ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Аналитический обзор литературы 6
1.1. Возрастные особенности младших школьников 6
1.2. Физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста .... 13
1.3. Методика развития физических качеств младших школьников 24
1.4. Подвижные игры как средство формирования двигательных качеств
младших школьников 33
Глава 2. Организация и методы исследования 42
2.1. Организация исследования 42
2.2. Методы исследования 45
Глава 3. Результаты иследования и их обсуждение 49
3.1. Разработка и реализация методики использования подвижных игр в
уроках физической культуры на ступени НОО 49
3.2. Анализ результатов исследования 62
3.3. Рекомендации по использованию подвижных игр на уроках
физической культуры в начальной школе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
Условия современной жизни требуют высокого уровня физического развития человека, его работоспособности и защитных сил. Физическое воспитание детей и подростков существенно стимулирует положительные функциональные и физиологические изменения в молодом организме, позитивно влияет на развитие двигательных способностей.
Физическое развитие школьников призвано обеспечить каждому ученику, как участнику образовательного процесса, достаточный и необходимый уровень теоретической, практической и физической подготовки, что будет направлено на создание основы в освоении физической культуры для активной жизненной деятельности, для личностного развития, для формирования крепкого здоровья и осознанного здорового образа жизни.
Главная задача физического воспитания школьников сводится к осуществлению требований к их физической подготовке, которая оценивается уровнем развития необходимых двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений и скоростной силы.
Проблема исследования заключается в поиске и методическом обосновании эффективности подвижных игр, необходимых для развития физических качеств младших школьников на уроках физической культуры.
Актуальность темы. Интерес к подобным исследованиям, связанным с практическим изучением физической подготовленности школьников, повышается с каждым годом. Это связано, прежде всего, с ее связью с показателями умственной работоспособности детей. Поэтому результатом физического воспитания школьников начальных классов будет считаться достаточный уровень здоровья и формирование основ физической культуры юношей и девушек [10]. Однако в современном обществе стремительно возрастающий объем информации, периодическая модернизация учебных программ, повсеместное использование транспорта, современных технических средств оказывают крайне неблагоприятное воздействие на двигательную активность учащихся. Возникает противоречие между требованиями физической подготовленности школьников и их малоподвижным образом жизни. В этой связи возникает острая необходимость определить и применить целесообразные средства и методы повышения физической подготовленности обучающихся [8; 14; 25].
Одним из важных требований к целостному развитию двигательных способностей школьников является сочетание принципов всесторонности и дифференцированности воздействий на организм, а также адекватность нагрузки индивидуальным особенностям и возрастным возможностям детей [1]. Поэтому особое значение в этот период имеют подвижные игры - виды упражнений, которые требуют комплексного проявления физических качеств в рамках переменных режимов активной двигательной деятельности, постоянного изменения ситуаций и форм действий [21, с. 49].
Игра - это такой вид деятельности ребенка, который предполагает сознательную, инициативную активность, направленную на достижение предполагаемой цели, добровольно установленной участниками. В игре происходит удовлетворение физических и духовных потребностей детей, в ней формируются их ум и волевые качества [4]. Среда, в которой находится ребенок, должна как развивать, так и воспитывать, а также побуждать взаимодействовать с ее различными факторами, вызывать стремление к движению, давать возможность для поливариантных игр, быть комфортной.
Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся [13; 28; 36] показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной нами темы работы.
Объект исследования: общая физическая подготовка учащихся на ступени начального общего образования.
Предмет исследования: методика формирования и развития
физических качеств учащихся на ступени начального общего образования.
Цель исследования: повышение уровня развития физических качеств обучающихся в процессе использования подвижных игр на уроках физической культуры в период начального общего образования.
Задачи исследования:
1. Осуществить тематический анализ научно-методической литературы.
2. Разработать и апробировать систему уроков физической культуры для развития физических качеств младших школьников через подвижные игры.
3. Оценить эффективность методики развития физических качеств учащихся начальной школы через подвижные игры.
Гипотеза исследования. Предполагается, что системное использование подвижных игр на уроках физической культуры будет способствовать повышению уровня физических качеств младших школьников.
