и проблемы // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14366(дата обращения: 19.03.2016).
3. Воробьева А.А. Основные трудности НКО при включении в реестр поставщиков социальных услуг. На примере Алтайского края / Сборник научных статей международной конференции "Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования", Барнаул, 20-24 октября, 2015. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. - 3797 с.
4. Воробьева А.А. Преимущества и трудности функционирования некоммерческих организаций в социальной сфере на примере Алтайского края // Студенческие научные исследования. 2015. № 8.
5. Воробьева А.А., Чудова С.Г. Возможности для некоммерческих негосударственных организаций в сфере социального обслуживания населения, определенные федеральным законодательством / Десятые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2015 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2015. - 2237 с.
6. Воробьева А.А., Чудова С.Г. Некоммерческая организация как субъект реализации социальной политики. На примере Алтайского края / Актуальные вопросы социальной работы с различными группами населения. Материалы III межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 09 декабря 2015 года [Электронный ресурс]. Сб. Ки-ровская государственная медицинская академия. - Киров, 2015. - 368 с.
7. Воробьева А.А., Чудова С.Г. Позитивные тенденции развития федерального законодательства в сфере социального обслуживания населения для НКО // NovaInfo.Ru(Электронный журнал.) - 2015 г. - № 38.
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, определяется объект, предмет и цель исследования, задачи, гипотезы, положения, выносимые на защиту, теоретико-методологическая и эмпирическая базы исследования, практическая и эмпирическая значимость, а также апробация результатов исследования.
Первая глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе рассмотрены различные подходы к определению организации, раскрыто понятие некоммерческой организации, представлены ее виды. Во втором параграфе проанализированы преимущества и недостатки функционирования негосударственных некоммерческих организаций в качестве поставщиков социальных услуг населению и представлен анализ нормативно-правовой базы негосударственных НКО как субъектов социального обслуживания.
Вторая глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе представлена методика эмпирического исследования организационных основ деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Во втором - представлены результаты проведенного исследования, включающего контент - анализ СМИ и экспертный опрос представителей социально ориентированных негосударственных НКО Алтайского края. В заключении обозначены основные выводы по всей работе и даны рекомендации представителям органов власти, а также руководителям и представителям НКО.
Реформирование федерального законодательства в системе социального обслуживания населения в современной России предоставило новые возможности для организации деятельности в сфере оказания социальных услуг негосударственным некоммерческим организациям. В соответствии с федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442-ФЗ,негосударственные НКО, работающие в социальной сфере, могут заявить себя в качестве поставщика социальных услуг и получать регулярное финансирование своей деятельности со стороны государства. Несмотря на очевидные преимущества, негосударственные НКО продолжают работать в прежней системе грантового и частного финансирования, что обнаруживает противоречие между декларированными законом возможностями и действительностью.
В работе был представлен теоретический анализ и эмпирическое исследование организационных основ деятельности негосударственных некоммерческих организаций в условиях реформирования федерального законодательства.
В первой главе работы были представлены теоретические подходы и концепции к изучению понятия организации, рассмотрены понятия некоммерческой и социально ориентированной организации, приведены классификации видов организаций, а также преимуществ и трудностей некоммерческой организации как поставщика социальных услуг.
Проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая деятельность негосударственных НКО как поставщиков социальных услуг населению, на федеральном и региональном (Алтайский край) уровнях.
В результате теоретического исследования, можно сделать вывод о состоятельности первой гипотезы работы. Было обосновано значение структурно-функционального подхода в изучении негосударственной некоммерческой организации.
Вторая гипотеза не нашла своего подтверждения в ходе теоретического исследования. В результате анализа нормативно-правовой базы Алтайского края, посвященной регулированию включения организаций в реестр поставщиков социальных услуг, сделан вывод о развитом, приведенном в соответствие с федеральным законом перечне документов в этой области.
Таким образом, одна гипотеза теоретической части нашла свое подтверждение, а одна была опровергнута в ходе исследования.
Во второй главе работы была представлена программа эмпирического исследования, включающая в себя актуальность, гипотезы, методический инструментарий. Кроме того, был произведен анализ полученных результатов и сделаны соответствующие выводы.
Проведенное в эмпирической части работы исследование состояло из двух частей: контент-анализа СМИ и экспертного опроса «Некоммерческие негосударственные организации как субъект системы социального обслуживания в Алтайском крае». Исследование было направлено на изучение информированности представителей НКО Алтайского края о возможностях организации их деятельности в качестве поставщиков социальных услуг населению, определенных федеральным законодательством и выявление основных препятствий для включения негосударственных НКО в реестр поставщиков социальных услуг Алтайского края. Было выдвинуто четыре программные гипотезы, посвященные заявленным направлениям исследования. В ходе исследования нашли свое подтверждение две программные гипотезы, а две гипотезы подтверждены частично.