Научная новизна исследования.
• Разработана экспериментальная программа использования подвижных игр на уроках физической культуры во 2 классе.
• Определена структура урока физической культуры по развитию физических качеств обучающихся через игровую деятельность.
• Выявлены показатели эффективности используемой системы уроков физической культуры, которые определяют повышение уровня развития физических качеств учащихся начальных классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определена связь между возрастными особенностями младших школьников и уровнем развития физических качеств в процессе игровой деятельности.
Практическая значимость исследования. Материалы данного исследования могут использоваться в школьной практике, а также в программах дополнительного профессионального образования.
Структура выпускной квалификационный работы (ВКР).
ВКР изложена на 79 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы из 38 источников и приложения. Текст ВКР снабжен таблицами.
В физическом воспитании детей подвижным играм принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающихся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Проведенный анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности. Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, так как в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.
2. Младший школьный возраст характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью движения. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха. У школьников в этом возрасте преобладает предметно-образное мышление, поэтому подвижные игры носят, как правило, сложный характер. Сравнительно слабое развитие мышечной системы не допускает игры с активным единоборством, переноской и передачей набивных мячей. Таким образом, характер подвижных игр у младших школьников разнообразен, но преобладают коллективные игры с водящим, командные игры без вступления в соприкосновение с противником.
2. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности была подготовлена содержательная часть и разработана экспериментальная программа занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры у учащихся 2-х классов
3. Экспериментально установлено положительное влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и показатели, характеризующие физическую подготовленность учащихся 2-х классов. Наблюдаемые положительные изменения связаны с тем, что учащимся экспериментальных групп были предоставлены подвижные игры, способствующие повышению уровень физической подготовленности детей. Так, достоверно значимые изменения за время основного эксперимента произошли в показателях, характеризующих: координационные способности (челночный бег 3х10 м); скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места), силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту), активную гибкость.
Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу личности занимающихся. Ответный характер двигательных реакций и выбора правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессе контроля и регуляции. В результате совершенствуется процесс протекания нервных процессов, увеличивается их сила и подвижность, возрастает тонкость дифференцировок и пластичность регуляций функциональной деятельности.
Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием занятий подвижными играми.
Таким образом, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности и способствуют воспитанию физических качеств учащихся на ступени начального общего образования.
1. Абзалов, Р.А. Насосная функция сердца развивающегося организма и двигательный режим [Текст] / Р.А.Абзалов. - Казань: ТГГПУ, 2005. - 277 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин-тов [Текст] / Б.А. Ашмарин - М.: Просвещение, 2014. - 288 с.
3. Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст]: Учебн. пособие для ин- тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, В.Г. Яковлев - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 208 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
5. Виленская, Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] /Е. Виленская. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 160 с.
6. Геллер, E. Г. Игры на переменах для школьников младших классов [Текст] / Е.Г. Геллер - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 48 с.
7. Годик, М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / М.А. Годик - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
8. Головина, Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников [Текст] / Л.Л. Головина - М., 1980. -197 с.
9. Городниченко, Э. А. Возрастные изменения статической выносливости и силы разных групп мышц у школьников 8-17 лет. Развитие двигательных качеств школьников [Текст] / Э.А. Городниченко - М. Просвещение, 1987. - С.44-49.
10. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учеб.пособие для студентов ВУЗов [Текст] / Ю.А. Ермолаев - М., 1985. - 80 с.
11. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / М.Н. Жуков - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
12. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник для институтов физической культуры [Текст] / М.Ф. Иваницкий - 6-е изд. - М.: Терра-Спорт, 2003. - 624 с.
13. Коротков, И.М. Подвижные игры в занятиях спортом [Текст] / И.М. Коротков - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 116 с.
14. Кузнецов, В.К. Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и лыжников-гонщиков 11-18 лет [Текст] / В.К Кузнецов - 1979. - №3. - С.12-15.
15. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшина - 2-е изд., исп. - М.: Советский спорт, 2004 - 464 с...