В результате анализа эмпирического исследования подтверждена третья гипотеза работы. В ходе контент-анализа СМИ и опроса экспертов установлено, что представители НКО информированы о возможностях, определенных федеральным законодательством, но не желают включать свои организации в реестр поставщиков социальных услуг, так как это грозит утратой прежних преимуществ их деятельности.
Гипотеза о препятствиях для включения негосударственных НКО в реестр поставщиков социальных услуг Алтайского края нашла свое подтверждение частично. Наряду с большим объемом документации, были выявлены и другие, не менее значимые препятствия при вхождении НКО в реестр поставщиков социальных услуг.
Подытожив работу по теоретическому и эмпирическому исследованию организационных основ деятельности негосударственных некоммерческих организаций в условиях реформирования федерального законодательства, были разработаны практические рекомендации и предложения представителям органов власти, а также руководителям и представителям НКО:
• сокращение и адаптация требований для негосударственных НКО, необходимых для их включения в реестр поставщиков социальных услуг;
• анализ причин и минимизация препятствий, с которыми сталкиваются негосударственные НКО при вхождении в реестр поставщиков социальных услуг Алтайского края;
• создание специальных структур по информационному и практическому сопровождению представителей НКО, желающих включить свою организацию в реестр поставщиков социальных услуг;
• проведение информационных площадок для обмена опытом между
руководителями и представителями негосударственных НКО, желающими стать или уже являющимися поставщиками социальных услуг населению.
Таким образом, в результате работы решены поставленные задачи и достигнута основная цель.
1. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7- ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201305&fld=134&dst=100008,0&rnd=0.1837246986441976#0 (дата обращения: 19.05.2017).
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации:
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ // Консультант Плюс
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=166044(дата обращения: 10.05.2017).
3. Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165953(дата обращения: 15.01.2017).
4. О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг: Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N 89 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211967/(дата обращения: 19.05.2017).
5. О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками
социальных услуг в Алтайском крае: Закон Алтайского края от 01.12.2014 N 93-ЗС // Министерство труда и социальной защиты Алтайского края [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.aksp.ru/upload/iblock/776/92-ЗС-1.pdf (дата обращения:
23.05.2017).
6. Об утверждении предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно: Закон Алтайского края от
06.10.2014 N 79-3С // Министерство труда и социальной защиты
Алтайского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aksp.ru/upload/iblock/da1/79-зс.pdf (дата обращения
23.05.2017).
7. О предоставлении субсидий социально ориентированным
некоммерческим организациям: Постановление Администрации
Алтайского края от 04.04.2014 N 158 // Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aksp.ru/upload/iblock/1ff/158.pdf(дата обращения:
29.03.2016).
8. Об утверждении государственной программы Алтайского края
«Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы (в ред. от 17.05.2016 N 166): Постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 N 7 // Министерство труда и социальной защиты Алтайского края
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.aksp.ru/upload/iblock/b14/от%2014%20января%202014%20г.%2 0№%207%20ОБ%20УТВЕРЖДЕНИИ%20ГОС%20ПРОГ%20АК%20СОЦ ИАЛЬНАЯ%20ПОДДЕРЖКА%20ГРАЖДАН%20НА%202014%20- %202020%20ГОДЫ.pdf (дата обращения: 20.05.2017).
9. О порядках предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Алтайском крае: Приказ Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите от 28.11.2014 N 400 // Министерство труда и социальной защиты Алтайского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aksp.ru/upload/iblock/1 a2/от%2028%20ноября%202014 %20г.%20№%20400%20О%20ПОРЯДКАХ%20ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ%20 СОЦИАЛЬНЫХ%20УСЛУГ%20ПОСТАВЩИКАМИ%20СОЦИАЛЬНЫ Х%20УСЛУГ%20В%20АЛТАЙСКОМ%20КРАЕ^ (дата обращения: 20.05.2017).
10. Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Алтайского края: Приказ Главного управления
Алтайского края по труду и социальной защите от 28.11.2014 N 401 // Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.aksp.ru/upload/iblock/038/401.pdf(дата обращения: 29.03.2016).
11. Абчук, В. А. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Издательство «Союз», 2002.- 463 с.
12. Аврорина, Л.В. Россия: НКО как особый сегмент рынка социальных услуг // Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг. - Сборник статей и материалов «мозгового штурма». - Под ред. Казакова О.Б. - М., 2003. - С. 9 - 12.
13. Белолюбская, Г.С. Некоммерческий сектор как основа развития гражданского общества Российской Федерации в контексте международного опыта : автореф. дис. ... канд. полит.наук : 24.12.2010 / Г.С. Белолюбская; Северо-Восточный федеральный ун-т им. М.К. Аммосова. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fiercest.ru/referaty/nekommercheskii-sektor-kak-osnova-razvitiya- grazhdanskogo-obshhestva/(дата обращения: 19.05.2017).
14. Белоусова, М.П. Алтайский край: проблемы развития
негосударственного сектора социальных услуг // Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг. - Сборник статей и материалов «мозгового штурма». - Под ред. Казакова О.Б. - М., 2003. - С. 35 - 39.
15. Бондаренкова, Г.П. Развитие третьего сектора, как инструмент
социальной адаптации населения / Г.П. Бондаренкова. М.: Высшая школа экономики, 1999. - 368 с.
16. Бурцева, А. А. Социально-ориентированные некоммерческие
организации - гражданско - правовое регулирование их статуса и деятельности: предложения по совершенствованию теории и законодательства // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. - 2012. - № 5. - С. 55-57.
17. Вербицкая, Ю.О. Классификация некоммерческих организаций (к вопросу о совершенствовании гражданского законодательства) / Ю.О. Вербицкая // Российское право: образование, практика, наука. - 2009. - № 9 (62). - С. 47-56.
18. Выбор организационно-правовой формы для ведения бизнеса:
коммерческая или некоммерческая организация // Юридическое агентство «Столичный стандарт» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.st-standart.ru/registration/opf/opfbizn.htm (дата обращения:
10.05.2017).
19. Горный, М. Б. Взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти: сравнительный анализ законодательства // Журнал исследований социальной политики. - 2011. - № 2. - С. 219-232.
20. Гражданское участие: ответственность, сообщество власть Текст. / Отв. ред. Р.Г. Апресян. М.: Аслан, 1997. - 110 с.
21. Граф Штрахвиц Р. Сотрудничество государства и НКО в Германии: путь к равноправию Текст. // Socialeconomyandlawjournal. Русская версия. Выпуск «Взаимодействие НКО и органов власти». - 2004. - №2. С. 46 - 48.
22. Демчук, О.Н. Теория организации: учебное пособие / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. - 264 с.
23. Керимова, К. Ш. Социально ориентированные некоммерческие организации // Юридический мир. - 2011. - № 6. - С. 17-18.
24. Комисаров, А. Общественная поддержка НКО в российских регионах:
взгляд руководителей некоммерческих организаций: аналитический отчет по результатам опросов руководителей НКО / А. Комисаров, Н. Возжова, Л. Шубина. - М.: АНО «Социологическая мастерская Задорина»
(ЦИРКОН), АНО «АСИ», 2008. - 27 с.
25. Краевой реестр социально ориентированных некоммерческих
организаций - получателей государственной поддержки // Официальный сайт Алтайского края: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/kompart/gosudarstvennaya- podderzhka-nekommercheskikh-organizatsiy/nko/ (дата обращения:
11.05.2017).
26. Кузьмин, Г.В. Некоммерческие организации Текст. / Г.В. Кузьмин. М.: Вершина, 2005. - 272 с.
27. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: 2007. - 311 с.
28. Лескова, Ю. Г. Некоммерческие корпоративные организации: особенности правового статуса // Вестник академии права и управления. - М.: Акад. Права и управления, 2011. - № 24. - С. 70-77.
29. Мерзлякова, И. М. Актуальные проблемы некоммерческих организаций / И. М. Мерзлякова // Политический журнал научных публикация Дискуссия. - 2013. - № 5-6 (35-36). - 174 с.
30. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 480с.
31. Михалева, Е. П. Менеджмент: конспект лекций. — 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. - 191с.
32. Мысин, С. В. Анализ зарубежного законодательства о деятельности некоммерческих неправительственных организаций // Закон и право. - 2012. - № 6. - С. 109-111.
33. НКО предложили меры по исключению дискриминации
некоммерческого сектора на рынке социальных услуг // Информационный портал НКО Алтайского края: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nko22.ru/news/nko-predlozhili-mery-po-isklyucheniyu- diskriminatsii-nekommercheskogo-sektora-na-rynke-sotsialnykh-u/ (дата
обращения: 16.04.2017).
34. Поставщики социальных услуг, их права и возможности в связи с
новыми требованиями законодательства // Центр гражданского анализа и независимых исследований «На грани возможного»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://grany-center.org/razvitie-so-
nko/postavshchiki-socialnyh-uslug (дата обращения: 28.04.2017).
35. Право некоммерческих организаций (Учебное пособие). Кожевников О.А. - М: Дашков и Ко, 2016. - 280 с.
36. Реестр поставщиков социальных услуг Алтайского края // Главное
управление Алтайского края по труду и социальной защите: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.aksp.ru/otrasl/soc_reestr/(дата обращения: 11.05.2017).
37. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.
38. Сойфер, Т. В. Гражданско-правовые основы формирования и развития некоммерческих организаций. - М.: Р. Валент, 2012. - 352 c.
39. Соломин, Р. Е. Актуальные вопросы правового положения некоммерческих организаций по российскому гражданскому законодательству // Материалы L Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 13-19 апреля 2012 г.: Государство и право. - Новосибирск: СибАГС, 2012. - С. 47.
40. Социальный капитал гражданского общества: состояние и перспективы развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в Алтайском крае: результаты социологического исследования (краткий вариант) / С.Г. Максимова, О.Е. Ноянзина, Н.П. Гончарова и др. // Информационно-аналитический портал Doc22.ru[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.doc22.ru/facts/sociology/3010(дата обращения: 15.04.2017).
41. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций. Молчанова О.П. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 261 с.
42. Сунгуров, А. Ю. Организации-посредники в структуре гражданского общества (Некоторые проблемы политической модернизации России). - Полис. Политические исследования. 1999. - № 6. - С. 34.
43. Тамбовцев, В.Л. Государство как инициатор развития гражданского общества Текст. // Общественные науки и современность. 2007. - №2. - С. 69 - 77.
44. Тарасова, Ю.А. Стратегическое преимущество некоммерческих организаций России. Современный этап модернизация экономики России: организационно - управленческий контекст // Сборник трудов V научно - практической конференции факультета менеджмента. - СПб.: Издательство «Ютас», 2010. - С. 70 - 75.
45. Управление финансами некоммерческих организаций: учебное пособие / Ю.Е. Клишина, И.И. Глотова, О.Н. Углицких, Е.П. Томилина. - Ставрополь: Литера, 2015. - 128 с.
46. Участие СО НКО в развитии сферы социальных услуг: сборник методических материалов в области развития общественных инициатив, институтов гражданского общества / сост. С.Б. Чуракова. - Барнаул: АКОО «Поддержка общественных инициатив», 2015. - 30 с.
47. Учебник гражданского права. Часть 1 / Под общ.ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. М.: Норма, Инфра-М, 1998. - 464 с.
48. Фролов, С.С. Социология организаций: Учебник /С.С. Фролов.- М.: Гардарики, 2001. - 384 с.
49. Шекова, E.JI. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций Текст. / E.JI. Шекова. СПб.: Лань, 2004. - 154 с.
50. Шубина, Л. Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы: аналитический отчет по результатам опросов населения / Л. Шубина, Н. Возжова, Е. Колесникова. - М.: АНО «Социологическая мастерская Задорина» (ЦИРКОН), АНО «АСИ», 2008. - 91 с.
51. Энциклопедия международных организаций. Международные неправительственные организации. Т.2. - СПб.: Издательский дом Санкт- Петербургского госуниверситета, Изд-во юридического факультета СПБГУ, 2006. - 476 с.
52. Юрьева, Т. В. Социальная экономика: Учеб.для студ. вузов,
обучающихся по эконом, спец. - М.: Дрофа, 2001. - 352 с.
53. Якимова, Т. Б. Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества России / Т. Б. Якимова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12 (140). - 255 с.
54. Ярош, А.И. Теоретические основы менеджмента / А.И. Ярош. -2005.
55. Archambault, E. The third sector in France // German Policy Studies. 2000. Vol. 1. Issue 2.
56. Kendall, Jeremy. The Voluntary Sector: Comparative Perspectives in the UK. London: Routledge, 2003. 272 p.
57. Levitt, Theodore. The Third Sector: New Tactics for a Responsive Society. NewYork: AmaconPress, 1973. 182 p.
58. Okabe, A. Overview of nonprofit sector in Japan Электронный ресурс -URL: http//nonprofitj apan.home.igc.org.
59.Smelser, N. SOCIOLOGY. New-Jersey: Prentice Hall, 1988.
60. The Voluntary and Non-Profit Sector in Japan: The Challenge of Change. Edited by Stephen P. Osborne. New York: Routledge Curzon, 2003. 236 p.